Познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста "Чудо-соль"
опыты и эксперименты (старшая группа)
Познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста "Чудо-соль"
Беседа о применении обычной соли в домашних условиях.
Расширять знания детей о свойствах соли через экспериментальную деятельность.
Продолжать знакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение).
Развивать навыки экспериментирования.
Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного её потребления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2022_08_poznavatelno-issledovatelskaya_deyatelnost_chudo-sol.docx | 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Чудо соль» для детей подготовительной группы.
Предварительная работа:
Беседа о применении обычной соли в домашних условиях.
Проведение опыта: «выращенные кристаллы соли».
Программное содержание:
Расширять знания детей о свойствах соли через экспериментальную деятельность.
Продолжать знакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение).
Развивать навыки экспериментирования.
Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного её потребления.
Словарь:каменная, поваренная, йодированная, кристаллизация, минеральное вещество, рудник, выпаривание.
Оборудование:
Для воспитателя: три вида соли для показа детям, лёд, стакан с горячей водой, металлическая ложка, свеча, спички, солёный раствор воды, яйцо, кристаллы соли (выращенные заранее), мешочек с солью.
Для детей: лупа, стакан с водой, ёмкость с солью, трубочка, кубики льда.
Ход занятия:
Психологический настрой.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня такие все веселые и красивые. Покажем всем, какие мы веселые:
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Глазки тихо открываем,
Руки к небу поднимаем,
Лучи солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.
Я желаю вам, чтобы ваше это настроение сохранилось у вас в течение всего дня.
- Ребята, сегодня я хочу побеседовать с вами о веществе, с которым вы хорошо знакомы. Чтобы узнать, о чём пойдёт речь, предлагаю отгадать загадку:
( Загадка – подсказка):
Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна. (Соль.)
Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок.
- Соль бывает каменная – неочищенный натуральный продукт. (Показать).
- Соль бывает поваренная – это очищенная промышленным способом каменная соль. (Показать).
- Морская соль – один из самых полезных видов соли, обогащена минералами. (Показать).
- Соль цветная – чаще всего это морская соль, окрашенная в различные цвета. Такую соль употреблять в пищу нельзя. Её используют для ванн. Солевая ванна расслабляет, улучшает самочувствие человека. После неё лучше спится.(Показать).
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
Ответы детей.
Воспитатель:
Соль необходима всем людям, в том числе и младенцам. Соль входит в состав крови, слез, пота, участвует во множестве жизненных процессах организма человека. Но если человек употребляет слишком много соли, то у него могут возникнуть проблемы с почками, сердцем, с суставами. Одним словом – всё должно быть в меру!
- Где мы встречаемся с солью? (на кухне, на море).
- Правильно. В море, океане вода соленая. (Слайд №1)
Так же в мире есть и озера с соленой водой, соленые озера, в них вода еще более соленая, чем в море. Посмотрите. Вот соленые озера.(Слайд №2)
Давайте посмотрим, как добывают соль.
Соль может лежать под землёйв виде толстого слоя или на земле в виде огромных гор. (Слайд №3, №4)
Добыча каменной соли осуществляется подземным способом – в шахтах под землёй (слайд №5)
и открытыми способами – на поверхности земли (слайд №6)
Воспитатель:
В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.
Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
(Слайд №7)
Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).
В Алтайском крае много соленых озер. Одно из озер находится в Егорьевском районе «Горькое озеро». (Слайд №8)
Соль нужна не только человеку и животным. (Слайд №9)
Воспитатель:
Ребята давайте отдохнем и сделаем дыхательную гимнастику. Давайте представим, что мы маленькие волны на море.
Дыхательная гимнастика «Волны шипят».
И.п. – сед на пятках, руки внизу. 1-2 – волнообразное движение руками вперёд-вверх – вдох; 3-4 – волнообразное движение руками вниз – выдох через рот со звуком «Ш-ш…». Повторить 5-6 раз.
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру и повторить, где используется соль.
Игра «Где используют соль…»
(с мешочком в ней соль, передавать и говорить)
1. Чтобы консервировать овощи
2. Чтобы использовать в медицине
3. Чтобы посолить суп
4. Чтобы посыпать дорожки зимой
5. Чтобы добавить в жареную картошку
6. Чтобы посолить салат
7. Чтобы засолить грибы
8. Соль нужна для животных
Воспитатель:
Давайте, поговорим о свойствах соли. Для этого произведём несколько опытов.
«Сегодня всем нам предстоит немножко стать учеными.
В лабораторию пойдем,
И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов :
1. Не трогать руками глаза.
2. Соблюдать тишину
3. Не толкать соседа во время работы
4. Сначала посмотри, а потом повтори
5. Выполнил и положи на место
А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки и проходите за столы.)
И так внимание.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель:
Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
- Если мы с вами посмотрим на соль.
Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
Воспитатель:
Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
«Соль сыпучая, без запаха»
Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов
Опыт №2 «Соль хрустит»
Ребята, давайте надавим на соль сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей – (мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день).
Вывод:
Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт №3 «Соль растворяет лёд».
Для эксперимента нам понадобится лед (в кубиках) и 2 небольших мисочек. В каждую мисочку положим по кубику льда и один из кубиков посолим. Отставим мисочки в сторону.
Опыт №4«Соль растворяется в воде»
- А теперь проводим опыт. Высыпите соль в воду.
- Что получилось? (соль растворилась)
- Какая стала вода?
Ответы детей: (соленая)
- Куда делась соль?
Ответы детей: (она растворилась)
- Осталась ли соль в воде?
Ответы детей: (да, соль изменила свое состояние)
- А теперь главный вопрос. Дети, а как вы думаете можно ли отделить соль от воды?
Ответы детей: (нельзя, можно).
Точно нельзя? Как?
Ответы детей: (перелить в другой стакан, фильтрование).
(Любое предположение детей обязательно проверять на опыте).
Опыт №5 «Соль растворяется в воде, но не испаряется».
Растворим соль в воде. (Показываю).
В столовую ложку накапаю пипеткой несколько капель солёной воды. Подержу ложку над огнём до тех пор, пока вода не испарится. На ложке остался белый порошок. Остудим ложку и попробуем порошок на вкус. Легко можно определить, что это соль.
Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей).
Вывод: соль растворяется в воде, при испарении воды – остаётся.
Опыт №6 «Соль делает жидкость плотнее».
Поместим в воду куриное яйцо. Оно утонуло. А теперь поместим яйцо в солёный раствор. Оно не тонет, а плавает. Как вы думаете почему?
Ответы детей.
Вывод: плотность солёной воды гораздо больше, чем плотность пресной (несолёной). Поэтому на море тело человека легче держится на поверхности воды.
Опыт №7 «Соль подвержена кристаллизации».
Напрошлой недели мы с вами поместили х/б нитку в стакан с солёной водой. Давайте посмотрим, что произошло за это время. (Рассматриваем кристаллы). Куда же исчезла вода? (испарилась) А соль осталась. Крупинки соли присоединились друг к другу, стали больше. Образовались большие кристаллы.
Какой вывод можем сделать? (Ответы детей).
Вывод: соль способна кристаллизоваться (соединяться друг с другом).
Воспитатель:
Давайте немного отдохнем и поиграем в игру.
Игра «Соленый-несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить
(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)
А теперь, давайте вернёмся к нашим ёмкостям со льдом.
(Воспитатель достаёт ёмкости, дети рассматривают и делают вывод – лёд, который посыпали солью, растаял быстрее).
Вывод: соль растворяет лёд.
- Действительно, соль растворяет лёд. Ребята, а вы видели, что в гололёд дворники посыпают дорожки солью. Как вы думаете, зачем они это делают?
Ответы детей.
Воспитатель:
Ребята, вот и подошло к концу наше знакомство с такой «обычной – необычной» солью.
Что нового вы узнали о соли? Какие свойства она имеет?
В ходе исследования мы узнали, что:
Соль – вещество белого цвета, не имеет запаха.(Слайд №10)
Соль растворяется в воде, но не испаряется.(Слайд №11)
Соль делает жидкость плотнее. Поэтому в море человеку легче держаться на воде, чем в озере.(Слайд №12)
Соль – кристаллизующееся вещество.(Слайд №13)
Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в различных целях.(Слайд №14)
Соль полезна, так как в ней содержатся микроэлементы.
Большое количество соли может нанести вред человеку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский проект "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе использования дидактических игр"
Познавательно-исследовательский проект "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе исользования дидактических игр"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познание, познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Чистая вода»Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.Задачи:Образовательные:1. Учить ставить ...
Познавательно - исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я ЖИВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение ...
Познавательно – исследовательский групповой проект для детей старшего дошкольного возраста «Удивительный водоем»
Проект для педагогов ДОУ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Чистая вода».
Задачи:Образовательные:-учить ставить перед собой цель, планировать свою работу;-совершенствовать умение общаться со сверстниками во время опытов;-закреплять в речи детей слова: водопровод, авария.Раз...
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошк...
Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...