Конспект занятия для детей старшей группы на тему «Знакомство с театром»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: поддержка познавательно-творческой инициативы детей, создание условий для художественно-эстетического развития детей посредством ознакомления с театром, как видом искусства.
Задачи:
- познакомить детей с понятием «театр»;
- познакомить детей с разновидностями театров (кукольный, теневой, оперы и балета, драматический) и особенности данного места;
- приобщать детей к театральной культуре, познакомить их с устройством театра, театральными жанрами;
- продолжать знакомить с профессиями людей, которые работают в театре;
- вызвать интерес к театрализованной деятельности;
- поддерживать инициативу детей в импровизации;
- продолжать развивать речь и пополнять словарный запас по теме театр;
- развивать мышление, память;
- проявлять инициативу, воображение, фантазию;
- воспитывать эстетический вкус и чувство прекрасного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_znak._s_teatrom.doc | 529.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек» Барабинского района Новосибирской области
НОД
для детей старшей группы на тему
«Знакомство с театром»
Барабинск
Конспект занятия для детей старшей группы
на тему «Знакомство с театром»
Цель: поддержка познавательно-творческой инициативы детей, создание условий для художественно-эстетического развития детей посредством ознакомления с театром, как видом искусства.
Задачи:
- познакомить детей с понятием «театр»;
- познакомить детей с разновидностями театров (кукольный, теневой, оперы и балета, драматический) и особенности данного места;
- приобщать детей к театральной культуре, познакомить их с устройством театра, театральными жанрами;
- продолжать знакомить с профессиями людей, которые работают в театре;
- вызвать интерес к театрализованной деятельности;
- поддерживать инициативу детей в импровизации;
- продолжать развивать речь и пополнять словарный запас по теме театр;
- развивать мышление, память;
- проявлять инициативу, воображение, фантазию;
- воспитывать эстетический вкус и чувство прекрасного.
Материал: мультимедийная презентация; аудиозапись «театральный звонок»; «билеты» (парные карточки с картинками из сказок); «Кубик эмоций»; памятки-книжечки «Правила поведения в театре».
Словарная работа: кассир, гардеробщик, билетёр, художник-декоратор, светооператор, звукооператор, бутофор, костюмер, гримёр, актёр, режиссёр
Ход занятия.
Дети входят в группу, встают в круг.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Здравствуй!».
Проведение игры «Здравствуй!». (приём «Здравствуй, имя»: дети передают друг другу мяч, здороваясь друг с другом. Например, «Здравствуй, Тимофей»).
Воспитатель: Вот мы и поздоровались друг с другом. Давайте пожелаем всем доброго дня и весёлого настроения! Сегодня мы с вами совершим волшебное путешествие в чудесную страну, полную тайн и волшебства. В страну, которой нет ни на одной карте мира. А что это за страна вы узнаете, отгадав загадку.
Там есть сцена и кулисы, и актёры, и актрисы,
Есть афиша и антракт, декорации, аншлаг.
И, конечно же, премьера!
Догадались вы, наверно, что это ... (Театр).
Дети: Театр.
Воспитатель: Скажите, а кто из вас бывал в театре? (Ответы детей). Какой спектакль вы смотрели? Что вы там видели, узнали и что вам там понравилось? (Ответы детей). Как вы думаете, зачем люди ходят в театр? (Ответы детей). Взрослые и дети ходят в театр, чтобы посмотреть спектакль, сказку, послушать музыку, узнать новое, отдохнуть. Правильно, дети, каждое посещение в театр – это праздник. Вижу, что театр для вас место знакомое, и вы часто там бываете. Театр – это волшебный мир, в котором вы всегда были зрителями и смотрели интересные спектакли. А как на самом деле устроен театр, что находится за кулисами – обыкновенному зрителю не видно. Сегодня нам предстоит пройти за кулисы и узнать, какие тайны скрыты за ними от зрителей.
Воспитатель: К волшебному путешествию готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Оказаться в волшебном мире театра нам поможет игра «Замок». Слушайте меня внимательно и повторяйте движения.
Игра «Замок». (Движения повторяются синхронно с текстом по показу воспитателя):
Начинаем колдовать, двери в сказку открывать,
Хоть замочек очень крепкий, металлический и цепкий,
Мы его слегка покрутим, а потом три раза дунем.
Посчитаем: «Раз, два, три! Двери в сказку отвори!».
Воспитатель: Ну, вот мы с вами и оказались в волшебном мире театра. (Включается аудиозапись - первый театральный звонок).
Воспитатель: Но что это? Кто из вас самый внимательный, кто услышал необычный звук? А, может, кто-то из вас знает, в каких случаях он звучит в театре? (Ответы детей).
Воспитатель: Это театральный звонок. Всего в театре перед началом спектакля подают три звонка. Первый звонок приглашает нас в зрительный зал. Согласно билетам, зрители занимают свои места. В билете отмечено, какой ряд и место должен занять каждый зритель.
Воспитатель: А как мы найдём свои места? Сейчас я вам раздам билеты. Посмотрите, какие они у нас необычные. На них картинки – предметы из театральных постановок. На стульчиках вы найдёте карточки, на них изображены сюжеты сказок, из которых эти картинки. (Дети рассаживаются на стулья).
Воспитатель: Ребята, а что такое театр? (Ответы детей). Сейчас я вам расскажу, что такое театр и откуда пришло к нам это слово. (Рассказ воспитателя о театре).
Слово «театр» пришло к нам из греческого языка и означает «место для зрелищ, зрелище». Театр – это место, куда мы приходим на спектакли, место, где показывают представление.
Воспитатель: Хотите узнать больше о театре? (Ответы детей). А знаете ли вы, что у театра есть даже свой День рождения? (Продолжение рассказа о театре).
Слово «театр» также означает вид искусства. Театральное искусство возникло давным-давно, в Древней Греции. В те далёкие времена жители этой страны – древние греки, строили театры под открытым небом. В театре была сцена, где актёры разыгрывали спектакли и пьесы, а вокруг располагались высокие зрительные места. Прошли годы и в современных городах появилось множество разных театров и теперь они размещаются в больших красивых зданиях с изысканной архитектурой.
Театры бывают разные по жанру:
- Театры, в которых артисты не разговаривают, а поют, и их пение, сценическое действие и поступки согласовываются с музыкой, написанной специально для данной пьесы,- это опера.
- Театры, в которых артисты не разговаривают, а танцуют, и все чувства выражаются танцевальными движениями, — это балет.
- Есть кукольные театры, где зрители смотрят не на артистов, а на управляемых артистами кукол.
- Есть театры, в которых объясняются только жестами и мимикой, – это театры пантомимы.
- Драматические театры, в которых актеры разговаривают, действуют, двигаются так, как это бывает в реальной жизни.
27 марта отмечается Всемирный День театра. Это не просто праздник всех работников театра, это и праздник всех зрителей. По случаю этого замечательного Дня в театрах многих стран мира проводятся различные театральные фестивали, праздничные постановки и показы лучших спектаклей.
Воспитатель: А знаете ли вы, какой театр есть у нас в городе Новосибирске? (Ответы детей).
Воспитатель: Театр, которым славится город Новосибирск, называется «Новосибирский городской драматический театр под руководством С. Афанасьева», «Новосибирский музыкальный театр», «Новосибирский театр оперы и балета», «Новосибирский государственный драматический театр Старый Дом».
Сегодня эти театры, которые предлагают своему зрителю (и взрослым, и детям) широкий репертуар.
Воспитатель: Мы с вами увидели на слайдах фотографии театров какие вообще бывают, а также посмотрели фотографию театров, которые находится в городе Новосибирске. Скажите, ребята, а люди каких профессий работают (а правильнее будет сказать – служат) в театре? (Ответы детей). Мы с вами познакомимся с этими профессиями подробнее и узнаем, кто же работает в театре.
Воспитатель: А где же можно купить билет на представление?
Дети: В театральной кассе.
Воспитатель: Театральная касса – место, где продают билеты на спектакли театра. А кто продает билеты в театральной кассе?
Дети: Кассир.
Воспитатель: Спектакль в театре идет обычно долго, больше часа. В верхней одежде зрителям неудобно будет сидеть. Как быть? Куда должны пойти зрители сначала? (Ответы детей).
Воспитатель: В театре раздевалка называется гардероб, а профессия человека, который принимает верхнюю одежду зрителей – гардеробщик. Гардеробщик выдает вам номерок, вы приводите себя в порядок и отправляетесь дальше.
Воспитатель: Фойе – это помещение, предназначенное для отдыха публики во время антракта или для пребывания зрителей в ожидании спектакля.
Вот и мы давайте немного отдохнем.
Физминутка «Буратино».
Буратино потянулся,
Раз -нагнулся, два -нагнулся,
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
Крепче Буратино стой,
Вот он – ключик золотой! (Движения по тексту).
Воспитатель: При входе в театр у зрителей проверяет билеты билетёр.
Прежде, чем спектакль смогут увидеть зрители, его долго готовят люди разных профессий. (Звучит аудиозапись - второй звонок).
Воспитатель: Вы слышали? Прозвучал второй звонок. Он приглашает актёров на сцену. А когда прозвучит третий звонок – это будет означать, что спектакль начинается. Заходить в зрительный зал после третьего звонка неприлично. Пока не подали третий звонок, давайте рассмотрим поподробнее зрительный зал. Это самое большое помещение театра. Что делает зрительный зал красивым? (Стены, светильники, в центре потолка – огромная люстра). У вас дома есть люстры? Они такие же, как эта? (Ответы детей). Эта люстра очень большая, под стать огромному зрительному залу. Когда начнётся спектакль, эта люстра постепенно погаснет, в зрительном зале наступит темнота, а сцену будут освещать специальные прожекторы.
Воспитатель: Самое главное место в зрительном зале – это сцена, на которой играется спектакль. Саму сцену пока не видно. Она ещё закрыта занавесом. Театральный занавес – полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала. Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани, собираются в складки и украшаются широкой бахромой, пришитой к низу занавеса. Спектакль начнётся, как только занавес поднимется или раздвинется, так как они бывают раздвижные или поднимающиеся.
Воспитатель: Прежде чем спектакль смогут увидеть зрители, его долго готовят люди разных профессий. Давайте их перечислим, постараемся никого не забыть! (Театральные профессии).
(Звучит аудиозапись - третий звонок).
Воспитатель: Но вот и прозвучал третий звонок, открывается занавес, и что вы видите? Произошло чудо! Из морозного декабрьского дня вы перенеслись в летний солнечный денёк! Можно догадаться, где будет происходить действие (в какое время года)? (Ответы детей).
Воспитатель: А помогли нам догадаться об этом – декорации. Так называется оформление сцены, выполненное художниками-декораторами. Художник-декоратор создаёт не только сами декорации, но и различные предметы обстановки. Благодаря художнику-декоратору, мы можем, например, из дремучего леса попасть в сказочный замок, или во время одного спектакля побывать в разных частях света либо в разных временах года. (Показ слайдов нескольких декораций к детским спектаклям). Без художника-декоратора не может быть яркого, красочного и захватывающего спектакля.
Воспитатель: А что же нужно, чтобы оживить наши декорации? (Свет, звук).
Воспитатель: Управлением света во время проведения спектакля занимается светооператор и делает он это с помощью софитов (специальные светильники в зрительном зале, освещающие сцену). Светооператоры могут изобразить на сцене рассвет или закат, вспышки молнии, звёздное небо и многое другое.
Воспитатель: Звук к спектаклю (фонограмму) – готовит человек другой профессии – звукооператор. Во время спектакля он может включить любую фонограмму: шум дождя или рокот волн, гул толпы или свист ветра.
Воспитатель: Работник театра, изготовляющий предметы бутафории, называется бутафором. Бутафория – это поддельные, специально изготовляемые предметы скульптуры, мебели, посуды, употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей.
Воспитатель: Актёрам для спектакля могут понадобиться самые разные костюмы: старинные и современные, сказочные и обычные, похожие на нашу с вами одежду. Профессия человека, который шьёт и изготавливает костюмы, называется – костюмер. А помещение, где хранятся все костюмы – костюмерная.
Воспитатель: Вернёмся в наш театр. Декорации, свет и звук готовы. Кого не хватает на сцене?
Дети: Актёров.
Воспитатель: Актёры исполняют роли, создавая на сцене определённые образы. Актёр как бы превращается в своего героя. Кто же помогает актёру перевоплотиться в своего героя? (Ответы детей).
Воспитатель: Перед спектаклем гримёр накладывает актерам грим. Опытный гример может изменить лицо актёра до неузнаваемости. Грим – это искусство изменения внешности актёра с помощью специальных гримировальных красок, волосяных наклеек, парика, причёски.
Воспитатель: Но, чтобы стать настоящим актёром, мало иметь подходящий костюм и грим. Нужно уметь многое делать: владеть мимикой (выражением лица), жестами, чётко, ясно произносить текст, пластично двигаться.
Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:
Он спектаклем заправляет,
Назубок все сцены знает.
Учит он, как роль играть.
Как его, друзья, назвать? (Режиссёр).
Воспитатель: Режиссёр выбирает, какую пьесу ставить, распределяет роли, организует и проводит репетиции и всё, что происходит на сцене.
Воспитатель: Давайте представим, что в театре проходит репетиция, а мы с вами превращаемся в актёров. Одно из упражнений-разминок для актёров – произнесение скороговорок. Скороговорки помогают языку быстро и чётко говорить. Знаете ли вы какие-нибудь скороговорки?
Дети: Актёр – в маске, маляр – в краске.
Воспитатель: Легко ли получается быстро и без запинок проговаривать скороговорки? У кого-то получается хорошо, а кому-то нужно ещё потренироваться. Мы уже говорили, что актёр должен уметь пластично двигаться, тем самым передавая образ своего героя. А теперь мы посмотрим, насколько красиво вы умеете двигаться. (Дети приглашаются в круг, после игры возвращаются обратно на стульчики).
Воспитатель: Внимательно следите за тем, что я буду говорить, и выполняйте движения вместе со мной.
Смотрите, лужа впереди, её нам надо обойти.
А вот большущее лежит бревно, нам очень трудно перелезть через него.
Теперь тропинка стала так узка, что балансировать приходится слегка.
А вот глубокий и широкий ров, и из него воды нам слышен рёв.
Как через ров мы перейдём? Ну, догадались вы? Конечно же, прыжком.
И вдруг мы в сказке очутились. Взглянув вокруг, мы сильно удивились.
Бежит зайчишка озорной. Постой, трусишка, не беги, постой!
Мы так же прыгаем, как ты. Не веришь? Ну-ка, посмотри!
Умеем красться, как хитрющая лиса, хвостом дорогу заметая – не оставить бы следа!
Умеем рыскать, как сердитый волк, которого зовут «зубами щёлк».
Сумеем и как мишка мы пройти, сметая всё, что попадётся на пути.
Воспитатель: Вы сейчас, как актёры перевоплощались в разных героев. А для актёра перевоплощение – главное умение. Актёр должен хорошо уметь владеть мимикой (выражением лица).
Упражнение «Покажи своё настроение».
Воспитатель: У меня в руках «Кубик эмоций». Каждая сторона показывает своё настроение. Давайте при помощи выражения нашего лица (мимики), изобразим эмоциональное состояние. Я бросаю кубик, а вы показываете своё настроение. (Воспитатель бросает кубик, а дети изображают эмоциональные состояния, выпавшие на кубике).
Воспитатель: Перерыв между действиями спектакля называется антрактом. В антракте обычно все зрители выходят в фойе театра. В это время можно сходить в буфет, привести себя в порядок, а также познакомиться с различными фотографиями артистов театра, которые развешаны по стенам фойе.
Воспитатель: Давайте назовём ещё раз профессии все тех, кто работает в театре, с которыми вы сегодня познакомились (кассир, гардеробщик, билетёр, художник-декоратор, светооператор, звукооператор, бутофор, костюмер, гримёр, актёр, режиссёр).
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали, сколько творческих усилий нужно приложить людям разных профессий прежде, чем спектакль придёт к своему зрителю, к нам с вами. Режиссёр поставит спектакль, художники-декораторы оформят его, костюмеры создадут костюмы, гримёры загримируют актёров и, наконец, актёры сыграют роли. А мы, зрители, будем волноваться за любимых героев, горевать, если герои попадут в беду, смеяться удачным шуткам. Вот спектакль подошел к концу. Понравился он вам? А как мы сможем выразить это без слов? Поблагодарить актеров за их замечательную игру?
Дети: Аплодисментами.
Воспитатель: Правильно, аплодисментами! Аплодисменты – форма выражения благодарности артистам. Давайте и мы с вами встанем и поаплодируем. Занавес в нашем волшебном мире театра закрывается, и мы возвращаемся в детский сад.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие в волшебный мир театра? (Ответы детей). Театр – незабываемый праздник, который создают не только люди театральных профессий, но и зрители. От зрителей во многом зависит, принесёт ли посещение театра радость, или вызовет досаду и огорчение. В театре, как и во многих других общественных местах, необходимо соблюдать следующие правила (Детям в подарок раздаются Памятки-книжечки «Правила поведения в театре»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей старшей группы на тему: "Что мы знаем о воде и воздухе?"
Коспект занятия...
Конспект занятия для детей старшей группы на тему: Опытно – экспериментальная деятельность ( опыты с воздухом).
В процессе занятия дети знакомятся со свойствами воздуха, у детей воспитываются дружеские взаимоотношения.Это занятие способствует развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирован...
Конспект занятия для детей старшей группы на тему: "Кто и как считает время"
Конспект занятия для детей старшей группы...
Конспект занятия для детей старшей группы по теме: «Знакомство с русским святым Сергеем Радонежским»
Конспект занятия для детейстаршей группы по теме:«Знакомство с русским святымСергеем Радонежским»...
Конспект занятия для детей старшей группы по теме: «Знакомство с русским святым Сергеем Радонежским»
Конспект занятия для детей старшей группы по теме: «Знакомство с русским святым Сергеем Радонежским»...
Конспект занятия для детей старшей группы по теме «Знакомство с природой».
Цель: Расширить представление детей о диких животных (лиса, заяц, медведь, белка), их образе жизни;Подвести к представлению о зверях, или млекопитающих, диких животных;Формировать интерес к жизни живо...
Конспект занятия для детей средней группы на тему: "Знакомство с ментальной арифметикой".
Тема: " Знакомство с ментальной арифметикой".Программное содержание:- Познакомить с абакусом, с его устройством и правилами работы на нём.- Развивать мелкую моторику и межполу...