Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у сказки».
рабочая программа (старшая группа)
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_teatralnogo_kruzhka_vv_gostyah_u_skazki.docx | 88.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №1 «Светлячок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«В гостях у сказки»
Художественной направленности
Возраст учащихся: 5-6 лет
Срок реализации программы: 1 год
Воспитатель: Ермилова Наталья Владимировна
г.о. Спасск – Дальний.
Раздел №1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ.
- Пояснительная записка
Актуальность программы.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей в общении и неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею», все это удивляет и привлекает.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Она охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную. На занятиях внимание детей направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий руководитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельности воспитанников. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества дошкольников и руководителя, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту детей, связь с другими видами искусств - способствует развитию индивидуальности ребенка.
Направленность программы – художественная.
Уровень освоения – углубленный.
Отличительные особенности.
Предлагаемая дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «В гостях у сказки» расширяет содержание основной образовательной программы дошкольного учреждения по художественно - эстетическому направлению развития детей.
Отличительной особенностью программы является то, что она даёт возможность каждому ребёнку с разными способностями реализовать себя как в массовой постановочной работе, так и в сольном исполнении, выбрать самому из предложенного материала роль, элементы костюма, музыкальное сопровождение.
Адресат программы
Настоящая программа ориентирована на всестороннее развитие личности
ребенка, его неповторимой индивидуальности. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам.
для детей старшего дошкольного возраста.
Работа по данной теме проводится 1 раз в неделю по 25 минут. Всего 36 занятий. Мониторинг проводится 2 раза в год (в сентябре и мае).
Содержание данной рабочей программы художественно-эстетическое воспитания в процессе театрализованной деятельности старшего дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции от 17.02.2021), Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» ); изменений к СанПиНу № 61573 от 21.12.2020г.;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"
Особенности организации образовательного процесса:
- учет интересов и способностей детей;
-желание родителей;
-добровольное участие;
-учет психофизических особенностей детей.
- Работа курса рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах (9 человек) по 25 минут и предполагают использование следующих форм:
беседы, дидактические, ролевые, коммуникативные игры, физические, подражательные упражнения, коллективное творчество.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы:
Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи программы:
Воспитательные:
1.Воспитать доброжелательное отношение друг к другу.
2.Поощрять инициативу, творчество.
Развивающие:
1.Развить интонационную выразительность речи детей для передачи характерных особенностей персонажей сказки, диалогическую и монологическую речь.
2.Развить фантазию, воображение, память.
3.Развить умение различать жанры: потешка, сказка, рассказ.
4.Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонацию
Обучающие:
1.Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2.Познакомить детей с различными видами театра.
3.Обучить детей приёмам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
4.Сформировать умение детей согласовывать свои действия с действиями партнёров.
5.Обучить нравственной оценке поступков героев сказок и своих сверстников.
6.Обучить детей умению своевременно включаться в драматизацию, выражать свои чувства, эмоции.
7.Обучить детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
- . Содержание программы
Учебный план 1 года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Входной мониторинг | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Занятие «Знакомство. Наш любимый театр очень рад встречать ребят». Просмотр презентации «В театре». | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Досуг «Лесная ярмарка». | 1 | - | 1 |
4 | Занятие «Украинская народная сказка «Рукавичка» (настольный театр). | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Занятие «Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть?». Способы управления пальчиковым театром. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Занятие «Игры-драматизации с пальчиковым театром «Осенние хлопоты»». | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Занятие «Наши эмоции». | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Занятие «Игры – драматизации с куклами». (куклы- бибабо). | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Занятие «Сказка «Волк и семеро козлят» ( куклы – бибабо). | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Занятие «Русская народная сказка «Пых» (настольный театр игрушек). | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Занятие «Сценка М. Мошковской «Вежливые слова»- знакомство с текстом | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Показ на празднике «День матери» сценки М. Мошковской «Вежливые слова». | 1 | - | 1 |
13 | Занятие «Здравствуй, Зимушка - Зима». | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Занятие «Путешествие по сказкам «Новогодняя карусель». | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Занятие «Зимняя сказка». (подготовка к сказке). | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Показ сказки «Зимняя сказка» на новогоднем празднике. | 1 | - | 1 |
17 | Народный праздник. «Рождественское чудо». | 1 | - | 1 |
18 | Занятие «В гостях у русских народных сказок». | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | Занятие «Устное народное творчество». | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Занятие «Сказка «Заюшкина избушка» (театр картинок на столе). | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Занятие «Чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка». Знакомство со сказкой. | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | Занятие «Сказка Ш. Перро «Красная шапочка» Отработка диалогов. Ритмопластика (отработка движений). | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Занятие «Сказка Ш. Перро «Красная шапочка» Отработка диалогов. Ритмопластика (отработка движений). | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Досуг «Ай да масленица!» | 1 | - | 1 |
25 | Показ сказки «Красная шапочка» на празднике, посвященном 8 Марта. | 1 | - | 1 |
26 | Занятие «Петрушка в гостях у ребят». | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | Занятие «Потешки, скороговорки, пословицы». | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | Показ сказки «Красная шапочка» для детей детского сада. | 1 | - | 1 |
29 | Занятие «Сказка «Три поросёнка» (пальчиковый театр). | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | Занятие «Сказка «Сказка о глупом мышонке» (куклы- бибабо). | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | Занятие «Сказка «Три медведя» (магнитный театр). | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | Занятие «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Под грибом». | 1 | 0,5 | 0,5 |
33 | Занятие «Сказка В. Сутеева «Под грибом». Отработка диалогов. Ритмопластика (отработка движений). | 1 | 0,5 | 0,5 |
34 | Занятие «Сказка В. Сутеева «Под грибом». Отработка диалогов. Ритмопластика (отработка движений). | 1 | 0,5 | 0,5 |
35 | Показ сказки В. Сутеева «Под грибом» для детей детского сада. | 1 | - | 1 |
36 | Итоговый мониторинг | 1 | - | 1 |
ИТОГО | 36 | 36 |
Содержание учебного плана 1 года обучения.
1.Входной мониторинг.
2. Тема: «Знакомство. Наш любимый театр очень рад встречать ребят». Просмотр презентации «В театре».
Теория. Презентация «В театре» (просмотр и обсуждение).
Практика. Игры «Здравствуйте!», «Назови соседа ласково».
Упражнения:
- дыхательные - «Задуй свечу»;
- на релаксацию - «Тяжёлая ваза»;
- артикуляционные - «Сказка о весёлом язычке».
Этюды «Знакомство», «Встреча с другом», «В театре».
3. Тема: Досуг «Лесная ярмарка».
Практика.
Игра «Ярмарка» (проигрывание).
Хоровод «Урожайная» (проговаривание слов хоровода).
Игра «Улиточка».
Мини - сценка «Брусничка».
4. Тема: «Украинская народная сказка «Рукавичка» (настольный театр).
Теория. Беседа о диких животных и их повадках.
Украинская сказка «Рукавичка» (чтение).
Практика.
Творческое задание «Превращения в животных» (мимика и жесты).
Пальчиковая гимнастика «Деревья», «Фонарики».
Речевая минутка: «Чей голосок?», «В лесу».
Рассказывание украинской сказки «Рукавичка» с использованием настольного театра.
5. Тема: «Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть?».
Способы управления пальчиковым театром.
Теория. Скороговорки, пословицы ( проговаривание).
Загадки (отгадывание).
Практика.
Пальчиковые игры «Ладушки-хлопушки», «Пальчик-мальчик», «Сорока-белобока».
Расскажи стихи руками.
Проигрывают сказку ««Волк и семеро козлят» (пальчиковый театр).
6. Тема: «Осенние хлопоты».
Игры-драматизации с пальчиковым театром.
Теория.
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка: «Листопад», «Кто точнее».
Практика. Пальчиковая гимнастика «Топ-топ».
Игры на внимание. Игра «Водяной».
Разыгрывание знакомых игр - драматизаций.
7. Тема: «Наши эмоции».
Теория. Знакомство с понятием «Эмоция», с пиктограммами.
Рассматривание графических карточек (беседа).
Беседа о смене настроения героев (радость, печаль и т.д.)
Рассматривание сюжетных картинок. Упражнение «Изобрази эмоцию».
Практика. Этюды на изображение этих эмоций.
Упражнения на различные эмоции.
Игра «Угадай эмоцию».
Упражнения у зеркала «Изобрази настроение».
8.Тема: «Игры – драматизации с куклами» (куклы - бибабо).
Теория. Знакомство с куклами- бибабо.
Практика. Игра «Театральная разминка».
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Чистоговорка « Мухи».
Расскажи стихи руками.
Управление куклами. Разыгрывание по ролям «Киска».
9.Тема: Сказка «Волк и семеро козлят» (куклы – бибабо).
Теория. Разучивание чистоговорок, потешек, песенок.
Чтение сказки «Волк и семеро козлят».
Практика. Игра «Театральная разминка».
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Участие в диалоге с воспитателем.
Передача детьми образа героев сказки - волк сердитый, злой, голос грубый, хриплый; коза - нежная, добрая, козлятки – шаловливые, веселые, испуганные.
Сказка ««Волк и семеро козлят» (куклы- бибабо).
10. Тема: Русская народная сказка «Пых» (настольный театр игрушек).
Теория. Чтение русской народной сказки «Пых».
Беседа по содержанию, обсуждение характеров героев сказки «Пых». Практика. Речевая гимнастика.
Упражнение «Кораблик»- артикуляция звуков - С,Ч,Ш.
сила голоса – «тихо – громко».
дикция - чтение стихотворения в движении — дыхание.
Игра «Кто это?»
Показ русской народной сказки «Пых» (настольный театр игрушек).
11. Тема: Знакомство с текстом сценки М. Мошковской «Вежливые слова».
Теория. Чтение текста сценки М. Мошковской «Вежливые слова».
Беседа по содержанию, обсуждение характеров героев.
Практика. Интонационная выразительность речи.
Упражнение: «Порхание бабочки», «Путешествие в волшебный лес».
Распределение ролей с помощью загадок.
Работают над текстом, голосом.
Передача интонацией – удивление, просьбы, жалости.
12. Тема: Показ на празднике «День матери» сценки М. Мошковской «Вежливые слова».
Практика. Показ сценки М. Мошковской «Вежливые слова».
Передача интонацией эмоций.
Ведение диалога в соответствии с текстом.
13. Тема: «Здравствуй, Зимушка - Зима».
Теория. Чтение русской народной сказки «Снегурочка».
Обсуждение. Беседа.
Практика.
Музыкальная пауза (разучивание новогодней песни).
Этюд « Получился снеговик».
Игра «Весёлый бубен».
Импровизация «Зимняя прогулка».
14.Тема: Путешествие по сказкам «Новогодняя карусель».
Теория. Чтение отрывков русских народных сказок «Снегурочка», «Морозко». Беседа. Обсуждение.
Практика. Речевая минутка.
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Музыкальная пауза (разучивание новогодней песни).
Импровизация «Зимняя прогулка».
Этюд « Получился снеговик». Хоровод «Ах ты, Зимушка-зима».
15. Тема: «Зимняя сказка». Подготовка к сказке.
Теория. Знакомство со сценарием «Зимней сказки».
Беседа, обсуждение героев.
Практика Речевая гимнастика: дыхание «Снежинки».
Пантомима «Представьте себе». Мимическая игра « Передавалки». Игра – пантомима «Медвежата». Игра: «Где звенит колокольчик».
Репетиция сцен сказки.
16. Тема: Показ сказки «Зимняя сказка» на новогоднем празднике.
Практика. Показ сказки «Зимняя сказка».
17. Тема: Народный праздник «Рождественское чудо».
Практика.
«Новогодние песенки».
Музыкально - ритмические композиции.
Обыгрывание частушек, колядок.
Игра «Огонь и лед».
Музыкальная театрализованная игра «Бабка Ёжка».
18. Тема: «В гостях у русских народных сказок».
Теория. Слушание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
с музыкальными фрагментами.
Практика. Речевая гимнастика.
Упражнение на дыхание,
Артикуляция звуков - ш, с, н.
Игра «Где звенит колокольчик».
Инсценировка русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».
19. Тема: «Устное народное творчество».
Теория. Просматривание презентации по теме.
Рассматривание иллюстраций, картин, русских народных костюмов.
Слушание былин, потешек , пестушек.
Практика.
Хоровод с платками. Игра: «Водяной».
20. Тема: Сказка «Заюшкина избушка» (театр картинок на столе).
Теория. Просмотр сказки на Ютуб- канале «Заюшкина избушка».
Практика. Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Речевая минутка: «Петя-петушок», «На заре».
Игра «Ладушки-хлопушки», «Пальчик-мальчик», «Сорока-белобока».
Показ сказки «Заюшкина избушка» (театр картинок на столе).
21. Тема: Знакомство со сказкой Ш. Перро «Красная Шапочка».
Чтение сказки.
Теория. Чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка». Беседа, обсуждение сказочных героев. Знакомство со сценарием, распределение ролей.
Практика. Речевая минутка «Кто дольше?».
Пальчиковая гимнастика «Ладошка – кулачок - ребро».
Этюды «Хитрая лиса».
Развитие мимики и пластики движений: «У зеркала».
22. Тема: Сказка Ш. Перро «Красная шапочка». Отработка диалогов. Ритмопластика (отработка движений).
Теория. Обсуждение слов и диалогов, героев сказки.
Работа над текстом сказки.
Практика. Речевая минутка: «Три котёнка».
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Работа над текстом, голосом.
Передача интонацией эмоций.
Ведение диалога с партнёром.
23. Тема: Сказка Ш. Перро «Красная шапочка» Отработка диалогов. Ритмопластика (отработка движений).
Теория. Обсуждение слов и диалогов.
Практика. Речевая минутка: «Теплый и холодный ветер».
Этюды: «Где мы были».
Работа над текстом, голосом.
Передача интонацией эмоций.
Ведение диалога с партнёром.
24. Тема: Досуг «Ай да масленица!».
Практика.
Танец ложкарей.
Танец коробейников.
Обыгрывание русских народных песен: «Позолоченная прялица», «Песня пахаря», «Во кузнице».
25. Тема: Показ сказки «Красная шапочка» на празднике, посвященном
8 Марта.
Практика. Передача интонацией эмоций.
Ведение диалога в соответствии с текстом.
26. Тема: «Петрушка в гостях у ребят».
Теория. Слушание русских народных потешек и песен.
Практика. Речевая минутка: «Тихо - громко», «Кричи - молчи».
Пение знакомых потешек, песенок. Игра «Жмурки». Игры на народных инструментах. Игра «Весёлый бубен».
27. Тема: «Потешки, скороговорки, пословицы».
Теория. Слушание русских народных потешек и песен в аудио-исполнении.
Практика. Речедвигательная гимнастика.
Игра «Узнай меня!», «Оживи предмет».
Этюды «Мышка-норушка», «Лягушка-квакушка», «Зайчик - побегайчик».
Развитие мимики и пластики движений: «Изобрази настроение».
Игра «Угадайте, кто я».
28. Тема: Показ сказки «Красная шапочка» для детей детского сада.
Практика. Передача интонацией эмоций.
Ведение диалога в соответствии с текстом.
29. Тема: Сказка «Три поросёнка» (пальчиковый театр).
Теория. Чтение отрывков сказки «Три поросёнка».
Практика. Этюды «Поросята», «Волк».
Игра «Угадайте, кто я»
Пальчиковые игры.
Показ сказки «Три поросёнка» (пальчиковый театр).
30.Тема: «Сказка о глупом мышонке» (куклы бибабо).
Теория. Чтение отрывков сказки «Сказка о глупом мышонке».
Практика. Речевая минутка: «Кричи - молчи».
Дыхательная гимнастика «Воздушный шар», «Ветер».
Отработка навыков ведения куклы.
Показ сказки «Сказка о глупом мышонке» (куклы бибабо).
31. Тема: Сказка «Три медведя» (магнитный театр).
Теория. Чтение отрывков сказки «Три медведя».
Практика. Речевая минутка: «Тихо - громко».
Дыхательная гимнастика «Послушай своё дыхание».
Пальчиковые игры.
Показ сказки «Три медведя» (магнитный театр).
32. Тема: Знакомство со сказкой В. Сутеева «Под грибом».
Теория. Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом».
Беседа, обсуждение сказочных героев. Знакомство со сценарием, распределение ролей.
Практика. Речевая минутка «Кто дольше?».
Пальчиковая гимнастика «Ладошка – кулачок - ребро».
Этюды «Хитрая лиса», «Зайчишка- трусишка», «Воробей».
Развитие мимики и пластики движений: «Какой –я?».
33.Тема: Сказка В. Сутеева «Под грибом». Отработка диалогов. Ритмопластика (отработка движений).
Теория. Обсуждение слов и диалогов.
Практика. Речевая минутка: «Теплый и холодный ветер».
Этюды: «Где мы были».
Работа над текстом, голосом.
Передача интонацией эмоций. Ведение диалога с партнёром.
34. Тема: Сказка В. Сутеева «Под грибом». Отработка диалогов. Ритмопластика (отработка движений)
Теория. Обсуждение слов и диалогов, героев сказки.
Работа над текстом сказки.
Практика. Речевая минутка: «Три котёнка».
Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».
Работа над текстом, голосом.
Передача интонацией эмоций.
Ведение диалога с партнёром.
35. Тема: Показ сказки В. Сутеева «Под грибом» для детей детского сада.
Практика. Передача интонацией эмоций.
Ведение диалога в соответствии с текстом.
36. Тема: Итоговый мониторинг.
Подготовка лучших инсценировок сказок и стихотворений, театрализованных игр, игр-драматизаций (по выбору детей).
Концерт для родителей и детей младших групп детского сада.
1.4. Планируемые результаты.
К концу курса у детей будут сформированы понятия о:
1. некоторых видах театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей, театр теней и др.);
2. некоторых приемах и манипуляциях, применяемых в знакомых видах театров: резиновый, пластмассовый, мягкой игрушки (кукольный), настольный; пальчиковый, би-ба-бо (перчаточный), плоскостной шагающий театр, театр «Забавная перчатка», театр на палочках, в стаканчиках, театр на конусах;
3. реквизите для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски);
4. театре, театральной культуре;
5. роли артистов, кукол;
6. правилах поведения в театре.
7. разных видах театра: пальчиковый, настольный и т.д.
Также будут сформированы следующие умения:
1.заинтересованно заниматься театрально - игровой деятельностью;
2. разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам;
3. использовать выразительные средства (интонацию, мимику, жест);
4. использовать в театрализованных играх образные игрушки;
5. изображать отгадки к загадкам, используя выразительные средства; 6. выступать перед родителями, детьми своей группы, малышами с инсценировками;
7. анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы;
8. взаимодействовать с партнером по сцене.
9. владеть театральной куклой.
Личностные результаты:
У обучающегося будет сформировавшаяся система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Обучающийся будет внимателен к выполнению заданий, целенаправлен, раскрепощён, заинтересован.
Метапредметные результаты:
Обучающийся будет знать:
1. некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей, театр теней и др.);
2. некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновый, пластмассовый, мягкой игрушки (кукольный), настольный; пальчиковый, би-ба-бо (перчаточный), плоскостной шагающий театр; театр «Забавная перчатка», театр на палочках, в стаканчиках, театр на конусах;
3. реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски);
4. театральную культуру;
5. правила поведения в театре.
Предметные результаты:
Обучающийся будет знать:
∙ основные приёмы кукловождения,
что такое «театральная маска»,
верховые куклы и ширма,
особенности настольно – плоскостного, конусного, стендового, пальчикового, теневого театра, театра би – ба –бо, марионеток;
∙ что такое пантомимика и ритмопластика, музыкальная импровизация, основные пантомимические приёмы;
∙ как появляется звук, строение и назначение артикуляционного аппарата;
∙ литературные сюжеты инсценируемых произведений;
∙ что такое театр, историю и виды театра, некоторые театральные профессии, театральную терминологию.
будет уметь
В результате освоения программы дети умеют:
∙ сочинять и обыгрывать простейшие этюды, использовать куклы различных систем в работе над спектаклем,
∙ понимать и передавать эмоциональное состояние мимикой и жестами, с помощью пантомимических приёмов показывать некоторых животных, передавать через пантомимику характер изображаемого образа, пользоваться различными жестами, передавать образ героя характерными движениями, двигаться согласно заданному ритму, управлять собственными мышцами, импровизировать в передачи образа, чувствовать настроение музыки и передавать его в танце,
∙ правильно дышать при произношении звуков и слов, менять темп речи, передавать в речи эмоциональное состояние персонажа, чётко и правильно произносить звуки, слова, предложения, находить нестандартные решения лексических задач, уметь преобразовывать слова, заменяя отдельные звуки, слоги, придумывать новые слова,
∙ разыгрывать несложные представления, самостоятельно выбирая средства для передачи образов, действовать согласовано с партнёром, свободно и раскрепощённо держаться перед зрителями, участвуя в досугах и развлечениях, получать удовольствия от выступления,
∙ вести себя в театре, соблюдая правила.
Раздел №2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
- Материально-техническое обеспечение:
Музыкальный зал;
Наборы театра (теневой, пальчиковый, кукольный, резиновый, пластмассовый, мягкой игрушки (кукольный), настольный; би-ба-бо (перчаточный), плоскостной шагающий театр, театр «Забавная перчатка», театр на палочках, в стаканчиках, театр на конусах;
Ширма;
Фланелеграф;
Музыкальные инструменты;
Декорации;
Костюмы различного плана (детские, взрослые), маски;
Методическое обеспечение:
фотографии, иллюстрации;
учебно - методические комплекты, дидактические игры.
Информационное обеспечение:
ноутбук, видеоматериалы (записи сказок, спектаклей на компакт-дисках);
звуковая аппаратура, микрофоны, музыкальный центр.
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации.
Диагностическая карта изучения реализации программы
театрального кружка
«В гостях у сказки».
Ф.И. ребёнка | Этюдный тренаж | Кукольные спектакли | Этюды С куклами | Игры- драматизации | Эмоционально- образное развитие | Рече вая куль тура | Итоги |
1. | |||||||
2. |
Сформирован. Ребёнок творчески активен, самостоятелен, инициативен, быстро осмысливает задание, точно и выразительно выполняет задание без помощи взрослого. Ребенок проявляет устойчивый интерес к театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения. Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать эмоциональные состояния, самостоятельно находить выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественно-творческой деятельности. Импровизирует куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Частично сформирован. Ребёнок эмоционально отзывчив, проявляет интерес к театральной деятельности, включается в неё с желанием, несмотря на некоторые затруднения в выполнении задания. Ребёнок нуждается в помощи взрослого, дополнительном объяснении, пока зе, неоднократных повторах. Проявляет эмоциональный интерес к театрализованной деятельности. Понимает содержание и главную мысль литературного произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа. Владеет навыками кукловождения, может применять в свободной творческой деятельности. С помощью педагога подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность, согласованность действий с партнерами. Активной участвует в различных видах творческой деятельности.
Недостаточно сформирован. Ребёнок малоэмоционален. Ровно и спокойно относится к театральной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности. Проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Понимает содержание произведения.
Педагог даёт оценку дикции, жестам, мимике, движениям детей. Наблюдает и оценивает их участие в играх драматизациях.
Педагог оценивает умение детей управлять куклами различных систем, наблюдает, как дети исполняют роли в кукольном спектакле.
1.Этюдный тренаж.
Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки).
Жесты (этюды на выразительность жеста, в том числе «Расскажи стихи руками»).
Мимика (этюды на выражение основных эмоций, на сопоставление различных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера).
Движения (этюды с музыкальным сопровождением).
2.Кукольные спектакли.
Желание участвовать в кукольном спектакле.
Умение взаимодействовать с партнёром, используя кукол разных систем. Способность к созданию образа с помощью куклы определённой системы.
3.Этюды с куклам.
Желание участвовать в игре- спектакле.
Умение создавать образ персонажа, используя различные средства выразительности (слова, жесты, мимику, движения, кукол различных систем).
4.Игры-драматизации.
Желание участвовать в играх - драматизациях.
Умение общаться с партнёром.
Способность к импровизации в создании образа.
Уровни развития театральных способностей у детей.
Мониторинг уровня развития театральных способностей у детей
проводится 2 раза в год (в начале и конце учебного года).
Низкий уровень.
У ребенка неустойчивый, ситуативный интерес и желание участвовать в театрализованной деятельности. Эмоциональный отклик на произведения незначительный.
Ребенок затрудняется в воспроизведении театральных движений, часто допускает ошибки в ответах, не умеет действовать с куклами. Узнает и называет распространенные виды театра, вычленяя некоторые их особенности. Познавательное отношение к видам театра неустойчивое. Словарь беден, при ответах использует простые короткие предложения.
Средний уровень.
Интерес к театрализованной деятельности неустойчив. Участвует ребенок в театрализованной деятельности по инициативе педагога. Эмоциональные реакции не всегда соответствуют настроению и теме произведения. Ребенок часто отвлекается. В движениях копирует других детей, не проявляет фантазию. Затрудняется ответить на вопросы, не в полной мере владеет системными знаниями
о видах театра. Отвечает на вопросы после повторного объяснения или с подсказкой педагога.
Высокий уровень
Ребенок вслушивается в музыку, характеризующую героя сказки, запоминает и узнает знакомые произведения. Проявляет эмоциональную отзывчивость,
Появляются первоначальные суждения и эмоциональные отклики на характер и настроение персонажа, активен в театрализованной деятельности, владеет знанием большинства видов театра.
Этапы образовательного процесса | 1год |
Продолжительность учебного года, неделя | 36 ч. |
Количество учебных дней | 36 ч. |
Продолжительность учебных периодов | 1.09.2021г.- 27.05.2022г. |
Возраст детей | 5-6 лет |
Продолжительность занятия | 25 минут |
Режим занятия | 1 раз в неделю |
Годовая учебная нагрузка | 36 ч. |
2.3. Список литературы:
1.Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. - Ярославль: Академия развития, 2018г.; стр. 95.
2.Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2017г.; стр.128.
3.Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: «От игры до спектакля» - СПб., 2018г.; стр.114.
- Карманенко Т.Н. Кукольный театр в детском саду, - М., 2018г.; стр.192.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 2018г.; стр.48.
- Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду/Пособие для работников дошкольных учреждений, - М., Творческий Центр, 2020г.; стр.128.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2020г.; стр. 98.
- Щёткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М. Мозаика-синтез 2020г.; стр. 18.
- Юдина С.Ю. «Мои любимые праздники». - СПб.: «Детство-Пресс», 2019г.; стр.5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В гостях у сказки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у сказки" имеет художественно-эстетическую направленность, направлена на развитие эстети...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В гостях у сказки"
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Сказка»
Возраст воспитанников 5-6 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дошкольного образования "Шахматные сказки"
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у книги» для младших дошкольников
Базовой основой программы являются задачи воспитания и развития детей, представленные в образовательной области «Чтение художественной литературы» примерной основной общеобразовательной пр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радужная сказка»
Актуальность программы состоит в том, что дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования и их особенностями, многообразием материалов, используемых в продуктивных видах деятельности...