Профессий нужных и важных»
материал

Заздравных Олеся Александровна

 ЦЕЛЬ: формирование диалогической речи детей старшего возраста через игровую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx69.91 КБ

Предварительный просмотр:

 

Профессий нужных и важных»

ЦЕЛЬ: формирование диалогической речи детей старшего возраста через игровую деятельность.

Задачи приоритетной области Речевое развитие:

  • продолжать формировать умение вступать в диалог со взрослыми и детьми;
  • совершенствовать умение доказывать свою точку зрения, формулировать ответ на вопрос;
  • активизировать словарь по теме «Профессии»;
  • упражнять в составлении предложения по смыслу, в рифму;

 

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие:

  • формировать позитивные установки к различным видам профессий, уважение к людям труда;
  • развивать стремления отражать свои умения и впечатления о труде взрослых в игровой деятельности;
  • развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми;
  • формировать умение работать в парах, микрогруппах;
  • развивать эмоциональную отзывчивость.

 

Познавательное развитие:

  • актуализировать, систематизировать и расширять представления детей о профессиях;
  • развивать логическое мышление, восприятие, внимание, память;
  • развивать интерес у детей, любознательность, познавательную активность.

 

Художественно-эстетическое развитие:

  • развивать творческую активность детей;

 

Физическое развитие:

  • развивать координацию движений, мелкую моторику.

 

Обоснование целесообразности применения ИКТ в НОД:

  • активизация познавательной активности воспитанников;
  • формирование учебной мотивации;
  • закрепление материала, полученного во время НОД;
  • использование современных форм представления материала.

 

Предпосылки УУд:

  • коммуникативные – умение слушать, рассуждать, делать выводы, участвовать в совместной деятельности - в паре, минигруппе, предлагать помощь и сотрудничество;
  • познавательные – умение доказывать и анализировать.
  • регулятивные: умение осуществлять действия по заданному правилу, умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  • личностные – умение ориентироваться в межличностных отношениях; умение устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

 

Планируемые результаты НОД:

  • дети активно пользуются диалогической речью, могут использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • обладают достаточными представлениями об окружающем (в частности о профессиях);
  • проявляют инициативу в разных видах деятельности;
  • активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми; понимают реальную и условную ситуации;
  • у детей развита мелкая и крупная моторика;
  • они подвижны и мобильны, могут контролировать свои действия и управлять ими.

 

Используемое оборудование:

  • для педагога: ноутбук, телевизор, компьютерная презентация, мяч для игры,
  • для детей: иллюстрации, разрезные картинки по теме «Профессии»; листы бумаги, простые карандаши; телефоны.

 

Предварительная работа: подбор литературы, разучивание стихов, загадок, пальчиковых игр, подбор иллюстративного материала, проведение НОД, проигрывание различных дидактических и сюжетно-ролевых игр, создание дидактического пособия «Такие разные профессии».

 

Содержательная часть:

 

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

  1. Вводная часть – (продолжительность – 4 мин)
  1. Приветствие.

Цель: Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы, психологического комфорта.

Цель: Установление тактильного, зрительного контактов. Участие в игре.

- Ребята, доброе утро!

 

- К нам сегодня гости пришли. Давайте с ними поздороваемся.

 

Дети собираются в полукруг около воспитателя.

Дети здороваются с гостями, улыбаются.

  1. Создание мотивации. Постановка проблемы. Самостоятельная формулировка детьми темы НОД.

Цель: формирование представлений о предстоящей деятельности

Цель: принятие поставленной задачи

- Ребята, а вы хотите сегодня поиграть?

 

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Наши глазки закрываем

И игру мы начинаем.

1,2,3 – волшебство скорей приди!

 

- Открываем глаза. Что произошло?

(появился воздушный шар)

 

Предполагаемые ответы детей: «Да».

Соглашаются.

 

Выполняют действия по ходу стихотворения - берутся за руки, улыбаются, закрывают глаза.

 

 

Дети открывают глаза и видят воздушный шар. Удивляются, радуются.

 

  1. Речевая дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: упражнение в составлении предложения по смыслу, в рифму.

Цель: участие в игре, желание добиться в ней успеха.

- Ребята, на шарике закреплен конверт. Предлагаю его достать и открыть. В конверте игра. Но это не просто игра, она нам подскажет, о чем мы сегодня будем говорить. Согласны?

Итак, я начинаю предложение, а вы его заканчиваете.

  • У доски стоит учитель, за рулем сидит…
  • Розы вырастил садовник, двор метлой вымел …
  • Книгу прочитал читатель, написал ее..
  • Вспашет поле тракторист, поезд водит ….
  • Песни нам поёт певец, торговлей занят………

- Ребята, как можно назвать одним словом понятия, которые вы добавляли?

- Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить?

Принимают предложение взрослого.

 

Внимательно слушают педагога.

 

 

Думают, добавляют подходящее по смыслу название профессии.

Предполагаемые ответы детей: «Водитель».

Предполагаемые ответы детей: «Дворник».

Предполагаемые ответы детей: «Писатель».

Предполагаемые ответы детей: «Машинист».

Предполагаемые ответы детей: «Продавец».

Дети подбирают обобщающее слово – «профессии».

Активно рассуждают, формулируют цель занятия: «Мы сегодня будем говорить о профессиях».

 

  1. Основная часть – содержательно-деятельностный этап

(продолжительность 18 мин.)

Цель: закрепление и систематизация имеющихся у детей представлений о профессиях.

Цель: выполнение заданий, используя имеющиеся представления, активизация личного опыта.

  1. Закрепление ранее полученной информации – фронтальная беседа по теме

- Что же такое профессия?

 

Верно, ребята, вы очень подробно рассказали нам, что же такое профессия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель подводит итог:

Профессий много и каждая из них важна!

- Кем вы хотите стать, когда вырастите?

 

 

Дети думают, высказываются по очереди.

Предполагаемые ответы детей:

Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь.

Профессия – это работа, которую выполняет человек.

Каждый выбирает себе профессию по душе.

Кто хорошо рисует – становится художником.

Кто-то умеет моделировать и шить одежду и становится портным.

Кому-то интересно водить машину, и он выбирает профессию водителя.

Предполагаемые ответы детей: продавец, врач, парикмахер, повар, водитель, военный…

 

  1. Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?»

Цель: закрепление знаний детей об орудиях труда и материалах, необходимых людям той или иной профессии, умений схематично изображать предметы и инструменты.

Цель: участие в игре, развитие внимания и памяти.

- А знаете ли вы что необходимо людям различных профессий для работы?

 

 

- Предлагаю вам поиграть в игру «Кому, что нужно для работы?». Для этого распределитесь на две команды – команда девочек и команда мальчиков.

На экране будут появляться картинки людей какой-либо профессии, картинка слева экрана для девочек, справа – для мальчиков. Нужно определить профессию, а затем на листе бумаги схематично изобразить предметы и инструменты, которые необходимы человеку данной профессии.

 

Дети думают, рассуждают, делают вывод, что они знают, что необходимо людям различных профессий.

Соглашаются.

Принимают предложение педагога.

Делятся на две команды – девочки и мальчики.

Дети смотрят на экран, называют профессию.

 

Дети схематично простым карандашом изображают предметы и инструменты, которые необходимы человеку данной профессии.

  1. Разыгрывание различных ситуаций

Цель: развитие диалогической речи, коммуникативных навыков

Цель: участие в игре, желание общаться

– Ребята, теперь я вижу, что знаете, что нужно людям разных профессий. Предлагаю вам попробовать обыграть какую-то ситуацию.

- Ситуация: в вашей семье заболел ребенок.

Вы знаете, как нужно вызвать врача?

Давайте попробуем?

- Кто будет медсестрой в регистратуре? Кто мамой?

Можно предложить и другую игру: «Салон красоты» (запись на стрижку, как по телефону, так и клиент может прийти в салон).

Ситуация: оставлен подозрительный пакет.

 

Принимают предложение педагога.

 

 

 

 

 

Объединяются, ведут диалог по телефону, между собой, договариваются, играют.

 

 

 

 

 

 

  1. Двигательная игра «Много профессий на свете у нас»

Цель: координация речи с движением, развитие общей моторики

Цель: выполнение движений согласно тексту.

- Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнем от трудной работы.

 

Много профессий на свете у нас!

 

О них поговорим сейчас:

Вот швея рубашки шьет,

Повар варит нам компот,

Самолет ведет пилот –

На посадку и на взлет.

Каменщик кладет кирпич,

 

А охотник ловит дичь

Есть учитель, есть кузнец,

Балерина и певец.

Чтоб профессии иметь,

Надо много знать, уметь

Хорошо дружок учись!

И, конечно, не ленись!

 

Дети включаются в двигательную деятельность, выполняют движения по тексту.

Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево

Развести руки в стороны

Движения воображаемой иглой

Мешаем» поварешкой

Руки – в стороны, опускают их вниз, поднимают вверх, приседают

Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз

Делают бинокль из пальчиков

Загибают пальцы на одной руке, перечисляя профессии

Загибают пальцы на другой руке

 

Погрозить пальчиком

Отрицательное движение указательным пальцем.

 

  1. Дидактическая игра-предположение «Что бы случилось, если….»

Цель: развитие воображения, связной речи

 

Цель: участие в игре, желание добиться в ней успеха

- Ребята, подумайте и скажите, что было бы, если на Земле не было бы людей разных профессий?

  • Если бы не было пожарных….
  • Если бы не было писателей………….
  • Если бы не было учителей…………….
  • Если бы не было сантехников….
  • Если бы не было автомехаников……….
  • Если бы не было дворников…………….
  • Если бы не было военных…..

 

Дети размышляют, пытаются ответить на проблемные вопросы.

 

Предполагаемые ответы детей:

сгорело бы много домов, люди бы остались без жилья;

не было бы стихов, сказок, рассказов, фильмов;

все были бы неграмотные;

…………………

 

  1. Игра «Небылицы» (с мячом)

Цель: формирование навыка замечать нелогичные ситуации, объяснять их, развитие внимания и памяти.

Цель: развитие внимания, повышение эмоционального фона

- 1, 2, 3, 4, 5 –

Продолжаем мы играть!

Вы, ребята, не зевайте,

Без ошибки отвечайте!

- Я буду говорить утверждение. Если вы с ним согласны, отвечайте: «Да, это правильно!», затем проговариваете правильный ответ.

Если вы со мной не согласны, говорите: «Это не верно!», а затем даете правильный ответ.

  • Садовник — это тот, кто работает в детском саду.

 

  • Уборщица — это та, кто делает головные уборы.
  • Учитель, это тот, кто учит детей в школе.
  • Столяр — это тот, кто сидит за столом.

 

  • Плотник — это тот, кто делает плоты.

 

  • Врач, это тот, кто лечит людей.
  • Водитель — это тот, кто водит на экскурсии.

- Ребята, вы были очень внимательны и ни разу не ошиблись.

 

Принимают предложение педагога.

Настраиваются на игру.

 

 

Дети включаются в мыслительную работу, делают умозаключения, проговаривают правильный ответ.

 

 

 

 

Неверно. Садовник — это тот, кто ухаживает за деревьями и кустарниками в саду.

Неверно. Уборщица — это та, кто убирает мусор, подметает и моет полы.

Верно. Учитель учит детей в школе.

 

Неверно. Столяр — это тот, кто изготавливает предметы из дерева.

Неверно. Плотник — это тот, кто строит здания из дерева.

Верно, врач лечит людей.

Неверно. Водитель — это тот, кто водит машину.

 

  1. Заключительный этап – (продолжительность 3 минуты)

Цель: определение эмоционального состояния детей по окончании деятельности; развитие рефлексивных навыков.

Цель: определение эмоционального отношения детей к занятию.

- Скажите мне, пожалуйста, вам понравились игры, в которые мы сегодня играли?

- Вам было интересно?

- Кому было трудно?

- А я вами очень довольна. Вы были активны, внимательны, помогали друг другу.

 

Мы в профессии играли

По душе их выбирали,

Доктор лечит нас от боли,

Есть учительница в школе,

Повар варит нам компот,

Парикмахер нас стрижет,

Шьет портной для нас штаны,

И сказать мы вам должны:

Лишних нет у нас профессий,

Все профессии нужны!

Все профессии важны!

 

А теперь мы на прощанье

Скажем дружно «До свидания».

 

Дети отвечают утвердительно.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети стоят свободно

Слушают стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все вместе говорят «До свидания»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический паспорт проекта "Все профессии нужны, все важны и служат людям"

Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатам...

«Все профессии нужны, все важны и служат людям!»

Коспект занятия по окружающему миру...

«Много профессий нужных и важных»

Цель: формировать представление о том, что такое профессия; вызвать интерес к разным профессиям; обогащать словарный запас детей; учить составлять рассказ о профессии по схеме...

Проект в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны»

В современное время данный проект особенно актуален и значим, так как воспитание уважения к труду и людям надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание ...

Методическая разработка в номинации "Все профессии важны, все профессии нужны" по теме "Самые нужные профессии"

Методическая разработка по номинации "Все профессии важны, все профессии нужны" содержит теоретический и практический материал реализации занятия по теме "Самые важные профессии"....

Сколько профессий нужных и важных?

Сколько профессий нужных и важных? - конспект интегрированного занятия в старшей группе по речевому развитию.       ТИП занятия: ИнтегрированноеОбразовательная...