Проект по адаптации и социализации детей 1-2 лет
проект
Предварительный просмотр:
Психолого - педагогический проект по адаптации и ранней социализации детей 1 - 2 лет в детском саду
Наименование проекта: проект по адаптации и ранней социализации детей 1-2 лет в детском саду.
Вид, тип проекта: социальный, информационно-творческий, практико-ориентированный, групповой, среднесрочный.
Объект: первая группа раннего возраста.
Участники: воспитатели группы раннего возраста, дети, родители.
По времени: 3 месяца.
Сроки реализации проекта: август, сентябрь, октябрь.
Актуальность проекта: с поступлением в детский сад в жизни маленького человека происходят значительные изменения. Из привычной, родной, тёплой семейной обстановки он попадает в новый и, пока ещё, чужой, загадочный, и совершенно незнакомый мир детского сада. Малыш остаётся с чужой, незнакомой воспитательницей, в непривычной обстановке групповой комнаты, где много других детей. Появляются новые требования, четкий распорядок дня, другой режим сна и бодрствования, непривычная еда, иной стиль общения со взрослыми и сверстниками.
Все эти изменения происходят для малыша одномоментно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая, без специальной организации детской жизни, может привести к развитию невротических реакций, что, в свою очередь, может привести к нарушениям в поведении, эмоциональном состоянии, изменениям физиологических процессах (замедляется темп физического и психического развития).
Следовательно, необходимо создать такие условия пребывания ребёнка в детском саду, которые воспринимались бы им, как безопасные, интересные и доброжелательные. Чтобы малыш вошёл в интересный и увлекательный мир детского сада, по возможности, легко и безболезненно.
Постановка проблемы: адаптация и ранняя социализация детей 1-2 лет в дошкольном учреждении протекает достаточно тяжело как для малышей, так и для их родителей. У малышей в период адаптации и ранней социализации в детском саду ухудшается общее эмоциональное состояние, здоровье, замедляется темп физического и психического развития, развивается стрессовое состояние. Родители то же испытывают тревогу и напряжение. Основная задача педагога-психолога, воспитателей и родителей обеспечить наиболее благоприятное протекание процесса адаптации и ранней социализации.
Цель проекта - обеспечение благоприятных условий для успешной адаптации и ранней социализации детей 1-2 лет в детском дошкольном учреждении, и создание таких условий пребывания ребёнка в детском саду, которые воспринимались бы им, как безопасные, интересные и доброжелательные.
Задачи:
1. Изучение особенностей адаптации и ранней социализации детей 1-2 лет в ДОУ.
2. Проведение диагностики по выявлению уровня адаптации детей 1-2 лет в ДОУ.
3. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации и ранней социализации в детском саду.
4. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
5. Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии.
6. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
7. Развитие внимания, восприятия, речи, воображения.
8. Развитие чувства музыкального ритма, общей и мелкой моторики, координации движений.
9. Развитие игровых навыков.
10. Формирование активной родительской позиции по отношению к процессу адаптации и ранней социализации детей 1 - 2 лет в ДОУ.
11. Подготовить рекомендации родителям по адаптации и ранней социализации детей 1 - 2 лет в ДОУ.
12. Проанализировать результаты и сделать выводы.
Предполагаемые результаты:
1. Оптимальный уровень адаптации и ранней социализации детей 1-2 лет в ДОУ.
2. Стабилизируется общее эмоциональное состояние детей.
3. Темп физического и психического развития нормализируется.
4. В детском коллективе сформируются позитивные взаимоотношения.
5. Воспитанники приобретут навыки ранней коммуникации.
6. Родители активно включатся в педагогический процесс ДОУ, получат помощь в формировании правильного отношения к развитию своих детей, проявят заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
Методы и формы работы:
1. Игры психологические, дидактические, дидактические с элементами движения, музыкальные, театрализованные, подвижные игры имитационного характера.
2. Чтение программных произведений разных жанров, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных изданий.
3. Наблюдения за трудом взрослых, за природой, сезонными изменениями.
4. Элементарное экспериментирование, конструирование (игры с водой и песком).
5. Оформление выставок книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи, тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы.
6. Инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера.
7. Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым стихотворениям, сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.).
8. Слушание народной, классической, детской музыки.
9. Подыгрывание на музыкальных (шумовых) инструментах.
10. Пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции.
11. Танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, совместные действия с детьми.
12. Развитие движений через игровые занятия, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку.
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:
1. Физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (мытьё рук прохладной водой перед каждым приёмом пищи), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня.
2. Социально - личностное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчёркивание их пользы; развитие навыков самообслуживания; формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов.
3. Познавательно - речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги в играх, наблюдениях, называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение и побуждение к речевой активности детей.
4. Художественно - эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов и игрушек.
Ресурсы проекта:
1. Программные произведения устного народного творчества: потешки, поговорки, уговорушки, русские народные сказки, произведения поэтов и писателей России.
2. Программный музыкальный репертуар: произведения для слушания, пения и подпевания, образных упражнений, музыкально-ритмических движений.
3. Сюжетные игрушки, "волшебные мешочки", музыкальные (шумовые) инструменты, гимнастические палки, кольца, природный материал.
Механизм отслеживания:
1. Адаптация контролируется с помощью «Листа адаптации».
2. Использование методов включённого и не включённого наблюдения.
3. Анкетирование родителей.
4. Собеседование.
Продукт проекта:
- Создана психологически комфортная среда.
- Организована и проведена игровая занимательная деятельность с целью успешной адаптации и ранней социализации детей 1-2 лет через психологическое развитие детей, развитие речи и ознакомление с окружающим миром.
- Создана картотека коммуникационных игр в период адаптации и ранней социализации детей 1-2 лет.
- Накоплена информационная база по теме адаптации и ранней социализации детей 1-2 лет.
Гипотеза: если обеспечить благоприятные условия для успешной адаптации и ранней социализации детей 1-2 лет в детском дошкольном учреждении, в основе которых лежит комплекс психологических и педагогических методов и приёмов, то это позволит детям значительно легче войти в интересный и увлекательный мир детского сада.
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный.
Целью данного этапа работы над проектом " Адаптация и ранняя социализация детей 1-2 лет в детском саду" является, в первую очередь, изучение особенностей адаптации и ранней социализации детей 1-2 лет в детском саду, и установление дружеских, доверительных отношений с малышами и их родителями.
Дети раннего возраста очень сильно привязаны к матери и очень пугливы. Поэтому, крайне важно, приучить детей к своему присутствию, выработать у них положительный настрой на взаимодействие с психологом. Сформировать связь: психолог - весело, интересно, хорошо. Присутствие психолога в группе должно вызывать у детей улыбку, весёлый и игривый настрой.
В ходе реализации I этапа решаются следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по адаптации детей раннего возраста.
2. Подбор диагностического материала.
3. Проведение диагностики по выявлению уровня адаптации детей 1-2 лет в ДОУ.
4. Установление доверительных отношений с малышами.
5. Исследование социальных навыков детей.
6. Анализ полученных, в ходе диагностики, результатов.
7. Составление плана работы с детьми и с родителями.
8. Подбор информационного материала для родителей.
Анализ психолого-педагогической литературы по адаптации детей раннего возраста.
Адаптация и ранняя социализация относится к разряду междисциплинарных научных понятий. Значительный вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р.Битянова, Я.Л.Коломинский, А.А.Налчаджян, А.В.Петровский, А.А.Реан и др.) и зарубежной психологии (А.Маслоу, Г.Селье, К.Роджерс, А.Фрейд, З.Фрейд, Т.Шибутани, Х.Хартманн и др.). Вопросы социальной адаптации активно рассматриваются в педагогических работах (Ш.А.Амонашвили, Г.Ф.Кумарина, А.В.Мудрик, И.П.Подласый, Е.А.Ямбург и др.).
Психологическая наука, прежде всего, изучает адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и возможности приспособления личности к социальной среде. А педагогику интересуют вопросы управления и педагогической поддержки адаптации и социализации малышей, поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации, роль различных институтов социализации в адаптации детей.
При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э.В.Ильенков, А.В.Петровский, Д.И.Фельдштейн). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней.
Выделяя этапы развития личности, А.В.Петровский первую фазу считает фазой адаптации, где предполагается усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Субъект, входя в новую социальную общность, еще не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие нормы. Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, у него складываются качества, приводящие к серьезной личностной деформации. Адаптация является предпосылкой индивидуализации и социализации личности.
Проведение диагностики по выявлению уровня адаптации детей 1-2лет в ДОУ.
Для успешной адаптации и ранней социализации детей 1-2 лет в детском дошкольном учреждении, разработан и реализован план мероприятий, в основе которого лежит комплекс психологических и педагогических методов и приёмов, позволивший детям значительно легче войти в интересный и увлекательный мир детского сада.
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
август | Телесная терапия «Иди ко мне», «Тушки-тутушки»; Игра-забава «Легкое перышко»; пальчиковая ига «Колючий ёжик»; музыкотерапия «Курочки и цыплята», «Маленькие ладушки»; сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Колобок». | Телесная терапия «Кто такой хороший», «Баю-баю»; пальчиковые игры «Семья»; сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Репка»; музыкотерапия «Шагаем вместе»; «Идет мишка»; Игра-забава «Я в окошечко гляжу». | Телесная терапия «Мой малыш», «Тушки-тутушки»; пальчиковая игра «Пальчик, мальчик»; упражнения на дыхание «Греем ручки»; игра-забава "Воздушные шары"; сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Хрюшка и Чушка». | Телесная терапия «Обними меня», «Цап»; Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Курочка Ряба»; Музыкотерапия «Гопачёк», «Пляски с платочком»; игра-забава «Весёлые пузыри». | |
Работа с родителями | Родительское собрание. Тема: «Возрастные особенности детей 2 года жизни» (июль месяц) | ||||
сентябрь | Театрализован игры «Весёлый петрушка»; упражнения на дыхание «Надуваем пузырь»; телесная терапия «Попрыгушки»; «Обнимашки»; пальчиковые игры «Сомни платочек»; музыкотерапия «Вальс собачек»; сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Цыплёнок и утёнок». | Музыкотерапия «Вот как мы умеем», «Шагаем вместе»; телесная терапия «Баю-бай»; «Обнимашки»; игра-забава «Волшебный мешочек"; сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Как коза избушку построила». | Телесная терапия «Догонялки-обнималки»; пальчиковая игры «Дружная семейка»; игра-забава «Ладушки, ладушки!»; музыкотерапия «Машенька-Маша», «Гопачёк»; Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Курочка». | Телесная терапия «Наши пальчики»; Игра «Легкое перышко»; пальчиковая игра «Колючий ёжик»; музыкотерапия «Вот как мы умеем»; сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Зайка, зайка, попляши!»; игра-забава «Петушок, петушок...».
| |
Работа с родителями | Памятка для родителей: «Как помочь малышам адаптироваться?» | ||||
октябрь | Пальчиковая игра «Наши пальчики устали»; сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Цыплёнок»; телесная терапия «Обними меня»; игра-забава «Чудесный сундучок», «Ку-ку» музыкотерапия «Воробей», «Маленькие ладушки». | Телесная терапия «Ладушки»; игра-забава «Едет паровоз»; сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Колобок»; музыкотерапия «Водичка», «Гопачёк». | Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Совята»; телесная терапия «Скачем на лошадке»; игры «Топ-топ»; пальчиковая игра «Пальчики»; музыкотерапия «Колыбельная»; телесная терапия «Попрыгушки». | Сказкотерапия «Сказка в гости к нам пришла» - «Теремок»; телесная терапия «Еду, еду к бабе, к деду...», «Обнимашки»; пальчиковый игры «Зайка серенький сидит»; музыкотерапия «Юрочка», «Маленькие ладушки». | |
Работа с родителями | Стендовые консультации и папки-раскладушки: «Как и чему учить ребёнка раннего возраста». | ||||
План мероприятий по реализации проекта:
II этап – основной.
Теоретическая часть:
Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.
Социализация-процесс и результат усвоения и активного воспроизводства
Индивидом социального опыта, прежде всего системы социальных ролей. Реализуется в общении и деятельности в семье, в дошкольных учреждениях.
Происходит в условиях воспитания, целенаправленного формированияличности. Воспитание - ведущее и определяющее начало социализации.
Адаптивные возможности ребёнка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную среду и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития. Необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления в детский сад и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями сверстников, подражать их действиям.
Целью данного этапа работы над проектом «Адаптация и ранняя социализация детей 1-2 лет в детском саду» является выполнение намеченной программы проекта.
В ходе реализация программы проекта работа шла по нескольким направлениям.
Первое, и самое главное, создание у детей положительного настроя на детский сад, преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации и ранней социализации в детском саду, снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, развитие внимания, восприятия, речи, воображения, развитие чувства музыкального ритма, общей и мелкой моторики, координации движений, развитие игровых навыков.
А для этого необходимо:
1. Чтобы педагог стал для малыша близким человеком.
Критерием того, что эта цель достигнута, является то, что:
- · ребенок охотно идет от мамы к педагогу;
- · улыбается, радуется, когда видит педагога;
- · успокаивается от общения с педагогом;
- · малыш обращается за помощью к педагогу.
2. Помочь малышу приспособиться к новой обстановке и научиться ориентироваться в ней.
Критерием того, что эта цель достигнута, является то, что:
- · Ребенок знает расположение и назначение комнат;
- · Знает, где находятся предметы для его личного пользования: кровать, полотенце, салфетка, его шкафчик для верхней одежды;
- · Знает и хорошо ориентируется в том, где и какие игрушки лежат.
3. Помочь малышу как можно быстрее и легче освоиться в новом для него образе жизни.
Критерием того, что эта цель достигнута, является то, что:
- · ребенок легко подчиняется режиму дня;
- · сохраняет хорошее настроение не только около взрослого, но и играя самостоятельно.
4. Помочь малышу правильно социализироваться.
Критерием того, что эта цель достигнута, является то, что:
- · ребенок играет с детьми;
- · спокойно относится к тому, что во время кормления, одевания, умывания его обслуживают не первым;
- · ребенок спокойно относится к тому, что игрушками играет не только он, но и другие дети.
Таким образом, в основе психолого - педагогической работы с детьми в период адаптации и ранней социализации основными считаем следующие моменты:
1. Побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности; обучение навыкам коммуникации и сотрудничества;
2. Развитие и поддержание уверенности в собственных силах;
3. Воспитание самостоятельности, желания и умения играть, исследовать окружающее пространство, расширять границы своих возможностей;
4. Сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка.
Второе, и не менее главное, это работа с родителями. В результате которой
родители активно включаются в педагогический процесс в ДОУ, получают помощь в формировании правильного отношения к развитию своих детей, и проявляют заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
Для решения этих задач использовались, как хорошо знакомые методы и приёмы - индивидуальные беседы и консультации с психологом, стендовые консультации и папки-раскладушки.
Целью этого направления нашей работы, в рамках проекта «Адаптация и ранняя социализация детей 1-2 лет в детском саду» является необходимость способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах адаптации и развития детей раннего возраста, создание условий для сокращения периода адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ и развития положительно окрашенных эмоциональных отношений между родителями и детьми.
Для того чтобы максимально полно и эффективно реализовать поставленную цель мы поставили следующие задачи:
1. Выявить положительный опыт семейного воспитания;
2. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителям в осуществлении адаптационных мероприятий при переходе детей из дома в детский сад;
3. Развивать социальные и коммуникативные умения (самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям) у детей раннего возраста путем взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
4. Сформировать единый стиль общения с ребенком в семье и детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для успешной адаптации и социализации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детей ОВЗ в условиях ДОУ
В 2018 году наш детский сад стал одним из участников государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы»....
Консультация для педагогов "Адаптация и социализация детей группы риска в условиях детского сада"
Консультация для педагогов "Адаптация и социализация детей группы риска в условиях детского сада"...
Создание условий для успешной адаптации и социализации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детей ОВЗ в условиях ДО
В дошкольном учреждении для беспрепятственного входа и выхода в здание детского сада и транспортировки инвалидов колясочников установлен пандус с соблюдением нормативных требований. ...
Студия игры с кинетическим песком «Понарошкин мир» как средство адаптации и социализации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Студия игры с кинетическим песком «Понарошкин мир» как средство адаптации и социализации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Опыт работы педагога-пси...
Адаптация и социализация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
План по самообразованию...
Консультация для родителей "Адаптация и социализация детей раннего возраста."
Особенности поступления и пребывания в детском саду детей раннего возраста в период адаптации....
Родительское собрание «Адаптация и социализация детей дошкольного возраста»
Родительское собрание «Адаптация и социализация детей дошкольного возраста»...