Студия игры с кинетическим песком «Понарошкин мир» как средство адаптации и социализации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
статья (младшая группа)
Студия игры с кинетическим песком «Понарошкин мир» как средство адаптации и социализации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Опыт работы педагога-психолога Железновой Е.Р.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Студия игры с кинетическим песком «Понарошкин мир»
как средство адаптации и социализации детей раннего возраста
к условиям дошкольного образовательного учреждения
Железнова Елена Радиславовна
педагог – психолог
МАДОУ № 15 «Сибирячок»
С начала учебного года в МАДОУ № 15 функционирует социально-игровая студия игры с кинетическим песком «Понарошкин мир» для детей младшего дошкольного возраста. С целью организации детской деятельности мною разработана авторская программа дополнительного образования «Игры с кинетическим песком», которая реализуется в течение года.
Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, в соответствии со способностями, с учетом особенностей темперамента детей.
Цель программы: создание условий для социально – коммуникативной деятельности и развития представлений об окружающем мире у дошкольников младшего возраста при интегративном взаимодействии восприятия произведений художественной литературы, игр с кинетическим песком.
Обучающие:
- способствовать формированию первичных представлений о многообразии предметного окружения;
- формировать первичные представления детей о себе и ближайшем социальном окружении;
- содействовать формированию первичных представлений о природном многообразии;
- упражнять в элементарной характеристике образов литературных персонажей;
- расширять представления детей о свойствах кинетического песка, вспомогательных материалов, оборудования;
- совершенствовать операционально-технические возможности руки в процессе выполнения игровых заданий с песком, неоформленным материалом.
Развивающие:
- содействовать развитию у детей способности к эмоционально-заинтересованному восприятию художественного слова и осмыслению содержания;
- развивать умение понимать простейшие взаимосвязи в социальном и природном мире;
- способствовать развитию изобразительных возможностей детей в процессе работы с разнообразными материалами;
- оказывать позитивное влияние на развитие коммуникативной сферы ребенка в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослым.
Воспитывающие:
- воспитывать у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к индивидуальным поделкам из песка и совместным продуктам деятельности;
- способствовать формированию социально-значимых личностных качеств: самостоятельность, целенаправленность действий, уважительное отношение к окружающим, умение вступать в коммуникативное взаимодействие;
- формировать адекватное межличностное поведение в группе сверстников.
Отличительной особенностью программы «Игры с кинетическим песком» для младших дошкольников является интегрированный характер содержания детских видов деятельности. В данной программе теоретическая и практическая часть объединены одной тематической направленностью, имеют общие задачи и включены в состав одного интегрированного занятия. В теоретическую часть планирования интегрированной деятельности входит: знакомство с художественным произведением для детей (рассказы, стихотворения, малые фольклорные формы, сказки). Практическая часть на занятии представлена играми, экспериментированием и выполнением изображений из кинетического песка. Готовые пластические образы фотографируются и создается продукт – книжка-малышка, картины для интерьера ДОУ.
Мною разработан и реализуется в течение года календарный график организации детской деятельности в студии «Понарошкин мир».
Фрагмент планирования.
Дата. | Время пров-ния. | Форма | Тематическая направленность. Содержание. | Место пров-ния. | Материал. Форма контроля. |
16 сентября | 15.20 – 15.40 | Подгрупповые занятия 6 – 8 детей. | «Овощи для Зайки» Прослушивание музыкального произведения. Чтение стихотворения А.Блока «Зайчик». Практическая деятельность с песком. Обыгрывание («Покормим Зайку»). | Студия | Кинетический песок трех цветов, формочки овощей. Образная игрушка заяц. Аудиозапись «Звуки осеннего леса» // Беседа по итогам работы. Анализ поделок. |
В процессе занятий по программе сочетаю восприятие художественно-литературных произведений с релаксационными играми и созданием пластических образов из кинетического песка. В программе использованы классические литературные произведения для детей авторов России и других стран, фольклор народов мира. В процессе проведения организованной деятельности с воспитанниками, обеспечиваю положительный психоэмоциональный фон посредством общения с художественным словом, способствую гармонизации детско-взрослых отношений через игру и направляю воспитанников на создание поделок с использованием кинетического песка. Данная программа является вариативной. При необходимости допускается корректировка тем, изменение вариантов восприятия литературного материала, обогащение содержания детской деятельности, авторская интерпретация содержания знакомых игр (например: чтение произведение педагог заменяет театрализованным показ с использованием разных видов театра, применяет аудиозапись произведения или демонстрирует мультфильм; знакомая детям кнопочная мозаика переносится на «песочную полянку», вместо специальной доски).
Организация работы студии по освоению программного материала «Игры с кинетическим песком» планируются во вторую половину дня пребывания детей в детском саду. Занятия имеют определенную структуру, тематически направлены и организуются 1 раз в неделю. Каждое занятие начинается с сюрпризного момента, игры или восприятия художественного произведения. Это способствует эмоциональному настрою, направляет активность в познавательное русло и способствует возникновению интереса к практической деятельности. В ходе восприятия произведений детской литературы и беседы сообщаю дошкольникам младшего возраста необходимые сведения, на базе которых и разворачивается познавательная и практическая деятельность детей. Подвожу малышей к тому, чтобы они экспериментировали, учились рассуждать, сами задавали вопросы, общались. На следующем этапе занятия мы приступаем к работе с песком. Работа с пластичным, податливым материалом снимает эмоциональное напряжение у малышей, вызывает желание экспериментировать с ним, сооружать разнообразные тематические композиции. Чтобы поддержать детский интерес, на занятиях использую разнообразный игровой, формовочный, декоративный и неоформленный материал. В процессе деятельности создаю условия для детского общения и взаимодействия. Малыши могут выполнять работу индивидуально, в парах или в малых группах, создавая тематическую композицию. Умение работать сообща, взаимодействовать, делиться, демонстрировать постройку педагогу и сверстникам – очень важно при формировании и развитии коммуникативных навыком младших дошкольников. Увлекательная игровая деятельность с кинетическим песком, совместное творчество способствуют формированию коммуникативных способностей и приобретению опыта социального взаимодействия.
Мониторинг освоения программы проводится в рамках психолого-педагогической диагностики усвоения приобретенных умений и направлен на оценивание созданных условий в процессе образовательной деятельности, эффективности педагогических действий. Оценочные материалы включают показатели измерения освоения программы и фиксируются в диагностических картах.
В результате освоения программы дети знают:
- способы ведения беседы в группе сверстников при обсуждении воспринятого литературного произведения;
- назначение основных и вспомогательных материалов, инструментов для практической деятельности с кинетическим песком;
- разные способы изображения предметов, объектов из кинетического песка;
- этапы практической самостоятельной работы (последовательность действий в процессе деятельности с песком и неоформленным материалом);
- правила техники безопасности в процессе использования материалов, инструментов.
По окончании реализации программы дети умеют:
- соотносить пластическое изображение предмета с реальными объектами действительности;
- пояснять простейшие взаимосвязи в социальном и природном мире;
- эмоционально заинтересованно воспринимать содержания художественных произведений;
- самостоятельно создавать изображения из кинетического песка по мотивам произведений;
- проявлять в процессе создания поделки индивидуальность;
- самостоятельно, эстетически грамотно использовать средства выразительности при работе с песком (удачные композиционные, цветовые решения);
- инициировать простейшее коммуникативное взаимодействие со сверстниками и взрослым.
Таким образом, в процессе комплексного сочетания таких видов детской деятельности как восприятие художественной литературы и игра с кинетическим песком, у детей младшего дошкольного возраста в «интересно оправленной форме» пополняются и расширяются имеющиеся представления о мире, о взаимоотношениях людей в социокультурном пространстве, обогащается словарь, развиваются речь, коммуникативные навыки, воображение. В процессе психолого-педагогического воздействия, основанного на грамотном вовлечении в познавательно-игровую деятельность в условиях студии, каждый ребенок перестает быть «интересующимся потребителем информации», а он становится активным субъектом в познании окружающего мира и самого себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Особенности поведения детей в период адаптации. Формы работы по организации процесса адапта...
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является ...
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Свой педагогический опыт автор собирала на практике в течение 20 лет работы с детьми 2-3 лет. Также в работе собран теоритический материал по указанной проблеме....
Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» Гунькова Татьяна Ивановна, педагог-психолог МАДОУ «Березка» Цель: содействов...
Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические аспекты адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения в зависимос
Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические аспекты адаптации детей раннего ...
Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...