Конспект открытого занятия по программе Истоки
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект ООД «Любимая сказка»
Тема осваиваемой социокультурной (духовно-нравственной) категории:
«Труд души»
Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие.
Цель: воспитать в ребенке духовные и культурные ценности и традиции своего народа, научить трепетно относиться к своей истории, культуре.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- формировать у детей интерес к устному народному творчеству.
-учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок.
- продолжать учить детей выполнению правил поведения в ресурсном круге;
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развивать связную речь, развивать воображение, любознательность, мышление.
- развивать умение узнавать сказки и их героев.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитывать у детей дружеские отношения друг другу, к сказочным персонажам.
-формировать мотивацию на добрые дела, жить в мире, дружбе и согласии.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная, двигательная, музыкальная, речевая.
Формы организации: организованно образовательная деятельность
Формы реализации детских видов деятельности: беседа, разговор-диалог в круге, обсуждение, подвижная игра, художественно-творческая деятельность по оформлению Альбома.
Оборудование или материал к ООД: книга для развития детей 4-5лет,
ХОД ЗАНЯТИЯ
Первая часть. Присоединительный этап. Звучит аудиозапись
Организационный момент: Приветствие.
- Воспитатель одет в русском народном костюме – тётушка Сказочница.
Сказочница:
Ой, вы гости дорогие,
Вы пожалуйте сюда.
Проходите поскорее,
Занимайте здесь места.
- Здравствуйте, дорогие ребята, я тётушка Сказочница. Ребята я хочу вам показать «Волшебную книгу». В этой книге живут русские народные сказки. Почему сказки называются народными? (Сочинил русский народ)
- Правильно. Сказки передавались из уст в уста от родителей детям, которые вырастали и в свою очередь рассказывали их своим детям. Так они дошли и до нас с вами. Эти сказки добрые: в каждой сказке побеждает добро, а зло всегда наказывается. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по сказкам, вы готовы? (Да)
- А чтобы попасть к ним, надо знать и любить сказки. А вы любите сказки?
- Давайте дотронемся до книги, закроем глаза и произнесем слова: «Раз, два, три, сказка оживи!»
Вторая часть. АФОД. Ресурсный круг.
Сказочница:- Ребята, посмотрите, что у меня в руке? Клубочек не простой, а волшебный! Я предлагаю вам присесть на ковер в кружок. Скажите, вы много знаете сказок? А кто вас познакомил с ними? Сказки любят не только дети, но и взрослые. И в каждой семье есть своя сказка, любимая, которую рассказывают вам взрослые: мама или папа, бабушка или дедушка, которую вы перечитывали не раз. Сейчас мы будем передавать клубок друг другу. Каждый из вас, кто держит клубок в руках, должен назвать одну любимую сказку, а затем передать его своему соседу. (Первым в круге на вопрос отвечает ребенок, сидящий слева от воспитателя. Завершает ресурсный круг воспитатель. Дети, перекатывая клубок по кругу по очереди называют сказки)
Сказочница: Мне очень приятно, что вы знаете так много сказок.
А теперь пора отравляться в путь. Я предлагаю нам идти за клубочком, куда он покатится, туда мы и пойдем. (клубочек катится, под деревом лежат в конверте загадки).
Педагог загадывает загадки:
- А дорога далека
А корзинка – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
(Маша и медведь)
- Отворили дверь козлята,
И исчезли все куда - то.
(Волк и семеро козлят)
- Он от дедушки ушел
И от бабушки ушел
У него румяный бок
Значит это – (колобок)
- Трое братцев, близнецы,
Хвост крючком и пяточки.
Возле леса на опушке смастерили
Три избушки .(три поросенка)
Сказочница:- Ребята, а клубочек покатился дальше. Предлагает нам игру «Кто сказал?»
Я произношу фразу, а вы отгадаете, из какой сказки произнесена фраза, и кто ее сказал.
1. «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!»
Дети: (Лиса из сказки «Заюшкина избушка»)
2. «Солнце высоко, колодец далеко.
Жар донимает, пот выступает.
Дети: (Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
3. «Давай старуха мы себе из снега дитя вылепим»
Дети: (из сказки «Снегурушка»)
4. «Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!»
Дети (т. Ворона «Заяц хваста»)
Сказочница:
Ребята, какие вы молодцы! Очень много сказок знаете. Звучит музыка. На метле влетает Баба Яга.
Б. Я. Безобразие! Ходите по сказкам, да без меня!
Сказочница: Баба Яга, а ты много сказок знаешь?
Б.Я. : Все!
Сказочница: У тебя, наверное, есть любимые герои?
Б.Я.: Есть. Вот сейчас, я проверю, знаете ли вы из каких сказок мои любимые герои.
Игра: «Ты мне – я тебе». (с мячом)
(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя любого персонажа русских народных сказок. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: Лиса – сказка «Колобок».
Маша -…; Медведь -…; Иван Царевич -…; Лягушка -…; Мышка -…; Емеля -…; Петух-…;Бык -…,
Баба – Яга? Заяц?
Б.Я..: Ну, конечно, это было легкое задание.А вот попробуйте отгадать, из какой сказки такой предмет? (Достает из корзины: скалку, яйцо, стрела, пирожок,…)
Б.Я…: ну все, все, сдаюсь…Молодцы! Полечу я лучше дальше.У меня еще много дел на сегодня. До свидания!
Сказочница:- Молодцы, здорово у вас получилось, но нам пора за клубочком.
(Подходят к столу, на котором лежат разрезные картинки)
- В народе говорят «Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок». Оказывается, каждую сказку народ сочинил не просто так. Каждая сказка нас учит. Вот сейчас перед вами задание, нужно собрать разрезные картинки и назвать, какая это сказка, кто главные герои, чему учит сказка. Справитесь?
- Сказка «Теремок» - сказка учит: дружбе, взаимовыручке, в тесноте да не в обиде, гостеприимству, доброжелательности, большой компанией можно справится с любыми невзгодами и преодолеть все трудности на жизненном пути.
- «Репка» - сказка учит: дружбе, взаимовыручке, каждый, действует сообща, и с готовностью приходит на помощь.
- «Колобок» - сказка учит: добру и злу, он не боится трудностей. Когда колобок видит трудности на своем пути, он не теряется, а поет песенку, которая его выручает. Его стремление выйти из-под родительской опеки привело лишь к тому, что он попал в беду. Сказка о Колобке раскрывает неверные мотивы поведения. Если бы он остался с бабкой и дедом, все бы сложилось иначе. Сказка о непослушании.
Сказочница: - Давайте, мы вернемся за нашим клубочком в наш круг. Предлагаю посмотреть следующие иллюстрации. (На мольберте иллюстрации)
- Как вы думаете, из какой сказки эти иллюстрации?
Дети: Из сказки «Крошечка – Хаврошечка»
Сказочница: Какие добрые дела делала Крошечка – Хаврошечка?
Дети: Много работала, готовила кушать, наводила порядок дома, ткала, пряла, в трубы скатывала.
Сказочница: Как относилась Хаврошечка к коровушке?
Дети: Как к маме, жаловалась на тяжёлую жизнь, рассказывала ей о своих трудностях.
Сказочница: Как и почему коровушка помогала девочке?
Дети: Помогала ей в делах, пряла, ткала, скатывала в трубы. Потому, что она была сирота, у ней не было родителей.
Сказочница: Как была вознаграждена Крошечка – Хаврошечка?
Дети: Вышла замуж за богатого молодца.
Сказочница: Как вы понимаете фразу: «на добро добром отвечать?»
Дети: Крошечка – Хаврошечка очень любила коровушку, она её пасла, поила. Когда коровушку зарезали Хаврошечка не ела мяса, собрала все косточки, посадила и каждое утро поливала, выросла яблонька.
Сказочница: - Чему нас учит эта сказка? (доброте, взаимопомощи)
Сказочница:- Сказки учат нас жить в мире и согласии, в них всегда побеждает добро.
Третья часть. Заключительный этап АФОД. Рефлексия.
Сказочница: - Ребята, вы все сегодня хорошо потрудились.
-Ребята, читайте книгу, любите книгу, берегите книгу, я хочу подарить вам книгу с волшебными сказками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект активного занятия по программе «Истоки» на тему «Верность родной земле»
Данное занятие направлено на первоначальное освоение дошкольниками духовно-нравственной категории «вера»....
Конспект активного занятия по программе «Истоки» в старшей группе на тему «Мудрое слово».
Данное занятие направлено на первоначальное знакомство с социокультурной категорией "Мудрость"....
открытое занятие по программе ИСТОКИ
ООД "Мудрое слово"...
Конспект активного занятия по программе "Истоки" в младшей группе на тему "Образ света"
Цели:-формировать познавательный интерес к малым формам фольклора: потешкам, хороводным играм;развивать коммуникативные умения, обогащать и активизировать словарный запас детей;-воспитывать нравственн...
Конспект активного занятия по программе «Истоки» с средней группе на тему «Дружная семья»
Задачи:Образовательные: помочь освоить и осмыслить социокультурную категорию «Родной очаг», приобщить к семейным ценностям и традициям семьи, формировать понимание необходимости друж...
Конспект активного занятия по программе «Истоки» в старшей группе на тему «Мудрое слово».
Задачи: 1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Мудрость».2. Развитие у детей умения слушать друг друга.3. Воспитывать уважение к людям старшего поколения, жел...
Конспект открытого занятия по программе "Социокультурные истоки" "Верность родной земле" в подготовительной группе.
Конспект открытого занятия с детьми и родителями по программе "Социокультурные истоки" "Верность родной земле"...