Конспект открытого занятия по программе Истоки
план-конспект занятия (средняя группа)

Нартдинова Фаниса Фангатовна

Конспект для открытого занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx37.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД «Любимая сказка»

Тема осваиваемой социокультурной (духовно-нравственной) категории:

«Труд души»

Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие.

 Цель: воспитать в ребенке духовные и культурные ценности и традиции своего народа, научить трепетно относиться к своей истории, культуре.

 Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- формировать у детей интерес к устному народному творчеству.

-учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок. 

- продолжать учить детей выполнению правил поведения в ресурсном круге;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- развивать связную речь, развивать воображение, любознательность,  мышление.

- развивать умение узнавать сказки и их героев.        

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- воспитывать у детей дружеские отношения друг другу, к сказочным персонажам.

 -формировать мотивацию на добрые дела, жить в мире, дружбе и согласии. 
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная, двигательная, музыкальная, речевая.

Формы организации: организованно образовательная деятельность

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, разговор-диалог в круге, обсуждение, подвижная игра, художественно-творческая деятельность  по оформлению Альбома.

Оборудование или материал к ООД: книга для развития детей 4-5лет,

ХОД ЗАНЯТИЯ

Первая часть.   Присоединительный этап. Звучит аудиозапись

Организационный момент: Приветствие.

  1. Воспитатель одет в русском народном костюме – тётушка Сказочница.

Сказочница:

Ой, вы гости дорогие,

Вы пожалуйте сюда.

Проходите поскорее,

Занимайте здесь места.

- Здравствуйте, дорогие ребята, я тётушка Сказочница. Ребята я хочу вам показать «Волшебную книгу». В этой книге живут русские народные сказки. Почему сказки называются народными? (Сочинил русский народ)

- Правильно. Сказки передавались из уст в уста от родителей детям, которые вырастали и в свою очередь рассказывали их своим детям. Так они дошли и до нас с вами. Эти сказки добрые: в каждой сказке побеждает добро, а зло всегда наказывается. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по сказкам, вы готовы? (Да)

- А чтобы попасть к ним, надо знать и любить сказки. А вы любите сказки?

- Давайте дотронемся до книги, закроем глаза и произнесем слова: «Раз, два, три, сказка оживи!»

 Вторая часть. АФОД.  Ресурсный круг.

 Сказочница:- Ребята, посмотрите, что у меня в руке? Клубочек не простой, а волшебный! Я предлагаю вам присесть на ковер в кружок. Скажите, вы много знаете сказок? А кто вас познакомил с ними? Сказки любят не только дети, но и взрослые. И в каждой семье есть своя сказка, любимая, которую рассказывают вам взрослые: мама или папа, бабушка или дедушка, которую вы перечитывали не раз. Сейчас  мы будем передавать клубок  друг другу. Каждый из вас, кто держит клубок в руках, должен назвать одну любимую сказку, а затем передать его своему соседу. (Первым в круге на вопрос отвечает ребенок, сидящий слева от воспитателя. Завершает ресурсный круг воспитатель. Дети, перекатывая клубок по кругу по очереди называют сказки)

Сказочница: Мне очень приятно, что вы знаете так много сказок.

А теперь пора отравляться в путь. Я предлагаю нам идти за клубочком, куда он покатится, туда мы и пойдем.  (клубочек катится, под деревом лежат в конверте загадки).

Педагог загадывает загадки:

  1. А дорога далека

А корзинка – нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок.

(Маша и медведь)

  1. Отворили дверь козлята,

И исчезли все куда - то.

(Волк и семеро козлят)

  1. Он от дедушки ушел

И от бабушки ушел

У него румяный бок

Значит это – (колобок)

  1. Трое братцев, близнецы,

Хвост крючком и пяточки.

Возле леса на опушке смастерили

Три избушки .(три поросенка)

Сказочница:- Ребята, а клубочек покатился дальше. Предлагает нам  игру «Кто сказал?»

Я произношу фразу, а вы отгадаете, из какой сказки произнесена фраза, и кто ее сказал.

1. «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!»

Дети: (Лиса из сказки «Заюшкина избушка»)

2. «Солнце высоко, колодец далеко.

Жар донимает, пот выступает.

Дети: (Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

3. «Давай старуха мы себе из снега дитя вылепим»

Дети: (из сказки «Снегурушка»)

4. «Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!»

Дети (т. Ворона «Заяц хваста»)

Сказочница:

 Ребята, какие вы молодцы! Очень много сказок знаете. Звучит музыка. На метле влетает Баба Яга.

Б. Я. Безобразие! Ходите по сказкам, да без меня!

Сказочница: Баба Яга, а ты много сказок знаешь?

Б.Я. : Все!

Сказочница: У тебя, наверное, есть любимые герои?

Б.Я.: Есть. Вот сейчас, я проверю, знаете ли вы из каких сказок мои любимые герои.

Игра: «Ты мне – я тебе». (с мячом)

(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя любого персонажа русских народных сказок. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: Лиса – сказка «Колобок».

Маша -…; Медведь -…; Иван Царевич -…; Лягушка -…; Мышка -…; Емеля -…; Петух-…;Бык -…,

Баба – Яга? Заяц?

Б.Я..: Ну, конечно, это было легкое задание.А вот попробуйте отгадать, из какой сказки такой предмет? (Достает из корзины: скалку, яйцо, стрела, пирожок,…)

 Б.Я…: ну все, все, сдаюсь…Молодцы! Полечу я лучше дальше.У меня еще много дел на сегодня. До свидания!

Сказочница:- Молодцы, здорово у вас получилось, но нам пора за клубочком.

(Подходят к столу, на котором лежат разрезные картинки)

- В народе говорят «Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок». Оказывается, каждую сказку народ сочинил не просто так. Каждая сказка  нас учит. Вот сейчас перед вами задание, нужно собрать разрезные картинки и назвать, какая это сказка, кто главные герои, чему учит сказка. Справитесь?

  1. Сказка «Теремок» - сказка учит: дружбе, взаимовыручке, в тесноте да не в обиде, гостеприимству, доброжелательности, большой компанией можно справится с любыми невзгодами и преодолеть все трудности на жизненном пути.
  2. «Репка» - сказка учит:  дружбе, взаимовыручке,  каждый, действует сообща, и с готовностью приходит на помощь.
  3. «Колобок» - сказка учит: добру и злу, он не боится трудностей. Когда колобок видит трудности на своем пути, он не теряется, а поет песенку, которая его выручает. Его стремление выйти из-под родительской опеки привело лишь к тому, что он попал в беду. Сказка о Колобке раскрывает неверные мотивы поведения. Если бы он остался с бабкой и дедом, все бы сложилось иначе. Сказка о непослушании.

Сказочница: - Давайте, мы вернемся за нашим клубочком в наш круг. Предлагаю посмотреть следующие иллюстрации. (На мольберте иллюстрации)

- Как вы думаете, из какой сказки эти иллюстрации?

Дети: Из сказки «Крошечка – Хаврошечка»

Сказочница: Какие добрые дела делала Крошечка – Хаврошечка?  

Дети: Много работала, готовила кушать, наводила порядок дома, ткала, пряла, в трубы скатывала.

Сказочница: Как относилась Хаврошечка к коровушке?

Дети: Как к маме, жаловалась на тяжёлую жизнь, рассказывала ей о своих трудностях.

 Сказочница: Как и почему коровушка помогала девочке?

Дети: Помогала ей в делах, пряла, ткала, скатывала в трубы. Потому, что она была сирота, у ней не было родителей.

Сказочница: Как была вознаграждена Крошечка – Хаврошечка?

Дети: Вышла замуж за богатого молодца.

Сказочница: Как вы понимаете фразу: «на добро добром отвечать?»

Дети: Крошечка – Хаврошечка очень любила коровушку, она её пасла, поила. Когда коровушку зарезали Хаврошечка не ела мяса, собрала все косточки, посадила и каждое утро поливала, выросла яблонька.

Сказочница: - Чему нас учит эта сказка?  (доброте, взаимопомощи)

Сказочница:-  Сказки учат нас жить в мире и согласии, в них всегда побеждает добро.

Третья часть. Заключительный этап АФОД. Рефлексия.

Сказочница: - Ребята, вы все сегодня хорошо потрудились.

-Ребята, читайте книгу, любите книгу, берегите книгу, я хочу подарить вам книгу с волшебными сказками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект активного занятия по программе «Истоки» на тему «Верность родной земле»

Данное занятие направлено на первоначальное освоение дошкольниками духовно-нравственной категории «вера»....

Конспект активного занятия по программе «Истоки» в старшей группе на тему «Мудрое слово».

Данное занятие направлено на первоначальное знакомство с социокультурной категорией "Мудрость"....

Конспект активного занятия по программе "Истоки" в младшей группе на тему "Образ света"

Цели:-формировать познавательный интерес к малым формам фольклора: потешкам, хороводным играм;развивать коммуникативные умения, обогащать и активизировать словарный запас детей;-воспитывать нравственн...

Конспект активного занятия по программе «Истоки» с средней группе на тему «Дружная семья»

Задачи:Образовательные: помочь освоить и осмыслить социокультурную категорию «Родной очаг», приобщить к семейным ценностям и традициям семьи, формировать  понимание необходимости друж...

Конспект активного занятия по программе «Истоки» в старшей группе на тему «Мудрое слово».

Задачи: 1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Мудрость».2. Развитие у детей умения слушать друг друга.3. Воспитывать уважение к людям старшего поколения, жел...

Конспект открытого занятия по программе "Социокультурные истоки" "Верность родной земле" в подготовительной группе.

Конспект открытого занятия с детьми и родителями по программе "Социокультурные истоки" "Верность родной земле"...