открытое занятие по программе ИСТОКИ
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
До занятия раздать гостям листочки дерева и ручки
-: Уважаемые гости я прошу вас в течении занятия написать на листочке «мудрый наказ»который бы вы хотели дать детям.
Ход занятия:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
-Доброе утро солнцу и птицам,
- Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
И доброе утро длится до вечера.
- Давайте пожелаем доброго утра нашим гостям! Сегодня мы будем говорить о мудрости. Кто знает, что означает слово «мудрость»? Давайте заглянем в толковый словарь.
Мудрость - глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. Народная мудрость (также о сложившихся в народе изречениях, отражающих его жизненный опыт, знания).
Мудрость, как солнце, освещает человеку путь. Солнце согревает Землю, а человека добрые и мудрые слова.
С тех пор, как человек живет на Земле, звучит слово. Все мы живем, общаемся, дышим через слово. Мудрое слово порождало и объясняло жизнь. Нет жизни без слова мудрого и толкового, доброго и нежного, в котором соединяются вера, надежда, любовь и правда.
(Дети читают стихотворение «Какими бывают слова»)
Слова бывают разные, (Никита С.)
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твердые и мягкие,
Слова бывают смелые, (Марк)
Упрямые, суровые,
Но непременно дело
Стоит за каждым словом.
Слова бывают разные- (Злата)
То дельные, то праздные
То честные, правдивые,
То льстивые, фальшивые.
- Какими бывают слова?
Сегодня мы будем говорить с вами о мудрости и мудрых словах. Как вы уже услышали из толкового словаря «мудрость – это глубокий ум». А где мы можем «почерпнуть» ум и знания? (Ответы детей Народная мудрость - это опыт, который передается из поколения в поколение)
Можем ли мы назвать пословицы, поговорки мудрыми и почему? (В них есть и ум, и жизненный опыт)
Работа с выставкой «Народная мудрость»
(Сборники русских народных сказок, пословиц, загадок)
Что такое народная мудрость? ( Народная мудрость - это опыт, который передается из поколения в поколение )Где мы можем встретиться с ней? Чем ценна для нас народная мудрость?( народная мудрость ценна опытом многих поколений) Почему народное слово мы можем назвать мудрым?()
Дидактическая игра «Мудрость народа»
Задание:
Назвать пословицы по темам: «Дружба», «Труд», «Ум».
О дружбе:
- Старый друг лучше новых двух.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Дружба как стекло: разобьешь не сложишь.
О труде:
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- Терпение и труд все перетрут.
- Дело мастера боится.
Об уме:
- Одна голова хорошо, а две лучше.
- С умным разговаривать, что меду напиться.
- Век живи, век учись.
Мудрое поучительное слово мы можем встретить и в сказках, и в пословицах, и в загадках. Отгадайте мою загадку
«Без него голова лишь для шапки нужна».
Загадки - великая сокровищница человеческой мысли. Они собрали в себе мудрость и тягу к знаниям.
Воспитатель: Мы с детьми прочитали очень много сказок, в которых сказочники выражали мудрость своего народа.
Отправляемся друзья
В чудо-сказку вы и я
Здесь выставка волшебная есть
Сказок тут не перечесть.
Сейчас я предлагаю вам самим организовать выставку, которая называется ««Крылатые слова»» (дети, отгадав берут книгу и несут на выставку)
Сейчас я вам буду зачитывать фразы, а вы вспомните из каких литературных произведений эти изречения.
- «Не в свои сани – не садись» (А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»);
- «Как аукнется, так и откликнется» (Сказка «Лиса и журавль» в пересказе К. Д. Ушинского);
- «Вместе тесно, а врозь скучно» (Рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Д. Ушинский);
- «Богатство – дело наживное, а открой ты мне свое дело сердечное»
(С. Т. Аксаков сказка «Аленький цветочек»);
- «За храбрость нашу он нам поклониться: то ли не почет, не слава!» Былина «Бой с несметной ратью под Киевом);
- «Если даст он им свободу,
Снимет Бог с него невзгоду,
Вмиг все раны заживит,
Долгим веком наградит» (П. П. Ершов «Конек-горбунок»).
Дети оформляют выставку книг с крылатыми изречениями
Воспитатель:
- У нас получилась замечательная выставка книг, слова и выражения из которых стали крылатыми.
Ресурсный круг «Кого можно назвать мудрыми?:
1. Подготовительный этап
К этому занятию мы прочитали с вами много мудрых сказок. Давайте вспомним р. н. с. «Никита Кожемяка» и «Белая уточка». Почему эти сказки можно назвать мудрыми?
- В чем проявилась мудрость Никиты Кожемяки?
Какие пословицы раскрывают смысл сказки? («За правое дело стой смело», «Кто за правое дело стоит, тот победит»).
- В чем заключается мудрость слов князя своей жене перед отъездом его из дома в сказке «Белая уточка?» - «Век обнявшись не просидеть» (Даже если очень любишь человека, невозможно все время находиться рядом).
- Как в этой сказке раскрывается смысл мудрых слов: «В хитрости и зависти нет ни проку, ни радости»? (действие злобы и зависти на жизнь).
- А в жизни можно встретиться с мудростью?
2. Основной этап
- Кого можно назвать мудрым и почему?
(показ образца ответ)
- Я считаю, что мудрой можно назвать княгиню Ольгу, которая первая приняла христианскую веру, и рассказала о боге своему внуку Владимиру. А ты? (передаю колокольчик , далее разговор продолжается по кругу.).
Василиса:- Я считаю, что мудрой можно назвать Василису Премудрую из сказки «Царевна – лягушка» .Она благодаря мудрости смогла обхитрить жен старших братьев.
Тая:- Я считаю, что мудрой можно назвать «Крошечку - Хаврошечку» она добрая, умная трудолюбивая смогла оставить с носом злых сестер и их мать»
Милана:- Я считаю, что мудрой можно назвать девочку из сказки «Дочь- семилетка» она отгадала сложные загадки царя и выполнила сложные задания чем очень сильно помогла отцу.
Алёша:- Я считаю, что мудрым можно назвать «Морозко» он наградил Настеньку за труд, доброту, а злую и ленивую старухину дочку проучил.
Вова:- Я считаю, что мудрым можно назвать Никиту Кожемяку он сильный и мужественный. Он победил змея и вокруг Киева оборонительный вал создал.
Никита С:- Я считаю, что мудрым можно назвать князя из сказки «Белая уточка» он сделал наказ жене она ослушалась и попала в беду а, он благодаря наблюдательности и мудрости спас ее и наказал ведьму.
Софа:- Я считаю, что мудрой можно назвать Настеньку из сказки «Аленький цветочек» она благодаря своей мудрости спасла и отца и принца.
Дима Кочев:- Я считаю, что мудрой можно назвать Золотую рыбку из «Сказки о рыбаке и рыбке» она наказала жадную старуху и та осталась у разбитого корыта.
Марк :- Я считаю, что мудрым можно назвать Конька – горбунка. Он верный и единственный друг, который мудрым советом и делом помогал Иванушке.
Злата:- Я считаю, что мудрой можно назвать Старушку из сказки «Цветик семицветик» она показала Жене, что 6 лепестков потраченных не принесли Жене радости а только беду, а седьмой который она потратила на больного мальчика ей принес душевную радость и пользу.
– Ребята, все те, которых мы с вами вспомнили, назвали мудрыми, они жили давно.
– А сейчас, из живущих в наше время кого можно назвать мудрыми? Почему?
– Почему интересно с этими людьми?
Рефлексия:Сегодня мы вспомнили мудрых людей, которые передают нам знания и опыт. Правильно говорится в пословице? Мудрость народная вечно живёт, Силу от корня мудрость берёт.
Давайте представим жизнь людей на земле в виде дерева.
- Кто является корнями этого дерева, которое питается его великой мудростью? (люди, жившие давным-давно).
- Ствол и крупные сучья у дерева являются наши дедушки и бабушки.
- Кто может быть веточками дерева?
- А листочки дерева, это кто?
Воспитывая ребенка, все члены семьи надеются вырастить из него достойного человека. Каждый хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.
Задание:
-А сейчас уважаемые гости возьмите каждый по листу и допишите книгу жизни на древе мудрости и познаний. - Какой мудрый наказ вы дадите детям?
Обобщение:
-Вот и закончили картину, «оживили». Древо Жизни и можем впитывать великую мудрость слов, подвигов, знаний через наши корни. Потому, что человек без знаний, как дерево без корней. - Я желаю вам, чтобы в своей жизни вы поступали мудро - обладали терпением, доверием, добротой, скромность, любовью.
И на память о нашей встрече, мы вручаем вам буклет «Копилку мудрых советов»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по программе "Истоки" "Любимое имя" младшая группа
Помогать детям осознать себя и соотносить себя со своим именем и его производными, обогащать речь, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, коммуникативность....
Конспект занятия по программе "Истоки" "Образ света"
Конспект разработан для детей младшей группы по программе "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте"...
Конспект активного занятия по программе «Истоки» на тему «Верность родной земле»
Данное занятие направлено на первоначальное освоение дошкольниками духовно-нравственной категории «вера»....
Конспект активного занятия по программе «Истоки» в старшей группе на тему «Мудрое слово».
Данное занятие направлено на первоначальное знакомство с социокультурной категорией "Мудрость"....
Конспект городского открытого занятия по "Социокультурным истокам" на тему: "Образ света".
Конспект городского открытого занятия по "Социокультурным истокам" на тему: "Образ света"....
Конспект открытого занятия по программе Истоки
Конспект для открытого занятия...
Конспект открытого занятия по программе "Социокультурные истоки" "Верность родной земле" в подготовительной группе.
Конспект открытого занятия с детьми и родителями по программе "Социокультурные истоки" "Верность родной земле"...