Доклад на тему: Сказка как средство развития связной речи в среднем дошкольном возрасте.
материал

Овчинникова Нина Мерабовна

В настоящее время по изучению проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста ведется большое количество исследовательских работ психологов и педагогов.

Исследователи отмечают, что развитие речи в период детства, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.

 Поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено, прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки.

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Но, к сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном — это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. С развитием СМИ читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее. Сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств.

Цель моего исследования – теоретически изучить и практически исследовать опыт применения сказки в работе по формированию связной речи детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования – связная речь детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования – сказка как средство использования сказки для формирования связной речи детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования – сказка будет являться результативным средством развития связной речи детей среднего дошкольного возраста если будут соблюдены следующие условия:

1) используются для развития связной речи пересказ, драматизация сказки, словесные игры на основе сказок.

2) ход каждого занятия должен быть тщательно продуман с точки зрения его цели и задач и обеспечен заранее подготовленными средствами (куклы-персонажи сказки, ее декорационное оформление,

музыкальные инструменты для аккомпанирования рассказыванию, все необходимые принадлежности к играм и творческим заданиям и т. д.);

3) создана детально продуманная организация предметно-развивающей среды, а также способов взаимодействия взрослого с детьми и детей между собой;

4) применяются разнообразные способы активизации двигательной, эмоциональной и коммуникативно-речевой деятельности детей на занятиях. 

 Задачи:

1. Изучить теорию развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.

2. Описать методические основы использования сказки для формирования связной речи детей среднего дошкольного возраста.

3. Организовать экспериментальное исследование по изучению опыта использования сказки для формирования связной речи детей среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

4. Разработать методические рекомендации по использованию сказки для формирования связной речи детей среднего дошкольного возраста.

Изучив научную литературу по проблеме исследования, я выделила особенности связной речи детей 4 – 5 лет:

1. расширяется сфера общения, то есть ребенок может рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше;

 2.начинается активное употребление определений;

3. начинается подчинение предложений в соответствии с характером описываемых явлений.

С одной стороны у детей пятого года жизни отмечается особая чувствительность к явлениям языка, осознание произносительных умений, а с другой стороны несовершенство произношения многих звуков.

Под связной речью в моем исследовании мы будем понимать развернутое изложения определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно интонационно выразительно.

Работа со сказкой является неотъемлемой частью процесса развития связной речью. В средней группе используют следующие методы: пересказ, драматизация, словесные игры. Кроме того, для эффективности использования сказки в процессе развития связной речи необходимо соблюдать определенные условия, которые касаются проведения занятий, организации, развивающей предметно – пространственной среды, организации совместной и самостоятельной деятельности.

Цель экспериментального исследования – изучить опыт использования сказки для формирования связной речи детей средней группы.

Для реализации поставленной цели нами была изучена групповая документация средней группы МДОУ № 86 г. Саранск, организация развивающей предметно – пространственной среды. Дошкольное образовательное учреждение работает по примерной образовательной программе «Детство»

В ходе анализа календарного плана я выяснила, что чтение художественной литературы планируется 1 раз в неделю. Один раз – образовательная деятельность по ОО «Речевое развитие». Так же один раз в неделю планируется работа по познавательному чтению.

В рамках образовательной деятельности кроме знакомства со сказками есть занятия по драматизации знакомых сказок, пересказу, моделированию. Пересказу начинают обучать к середине учебного года, как и моделированию.

В совместной деятельности очень редко планируется работа со сказкой. Там нами было замечено, что драматизация планируется один раз в неделю и то не каждую неделю. Работа по обучению пересказу в совместной деятельности не планируется, так же, как и работа с мнемотаблицами.

В свободной деятельности дошкольникам доступны многие виды театра, но при наблюдении за деятельностью детей я отметила, что с театральным набором дети играют в режиссерскую игру.

Педагоги группы указывают на недостаток времени для работы со сказкой, то есть эта работа чаще всего проводится в рамках образовательной деятельности и регламентируется сеткой занятий. Театральная деятельность в совместной деятельности не планируется, чаще всего инсценировки сказок делаются 1 раз в несколько месяцев.

Так при изучении календарного планирования на период с сентября по март образовательная деятельность по ОО «Речевое развитие» с использованием сказки планировалась 8 раз, познавательное чтение сказок – 13 раз, драматизация сказок – 17 раз, режиссерская игра по сказкам – 14 раз, игры с кукольным театром (показ театра детьми) – 4 раза, рассматривание иллюстраций планировалось 1 раз. Так же в период зимних каникул прописан День сказок, который был посвящен знакомым сказкам.

Изучив индивидуальные маршруты детей средней группы, мы можем отметить полное отсутствие работы с использованием сказки в рамках реализации работы по индивидуальному маршруту развития воспитанников.

С родителями работа по развитию связной речи дошкольников с использованием сказки не проводится, не отмечено консультаций, семинаров – практикумов.

Для развития связной речи в группе оборудован центр развития речи, в котором есть книжный уголок. В книжном уголке выставляются знакомые сказки с иллюстрациями разных авторов, иногда организовываются выставки русских народных или сказок одного автора. Так же в центре имеются альбомы с иллюстрациями к разным сказкам, как работы известных художников – иллюстраторов, так и детские работы. Кроме того, в центре развития речи представлены разные виды театров – перчаточный, теневой, конусный, вязанный и пр. Наборы театров подбираются с учетом программных задач.

Таким образом, изучив опыт использования сказки для развития связной речи детей средней группы мы можем сделать следующие выводы:

- работа со сказкой строится поэтапно, от чтения к самостоятельному пересказу:

- работа со сказкой включает в себя пересказ, драматизацию, режиссерские игры, показ кукольного театра, рассматривание иллюстраций;

- в группе организован центр развития речи, в котором дошкольники могут рассматривать книги со сказками, играть с разными видами театров.
  
​​​​​​​Изучив опыт использования сказки для формирования связной речи детей среднего дошкольного возраста, проводимый на базе МДОУ « Детский сад №86 были разработаны рекомендации педагогам и родителям по использованию сказки для формирования связной речи детей среднего дошкольного возраста:

1. Для развития связной речи, работая со сказкой, необходимо уделять как можно больше времени чтению, рассказыванию, пересказыванию, использованию драматизации сказки, словесных игр на основе сказок.

2. Для чтения необходимо подбирать сказки, соответствующие возрастным особенностям ребенка. В сказках должны быть знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны.

3. Сказки должны быть доступными для детей, чтобы при пересказе они могли отразить личное отношение к данному событию. Для этого необходимо учитывать следующие требования к ним: высокую художественную ценность, идейную направленность: динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения; четкость и последовательность развертывания действия, занимательность содержания. Помимо этого, очень важно учитывать доступность содержания литературного произведения и его объем.

4. Язык произведений должен быть образцовый, с доступным детям словарем, короткими, четкими фразами без сложных грамматических форм.

Обязательное требование к языку произведения - выразительность, наличие богатых и точных определений, свежесть языка; желательно также включение несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.

5. При чтении речь педагога при рассказывании сказок должна быть грамотной, без использования сленга, эмоциональной.

6. Процесс чтения сказки должен быть неторопливым. В бытовой сказке и в сказках о животных язык разговорный с присущими разговору интонациями. Нередко почти всегда сказка строится на диалоге, на прямой речи персонажей, что позволяет ограниченными средствами наиболее полно раскрыть их характеры.

7. В волшебной сказке романтическая приподнятость событий, таинственность требует и соответствующих интонаций. Требует внимания рассказчика, структурные элементы самой сказки и присказки. Цель присказки – собрать внимание слушателей. После присказки обязательна пауза, иначе дети примут присказку за начало сказки, или трудно будет вникнуть в суть событий о которой начал читать рассказчик.

8. Обучая ребёнка рассказыванию и пересказыванию, помогайте ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и слово- произношения. Воспитатель должен совершенствовать все стороны связной речи ребёнка – лексическую, грамматическую, фонетическую.

9. Перед началом занятия с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия; выносится необычный предмет с целью создания комфорта и заинтересованности.

10. В песенках – повторах интонации должны быть особенно точными: от повтора к повтору меняется соотношение силы, изменяется настроение, состояние персонажей.

11. Концовка сказки – свидетельство завершения повествования. Интонация концовки – непосредственное, доверительное общение со слушателями, возвращение их мыслей и чувств к повседневной жизни. Рассказывание сказки целесообразно завершать концовкой («Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают…»).

12. После чтения сказки необходимо провести небольшую беседу с ребенком, беседа помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, то есть постичь языковую особенность произведений данного жанра.

13. Не менее важно рассматривать иллюстрации, так как они помогают понять сказку. Нужны также словесные зарисовки: дети сами воображают себя художниками, придумывают и рассказывают, какие бы картинки они сами нарисовали к данной сказки.

14. Полезно повторять чтение отрывков из текста по заявки детей, тогда дети полнее воспринимают художественные достоинства сказки, замечают сравнения, эпитеты и другие изобразительные средства сказки.

15. Можно попросить ребенка вспомнить и рассказать о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказать описание природы, поступки героев, которые им особенно запомнились.

16. Так же можно использовать игры со сказками, в которых могут учувствовать все члены семьи: «Отгадай название», «Из какой сказки герой», «Что лишнее» и т.д.

17. Интересным опытом будет организация театрализованных представлений, показ кукольного театра по знакомым сказкам. Такое творчество не только будет способствовать развитию речи детей, но и позволит детям и взрослым проявить свое творчество.

18. Необходимо провести консультацию для родителей по развитию связной речи с использованием сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №86 комбинированного вида»

Доклад на тему: Сказка как средство  развития связной речи в среднем дошкольном возрасте.

                                                                                                               Выполнила:                    Овчинникова Н.М.

г.о.Саранск, 2022г.


  В настоящее время по изучению проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста ведется большое количество исследовательских работ психологов и педагогов.

Исследователи отмечают, что развитие речи в период детства, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.

 Поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено, прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки.

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Но, к сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном — это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. С развитием СМИ читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее. Сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств.

Цель моего исследования – теоретически изучить и практически исследовать опыт применения сказки в работе по формированию связной речи детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования – связная речь детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования – сказка как средство использования сказки для формирования связной речи детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования – сказка будет являться результативным средством развития связной речи детей среднего дошкольного возраста если будут соблюдены следующие условия:

1) используются для развития связной речи пересказ, драматизация сказки, словесные игры на основе сказок.

2) ход каждого занятия должен быть тщательно продуман с точки зрения его цели и задач и обеспечен заранее подготовленными средствами (куклы-персонажи сказки, ее декорационное оформление,

музыкальные инструменты для аккомпанирования рассказыванию, все необходимые принадлежности к играм и творческим заданиям и т. д.);

3) создана детально продуманная организация предметно-развивающей среды, а также способов взаимодействия взрослого с детьми и детей между собой;

4) применяются разнообразные способы активизации двигательной, эмоциональной и коммуникативно-речевой деятельности детей на занятиях. 

 Задачи:

1. Изучить теорию развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.

2. Описать методические основы использования сказки для формирования связной речи детей среднего дошкольного возраста.

3. Организовать экспериментальное исследование по изучению опыта использования сказки для формирования связной речи детей среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

4. Разработать методические рекомендации по использованию сказки для формирования связной речи детей среднего дошкольного возраста.

Изучив научную литературу по проблеме исследования, я выделила особенности связной речи детей 4 – 5 лет:

1. расширяется сфера общения, то есть ребенок может рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше;

 2.начинается активное употребление определений;

3. начинается подчинение предложений в соответствии с характером описываемых явлений.

С одной стороны у детей пятого года жизни отмечается особая чувствительность к явлениям языка, осознание произносительных умений, а с другой стороны несовершенство произношения многих звуков.

Под связной речью в моем исследовании мы будем понимать развернутое изложения определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно интонационно выразительно.

Работа со сказкой является неотъемлемой частью процесса развития связной речью. В средней группе используют следующие методы: пересказ, драматизация, словесные игры. Кроме того, для эффективности использования сказки в процессе развития связной речи необходимо соблюдать определенные условия, которые касаются проведения занятий, организации, развивающей предметно – пространственной среды, организации совместной и самостоятельной деятельности.

Цель экспериментального исследования – изучить опыт использования сказки для формирования связной речи детей средней группы.

Для реализации поставленной цели нами была изучена групповая документация средней группы МДОУ № 86 г. Саранск, организация развивающей предметно – пространственной среды. Дошкольное образовательное учреждение работает по примерной образовательной программе «Детство»

В ходе анализа календарного плана я выяснила, что чтение художественной литературы планируется 1 раз в неделю. Один раз – образовательная деятельность по ОО «Речевое развитие». Так же один раз в неделю планируется работа по познавательному чтению.

В рамках образовательной деятельности кроме знакомства со сказками есть занятия по драматизации знакомых сказок, пересказу, моделированию. Пересказу начинают обучать к середине учебного года, как и моделированию.

В совместной деятельности очень редко планируется работа со сказкой. Там нами было замечено, что драматизация планируется один раз в неделю и то не каждую неделю. Работа по обучению пересказу в совместной деятельности не планируется, так же, как и работа с мнемотаблицами.

В свободной деятельности дошкольникам доступны многие виды театра, но при наблюдении за деятельностью детей я отметила, что с театральным набором дети играют в режиссерскую игру.

Педагоги группы указывают на недостаток времени для работы со сказкой, то есть эта работа чаще всего проводится в рамках образовательной деятельности и регламентируется сеткой занятий. Театральная деятельность в совместной деятельности не планируется, чаще всего инсценировки сказок делаются 1 раз в несколько месяцев.

Так при изучении календарного планирования на период с сентября по март образовательная деятельность по ОО «Речевое развитие» с использованием сказки планировалась 8 раз, познавательное чтение сказок – 13 раз, драматизация сказок – 17 раз, режиссерская игра по сказкам – 14 раз, игры с кукольным театром (показ театра детьми) – 4 раза, рассматривание иллюстраций планировалось 1 раз. Так же в период зимних каникул прописан День сказок, который был посвящен знакомым сказкам.

Изучив индивидуальные маршруты детей средней группы, мы можем отметить полное отсутствие работы с использованием сказки в рамках реализации работы по индивидуальному маршруту развития воспитанников.

С родителями работа по развитию связной речи дошкольников с использованием сказки не проводится, не отмечено консультаций, семинаров – практикумов.

Для развития связной речи в группе оборудован центр развития речи, в котором есть книжный уголок. В книжном уголке выставляются знакомые сказки с иллюстрациями разных авторов, иногда организовываются выставки русских народных или сказок одного автора. Так же в центре имеются альбомы с иллюстрациями к разным сказкам, как работы известных художников – иллюстраторов, так и детские работы. Кроме того, в центре развития речи представлены разные виды театров – перчаточный, теневой, конусный, вязанный и пр. Наборы театров подбираются с учетом программных задач.

Таким образом, изучив опыт использования сказки для развития связной речи детей средней группы мы можем сделать следующие выводы:

- работа со сказкой строится поэтапно, от чтения к самостоятельному пересказу:

- работа со сказкой включает в себя пересказ, драматизацию, режиссерские игры, показ кукольного театра, рассматривание иллюстраций;

- в группе организован центр развития речи, в котором дошкольники могут рассматривать книги со сказками, играть с разными видами театров.
  
​​​​​​​Изучив опыт использования сказки для формирования связной речи детей среднего дошкольного возраста, проводимый на базе МДОУ « Детский сад №86 были разработаны рекомендации педагогам и родителям по использованию сказки для формирования связной речи детей среднего дошкольного возраста:

1. Для развития связной речи, работая со сказкой, необходимо уделять как можно больше времени чтению, рассказыванию, пересказыванию, использованию драматизации сказки, словесных игр на основе сказок.

2. Для чтения необходимо подбирать сказки, соответствующие возрастным особенностям ребенка. В сказках должны быть знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны.

3. Сказки должны быть доступными для детей, чтобы при пересказе они могли отразить личное отношение к данному событию. Для этого необходимо учитывать следующие требования к ним: высокую художественную ценность, идейную направленность: динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения; четкость и последовательность развертывания действия, занимательность содержания. Помимо этого, очень важно учитывать доступность содержания литературного произведения и его объем.

4. Язык произведений должен быть образцовый, с доступным детям словарем, короткими, четкими фразами без сложных грамматических форм.

Обязательное требование к языку произведения - выразительность, наличие богатых и точных определений, свежесть языка; желательно также включение несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.

5. При чтении речь педагога при рассказывании сказок должна быть грамотной, без использования сленга, эмоциональной.

6. Процесс чтения сказки должен быть неторопливым. В бытовой сказке и в сказках о животных язык разговорный с присущими разговору интонациями. Нередко почти всегда сказка строится на диалоге, на прямой речи персонажей, что позволяет ограниченными средствами наиболее полно раскрыть их характеры.

7. В волшебной сказке романтическая приподнятость событий, таинственность требует и соответствующих интонаций. Требует внимания рассказчика, структурные элементы самой сказки и присказки. Цель присказки – собрать внимание слушателей. После присказки обязательна пауза, иначе дети примут присказку за начало сказки, или трудно будет вникнуть в суть событий о которой начал читать рассказчик.

8. Обучая ребёнка рассказыванию и пересказыванию, помогайте ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и слово- произношения. Воспитатель должен совершенствовать все стороны связной речи ребёнка – лексическую, грамматическую, фонетическую.

9. Перед началом занятия с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия; выносится необычный предмет с целью создания комфорта и заинтересованности.

10. В песенках – повторах интонации должны быть особенно точными: от повтора к повтору меняется соотношение силы, изменяется настроение, состояние персонажей.

11. Концовка сказки – свидетельство завершения повествования. Интонация концовки – непосредственное, доверительное общение со слушателями, возвращение их мыслей и чувств к повседневной жизни. Рассказывание сказки целесообразно завершать концовкой («Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают…»).

12. После чтения сказки необходимо провести небольшую беседу с ребенком, беседа помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, то есть постичь языковую особенность произведений данного жанра.

13. Не менее важно рассматривать иллюстрации, так как они помогают понять сказку. Нужны также словесные зарисовки: дети сами воображают себя художниками, придумывают и рассказывают, какие бы картинки они сами нарисовали к данной сказки.

14. Полезно повторять чтение отрывков из текста по заявки детей, тогда дети полнее воспринимают художественные достоинства сказки, замечают сравнения, эпитеты и другие изобразительные средства сказки.

15. Можно попросить ребенка вспомнить и рассказать о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказать описание природы, поступки героев, которые им особенно запомнились.

16. Так же можно использовать игры со сказками, в которых могут учувствовать все члены семьи: «Отгадай название», «Из какой сказки герой», «Что лишнее» и т.д.

17. Интересным опытом будет организация театрализованных представлений, показ кукольного театра по знакомым сказкам. Такое творчество не только будет способствовать развитию речи детей, но и позволит детям и взрослым проявить свое творчество.

18. Необходимо провести консультацию для родителей по развитию связной речи с использованием сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» 2016-2017г (средняя группа)

Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада ,так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможно...

Сказка как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста

Изучение связной речи у детей среднего дошкольного возраста.Изучение словарного состава речи.Виды предложений используемые при рассказывании...

Роль сказки в формировании связной речи детей среднего дошкольного возраста

Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древни...

Перспективный план работы с родителями по теме "Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление со сказками"

Перспективный план работы с родителями по теме "Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление со сказками"...

Проект «В гостях у сказки» по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста с использованием мнемотехники

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит, в основном, непроизвольный характер.Дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления близкие их жизнен...