Формирование положительных межличностных отношений дошкольников во взаимодействии со сверстниками
статья
В современном мире большое значение приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе. Так как педагоги и родители все чаще с тревогой замечают, что многие дети испытывают серьезные затруднения в общении со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_polozhitelnyh_mezhlichnostnyh_otnosheniy_doshkolnikov.docx | 32.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование положительных межличностных отношений дошкольников во взаимодействии со сверстниками
В современном мире большое значение приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе. Так как педагоги и родители все чаще с тревогой замечают, что многие дети испытывают серьезные затруднения в общении со сверстниками.
Несмотря на значимость и осознание важности в формировании межличностных отношений на этапе дошкольного возраста, можно выделить ряд проблем в решении данного вопроса: необходимость организации адекватной дошкольному возрасту социальной среды формирования межличностных отношений; отбор критериев оценки сформированности межличностных отношений, адаптированных к возрастным возможностям детей; разработка технологий, способствующих эффективности формирования межличностных отношений.
Межличностные отношения являются необходимым условием, определяющим развитие не только отдельных психических процессов, но и личности в целом. Если в межличностных отношениях преобладают отрицательные эмоциональные переживания; неадекватность взаимопонимания, отсутствие когнитивного отождествления между субъектами и сопротивление друг другу в сфере личных и деловых межличностных отношений возникает конфликт. Межличностные отношения обычно формируются в социальных группах. А для создания группы, должны возникнуть отношения как минимум между двумя людьми. Так, дошкольники, посещающие дошкольное образовательное учреждение являются членами определенной группы. Высшая форма группы называется коллективом.
В современной психологии основой межличностных отношений является общение. Каждый человек с самого рождения вступает в отношения с окружающими людьми. В этих взаимоотношениях он наблюдает, изучает, учится и формируется. Человек – это социальное существо. Отдельные области жизни личности связаны с другими. Даже если он физически одинок, у него в уме и воображении существует другой человек. Отношения и общение тесно связаны друг с другом. Общение – это всегда какое-то внешнее поведение, это действие или воздействие, адресованное другому человеку, которого можно наблюдать, видеть, фиксировать. Общение является одной из основных потребностей человека [3].
Межличностные отношения возникают, с одной стороны, как результат воспитания, а с другой стороны, они играют очень важную роль в развитии дошкольника. Однако, в силу возрастной специфики развития межличностные отношения в дошкольном возрасте имеют свои специфические особенности.
В младшем дошкольном возрасте у детей еще нет устойчивых избирательных отношений. К середине дошкольного возраста отношение к сверстникам у ребенка меняется, появляется совместная деятельность (в отличие от детей более раннего возраста, у которых отношения бессодержательны), которая отчетливо проявляется в игровой деятельности. К пяти годам возникает сотрудничество, потребность в признании или в уважении другого. После 6 лет эта потребность в признании несколько сглаживается у большинства детей. Потребность в признании порождает конкурентные отношения между детьми, и нередко эта потребность является источником очень многих и межличностных, и внутриличностных проблем.
После 6 лет эта потребность в признании несколько сглаживается у большинства детей. В отношениях между детьми возникают устойчивые избирательные отношения. Появляется дружба, которая не зависит от того, кто лучше, а кто хуже, т.е. возникают внеситуативные отношения [2]. В некоторых случаях появляется первая любовь.
Здесь важно, что те дети, которые расположены друг к другу, уже не столь конкурентно направлены, потребность в признании у них не такая острая, как была ранее. Они уже могут помогать, содействовать, сопереживать друг другу, даже оправдать другого в глазах взрослых. У них возникает естественная связь, единство, причастность к другому человеку.
Такова в общих чертах динамика межличных отношений в дошкольном возрасте. Однако, далеко не всегда эта динамика развивается в соответствии с возрастными нормами. Внутри этих отношений могут развиваться проблемные формы. Очень часто возникают проблемные формы отношений со сверстниками, наиболее распространенные из которых – детская агрессивность, обидчивость, застенчивость и демонстративность.
Одной из важнейших задач воспитания и обучения является организация целенаправленного процесса формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста.
Умение строить отношения с другими людьми интенсивно развивается в дошкольном возрасте и очень важно, чтобы ребенок получил максимум полезных знаний о построении отношений именно в детском саду. Ведь это коллектив абсолютно разных маленьких людей – со своими привычками, предпочтениями, с небольшим - но уже багажом знаний об отношениях в семье. Если ребенок умеет строить отношения благополучно, тянется к сверстникам, то и на дальнейших ступенях его социального развития – в школе, институте, на работе – он будет чувствовать себя комфортно среди окружающих его людей. Таким образом, именно педагогам ДОУ выпадает очень важная роль в формировании детских межличностных отношениях.
Важную роль в формировании межличностных отношений детей дошкольного возраста играет игра. Игра выступает наиболее эффективным средством коммуникативного развития ребенка.
В практике воспитания и развития дошкольников существует огромное количество коммуникативных игр, которые помогают развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.
Основные задачи коммуникативных игр, направлены на то, что планируется добиться в процессе научения:
- сотрудничеству, навыкам совместных действий для достижения общей цели;
- дружеским взаимоотношениям внутри коллектива;
- объективной самооценке, правильному анализу поступков других;
- самоконтролю;
- планированию своего поведения;
- терпимости к действиям окружающих;
- взаимопониманию, поддержке;
- внимательности к эмоциональному состоянию других детей.
Когда в одном месте собирается коллектив маленьких индивидуальностей, перед взрослым встает вопрос их объединения. Поэтому основная цель коммуникативных игр – снять эмоциональное напряжение каждого ребенка и создать благоприятную атмосферу для общения [1].
Игры на сплочение способствуют избавлению от страхов и стеснения, разрешению конфликтных ситуаций, предотвращают их возникновение. Так называемые «изгои» становятся полноценными членами коллектива, а лидеры начинают учитывать не только собственные интересы, но и потребности остальных ребят.
Общение не будет продуктивным без взаимопонимания, доверия. Совместная деятельность не принесет должного результата, если каждый ребенок будет отвечать лишь за собственные поступки. Поэтому задача педагога – через игру научить своих подопечных сотрудничеству.
Примеры коммуникативных игр для детей дошкольного возраста:
Всем построиться! Участники делятся на 2 команды. По сигналу за короткое время игроки должны построиться в соответствии с каким-либо признаком: по количеству пуговиц, карманов, цвету волос или глаз, по росту, размеру обуви. | Посиделки Ведущий дает сигнал - участники быстро должны разделиться попарно. Один человек приседает, другой присаживается к нему на колени. Двое, не успевшие найти напарника или присесть, выбывают. Игра длится, до последней оставшейся пары. |
Что в нем нового? Игра проводится через несколько дней после знакомства. Нескольких минут участники внимательно вглядываются друг в друга. Затем одному человеку дается мяч. Его он будет бросать другим игрокам, оглашая, что нового заметил в облике или эмоциональном состоянии товарищей. | Импульс Дети становятся кругом, держась за руки. Водящий пожимает соседу руку, эту же манипуляцию проделывают все участники. Засекается время, за которое импульс вернется к тому, кто его посылал. Цель – достичь максимальной скорости передачи рукопожатия. |
Атомы-молекулы Ребята хаотично бродят, изображая атомы. Далее ведущий объявляет, что они должны быстро образовать молекулы, состоящие из определенного числа атомов. | Путаница Игроки берутся за руки и перепутываются, стараясь образовать клубок из собственных тел. Водящему предстоит распутать эту конструкцию, не рассоединяя рук участников. |
Клубок Ведущий берет длинный клубок ниток, наматывает вокруг кисти его конец, а остальное бросает любому ребенку со словами: « Мне нравится, что ты…» (фразу можно изменить). Поймавший обматывает часть нити вокруг своей руки и перебрасывает клубок дальше, произнося такие же слова. Игра продолжается, пока каждый не получат комплимент. | Биг-Мак Пары являются половинками одного устойчивого словосочетания. Например, один человек – «Биг», другой – «мак». Варианты: меч-кладенец, скатерть-самобранка, красная шапочка, «Чупа-чупс». Далее игрокам завязывают глаза и перемешивают их. Партнеры должны как можно быстрее найти свою половинку только по выкрикам. |
Крокодил Выслушав задание ведущего, команда сообща что-либо изображает. Это может быть сороконожка, футбольные болельщики, очередь у магазина, зрители на премьере комедии. | Зеркало Разбившись парами, игроки решают, кто будет зеркалом. Дальше «зеркало» повторяет все движения партнера. Через время роли меняются. |
Отметим, дошкольники быстро устают, поэтому игры должны быть простыми, понятными и длиться непродолжительный период времени.
В частности стоит выделить, что работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда можно сформировать из ребят, собранных в одну группу, дружный коллектив.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Апрышкина И.В. Педагогические условия формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности /И.В. Апрышкина // Наука и образование: новое время. – 2019. – № 1 (30). – С. 900-906.
- Васина Ю.М. Особенности развития межличностных отношений дошкольников как компонента их социально-личностной готовности к школе / Ю.М. Васина // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2020. – № 1 (21). – С. 59-64.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – Воронеж: Изд. НПО 'МОДЭК', 1997. – 384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игра с песком как средство самовыражения и формирование межличностных отношений дошкольника».
В статье раскрывается влияние песочной терапии на развитие эмоциональной сферы дошкольника, включает задачи и формы организации.....
«Формирование межличностных отношений дошкольников»
Защита исследовательского проекта на конкурс«Педагог-исследователь»...
Формирование межличностных отношений дошкольников.
Обобщение опыта работы....
План по самообразованию «Сюжетно – ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников»
Актуальная вещь в наше время...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «Сюжетно – ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников»
План по самообразованию в старшей группе. (2015-2016г)...
Статья: "Развитие общения и межличностных отношений дошкольников со сверстниками."
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себ...
Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста...