Использование мультипликации, как современной ИКТ-технологии в художественно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)

Наталья Николаевна Панчук

В связи с тем, что сегодня детский сад стоит перед проблемой творческого восприятия знаний, из чего следует, что учебный процесс необходимо сделать увлекательным и интересным.

Ярким примером, можно выделить технологию мультипликации (анимации) которая  предполагает опору на творчество ребенка, приобщение его к социокультурным ценностям, позволяет реально интегрировать разные виды образовательной деятельности: изобразительную, музыкальную, театрализованную,  познавательно-исследовательскую, коммуникативную деятельность, организовать обучение в сотрудничестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_panchuk_n.n._-_kopiya.docx66 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

Тема: «Использование мультипликации, как современной ИКТ-технологии в художественно-эстетическом развитии

детей старшего дошкольного возраста»

 

Панчук Наталья Николаевна,

воспитатель МАДОУ города Нижневартовска

ДС №68 «Ромашка»

C:\Users\COMPITOR\Pictures\fgos_doshkolnoe_obrazovanie1.jpg

        

     

Г. НИЖНЕВАРТОВСК, 2020

Добрый день, уважаемые  коллеги! Вашему вниманию предлагается опыт работы по теме «Использование мультипликации,  как современной ИКТ-технологии  в художественно-эстетическом развитии  детей старшего дошкольного возраста»

   

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство уже требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

 В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в условиях реализации ФГОС - умение самостоятельно приобретать новые знания.

 

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.  Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.

 

Практика показывает, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей:

 - расширяет возможность самостоятельной деятельности детей;

 - формирует навык исследовательской деятельности;

 - обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

в общем, СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

 

В связи с тем, что сегодня детский сад стоит перед проблемой творческого восприятия знаний, из чего следует, что учебный процесс необходимо сделать увлекательным и интересным.

Ярким примером, можно выделить технологию мультипликации (анимации) которая  предполагает опору на творчество ребенка, приобщение его к социокультурным ценностям, позволяет реально интегрировать разные виды образовательной деятельности: изобразительную, музыкальную, театрализованную,  познавательно-исследовательскую, коммуникативную деятельность, организовать обучение в сотрудничестве.

 Мультипликация, как современная технология деятельностного подхода, дает возможность ребенку быть  не сторонним наблюдателем, а непосредственным участником технологического процесса создания мультфильма. Здесь ребенок может попробовать свои силы в разных направлениях  (режиссёра, оператора, сценариста, художника-мультипликатора мантажора и т.д.) что в свою очередь  позволяет ему сделать собственный выбор наиболее интересного и значимого для него  направления в творчестве. Сегодня мультипликация не просто впечатляющее зрелище, а элемент «новой грамотности», а также групповой творческий процесс

 Мультипликация- это универсальный и интернациональный язык общения детей и взрослых всего мира. Детская мультипликация–это особый вид искусства, самостоятельный и самоценный. Это возможность для ребенка высказаться и быть услышанным. И, несмотря на малый жизненный опыт, а, может быть, благодаря этому информация, которую несут в себе детские мультики, просто бесценна.

Основные виды традиционной мультипликации: плоскостная и объемная. В основе объемной мультипликации – покадровая павильонная съемка кукол персонажей в декорациях. В основе плоскостной мультипликации – покадровая съемка закрепленной камерой предметов, лежащих на горизонтальной плоскости.

Для  организации работы  детской мульипликационной студии необходимо следующее оборудование: фотоаппарат, штатив, компьютер с установленной программой «Киностудия», осветительные приборы, микрофон и мультстанок, а также инструменты и материалы необходимые для создания фонов и персонажей.

Процесс создания детского мультфильма можно кратко представить в виде следующих этапов: 

1.Создание сценария;

2.Выбор ролей и распределение заданий;

3.Создание персонажей мультфильма в предложенной детьми или педагогом      

    технике;

4.Выполнение упражнений – моделирование движений;

5.Покадровая съемка;

6.Озвучивание  мультфильма;

7.Монтаж мультфильма в компьютерной программе;

8.Демонстрация мультфильма.

С чего начинается сочинительство – подготовка сценария? С того, что поражает воображение ребенка. Это может быть исторический факт, литературное произведение или случай из жизни.

В процессе подготовки сценария, дети проигрывают историю как спектакль (в качестве актеров выступают юные мультипликаторы). Идет отработка действий и движений. Дети исполняют роли героев мультфильма, обращая внимание на выразительность жестов, мимики и пластики героев, (желательно перед зеркалом), продумывая наполненность кадра и композицию, расстановку действующих лиц и взаимодействие героев

При создании мультфильма нужно помнить несколько простых правил: фоны не должны сливаться с героями, не должны перебивать героев своею яркостью. Если вы хотите, чтобы у вас в фильме шевелилось дерево или куст, они должны быть изготовлены отдельно.

Также очень важно менять позы и местоположение очень незначительно, по миллиметрам. Следить за тем, чтобы в кадр не попали руки.

Необходимо иметь в виду, что количество кадров для видео рассчитывается в диапазоне 4-24 кадров в 1 секунду. Чем больше кадров, тем плавнее будут движения героев    и предметов. Учитывая специфику детского сада, можно ограничиться меньшим количеством, например, для тренировочного варианта  необходимо сделать не менее 150-200 кадров, как раз достаточно для короткого ролика на 1 минуту.

На этапе озвучивания распределяются  роли между детьми. Записывается  речь, диалоги, голоса  животных. Подбирается  музыка, шумовые эффекты. Рассчитывается фонограмма  по времени.

Приобщаясь к мультипликации, дети приобретают ни с чем несравнимый опыт самореализации в значимой для них деятельности, знакомятся с различными для них видами творчества (литература, театр, изобразительная деятельность, пластика, прикладное искусство, технология обработки различных материалов, музыка, видеосъемка и видеомонтаж).

На базе нашего детского сада организована дополнительная образовательная услуга по ознакомлению детей с искусством мультипликации. Для этого разработана авторская компилятивная программа дополнительного образования по развитию творческих  способностей у детей «Мозаика».

Целью данной программы является:  Развитие творческих способностей детей средствами  современного экранного искусства (мультипликации).

Задачи представлены на слайде.

Результатом реализации данной программы является сформированность у детей представлений об истории мультипликации, ее простейших техниках,  о технологическом процессе создания мультфильмов.   Дети научатся планировать собственную и коллективную работу по   созданию мультипликационных фильмов, работать в коллективе принимая на себя разные роли (сценарист, режиссер, монтажер, художник, звукорежиссер и т.д.) с помощью педагога4 закрепят полученные в непосредственной образовательной деятельности умения и навыки работы с изобразительным материалом и инструментами.

Реализация программы рассчитана на один год с детьми 7- го года жизни. Занятия в мультипликационной студии проводятся 1 раз в неделю с группой детей, наполняемость которой составляет не более 10 детей.

Содержание программы  состоит  из трех блоков:

I  БЛОК  «Мы изучаем историю мультипликации»

II БЛОК  «Мы знакомимся с профессией мультипликатора»

III БЛОК  «Мы учимся создавать мультфильмы»

В рамках представленных блоков распределены темы, содержание работы с детьми. Весь материал систематизирован и представлен в виде перспективного плана.

На начальном  этапе работы  при реализации 1 – го блока программы  знакомим детей с историей мультипликации, и ее простейшими видами.  Создаются условия для вхождения детей в сказочный мир мультипликации, помогающие познакомить детей со страной МУЛЬТЛАНДИЕЙ и ее фантазийными жителями (микрофон, ручка, мышка, карандаш, фотоаппарат), которые работая с детьми на протяжении всего года,  открывают  все секреты  создания мультфильмов. Для детей проводится викторина «Что мы знаем о мультфильмах?», задания которой направленны на выявление у детей представлений о мультфильмах, об их видах, о необходимых материалах и инструментах для создания мультфильмов. Уточняются представления о правилах безопасного обращения с оборудованием студии (фотоаппарат, компьютер, освещение, мультстанок).Выявляется уровень сформированности ручной умелости (владение кистью, карандашом, ножницами), т.е. проводится вводный мониторинг.

Дети знакомятся  с историей мультипликации, с известными российскими мультипликаторами и их творчеством. Узнают о развитии мультипликации в России.Так же на данном этапе дети  знакомятся  с двумя простейшими видами мультипликации – плоскостная и объемная.   Продуктом этой работы будет являться  создание оптических игрушек,  объемных и плоскостных декораций и персонажей.

На втором этапе реализации программы знакомим детей с профессиями людей, задействованных в создании мультфильмов.

На данном этапе дети знакомятся с профессиями сценариста, режиссера, художника-мультипликатора,  оператора,  звукорежиссера, монтажёра. Уточняются представление о роли людей данных профессий в съемке мультфильма. Дети знакомятся с необходимыми материалами и инструментами для работы людей данных профессий.  Детям даются   представления  о том, что мультфильмы могут сниматься по готовому произведению известных авторов, и по своему сценарию. На данном этапе детей знакомят с программами, которые позволяют монтировать фильм. Показываются приемы переноса отснятых кадров и выбранной музыки в программу. Они учатся работать слаженно, сообща, прислушиваться к мнению других детей.    Продуктом на данном этапе работы будет является съемка мультфильма, созданного в простейшей технике перекладка (плоскостная рисованная мультипликация).    

На втором этапе реализации программы учим детей создавать мультфильмы под руководством взрослого. На данном этапе работы дети побуждаются к самостоятельному придумыванию сюжета будущего мультфильма, соблюдая структуру его композиционного построения (завязка, кульминация, развязка). Закрепляются умения делать раскадровку. Приобщаем детей к коллективному обсуждению образов будущих персонажей, декораций, фонов, умению договариваться и распределять обязанности по изготовлению необходимых атрибутов. В процессе работы уточняются  и закрепляются  полученные ранее на занятиях умения и навыки в рисовании, лепке и аппликации.  

На данном этапе у детей формируются умения работать в команде, распределять деятельность для работы съемочной группы (один фотографирует, кто-то меняет декорации, другие двигают персонажи, один следит за освещением).    Закрепляются  умения распределять роли,  для озвучивания персонажей руководствуясь индивидуальными особенностями детей (тембр голоса, темперамент). Дети учатся подбирать соответствующее музыкальное сопровождение (веселая, грустная музыка), шумовые эффекты, звуки (шорох листьев, гром, ветер и т.д.). На данном этапе, дети учатся делиться наработанным опытом и знаниями, эмоциями и впечатлениями о проделанной работе, презентовать продукт мультипликационной студии.      Продуктом на данном этапе будет являться съемка мультфильма, созданного в технике объемная пластилиновая мультипликация.    

Содержание представленной программы «Мозаика» выстроено по принципу от простого к сложному. Теоретические занятия чередуются с    практическими занятиями.   Для  реализации содержания программы создана специфическая среда в виде города Мультландия- это организация реально существующей среды в отдельной комнате детского сада. Этот город населен необычными жителями, которые помогают ребенку познать мир мультипликации через дидактические игры, пособия, игровые ситуации, продуктивную деятельность под руководством взрослого, т.к. данная программа не предусматривает самостоятельной  работы детей.

Примерное тематическое планирование занятий не является педагогическим трафаретом на пути творчества, как педагога, так и воспитанника. Содержание занятий реализуется в соответствии с личностными особенностями детей и конкретными задачами воспитания и развития и не дублируют содержание основной образовательной программы, реализуемой в ДОУ.

   

Эффективность реализации программы определяется результатами, полученными в ходе проведения педагогической диагностики, сравнение результатов выполнения диагностических заданий до и после реализации программы. Для оценки эффективности работы по художественно-эстетическому развитию детей седьмого года жизни мною выделены следующие показатели и критерии. Подобраны диагностические материалы по следующим показателям:

  • первичные представления о мультипликации;
  • технические изобразительные умения и навыки (слайд 26);
  • творческие способности детей (изобразительные, литературные, театральные) (слайд 27).

В настоящее время дети растут и развиваются в условиях огромного информационного пространства. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Современный ребенок — это житель XXI века. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения: компьютерные игры, планшеты, интерактивные игрушки, гаждеты, сотовые телефоны и др. Особенности развития детей с новым типом сознания требуют современного подхода в их воспитании и образовании. Применение мультимедийных технологий в профессиональной деятельности педагогов более чем оправдано, это шаг в сторону современных детей.  Мы считаем  важным, чтобы современный педагог задействовал все технические возможности для достижения наилучшего результата образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Хвостик для петушка»

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Хвостик для петушка», 2-ая млад...

Индивидуальный план по самообразованию по теме "Использование современных игровых технологий в процессе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста"

В работе представлен план учителя-дефектолога ДОУ по теме "Использование современных игровых технологий в процессе сенсорного развития детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста"...

Из опыта работы "Развитие художественно-эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста путём создания в группе мини-музея "Русская народная игрушка"

Русская народная игрушка развивает у детей воображение, фантазию, творческое мышление, разносторонне воздействуют на развитие чувств ребёнка,  ума и характера. Мини-музей "Русская народная и...

Рабочая программа на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков у детей старшего дошкольного возраста в рамках театральной студии "Мыльная феерия"

В рабочей программе отражены принципы и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков....

Программа ДПОУ по развитию художественно-эстетических способностей у детей старшего дошкольного возраста "Разноцветная палитра" на 2019-2020 учебный год

Приказ № 397 от 02.09.2019 "Об открытии дополнительных платных услуг на 2019 - 2020 учебный год"Приказ № 388 от 03.09.2018 "Об открытии дополнительных платных услуг на 2018 - 2019 учебн...

«Образовательный геокешинг» – современная педагогическая технология, как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Целью данной разработки является развитие познавательного интереса и обогащение социального опыта детей с нарушением слуха посредством «Образовательного геокешинга».  В дошкольном воз...