Развитие инженерного мышления дошкольников через конструктивно - творческие способности.
проект (средняя группа)
Проектная деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Проект
«Развитие инженерного мышления дошкольников через конструктивно - творческие способности»
Авторы-составители: Кузнецова Елена Леонтьевна,
Чащина Наталья Александровна.
Югорск 2021г.
Содержание работы
Организация деятельности.
Пояснительная записка
Актуальность
Перспективное планирование
Приложение: конспекты непосредственной образовательной деятельности,
загадки, консультации для родителей, схемы, пооперационные этапы
складывания фигурок по типу оригами.
Пояснительная записка
Конструируя, ребенок действует, как зодчий
Возводящий здание собственного потенциала.
Ж.Пиаже
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., вступившего в силу с 1 сентября 2013 года, дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования (статья 4, п.10).
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на формирование у детей элементарных математических представлений, которое в свою очередь развивает логическое, творческое, наглядно-образное и техническое мышление.
В дошкольном возрасте есть период развития, в котором идет преимущественное усвоение задач и мотивов человеческой деятельности (развитие потребностно-мотивационной сферы), и период усвоения способов действий с предметами и формирование операционно-технических возможностей. Оба этих периода связаны с развитием у детей предпосылок инженерного мышления.
Инженерное мышление – это особый вид мышления, формирующийся и проявляющийся при решении инженерных задач, позволяющий быстро, точно и оригинально решать поставленные задачи, направленные на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах с целью создания технических средств и организации технологий.
Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое и др.
В условиях ДОО необходимо введение системы работы по развитию конструктивной деятельности детей во всех возрастных группах – методически выверенной, осуществляемой систематически и целенаправленно, включающей конструирование по модели, по условиям, по схеме, по образцу, по замыслу, по чертежам и схемам, каркасное конструирование с использованием строительного материала, объемных и плоскостных конструкторов из разных материалов (в том числе Lego), мягких модулей, и т.п., а также компьютерное конструирование. В данную систему должна быть включена также работа, связанная с художественным трудом детей с применением бумаги, картона, природного и бросового материала.
Исходя из вышесказанного и изучив материалы по данной теме на базе группы №3 «Солнышко» был реализован проект «Развитие инженерного мышления дошкольников через конструктивно - творческие способности». За основу была взята технологическая игра – оригами. Согласно Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) считается, что Идеальный Конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм. Оказывается, такой конструктор существует. Это - оригами, где из одной детали (листа) складываются тысячи и тысячи разнообразнейших фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способны сотворить с помощью оригами целый мир. Мир особый, радостный, веселый, добрый и ни на что не похожий.
Проект рассчитан на три года.
Цель: формирование инженерного мышления, интеллектуального и эстетического развития детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи: - Формировать предпосылки инженерного мышления, развивая психические процессы: внимание, логическое мышление, память, речь, зрительное и слуховое восприятие детей посредством технологической игры – оригами.
- - Совершенствовать мелкую моторику рук.
- - Воспитывать интерес к искусству оригами.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами
- оригами.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат,
- треугольник, угол и т.д.
- Обогащать словарь ребенка специальными терминами, развивать звуковую
- культуры речи.
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные
- способности детей
Задачи для педагога: создание информационной базы
создание условий для творческой деятельности - оригами
Задачи для родителей: активизировать роль родителей в развитии творческих способностей у детей
Ресурсное обеспечение.
Пооперационные карты для конструирования из бумаги.
Дидактические игры по темам: форма, воображение, конструирование из геометрических фигур, познавательные.
Наглядно методические пособия для детей, родителей, педагогов (загадки, художественное слово, методические рекомендации для родителей, перспективный план на учебный год с набором детских поделок).
Ожидаемые результаты проекта.
1. Повышение показателей звукопроизношения воспитанников.
2. Знания свойств и особенностей бумаги.
3. Знания основных геометрических понятий (угол, сторона, квадрат, диагональ, прямоугольник, трапеция, и т. д).
4. Укрепление мелкой моторики. Владение способами складывания различных поделок: складывание квадрата –по диагонали и пополам с совмещением сторон, углов, отглаживанием сгиба (платочки, фартучки, шапочки, почтовые открытки, конверты, вагончики).
4. Повышение компетентности родителей в вопросе конструирования по типу оригами детей 4-5 лет.
Участники: дети среднего возраста, родители, педагоги.
Продолжительность: 1 год
Вид: информационно-практико-ориентированный
Предлагаемая система работы с детьми среднего дошкольного возраста является общекультурным модифицированным материалом художественно-эстетической направленности, созданной в соответствии с проектом примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Радуга» под ред. Е.В. Соловьёвой и предполагает развитие у детей логического мышления, пространственного воображения, конструктивных навыков, творческих способностей, речи.
В сборнике представлены: перспективный план, конспекты непосредственной образовательной деятельности, беседы, консультации для родителей, иллюстрированный материал, пооперационные схемы.
Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Оригами способствует развитию творческих способностей детей, улучшает память и пространственное мышление, которые впоследствии понадобятся в школе, при изучении географии, геометрии, черчения, а также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Сборник адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений. Материалы, представленные вашему вниманию, строятся на следующих принципах:
- Отбор содержания доступного детям 4-5лет;
-Постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью.
Используемые методы.
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
•исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей.
•фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
•групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Актуальность:
Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Ориентация педагогического процесса на развитие творческих способностей становится в современных условиях, в период гуманизации дошкольного образования, особенно значимой.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Конструирование из бумаги представляет для дошкольника некоторые сложности, так как бумагу – плоский материал – надо перевести в объёмные формы.
Оригами способствует концентрации внимания, развитию конструктивного мышления детей, творческое воображение, так же стимулирует развитие памяти, речи. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, диагональ и т. п.) У детей формируется культура труда. Так же оригами способствует созданию игровых ситуаций.
Дошкольное образование предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее, и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Именно в предшкольном возрасте начинается целенаправленная работа по развитию всех компонентов связной речи, совершенствованию умений при помощи речи выражать свои мысли, строить диалог. Благодатным материалом для развития грамматически правильной речи являются сказки. По словам В.А.Сухомлинского, дети понимают идею лишь тогда, когда она выражена в ярких образах. Работа над образами заставляет детей думать, анализировать, делать выводы. Создать яркие образы сказочных героев поможет древнее японское искусство оригами. Оно сочетает в себе все необходимые средства для развития образного мышления и воображения, что впоследствии окажет благотворное влияние на развитие речи ребенка.
Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности.
С бумагой ребенок сталкивается гораздо раньше, чем учится писать, рисовать или читать. Он ее рвет, мнет, непроизвольно пытаясь придать ей необходимую форму.
Бумага доступна и дешева. Этот простой материал легко поддается любым изменениям. Его поверхность податлива, хорошо содержит форму. Стало быть, с помощью оригами можно развить у детей фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. И сделать это можно совершенно незаметно, в игровой форме. Малыши даже не поймут, как освоили сложные математические и геометрические понятия.
Нас, педагогов группы, заинтересовал не только эстетический аспект изготовления поделок в технике оригами, но и возможность использовать поделки для развития всех компонентов связной речи, произвольности всех психических процессов, повышение эффективности обучаемости на основе яркого самовыражения в театрализованной и конструктивной деятельности. Оригами является универсальным способом обучения, ее можно прекрасно использовать практически во всех образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, формирование элементарных математических представлений, художественное творчество.
Организация деятельности.
Обоснование проблемы: федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают всестороннее гармоническое развитие дошкольников. Целевые ориентиры дошкольного образования социальные и психологические характеристики ребёнка на этапе завершения дошкольного образования предусматривают:
-Ребёнка, проявляющего инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
-Ребёнка, уверенного в своих силах, открытого внешнему миру, обладающего чувством собственного достоинства, активно взаимодействующего со сверстниками и взрослыми.
-Ребёнка, который обладает развитым воображением, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
-Творческие способности ребёнка, проявляющиеся в рисовании, придумывании сказок и т.д., ребёнка, который фантазирует вслух, играет звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
-У ребёнка развитую крупную и мелкую моторику.
-Ребёнка способного к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевающего сиюминутные побуждения, ребенка, который доводить до конца начатое дело, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены.
-Ребёнка проявляющего любознательность, склонного наблюдать, экспериментировать, способного к принятию собственных решений.
Данные мониторинга звуковой стороны речи детей данной группы на сентябрь показали, что возрастная норма у 11% (3 чел.), у 3 детей дизартрия. Выявление уровня развития конструктивных навыков детей среднего возраста через наблюдение показали, что у 50% - низкий уровень, 43% - средний уровень. 7% - высокий уровень. Тема изучения бумаги, конструирования из бумаги по типу оригами и ее применение актуальна.
Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в конструировании. Дети активно работают с бумагой, учатся различным приемам работы, таким, как сгибание, многократное складывание, конструирование из бумаги развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, совершенствует мелкую моторику рук.
стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. но, несмотря на это, у них недостаточно конструктивных навыков и умение пользоваться пооперационными схемами.
В соответствии с проблемой исследования, вытекают следующие задачи для ее решения.
1. Создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую доступность для конструирования.
2. Заинтересовать родителей совместной ручной деятельностью с детьми, вовлечь в выполнение поделок дома, чтобы закрепить знание базовых форм, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды в группе.
3. Развивать дизайнерские и творческие способности детей, поисковую деятельность через искусство – оригами.
Организация работы над проектом
1 этап. Сбор, анализ и систематизация информации об искусстве оригами
2 этап. Апробации и внедрения.
- Реализация перспективного плана конструирования по типу оригами с детьми в средней группе на 2016-217 учебный год.
- Реализация перспективного плана взаимодействия с родителями.
- Рассматривание пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами.
- Беседы «Оригами. История появления и развития», «Бумага, разновидности бумаги».
- НОД по развитию речи: «Расскажи о своей поделке»
- Дидактические игры: «Квадрат – треугольник», «Плиточник», «Составь узор», «Калейдоскоп» (знакомство с геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник, центр, диагональ.
- Изготовление выносного материала на улицу в технике оригами: вертушки, самолеты, кораблики.
- Игра «найди такой же» на закрепление математических отношений: цвет, форма, размер.
- Оформление коллективных работ
- 3 этап. Презентация результатов проектной деятельности.
• Обсуждение и анализ результатов реализации проекта.
• Мониторинг звукопроизношения воспитанников за 2016-2017 учебный год.
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок детских работ. •Публикации на личном сайте педагога.
•Выпустить брошюру с пооперационными этапами складывания базовых форм
Примерное планирование организации деятельности детей.
Литература:
1. Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка»;
2. Г. И. Долженко «Умелые руки «100 оригами»;
3. С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина «Развиваем руки-чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»;
4. С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина «Игры и фокусы с бумагой»;
5. С.Соколова «Оригами для дошкольников»;
6. Н.Чернова «Волшебная бумага»;
7. Т.Проснякова «Забавные фигурки модульное оригами»;
8. Интернет ресурсы. images.yandex.ru, origamik.ru
Приложение:
Результат педагогической диагностики (мониторинга) результатов развития способностей воспитанников по образовательным областям за 2020-2021 г.г.
Результат педагогической диагностики (мониторинга) результатов развития способностей воспитанников по образовательным областям за 2021-2022 г.г.
Схемы
Зайчик
Собачка
Кит
Стакан
Гриб
Елочка
Лодка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра для развития инженерного мышления дошкольников "Волшебный светофор"
Цель: Учить детей выделять систему, подсистему и надсистему объекта. Пособие к игре: Пособие представляет собой мини-лэпбук (тематическая папка). На внутренней стороне лэпбука на...
Использование игры «Мемори» в развитии инженерного мышления дошкольников.
Цель: ознакомление педагогов с возможностью использования игры в работе воспитателя.Задачи:1. Познакомить педагогов с игрой «Мемори».2. Расширить представления педагогов о способах ознаком...
Проект на тему: «Развитие инженерного мышления дошкольников»
Название проекта: «Развитие инженерного мышления дошкольников»Авторы проекта: Жиронкина Оксана Валерьевна –старший воспитатель МБДОУ Д/С «Золотой ключик», Смекалова Юлия ...
Развитие инженерного мышления дошкольников через конструктивно-творческие способности
При организации развивающей предметной среды мы поставили цель: создать «среду обитания» ребёнка, позволяющую стимулировать развитие его познавательных способностей, делающую жизнь комфорт...
Мастер класс для педагогов "Системный оператор одно из средств развития инженерного мышления дошкольников"
Мастер класс составлен для ознакомления педагогов ДОУ с методом ТРИЗ технологии "Системный оператор"...
Комплексный проект Тема: «Использование игровых наборов «Дары Фрёбеля» №5,6 для развития инженерного мышления дошкольников». подготовительная группа
Комплексный проект направлен на развитие познавательной активности дошкольников. Использование в работе игрового набора "Дары Фрёбеля" №5, 6 строится на "формах жизни", "форма...
Консультация для педагогов_Развитие инженерного мышления дошкольников
Современное общество все больше зависит от технологий и все более пристальное внимание уделяется такой области нашего интеллекта, как инженерное мышление... Консультация знакомит педагогов с понятием ...