Мастер класс для педагогов "Системный оператор одно из средств развития инженерного мышления дошкольников"
консультация

Старцева Ирина Петровна

Мастер класс составлен для ознакомления  педагогов ДОУ с методом ТРИЗ технологии "Системный оператор" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_sistemnyy_operator.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

 Сценарий мастер-класса.

ФИО, должность: Старцева Ирина Петровна, воспитатель;

Полное наименование ДОО:  Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная  школа №16;

Область (район), город (поселок): Новосибирская область,  Болотнинский район, город Болотное;

Тема: Системный оператор одно из средств развития инженерного мышления дошкольников.

Задачи:

1.Познакомить педагогов с методом  «системный оператор» и с пособиями, созданными на основе данного метода;

2. Побудить педагогов к использованию «системного оператора» для формирования предпосылок инженерного мышления дошкольников.

Технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы: мультимедийное оборудование; презентация.

Раздаточные материалы: наборы карточек по темам: самолет, хлеб, рыба, чайник; картинки с изображением разных объектов, ручки, карандаши, ¼ листа бумаги, распечатанные на бумаге девятиэкранки, квадраты красного цвета по количеству педагогов.

Этап

мастер-класса

Ход мастер-класса

Деятельность педагога, проводящего мастер-класс

Деятельность педагогов / родителей, участвующих в мастер-классе

Вступительная часть

Педагог, проводящий мастер-класс, обозначает цели мастер-класса, раскрывает его содержание и ожидаемые результаты, создает мотивирующую ситуацию.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема нашего мастер-класса: «Системный оператор - одно из средств развития инженерного мышления дошкольников».

Цель: Повышение компетентности педагогов в применении метода ТРИЗ «системный оператор»  в совместной деятельности педагога с детьми.

Сегодня предлагаю вам узнать про то, что такое системный оператор ТРИЗ, как он работает и где может применяться.

В настоящее время в связи с тем, что современный мир идет большими шагами в направлении глобализации, компьютеризации, дошкольное образование ставит перед собой цель - сформировать инженерное мышление у ребенка, а именно: воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы. На помощь педагогам приходят различные технологии. И не нужно зацикливаться на использовании только дорогостоящих конструкторов ЛЕГО, хотя они достаточно хорошо решают эту задачу. Есть и другие, известные всем методики, применение которых не требует практически никаких затрат, например технология ТРИЗ.

Модели данной технологии  позволяют сформировать инженерное мышление у ребенка и реализовать данную цель.

ТРИЗ технология включает много интересных методик.

В своей в работе с детьми я использую метод «системный оператор» - это одно из первых упражнений развития системного логического мышления детей, позволяющее рассмотреть мир в системе,  видеть объект одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах. Системность, является одной из наиболее важных характеристик инженерного  мышления.

Прослушивание рассказа о роли ТРИЗ технологии в развитии инженерного мышления у дошкольников, знакомство с методом «системный оператор»

Теоретическая часть

Рассказ педагога, проводящего мастер-класс, о методах, приёмах, формах, авторских находках и т.д., с которыми он будет знакомить участников.

Что он из себя представляет, «системный оператор»? 

Это квадрат или прямоугольник, разделённый на 3,5,9 частей (экранов). Вертикальный «Волшебный экран»  позволяет рассмотреть предмет в системеподсистеме и надсистеме. И горизонтальный -  помогает рассмотреть объект во временном аспекте. Для младших дошкольников используется «урезанный» вариант: вертикальная трехэкранка «Системный лифт»; «Волшебный экран» с пятью экранами; горизонтальная трехэкранка , пятиэкранка- «Поезд времени». Девятиэкранка  - вертикальный «Волшебный экран», доступен в большей мере детям старшего дошкольного возраста.

Рассмотрим вертикальную трехэкранку.

По сути, системный оператор — это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нем заложены такие критерии анализа, как:

• Система - это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать. Это и есть наш рассматриваемый объект: любой предмет, живое существо, природное или общественное явление. Эта система обязательно каким-то образом функционирует (имеет свою функцию). При этом у каждой системы существует прошлое и будущее.

• Подсистема - это то, что входит в систему — ее составляющие части. 

• Надсистема - это некая крупная система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект. Система может быть родовой и по месту расположения.  

Рассмотрим девятиэкранку -  «Волшебный экран».

Прошлое. Чем/кем объект был раньше? Каким были его свойства, возможности, задачи?

 Настоящее. Что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции?

Будущее. Что произойдет с объектом через некоторое время? Через какое именно? Почему?

Системный оператор представляет собой замкнутый цикл, в котором все экраны взаимосвязаны и отражают определенную часть мира в определенное время ее существования. 

При рассматривании объектов живой природы по оси времени всегда показывается цикл их развития, а объекты рукотворного мира целесообразно рассматривать с точки зрения  исторического развития функции.   «Системный оператор» я использую не только в организованных формах обучения, но и в совместной игровой деятельности с детьми, в течение всего дня пребывания детей в детском саду.

Прослушивание информации  о видах «системного оператора» с опорой на презентацию.

Практическая часть

Участники мастер-класса приступают к выполнению практического задания, связанного с освоением представленного опыта, нового знания, умения или способа.

 Как же работает системный оператор?

Для более полного представления о данном методе  я предлагаю вам поиграть.

  1. Пособие «Волшебный домик» - вертикальная «трёхэкранка».

Цели:  развивать умения анализировать и обобщать, формировать диалектическое мышление, развивать воображение, обучать использовать модель "системный лифт" для анализа объекта.

Ход игры: Это волшебный домик, в нём три этажа, но нет лестниц. В нем  живут необычные жильцы. В свои квартирки они попадают с помощью лифта. Хотите тоже покататься на лифте вместе с жильцами?  Что находится на каждом из этажей? На 2  этаже, посередине, живут самые разные объекты…(система)

 – На 1 этаже – части, из которых они состоят (подсистема.) А на 3 этаже находятся места, где эти предметы могут быть или класс или группа к чему они относятся  (надсистема).

 – Представьте себе, что

 на втором этаже этого домика живет чайник. (Помещаю карточку на схему)

- Что будет находиться на первом этаже?

– А что будет на третьем этаже?

Когда ваши дети научились рассматривать объект в системе, подсистеме и надсистеме, предложите им такую игру:

– Все жители домика тоже вышли погулять, а потом забыли, кто на каком этаже живет. Помогите им вернуться.  Расставить по порядку: место – предмет – часть (надсистема, система, подсистема.) 

2.А теперь, предлагаю поиграть с  «Волшебным паровозиком» - горизонтальный системный оператор.

Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функции, формирование понятий «объект в прошлом», «объект в настоящем», «объект в будущем». 

(На столе вразнобой  картинки с изображением икры, головастика, малька и рыбы.) 

Предлагаю вам карточки с изображением объекта – рыбы в разных временных периодах.

Задание: давайте отправим в путешествие на нашем поезде времени  рыбку.

3.Представляю вашему вниманию игру  «Чудесный экран» («девятиэкранка»)

Цель: формирование  умения системно мыслить по отношению к любому объекту, расширение кругозора, обогащение словаря, развитие связной монологической речи, развитие творческого воображения.

Для рассмотрения в системе  предлагаю вам несколько объектов: самолет, хлеб. Самолет рассмотрим на пятиэкранке. Ваша задача заполнить все пять экранов.

Незаполненный остался пятый экран. Вам предлагаю придумать самолет будущего, схематически его изобразить на листе бумаги.

- Как изменился ваш самолет, какие новые свойства появились у него?

Предлагаю поместить ваши схемы на наш «Волшебный экран». 

Ребенок будет успешнее воспринимать логику системного мышления, если педагог будет использовать  стихотворение Марата Гафитулина «Что-то»:

     Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)

Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)

Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)

Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)

ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)

ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)

ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Если ваши дети придумали новые объекты будущего, предложите им изготовить эти предметы из разных видов конструкторов или из бросового материала совместно с родителями или самостоятельно.

А теперь предлагаю следующий объект – хлеб рассмотреть на девятиэкранке. Ваша задача заполнить все экраны и составить рассказ. В случае затруднения я окажу вам помощь.

Педагоги принимают участие в игре  «Волшебный домик» и отвечают на вопросы.

Педагоги: – Части чайника

(носик, ручка, крышка, корпус)

Педагоги:  посуда.

(Педагоги выполняют задание, помещают карточки в кармашки на пособии.)

Педагоги выполняют задание, помещают карточки в кармашки на пособии. Придумывают самолет будущего, схематически изображают его и рассказывают о нем.)

(Педагоги выполняют задание, помещают карточки на  экране и рассказывают о хлебе.)

Педагог, проводящий мастер-класс, поясняет те наиболее важные, с его точки зрения, элементы своего опыта.

Можно не рассматривать  сразу все девять экранов, а только те экраны, которые нужны в данный момент для достижения какой-либо цели.

Представление и комментирование участниками мастер-класса результатов деятельности.

Я приготовила для вас практический материал схематическое изображение девятиэкранки. Предлагаю вам поиграть. Ваша задача:  выбрать любой объект, разработать системный оператор, заполнить все девять экранов,

Что у вас получилось? Предлагаю рассказать о своем объекте.

Педагоги выбирают любой объект перечисляют его разнообразные свойства и признаки, определяют подсистемы, надсистемы; относят его к определенной группе, классу  или по месту  нахождения; рассматривают  объект в прошлом, в будущем. В качестве средства системного мышления выступает «волшебный экран», изображенный на листе.

Рефлексия

Участники мастер-класса проводят самоанализ полученных представлений, умений, собственных эмоций, характеризуют отношение к содержанию мероприятия.

Если вас не заинтересовал мастер - класс и вы не будете использовать данный метод в своей работе, то поместите на «девятиэкранке»  красную карточку в прошлое объекта. Было интересно, но в работе этот метод вам не пригодится - поместите на «девятиэкранке»  карточку в настоящее объекта. Все понравилось и будете использовать «системный оператор» – в будущее объекта.

Раскладывают на «девятиэкранке» красные карточки.

Подведение итогов педагогом, проводящим мастер-класс.

Итог: Использование  метода «Системный оператор»  позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс«Коллекция пуговиц как одна из форм развития познавательных процессов дошкольников».

В рамках данного мастер-класса педагоги получат методические рекомендации по организации игровой деятельности с использованием пуговиц....

Мастер-класс"ТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников"

В конспекте представлены материалы мастер-класса по использованию ТРИЗ-технологии в детском саду....

Мастер-класс"ТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников"

В конспекте представлены материалы мастер-класса по использованию ТРИЗ-технологии в детском саду....

Мастер-класс для педагогов: "Плоскостное моделирование-как средство развития творческого мышления дошкольников"

Выступление+мастер-класс для педагогов: "Плоскостное моделирование-как средство развития творческого мышления дошкольников"...

Презентация к Мастер-классу«Практическое  использование  исследовательских  методов  обучения  для  развития  творческого  мышления  дошкольников»

Презентация к Мастер-классу«Практическое  использование  исследовательских   методов  обучения  для  развития   творческого  мышления  дошкольников&r...

Мастер-класс для педагогов «Игровая технология как средство развития критического мышления у дошкольников»

Мастер-класс для педагогов«Игровая технология как средство развития критического мышления у дошкольников»...

Мастер-класс Тема «Круги Луллия – одно из средств развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Цель: Распространение опыта использования «Кругов Луллия» в работе с дошкольниками по развитию речи.Задачи:продемонстрировать особенности игрового пособия «Кругов Луллия»...