Мастер класс для педагогов "Системный оператор одно из средств развития инженерного мышления дошкольников"
консультация
Мастер класс составлен для ознакомления педагогов ДОУ с методом ТРИЗ технологии "Системный оператор"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_sistemnyy_operator.docx | 27.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий мастер-класса.
ФИО, должность: Старцева Ирина Петровна, воспитатель;
Полное наименование ДОО: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16;
Область (район), город (поселок): Новосибирская область, Болотнинский район, город Болотное;
Тема: Системный оператор одно из средств развития инженерного мышления дошкольников.
Задачи:
1.Познакомить педагогов с методом «системный оператор» и с пособиями, созданными на основе данного метода;
2. Побудить педагогов к использованию «системного оператора» для формирования предпосылок инженерного мышления дошкольников.
Технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы: мультимедийное оборудование; презентация.
Раздаточные материалы: наборы карточек по темам: самолет, хлеб, рыба, чайник; картинки с изображением разных объектов, ручки, карандаши, ¼ листа бумаги, распечатанные на бумаге девятиэкранки, квадраты красного цвета по количеству педагогов.
Этап мастер-класса | Ход мастер-класса | |
Деятельность педагога, проводящего мастер-класс | Деятельность педагогов / родителей, участвующих в мастер-классе | |
Вступительная часть | ||
Педагог, проводящий мастер-класс, обозначает цели мастер-класса, раскрывает его содержание и ожидаемые результаты, создает мотивирующую ситуацию. | Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема нашего мастер-класса: «Системный оператор - одно из средств развития инженерного мышления дошкольников». Цель: Повышение компетентности педагогов в применении метода ТРИЗ «системный оператор» в совместной деятельности педагога с детьми. Сегодня предлагаю вам узнать про то, что такое системный оператор ТРИЗ, как он работает и где может применяться. В настоящее время в связи с тем, что современный мир идет большими шагами в направлении глобализации, компьютеризации, дошкольное образование ставит перед собой цель - сформировать инженерное мышление у ребенка, а именно: воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы. На помощь педагогам приходят различные технологии. И не нужно зацикливаться на использовании только дорогостоящих конструкторов ЛЕГО, хотя они достаточно хорошо решают эту задачу. Есть и другие, известные всем методики, применение которых не требует практически никаких затрат, например технология ТРИЗ. Модели данной технологии позволяют сформировать инженерное мышление у ребенка и реализовать данную цель. ТРИЗ технология включает много интересных методик. В своей в работе с детьми я использую метод «системный оператор» - это одно из первых упражнений развития системного логического мышления детей, позволяющее рассмотреть мир в системе, видеть объект одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах. Системность, является одной из наиболее важных характеристик инженерного мышления. | Прослушивание рассказа о роли ТРИЗ технологии в развитии инженерного мышления у дошкольников, знакомство с методом «системный оператор» |
Теоретическая часть | ||
Рассказ педагога, проводящего мастер-класс, о методах, приёмах, формах, авторских находках и т.д., с которыми он будет знакомить участников. | Что он из себя представляет, «системный оператор»? Это квадрат или прямоугольник, разделённый на 3,5,9 частей (экранов). Вертикальный «Волшебный экран» позволяет рассмотреть предмет в системе, подсистеме и надсистеме. И горизонтальный - помогает рассмотреть объект во временном аспекте. Для младших дошкольников используется «урезанный» вариант: вертикальная трехэкранка «Системный лифт»; «Волшебный экран» с пятью экранами; горизонтальная трехэкранка , пятиэкранка- «Поезд времени». Девятиэкранка - вертикальный «Волшебный экран», доступен в большей мере детям старшего дошкольного возраста. Рассмотрим вертикальную трехэкранку. По сути, системный оператор — это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нем заложены такие критерии анализа, как: • Система - это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать. Это и есть наш рассматриваемый объект: любой предмет, живое существо, природное или общественное явление. Эта система обязательно каким-то образом функционирует (имеет свою функцию). При этом у каждой системы существует прошлое и будущее. • Подсистема - это то, что входит в систему — ее составляющие части. • Надсистема - это некая крупная система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект. Система может быть родовой и по месту расположения. Рассмотрим девятиэкранку - «Волшебный экран». Прошлое. Чем/кем объект был раньше? Каким были его свойства, возможности, задачи? Настоящее. Что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции? Будущее. Что произойдет с объектом через некоторое время? Через какое именно? Почему? Системный оператор представляет собой замкнутый цикл, в котором все экраны взаимосвязаны и отражают определенную часть мира в определенное время ее существования. При рассматривании объектов живой природы по оси времени всегда показывается цикл их развития, а объекты рукотворного мира целесообразно рассматривать с точки зрения исторического развития функции. «Системный оператор» я использую не только в организованных формах обучения, но и в совместной игровой деятельности с детьми, в течение всего дня пребывания детей в детском саду. | Прослушивание информации о видах «системного оператора» с опорой на презентацию. |
Практическая часть | ||
Участники мастер-класса приступают к выполнению практического задания, связанного с освоением представленного опыта, нового знания, умения или способа. | Как же работает системный оператор? Для более полного представления о данном методе я предлагаю вам поиграть.
Цели: развивать умения анализировать и обобщать, формировать диалектическое мышление, развивать воображение, обучать использовать модель "системный лифт" для анализа объекта. Ход игры: Это волшебный домик, в нём три этажа, но нет лестниц. В нем живут необычные жильцы. В свои квартирки они попадают с помощью лифта. Хотите тоже покататься на лифте вместе с жильцами? Что находится на каждом из этажей? На 2 этаже, посередине, живут самые разные объекты…(система) – На 1 этаже – части, из которых они состоят (подсистема.) А на 3 этаже находятся места, где эти предметы могут быть или класс или группа к чему они относятся (надсистема). – Представьте себе, что на втором этаже этого домика живет чайник. (Помещаю карточку на схему) - Что будет находиться на первом этаже? – А что будет на третьем этаже? Когда ваши дети научились рассматривать объект в системе, подсистеме и надсистеме, предложите им такую игру: – Все жители домика тоже вышли погулять, а потом забыли, кто на каком этаже живет. Помогите им вернуться. Расставить по порядку: место – предмет – часть (надсистема, система, подсистема.) 2.А теперь, предлагаю поиграть с «Волшебным паровозиком» - горизонтальный системный оператор. Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функции, формирование понятий «объект в прошлом», «объект в настоящем», «объект в будущем». (На столе вразнобой картинки с изображением икры, головастика, малька и рыбы.) Предлагаю вам карточки с изображением объекта – рыбы в разных временных периодах. Задание: давайте отправим в путешествие на нашем поезде времени рыбку. 3.Представляю вашему вниманию игру «Чудесный экран» («девятиэкранка») Цель: формирование умения системно мыслить по отношению к любому объекту, расширение кругозора, обогащение словаря, развитие связной монологической речи, развитие творческого воображения. Для рассмотрения в системе предлагаю вам несколько объектов: самолет, хлеб. Самолет рассмотрим на пятиэкранке. Ваша задача заполнить все пять экранов. Незаполненный остался пятый экран. Вам предлагаю придумать самолет будущего, схематически его изобразить на листе бумаги. - Как изменился ваш самолет, какие новые свойства появились у него? Предлагаю поместить ваши схемы на наш «Волшебный экран». Ребенок будет успешнее воспринимать логику системного мышления, если педагог будет использовать стихотворение Марата Гафитулина «Что-то»: Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект) Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта) Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта) Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта) ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта) ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта) ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри! Если ваши дети придумали новые объекты будущего, предложите им изготовить эти предметы из разных видов конструкторов или из бросового материала совместно с родителями или самостоятельно. А теперь предлагаю следующий объект – хлеб рассмотреть на девятиэкранке. Ваша задача заполнить все экраны и составить рассказ. В случае затруднения я окажу вам помощь. | Педагоги принимают участие в игре «Волшебный домик» и отвечают на вопросы. Педагоги: – Части чайника (носик, ручка, крышка, корпус) Педагоги: посуда. (Педагоги выполняют задание, помещают карточки в кармашки на пособии.) Педагоги выполняют задание, помещают карточки в кармашки на пособии. Придумывают самолет будущего, схематически изображают его и рассказывают о нем.) (Педагоги выполняют задание, помещают карточки на экране и рассказывают о хлебе.) |
Педагог, проводящий мастер-класс, поясняет те наиболее важные, с его точки зрения, элементы своего опыта. | Можно не рассматривать сразу все девять экранов, а только те экраны, которые нужны в данный момент для достижения какой-либо цели. | |
Представление и комментирование участниками мастер-класса результатов деятельности. | Я приготовила для вас практический материал – схематическое изображение девятиэкранки. Предлагаю вам поиграть. Ваша задача: выбрать любой объект, разработать системный оператор, заполнить все девять экранов, Что у вас получилось? Предлагаю рассказать о своем объекте. | Педагоги выбирают любой объект перечисляют его разнообразные свойства и признаки, определяют подсистемы, надсистемы; относят его к определенной группе, классу или по месту нахождения; рассматривают объект в прошлом, в будущем. В качестве средства системного мышления выступает «волшебный экран», изображенный на листе. |
Рефлексия | ||
Участники мастер-класса проводят самоанализ полученных представлений, умений, собственных эмоций, характеризуют отношение к содержанию мероприятия. | Если вас не заинтересовал мастер - класс и вы не будете использовать данный метод в своей работе, то поместите на «девятиэкранке» красную карточку в прошлое объекта. Было интересно, но в работе этот метод вам не пригодится - поместите на «девятиэкранке» карточку в настоящее объекта. Все понравилось и будете использовать «системный оператор» – в будущее объекта. | Раскладывают на «девятиэкранке» красные карточки. |
Подведение итогов педагогом, проводящим мастер-класс. | Итог: Использование метода «Системный оператор» позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей. Спасибо за внимание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс«Коллекция пуговиц как одна из форм развития познавательных процессов дошкольников».
В рамках данного мастер-класса педагоги получат методические рекомендации по организации игровой деятельности с использованием пуговиц....
Мастер-класс"ТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников"
В конспекте представлены материалы мастер-класса по использованию ТРИЗ-технологии в детском саду....
Мастер-класс"ТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников"
В конспекте представлены материалы мастер-класса по использованию ТРИЗ-технологии в детском саду....
Мастер-класс для педагогов: "Плоскостное моделирование-как средство развития творческого мышления дошкольников"
Выступление+мастер-класс для педагогов: "Плоскостное моделирование-как средство развития творческого мышления дошкольников"...
Презентация к Мастер-классу«Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления дошкольников»
Презентация к Мастер-классу«Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления дошкольников&r...
Мастер-класс для педагогов «Игровая технология как средство развития критического мышления у дошкольников»
Мастер-класс для педагогов«Игровая технология как средство развития критического мышления у дошкольников»...
Мастер-класс Тема «Круги Луллия – одно из средств развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Цель: Распространение опыта использования «Кругов Луллия» в работе с дошкольниками по развитию речи.Задачи:продемонстрировать особенности игрового пособия «Кругов Луллия»...
- Мне нравится (1)