Комплексный проект Тема: «Использование игровых наборов «Дары Фрёбеля» №5,6 для развития инженерного мышления дошкольников». подготовительная группа
материал (подготовительная группа)
Комплексный проект направлен на развитие познавательной активности дошкольников. Использование в работе игрового набора "Дары Фрёбеля" №5, 6 строится на "формах жизни", "формах красоты", "формах познания".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kolodiy_o.v.docx | 35.59 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №5 «Ручеёк»
Комплексный проект
Тема: «Использование игровых наборов «Дары Фрёбеля» №5,6 для развития инженерного мышления дошкольников».
подготовительная группа «Одуванчик»
Выполнила:
воспитатель высшей квалификационной категории
Колодий О.В.
п. Васильково
2021-2022
Содержание
Введение
1.Постановка проблемы
2. Цель проекта
3. Задачи
4. Методы и формы работы
5. Участники проекта
6. Возраст детей
7. Тип проекта по составу участников и их объединению
8. Тип проекта по доминирующему методу
9. Тип проекта по срокам проведения
10. Информационные и материально технические ресурсы
11. Ожидаемые результаты
12. Продукты проекта
Введение.
Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью в период дошкольного возраста, с развитием которой происходит главнейшее изменение психики ребёнка, подготавливающее ребёнка к новой, высшей ступени его развития. (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Давыдов, А.В. Запорожец и др.). Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребёнка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но и пропитывает собой всю деятельность ученика. «В школьном возрасте», - говорил он, -игра не умирает, а проникает с отношения действительности. Она имеет своё внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…» Таким образом, игра в дошкольном возрасте является основой для возможности полноценного развития учебной деятельности в школьном возрасте.
Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Фрёбель.
«Игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение; заботься о ней, мать! Береги её, отец,!.. Игры этого возраста суть всей как бы почти всей будущей жизни, потому что в них развивается и проявляется весь человек в своих самых тончайших задатках, в своём внутреннем чувстве». «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, самоотверженно радеющем о чужом и собственном благе». В этих словах Фрёбеля сформулировано отношение к игре и с точки зрения современной педагогики. «Игра есть естественная деятельность детства. Задача первоначального образования не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Это открытие Фрёбелем игры есть то незыблемое, что вошло составной частью во всю последующую педагогику».
Принципы педагогики Фрёбеля:
- Признание уникальности каждого ребёнка;
- признание целостности детства в его проявлениях;
- выявление индивидуальных способностей каждого ребёнка, создание условий для их проявления в окружающей среде (природа и социум);
- создание условий для внутреннего потенциала ребёнка;
- признание ребёнка как части семьи и общества;
- целостный взгляд на развитие каждого ребёнка;
- единство воспитания и образования, социума и природы, следование природе ребёнка, его внутренним законам.
Я считаю, что избранная мною тема проекта является актуальной, потому, что всестороннее развитие ребёнка возможно только при комплексном подходе и включении всех образовательных областей в процесс формирования личности ребёнка.
1. Постановка проблемы
Развитие личности, способной свободно мыслить и рассуждать, высказывать свою точку зрения, находить пути решения поставленных педагогом логических задач- проблема, которая является, на мой взгляд главной в работе педагога.
К 5 годам у детей начинает развиваться логическое мышление, однако решения ребенка не всегда правильны: логика в этом возрасте очень своеобразна. Совсем не просто дошкольнику самостоятельно постигать суть окружающего мира. Можно поправить его, но настаивать не стоит: со временем ребенок сам сделает нужные выводы. Энциклопедические сведения вносят в развитие ребёнка свою значимую лепту, но развитие познавательной деятельности можно повысить, применяя такой метод, как использования идей Ф. Фребеля при реализации программных задач.
2. Цель проекта: Способствовать развитию познавательных и исследовательских способностей детей, развивать в них творческую личность.
3. Задачи:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений об объектах окружающего мира;
- формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).
4. Методы и формы работы
Дети | Родители | Педагоги |
организованная образовательная деятельность; | индивидуальные беседы | презентация |
совместная деятельность; | анкетирование | мастер-класс |
беседы; | консультации | памятки |
выполнение логических заданий; |
5. Участники проекта.
Дети группы «Одуванчик»
Родители
Воспитатели.
6. Возраст детей.
Участвуют дети 6-7 лет.
7.Тип проекта по составу участников и их объединению.
подгрупповой.
- Тип проекта по доминирующему методу.
комплексный
- Тип проекта по срокам проведения
Долгосрочный
- Информационные и материально-технические ресурсы
Информационные ресурсы:
МБДОУ использует в работе нормативно-правовую базу:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 22.12.2012г. №2148-р;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.102013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
- Постановление правительства Российской Федерации от 4.10.2000г. №751 «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025г.»;
- интернет-ресурсы.
Материальные ресурсы:
В МБДОУ №5 «Ручеёк» имеется телевизор, интерактивная доска, создана безопасная развивающая среда, приобретен игровой набор «Дары Фрёбеля», с комплектом методических пособий по работе с игровым набором.
Ожидаемые результаты.
Дети:
∙ Развитый познавательный интерес воспитанников, любознательность и познавательная мотивация.
∙ Сформированы познавательные действия, развито воображение и познавательная активность.
∙ Сформированы первичные представления дошкольников о себе, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. ∙ Развиты мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, делать умозаключения, основываясь на практическом опыте.
∙ Ребенку предоставлен выбор игрового материала, вида деятельности с игровым набором «Дары Фребеля» в самостоятельной деятельности.
∙ У воспитанников развито умение устанавливать правила взаимодействия в разных ситуациях, когда в процессе совместной деятельности со взрослым или сверстником ребенку необходимо найти способы выхода из проблемной ситуации.
Педагоги
∙ Теоретическая подготовка педагогов, позволяющая использовать в образовательной деятельности с детьми методику работы с игровым набором «Дары Фрёбеля».
∙ Во время проведения игр воспитатель использует различные мотивации к поиску решения проблемы.
∙ В процессе игр с использованием набора «Дары Фребеля» постоянно возникают проблемные ситуации.
∙ Педагог предоставляет детям разнообразные материалы и создаёт ситуации, которые дают им неограниченные возможности взаимодействия с окружающим миром.
Родители воспитанников
∙ Повышение педагогической культуры родителей.
∙ Активность, заинтересованность родителей в организации совместной деятельности с педагогами и детьми ДОУ.
- Продукты проекта.
Для детей: Дидактические игры.
Для родителей: Беседы, консультации.
Для педагогов: Теоретическое представление и готовность к использованию игрового набора в своей группе.
План-график мероприятий:
1 этап – начальный (констатирующий).
- подбор диагностического материала и выявление
уровня сформированности познавательной активности дошкольников;
- опрос родителей воспитанников «Как влияет использование игр с математическим содержанием, в том числе игрового набора «Дары Фрёбеля» на вашего ребёнка;
- разработка перспективного планирования.
2 этап – основной (практический):
апробация системы формирования познавательно- исследовательских процессов у дошкольников в ходе совместной деятельности с использованием набора «Дары Фрёбеля»
дата | Работа с детьми | Работа с родителями | Совершенствование пространственной предметно-развивающей среды |
сентябрь | Проведение диагностики уровня сформированности познавательной активности. | ||
октябрь | Расширение представления о названиях деталей набора №5 «Кубики и призмы». «Жизненные формы» в пятом наборе представлены фигурами 426, 109-119. «Формы прекрасного» представлены фигурами 57-106. «Формы познания» представлены фигурами 27-56. | Консультация для родителей «Дары Фребеля - использование сегодня». | Создание графических схем для построек из наборов строительного материала на основе геометрических тел. |
ноябрь | «Жизненные формы». Фигура 4 – «подставка для цветов». Фигура 5 – «большой стул». Фигура 6 – «удобный стул с подставкой для ног». Фигура 7 – «кровать». Фигура 8 – «софа». Фигура 9 – «колодец». Фигура 10 – «дом с двориком». Фигура 11 – «крестьянский дом». Фигура 12 – «школа». Фигура 13 – «церковь». Фигура 14 – «церковь». Фигура 15 – схема здания церкви № 14 (вид сверху) Фигура 16 – «фабрика с котельной». Фигура 17 – «церковь с Эрмитажем» (местом для уединения). Фигура 18 – «сад с рядами деревьев». Фигура 19 – «замок». Фигура 20 – «монастырь в руинах». Фигура 21 – «городские ворота с тремя входами». Фигура 22 – «арсенал» (военный склад). Фигура 23 – «городские ворота с двумя зданиями для охранников». Фигура 24 – «монумент». Фигура 25 – «монумент». Фигура 26 – «большой крест». | Консультация для родителей «Значение конструирования в развитии ребёнка». Цель: изучение потребностей родителей и их отношения к формированию у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования. | Картотека игр по использованию игрового комплекта «Дары Фрёбеля». |
декабрь | «Жизненные формы» Набор №5 (сюжетное конструирование) Первый эпизод. В «Пособии для воспитателей» (Paradise of childhood) в качестве примера приведена история о путешествии девочки по имени Мэри в гости к своему дяде, который работал смотрителем маяка в маленьком городке на берегу океана. Весь сюжет путешествия представлен фигурами 109-119. Фигура 109 – куб, из которого начинается сюжетное конструирование. Фигура 110 – «ступеньки (спуск к реке) и сарай для лодок на пристани, откуда Мэри начинает свое путешествие на пароходе по реке». Фигура 111 – «пароход, на котором путешествует Мэри». Фигура 112 – «по пути ей встречается форт (военное укрепление) на берегу». Фигура 113 – «по реке плывет много лодок». Фигура 114 – «пристань, к которой причалил пароход Мэри». Фигура 115 – «маяк, смотрителем которого работает дядя Мэри». Фигура 116 – «дом дяди». Фигура 117 – «хозяйственные постройки (сарай, помещение для хранения тележек, собачья будка)». Фигура 118 – «церковь в городке, где живет дядя». Фигура 119 – «дом Мэри, в который она вернулась после путешествия». | Создание графических схем на основе использования набора №5 «Кубики и призмы» из набора «Дары Фрёбеля»: «Формы жизни» «Формы прекрасного» «Формы познания» | |
январь | Второй эпизод построен на идее преобразования конструкций, различных комбинаций деталей пятого набора, от которых зависит образ постройки в соответствии с развитием сюжета. Сначала детям предлагают треть пятого набора для конструирования. Фигура 120 – «сельский домик богатой дамы, которая очень любит маленьких детей». Фигура 121 – путем перемещения частей постройки (заднюю часть нужно передвинуть на два дюйма -около 6 см- назад) получается «сеновал, который находится за конюшней. Дети любят забираться на сеновал, играть там и наблюдать, как дама играет со своими шаловливыми котятами». Фигура 122 – в результате следующих преобразований получается «палатка, в которой хозяйка укрывается, когда устает от шума и суеты». Фигура 123 – «коттедж на летнем курорте, куда приезжает отдыхать и развлекаться дочка хозяйки с детьми». Фигура 124 – «летний отель около пляжа». Дети могут преобразовывать постройку в соответствии со своими возможностями. Для этой постройки необходимо наличие деталей всего Дара. | Составление картотеки историй, применяемых к схемам фигур. | |
февраль | Третий эпизод не предполагает сюжета. Фигура 125 – весь куб (исходная форма). Фигура 126 – «триумфальная арка». Фигура 127 – «ворота города-крепости». Фигура 128 – «кафедральный собор» (из этой фигуры легко вернуться к исходному кубу). «Формы прекрасного». «Формы познания». Набор «Кубики и призмы» Фигуры 27-33 наглядно показывают деление куба на 3, 9 и 27 частей. При этом каждый раз задействован целый куб, но разделить его можно по-разному. По мнению Ф. Фребеля, это является подтверждением различия формы при единстве содержания, где в качестве содержания выступает куб. Фигуры 34-44 предполагают знакомство с делением на 2-3-4-5-9 и 12 равных частей. Фигуры 45-48 иллюстрируют сложение множеств путем наложения одинаковых фигур одну на другую в два и три этапа. Таким образом, каждый раз ребенок осмысливает трансформацию куба в различных формах. Фигуры 49-52 представляют собой схематические изображения операций, проиллюстрированных на фигурах 35-42. Фигуры 53-56 представляют собой иллюстрацию более сложных фигур и предназначены для изучения основ геометрии. Так, например, фигура 56 – это визуализация теоремы Пифагора, которая облегчит понимание детьми теоретических и абстрактных основ теоремы. | Индивидуальные задания и упражнения для работы дома. | Создание графических схем на основе использования набора №5 «Формы прекрасного» «Формы познания» |
март | Набор «Кубики, столбики, кирпичики» (Дар № 6) 1.«Жизненные формы» представлены фигурами 1-18, 42-48. 2.«Формы прекрасного» представлены фигурами 27-42, 49-57. 3. «Формы познания» представлены фигурами 19-25. Фигура 26 является переходной от «формы познания» к «форме прекрасного». «Жизненные формы». Фигура 1 – «дом без крыши». Фигура 2 – «план дома». Фигура 3 – «колоннада». Фигура 4 – «зал с колоннами». Фигура 5 – «летний дом (вестибюль с шестью колоннами)». Фигура 6 – «мемориал с колоннами трех друзей». Фигура 7 – «мемориал в честь героев». Фигура 8 – «фасад большого дома». Фигура 9 – «колонны трех героев». Фигура 10 – «вход в зал славы». Фигура 11 – «двухэтажный дом». Фигура 12 – «фасад». Фигура 13 – «крыта летняя беседка». Фигура 14 – «вид на завод спереди». Фигура 15 – «двойная колоннада». Фигура 16 – «алтарь». Фигура 17 – «монумент». Фигура 18 – «колонны Согласия». Фигуры 42-43 показывают деление куба на шесть горизонтальных слоев, из которых можно построить конструкции, изображенные на фигуре 44. Последующие конструкции, изображенные на фигурах 45-48, не имеют названий, это возможные варианты построек. | Создание графических схем на основе использования набора №6 «Кубики, столбики, кирпичики» из набора «Дары Фрёбеля»: «Формы жизни» «Формы прекрасного» «Формы познания» | |
апрель | «Формы прекрасного». Набор «Кубики, столбики, кирпичики» №6 Фигуры №27-56 «Формы познания». Фигуры с 19 по 25 представляют собой все варианты квадратов, которые можно сложить из предметов шестого набора. Фигура 26, по мнению Ф. Фребеля, показывает гармоничный переход от «формы познания» к «форме прекрасного».
| ||
май | Заключительная диагностика |
3 этап – заключительный (оценочно-рефлексивный:
- описание, анализ проделанной работы.
- оценка результатов, определение эффективности, перспективности дальнейшего использования игровых технологий Ф. Фрёбеля.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования.
2.Давыдова О.И. Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. О.И.
Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
3.Лаборатория педагогического мастерства: мастер-классы, проекты, семинар-практикум / авт.-сост. В.Е. Лампман (и др.). – Волгоград: Учитель,
2013.
4. Маркова В. А. Образовательный модуль «Дидактическая система Фридриха Фребеля»: учебно- методическое пособие / В. А. Маркова. – 3-е изд., стереотип. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. – 45, [3] c.: ил.- ISBN 978-5-9963-5258-6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» как средство речевого развития у детей с ОВЗ.
Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» как средство речевого развития у детей с ОВЗ....
НОД в старшей группе «Путешествие по лесу математических чудес» с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» (образовательная область «Познавательное развитие»)
Образовательная деятельность с воспитанниками старшей группы (образовательная область "Познавательное развитие") поможет закрепить навыки прямого и обратного счёта, развить познавательно - и...
Игра на развитие мышления с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» «Красная шапочка».
Я предлагаю игру с использованием набора «Дары Фрёбеля», в которой дети могут проявить оригинальность мышления....
Картотека игр на развитие мышления с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»
Основной формой для формирования навыков в дошкольном детстве является игра. Игровая деятельность имеет большое значение в формировании познавательных процессов. В ходе игры у ребенка активн...
Презентация "Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в развитии логического мышления дошкольников старшего возраста."
Презентация "Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в развитии логического мышления дошкольников старшего возраста" содержит карткую основную информацию о наборе и возможно...
Картотека игр на развитие мышления с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»
-способствовать развитию социальных и коммуникативных умений, игровой деятельности, восприятия, мышления, внимания, речи, памяти;- формировать сенсорные навыки и предпосылки познав...
Консультация для педагогов Развитие логического мышления дошкольников через использование игрового набора «Дары Фрёбеля»
Цель — создание условий для формирования логического мышления игровыми математическими средствами. Основны...