Комплексный проект Тема: «Использование игровых наборов «Дары Фрёбеля» №5,6 для развития инженерного мышления дошкольников». подготовительная группа
материал (подготовительная группа)

Колодий Оксана Владиславовна

Комплексный проект направлен на развитие познавательной активности дошкольников. Использование в работе игрового набора "Дары Фрёбеля" №5, 6 строится на "формах жизни", "формах красоты", "формах познания". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kolodiy_o.v.docx35.59 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №5 «Ручеёк»

Комплексный проект

Тема: «Использование игровых наборов «Дары Фрёбеля» №5,6 для развития инженерного мышления дошкольников».

подготовительная группа «Одуванчик»

Выполнила:

воспитатель высшей квалификационной категории

Колодий О.В.

п. Васильково

2021-2022

Содержание

Введение

1.Постановка проблемы

2. Цель проекта

3. Задачи

4. Методы и формы работы

5. Участники проекта

6. Возраст детей

7. Тип проекта по составу участников и их объединению

8. Тип проекта по доминирующему методу

9. Тип проекта по срокам проведения

10. Информационные и материально технические ресурсы

11. Ожидаемые результаты

12. Продукты проекта

Введение.

Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью в период дошкольного возраста, с развитием которой происходит главнейшее изменение психики ребёнка, подготавливающее ребёнка к новой, высшей ступени его развития. (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Давыдов, А.В. Запорожец и др.). Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребёнка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но и пропитывает собой всю деятельность ученика. «В школьном возрасте», - говорил он, -игра не умирает, а проникает с отношения действительности. Она имеет своё внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…» Таким образом, игра в дошкольном возрасте является основой для возможности полноценного развития учебной деятельности в школьном возрасте.

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Фрёбель.

«Игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение; заботься о ней, мать! Береги её, отец,!.. Игры этого возраста суть всей как бы почти всей будущей жизни, потому что в них развивается и проявляется весь человек в своих самых тончайших задатках, в своём внутреннем чувстве». «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, самоотверженно радеющем о чужом и собственном благе». В этих словах Фрёбеля сформулировано отношение к игре и с точки зрения современной педагогики. «Игра есть естественная деятельность детства. Задача первоначального образования не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Это открытие Фрёбелем игры есть то незыблемое, что вошло составной частью во всю последующую педагогику».

Принципы педагогики Фрёбеля:

  • Признание уникальности каждого ребёнка;
  • признание целостности детства в его проявлениях;
  • выявление индивидуальных способностей каждого ребёнка, создание условий для их проявления в окружающей среде (природа и социум);
  • создание условий для внутреннего потенциала ребёнка;
  • признание ребёнка как части семьи и общества;
  • целостный взгляд на развитие каждого ребёнка;
  • единство воспитания и образования, социума и природы, следование природе ребёнка, его внутренним законам.

Я считаю, что избранная мною тема проекта является актуальной, потому, что всестороннее развитие ребёнка возможно только при комплексном подходе и включении всех образовательных областей в процесс формирования личности ребёнка.

1. Постановка проблемы

Развитие личности, способной свободно мыслить и рассуждать, высказывать свою точку зрения, находить пути решения поставленных педагогом логических задач- проблема, которая является, на мой взгляд главной в работе педагога.  

К 5 годам у детей начинает развиваться логическое мышление, однако решения ребенка не всегда правильны: логика в этом возрасте очень своеобразна. Совсем не просто дошкольнику самостоятельно постигать суть окружающего мира. Можно поправить его, но настаивать не стоит: со временем ребенок сам сделает нужные выводы. Энциклопедические сведения вносят в развитие ребёнка свою значимую лепту, но развитие познавательной деятельности можно повысить, применяя такой метод, как использования идей Ф. Фребеля при реализации программных задач.

2. Цель проекта: Способствовать развитию познавательных и исследовательских способностей детей, развивать в них творческую личность.

3. Задачи:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений об объектах окружающего мира;
  • формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).

4. Методы и формы работы

Дети

Родители

Педагоги

организованная образовательная деятельность;

индивидуальные беседы

презентация

 совместная деятельность;

анкетирование

мастер-класс

    беседы;

консультации

памятки

 выполнение логических заданий;

5.  Участники проекта.

Дети группы «Одуванчик»
Родители
Воспитатели.

6. Возраст детей.

Участвуют дети 6-7 лет.

7.Тип проекта по составу участников и их объединению.

подгрупповой.

  • Тип проекта по доминирующему методу.

      комплексный

  • Тип проекта по срокам проведения

     Долгосрочный

  •  Информационные и материально-технические ресурсы

          Информационные ресурсы:

МБДОУ использует в работе нормативно-правовую базу:

-       Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-       Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 22.12.2012г. №2148-р;

-       Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.102013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;

    -       Постановление правительства Российской Федерации от 4.10.2000г.   №751 «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025г.»;

   -    интернет-ресурсы.

Материальные ресурсы:

В МБДОУ №5 «Ручеёк» имеется телевизор, интерактивная доска, создана безопасная развивающая среда, приобретен игровой набор «Дары Фрёбеля», с комплектом методических пособий по работе с игровым набором.

Ожидаемые результаты.

Дети:

 Развитый познавательный интерес воспитанников, любознательность и познавательная мотивация.

 Сформированы познавательные действия, развито воображение и познавательная активность.

 Сформированы первичные представления дошкольников о себе, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.  Развиты мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, делать умозаключения, основываясь на практическом опыте.

 Ребенку предоставлен выбор игрового материала, вида деятельности с игровым набором «Дары Фребеля» в самостоятельной деятельности.

 У воспитанников развито умение устанавливать правила взаимодействия в разных ситуациях, когда в процессе совместной деятельности со взрослым или сверстником ребенку необходимо найти способы выхода из проблемной ситуации.

Педагоги

  Теоретическая подготовка педагогов, позволяющая использовать в образовательной деятельности с детьми методику работы с игровым набором «Дары Фрёбеля».

 Во время проведения игр воспитатель использует различные мотивации к поиску решения проблемы.

 В процессе игр с использованием набора «Дары Фребеля» постоянно возникают проблемные ситуации.

 Педагог предоставляет детям разнообразные материалы и создаёт ситуации, которые дают им неограниченные возможности взаимодействия с окружающим миром.

 Родители воспитанников 

 Повышение педагогической культуры родителей.

 Активность, заинтересованность родителей в организации совместной деятельности с педагогами и детьми ДОУ.

  • Продукты проекта.

Для детей: Дидактические игры.
Для родителей:
 Беседы, консультации.
Для педагогов:
Теоретическое представление и готовность к использованию игрового набора в своей группе.

План-график мероприятий:

1 этап – начальный (констатирующий).

  • подбор диагностического материала и выявление

уровня сформированности познавательной активности дошкольников;

  • опрос родителей воспитанников «Как влияет использование игр с математическим содержанием, в том числе игрового набора «Дары Фрёбеля» на вашего ребёнка;
  • разработка перспективного планирования.

2 этап – основной (практический):

апробация системы формирования познавательно- исследовательских процессов у дошкольников в ходе совместной деятельности с использованием набора «Дары Фрёбеля» 

дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование пространственной предметно-развивающей  среды

сентябрь

Проведение диагностики уровня сформированности познавательной активности.

октябрь

Расширение представления о названиях деталей набора №5

«Кубики и призмы».

 «Жизненные формы» в пятом наборе представлены фигурами 426, 109-119.  «Формы прекрасного» представлены фигурами 57-106.

 «Формы познания» представлены фигурами 27-56.  

Консультация для родителей

«Дары Фребеля - использование сегодня».

Создание графических схем для построек из наборов строительного материала на основе геометрических тел.  

ноябрь

«Жизненные формы».

Фигура 4 – «подставка для цветов». Фигура 5 – «большой стул».

Фигура 6 – «удобный стул с подставкой для ног».

Фигура 7 – «кровать».  

Фигура 8 – «софа».  

Фигура 9 – «колодец».

Фигура 10 – «дом с двориком».

Фигура 11 – «крестьянский дом». Фигура 12 – «школа».  

Фигура 13 – «церковь».  

Фигура 14 – «церковь».

Фигура 15 – схема здания церкви № 14 (вид сверху)

Фигура 16 – «фабрика с котельной». Фигура 17 – «церковь с Эрмитажем» (местом для уединения).

Фигура 18 – «сад с рядами деревьев». Фигура 19 – «замок».  

Фигура 20 – «монастырь в руинах». Фигура 21 – «городские ворота с тремя входами».

Фигура 22 – «арсенал» (военный склад). Фигура 23 – «городские ворота с двумя зданиями для охранников».

Фигура 24 – «монумент».

 Фигура 25 – «монумент».

 Фигура 26 – «большой крест».

Консультация для родителей «Значение конструирования в развитии ребёнка».

Цель: изучение потребностей родителей и их отношения к формированию у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования.

Картотека игр по использованию игрового  комплекта «Дары Фрёбеля».

декабрь

«Жизненные формы» Набор №5

(сюжетное конструирование)

Первый эпизод.  В «Пособии для воспитателей» (Paradise of childhood) в качестве примера приведена история о путешествии девочки по имени Мэри в гости к своему дяде, который работал смотрителем маяка в маленьком городке на берегу океана. Весь сюжет путешествия представлен фигурами 109-119.

Фигура 109 – куб, из которого начинается сюжетное конструирование. Фигура 110 – «ступеньки (спуск к реке) и сарай для лодок на пристани, откуда Мэри начинает свое путешествие на пароходе по реке». Фигура 111 – «пароход, на котором путешествует Мэри».

Фигура 112 – «по пути ей встречается форт (военное укрепление) на берегу». Фигура 113 – «по реке плывет много лодок».

Фигура 114 – «пристань, к которой причалил пароход Мэри».

Фигура 115 – «маяк, смотрителем которого работает дядя Мэри».

Фигура 116 – «дом дяди».

Фигура 117 – «хозяйственные постройки (сарай, помещение для хранения тележек, собачья будка)». Фигура 118 – «церковь в городке, где живет дядя».

Фигура 119 – «дом Мэри, в который она вернулась после путешествия».

Создание графических схем на основе использования набора №5 «Кубики и призмы» из набора «Дары Фрёбеля»:

«Формы жизни»

«Формы прекрасного»

«Формы познания»

январь

Второй эпизод построен на идее преобразования конструкций, различных комбинаций деталей пятого набора, от которых зависит образ постройки в соответствии с развитием сюжета. Сначала детям предлагают треть пятого набора для конструирования.  

Фигура 120 – «сельский домик богатой дамы, которая очень любит маленьких детей».  

Фигура 121 – путем перемещения частей постройки (заднюю часть нужно передвинуть на два дюйма -около 6 см- назад) получается «сеновал, который находится за конюшней. Дети любят забираться на сеновал, играть там и наблюдать, как дама играет со своими шаловливыми котятами».

Фигура 122 – в результате следующих преобразований получается «палатка, в которой хозяйка укрывается, когда устает от шума и суеты».

Фигура 123 – «коттедж на летнем курорте, куда приезжает отдыхать и развлекаться дочка хозяйки с детьми». Фигура 124 – «летний отель около пляжа». Дети могут преобразовывать постройку в соответствии со своими возможностями. Для этой постройки необходимо наличие деталей всего Дара.

Составление картотеки историй, применяемых к схемам фигур.

февраль

Третий эпизод не предполагает сюжета. Фигура 125 – весь куб (исходная форма).

Фигура 126 – «триумфальная арка». Фигура 127 – «ворота города-крепости».

Фигура 128 – «кафедральный собор» (из этой фигуры легко вернуться к исходному кубу).

«Формы прекрасного».

«Формы познания».

Набор «Кубики и призмы»

Фигуры 27-33 наглядно показывают деление куба на 3, 9 и 27 частей. При этом каждый раз задействован целый куб, но разделить его можно по-разному. По мнению Ф. Фребеля, это является подтверждением различия формы при единстве содержания, где в качестве содержания выступает куб.

Фигуры 34-44 предполагают знакомство с делением на 2-3-4-5-9 и 12 равных частей.

Фигуры 45-48 иллюстрируют сложение множеств путем наложения одинаковых фигур одну на другую в два и три этапа. Таким образом, каждый раз ребенок осмысливает трансформацию куба в различных формах.

Фигуры 49-52 представляют собой схематические изображения операций, проиллюстрированных на фигурах 35-42.

Фигуры 53-56 представляют собой иллюстрацию более сложных фигур и предназначены для изучения основ геометрии. Так, например, фигура 56 – это визуализация теоремы Пифагора, которая облегчит понимание детьми теоретических и абстрактных основ теоремы.

Индивидуальные задания и упражнения для работы  дома.
Цель: помочь родителям закрепить у детей игровые умения и навыки, обратить внимание на развитие мелкой моторики рук.

Создание графических схем на основе использования набора №5

«Формы прекрасного»

«Формы познания»

март

 Набор «Кубики, столбики, кирпичики» (Дар № 6)

 1.«Жизненные формы» представлены фигурами 1-18, 42-48.

2.«Формы прекрасного» представлены фигурами 27-42, 49-57. 3. «Формы познания» представлены фигурами 19-25.

Фигура 26 является переходной от «формы познания» к «форме прекрасного».

«Жизненные формы». 

Фигура 1 – «дом без крыши».

Фигура 2 – «план дома».

Фигура 3 – «колоннада».

Фигура 4 – «зал с колоннами».

 Фигура 5 – «летний дом (вестибюль с шестью колоннами)».

Фигура 6 – «мемориал с колоннами трех друзей».

Фигура 7 – «мемориал в честь героев». Фигура 8 – «фасад большого дома». Фигура 9 – «колонны трех героев». Фигура 10 – «вход в зал славы».

Фигура 11 – «двухэтажный дом». Фигура 12 – «фасад».

Фигура 13 – «крыта летняя беседка». Фигура 14 – «вид на завод спереди». Фигура 15 – «двойная колоннада». Фигура 16 – «алтарь».

Фигура 17 – «монумент».

Фигура 18 – «колонны Согласия».  

Фигуры 42-43 показывают деление куба на шесть горизонтальных слоев, из которых можно построить конструкции, изображенные на фигуре 44. Последующие конструкции, изображенные на фигурах 45-48, не имеют названий, это возможные варианты построек.

Создание графических схем на основе использования набора №6 «Кубики, столбики, кирпичики» из набора «Дары Фрёбеля»:

«Формы жизни»

«Формы прекрасного»

«Формы познания»

апрель

«Формы прекрасного». 

Набор «Кубики, столбики, кирпичики» №6

Фигуры №27-56

«Формы познания».

Фигуры с 19 по 25 представляют собой все варианты квадратов, которые можно сложить из предметов шестого набора. Фигура 26, по мнению Ф. Фребеля, показывает гармоничный переход от «формы познания» к «форме прекрасного».

 

май

Заключительная диагностика

        

3 этап – заключительный (оценочно-рефлексивный:

  • описание, анализ проделанной работы.
  •  оценка результатов, определение эффективности, перспективности дальнейшего использования игровых технологий Ф. Фрёбеля.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования.

2.Давыдова О.И. Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. О.И.

Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

3.Лаборатория педагогического мастерства: мастер-классы, проекты, семинар-практикум / авт.-сост. В.Е. Лампман (и др.). – Волгоград: Учитель,

2013.

4. Маркова В. А. Образовательный модуль «Дидактическая система Фридриха Фребеля»: учебно- методическое пособие / В. А. Маркова. – 3-е изд., стереотип. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. – 45, [3] c.: ил.- ISBN 978-5-9963-5258-6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» как средство речевого развития у детей с ОВЗ.

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» как средство речевого развития у детей с ОВЗ....

НОД в старшей группе «Путешествие по лесу математических чудес» с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» (образовательная область «Познавательное развитие»)

Образовательная деятельность с воспитанниками старшей группы (образовательная область "Познавательное развитие") поможет закрепить навыки прямого и обратного счёта, развить познавательно - и...

Игра на развитие мышления с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» «Красная шапочка».

Я предлагаю  игру с использованием набора «Дары Фрёбеля», в которой дети могут проявить оригинальность мышления....

Картотека игр на развитие мышления с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»

Основной формой для формирования навыков в дошкольном детстве является игра. Игровая деятельность имеет большое значение в формировании познавательных процессов. В ходе игры у ребенка активн...

Презентация "Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в развитии логического мышления дошкольников старшего возраста."

Презентация "Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в развитии логического мышления дошкольников старшего возраста" содержит карткую основную информацию о наборе и возможно...

Картотека игр на развитие мышления с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»

-способствовать развитию социальных и коммуникативных умений, игровой деятельности, восприятия, мышления, внимания, речи, памяти;- формировать сенсорные навыки и предпосылки познав...

Консультация для педагогов Развитие логического мышления дошкольников через использование игрового набора «Дары Фрёбеля»

        Цель — создание условий для формирования логического мышления игровыми математическими средствами.         Основны...