Игротека. Познавательные игры
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Развитию тактильного восприятия, внимания и памяти, словесно-логического и ассоциативного мышления, активизации словаря и мыслительных процессов, формированию умения соотносить и классифицировать помогут познавательные игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igroteka._poznavatelnye_igry.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Какого цвета не стало?
(для детей с 3 лет)
Цель: развитие цветовосприятия, зрительной памяти и внимания
Перед ребенком разложены цветные карандаши или фломастеры основных цветов и их оттенков (до 9 штук). Ребенок смотрит и запоминает цвета, затем закрывает глаза. Взрослый убирает один цвет. Ребенок открывает глаза и отгадывает, какого цвета не стало.
Ласковые лапки
(для детей с 3 лет)
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия
Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Взрослый объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
Рисование на спине
(для детей с 4 лет)
Цель: развитие умения концентрироваться на тактильном контакте, распознавать свои ощущения.
Дети встают спиной к психологу. Психолог рисует пальцем на спине ребенка любую геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, треугольник). Ребенок называет, какая фигура нарисована.
Затем дети могут рисовать фигуры друг у друга на спине
Вариант. «Рисование на ладошках», ребенок с закрытыми глазами угадывает, что ему нарисовали.
Чудесный мешочек
(для детей с 4 лет)
Цель: развитие тактильного восприятия, внимания и памяти
Детям предлагается рассмотреть мелкие игрушки, которые затем складывает в мешочек. Дети поочередно ощупывают одну из находящихся в мешочке игрушек, называют ее, а затем вынимают и показывают игрушку всем участникам группы.
Задание можно усложнить, предложив детям достать определенную игрушку; или предварительно припомнить и назвать какую-либо игрушку, а затем найти ее и достать.
Вариант «Что исчезло?». Перед ребенком выставляют 10 мелких игрушек. Он запоминает их, затем закрывает глаза. Одна игрушка убирается. Ребенок должен ее отгадать
Что изменилось?
(для детей с 4 лет)
Цель: развитие внимания, памяти и наблюдательности, формирование коммуникативной компетентности
Выбирается два ребенка: внешность одного необходимо запомнить, а второй – отгадывает, что изменилось. Потом один из них поворачивается спиной, пока остальные совершают три изменения во внешности первого ребенка, например: переодевают туфли с одной ноги на другую, убирают заколки, закатывают рукава. Другой игрок поворачивается и пытается указать, на те три вещи, которые изменились. Потом игроки меняются местами.
Варианты: отгадывать изменения может вся группа детей, тогда меняет внешность ребенка взрослый. Либо водящий угадывает, кто из детей поменялся местами.
Профессия – действие
(для детей с 5 лет)
Цель: активизация словаря и мыслительных процессов, развитие умения соотносить действия людей с их профессией.
Перед игрой с детьми уточняются понятия «профессия» и «действия». Детям объясняют, что человек, имеющий профессию, работает и выполняет какие-то действия. Затем дети называют профессии, какие знают.
После взрослый называет профессию, а дети вспоминают все действия человека этой профессии.
Врач – осматривает больных, лечит, слушает, делает уколы и т.д.
Портной – кроит, утюжит, шьет, вяжет, примеряет и т.д.
Няня – раскладывает еду, накрывает на столы, моет посуду и т.д.
Воспитатель – играет с детьми, читает сказки, учит на занятиях и т.д.
Шофер – сидит за рулем, заправляет машину и т.д.
Три предмета
(для детей с 5 лет)
Цель: закрепление умения классифицировать.
Взрослый называет одно слово (например, мебель) и бросает мяч ребенку. Тот должен назвать три слова, подходящие к «мебели» (стол, диван, кровать) и кинуть мяч обратно. Следующему ребенку называется другая категория, например, овощи.
В игре используются все известные детям обобщающие категории (звери, насекомые, деревья, птицы, одежда, бытовые приборы и т.д.)
Кто лучше слышит
(для детей с 5 лет)
Цель: развитие слухового внимания, мышления; умения работать сообща
Группа детей отворачивается и закрывают глаза. Водящий издает различные звуки: шуршит бумагой или целлофаном, стучит карандашом, барабанит пальцами, звонит в колокольчик и т.п.
Затем дети открывают глаза и перечисляют звуки, которые они услышали
Цифра, вставай!
(для детей с 6 лет)
Цель: развитие концентрации внимания, закрепление цифр
Каждому ребенку дается карточка с цифрой (у нескольких может быть одна и та же цифра). Затем расскажите историю, в тексте которой должно быть много чисел. Когда произносится очередное число, ребенок с этой цифрой встает и показывает свою цифру.
Это упражнение одинаково хорошо применять как в начале, так и в конце занятия.
Вопрос – ответ
(для детей с 6 лет)
Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать
Ребёнок ловит мяч и отвечает на вопросы:
1. Какое из животных больше – лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают. А вечером?
3. Днём на улице светло, а ночью?
4. Небо голубое, а трава?
5. Черешня, груши, сливы, яблоки…- это что?
6. Что такое Москва, Петропавловск - Камчатский, Хабаровск?
7. Маленькая корова – это телёнок. Маленькая собака – это?..
8. Какие ты знаешь виды транспорта?
9. Чем весна отличается от осени?
10. На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?
11. Для чего нужны автомобилю тормоза?
12. Что общего между белкой и кошкой?
13. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?
Ассоциативные цепочки
(для детей с 6 лет)
Цель: развитие ассоциативного, логического мышления
1 Психолог называет слово «СОЛНЦЕ», а дети отвечают на вопрос «какое?» по очереди: ЖЕЛТОЕ, КРУГЛОЕ, БОЛЬШОЕ, ГОРЯЧЕЕ. К последнему слову задается вопрос: «Что бывает горячим?». Дети отвечают: БЛИНЫ, СУП и т.д. К последнему слову опять задается вопрос: «Какой бывает суп?» и т.д. Таким образом, получается цепочка из слов и определений к ним.
2 Психолог называет слово «ЗИМА», а дети отвечают на вопрос «какая?» по очереди: БЕЛАЯ, ХОЛОДНАЯ. К последнему слову задается вопрос: «Что бывает ХОЛОДНЫМ?». Дети отвечают: ВОДА, МОРОЖЕНОЕ и т.д. К последнему слову опять задается вопрос: «Какое бывает мороженое?» и т.д. Таким образом, получается цепочка из слов и определений к ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейная игротека. Развивающие игры с мячом.
Большинство родителей не знают, как организовать выходной день с пользой для всей семьи. Занятие спортом объединяет и в то же время оздоравливает семью. Мяч – это одна из самых любимых игрушек детей....
26.05.2013 Игротека Подвижные игры для закрепления ПДД
ИгротекаПодвижные игры для закрепления ПДДИгры для детей 1 младшей группыИгры для детей 2 младшей группыИгры для детей средней группыИгры для детей старших групп...
Игротека "Познавательная беседка".
Представлены игры, направленные на закрепление правил безопасного поведения ребенка в природе....
"ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА" (пальчиковые игры для детей и родителей)
Развитие мелкой моторики важно в любом возрасте. Веселые игры помогут мамам и папам, бабушкам и дедушкам не только развлечь малыша, но и сделать досуг полезным....
Домашняя игротека. Познавательная математика
Развиваемся - Играя...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Математическая игротека» (Дидактические игры как средство развития математических представлений у детей во второй младшей группе)
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Математическая игротека» (Дидактические игры как средство развития математических представлений у детей во второй младшей группе)...
Игротека - музыкальные игры, викторины по экологическому воспитанию
Целью игротеки является пробуждение у детей интереса и любви к природе, животным и растениям, к самому себе, приучать детей к элементарному труду по уходу за живыми растениями, домашними животными.Игр...