Занятие «Мы помним, мы гордимся!»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Варфоломеева Елена Викторовна

Цель:

- Расширять знания детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны;

 - Познакомить детей с понятием блокада;

- Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за народ проявивший отвагу;

- Познакомить детей со страшными днями пережитыми людьми;

 

Задачи:
- Формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны.

 - Знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
-  Обогащать знания детей о героическом прошлом города Ленинграда; -

- Активизировать словарный запас детей;
- Развивать интонационную выразительность речи ;
- Воспитывать уважение к старшему поколению пережившего тяготы войны; - Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну и народ;
- Воспитывать умение сочувствовать, сопереживать;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №112 Центрального района

Конспект занятия в подготовительной группе

«Мы помним, мы гордимся!»

Конспект подготовили: Варфоломеева Елена Викторовна

Январь 2022

Цель: 

- Расширять знания детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны;

 - Познакомить детей с понятием блокада;

- Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за народ проявивший отвагу;

- Познакомить детей со страшными днями пережитыми людьми;

Задачи:
- Формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны.

 - Знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
-  Обогащать знания детей о героическом прошлом города Ленинграда; -

- Активизировать словарный запас детей;
- Развивать интонационную выразительность речи ;
- Воспитывать уважение к старшему поколению пережившего тяготы войны; - Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну и народ;
- Воспитывать умение сочувствовать, сопереживать;

Интеграция образовательных областей: “Познавательное развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Художественная литература». «Художественно- эстетическое развитие».

Взаимодействие с родителями:
-  информация по теме «Блокадного Ленинграда».

Оборудование: Аудиозаписи, презентации, свеча «Памяти»,

карта-схема «блокадного кольца», пилотка и руль шоферу, иллюстрации с памятниками.

Предварительная работа:
Чтение художественной литературы по теме, прослушивание военных песен, рассматривание иллюстраций. Рассматривание военных наград.

Ход занятия:

Звучит музыка: "Вставай страна огромная".

Воспитатель: Мы сегодня с Вами поговорим о «Дороге Жизни» и о снятия блокады Ленинграда, которое отмечает наш город 27 января. Это очень памятная дата для нашего города.

 - А кто мне скажет, как назывался наш город во время войны?

- Молодцы, Ленинград, а жители назывались ленинградцами.

 Воспитатель: Много испытаний было у нашего прекрасного города: наводнения, пожары, но эта война самое страшное испытание. В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Пришла война, и очень скоро враги оказались рядом с Ленинградом. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил окружить город в кольцо, взять в блокаду. Наступили страшные блокадные дни.

- Скажите, а сколько длилась блокада Ленинграда?

- Молодцы, правильно! Их было 900… это почти 2, 5года.

 Воспитатель: Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ картин). По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны.

- Подскажите, а почему весной опасно на льду?

- Правильно, молодцы! Машины проваливались под лед.

Воспитатель: Летом 1941 года Шостакович написал на партитуре: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю 7-ю симфонию".

Прослушивание   «Ленинградской  симфонии»

 Стихи:

 Наш город назывался Ленинградом,    

 И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Бомбёжки. Метели, заносы…

 Уходят машины под лёд,      

 Но каждый шофёр твёрдо верил,

Что город, любимый спасёт.

 Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить,

 Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

 Хотели враги Ленинград уничтожить,

Стереть этот город с земли.

 Но захватить и прорвать оборону

Фашисты никак не смогли.

Воспитатель: 45 километров вьётся шоссе от Ленинграда до Осиновца. Давайте проедем с вами по этой военной дороге. Автобус пойдет медленно, и ты увидишь, как народ бережёт священную память о героях Ладоги. Тронулся наш автобус. (Каждая остановка у картинки с памятником)

Воспитатель: Мы поехали совсем немного и увидели памятную стелу. Металлом блестят на ней слова: «Дорога Жизни». А сверху – цифра – один. Значит, мы отъехали от Ленинграда всего один километр. До Осиновца осталось сорок четыре километра. И на каждом километре мы увидим такую же стелу.

Воспитатель: Ленинград позади. Автобус идёт всё дальше и дальше. На третьем километре находиться мемориальный комплекс, входящий в Зелёный пояс Славы. Создан в память погибшим детям в блокадном Ленинграде. В комплекс входит памятник «Цветок жизни», аллея Дружбы, дневник Тани Савичевой и березовая роща с красными повязанными платками.

 Памятник «Цветок жизни». На лепестках цветка изображены лицо улыбающегося мальчика и слова «Пусть всегда будет солнце».

 Стихи:

 Какого цвета беда?
 Какого цвета война?
 Какого цвета холод?
 Какого цвета голод?
 Какого цвета блокада?
  Никакой палитры не надо,
 Жизнь бесцветна в кольце Ленинграда.

Воспитатель: Аллея Дружбы (1970 г. и траурный курган «Дневник Тани Савичевой»- текст из дневника на восьми бетонных плитах). Таня Савичева – ленинградская девочка, известная всему миру. Автор блокадного дневника. Она – символ тех страданий, которые перенесли все его жители. Её дневник, состоящий всего из девяти записей, передает весь ужас и чувство безнадежности, которые охватывали её душу, когда один за другим уходили все её близкие.

 

Стихи:  

В осаждённом Ленинграде

Эта девочка жила

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива

Затаив на миг дыханье.

Слышит мир ее слова.

Воспитатель: У подножия Румболовской горы находится памятник, входящий в «Зеленый пояс Славы». На гранитной плите выбиты слова поэтессы Ольги Берггольц:

 Стихи:  

 «Дорогой жизни шел к нам хлеб,

 Дорогой дружбы многих к многим,

 Еще не знают на Земле

Страшней и радостней дороги». 

Воспитатель: На 10 километре стоит памятник машине «Полуторке». Много лет спустя, когда война уже кончилась, водолазы подняли эту машину со дна озера. И установили, как памятник.

- Подскажите, а что везла машина в Ленинград?

- Молодцы!

-  Кого везли из блокадного города?

- Правильно!

 «Дорогой жизни» Ладогу назвали, надеждой на спасение людей.

Раненых. Больных и истощенных, везли полуторки по ней.

 Стихи:  

 Нет смелее, нет храбрей шофера фронтового,

Любит он свою машину- друга боевого.

И по снегу, и по льду он ведет машину.

Как объехать полынью, не попасть на мину?

Воспитатель: На 17-м км Дороги жизни находится мемориал «Катюша».

-  Какую песню можно вспомнить?

- Молодцы!

Мемориал представляет собой нацеленную в небо металлическую конструкцию из пяти балок, которые внешне напоминают реактивную артиллерийскую установку. В дни блокады на месте памятника стояла зенитная батарея, которая защищала Дорогу жизни. В мемориал входит стена с памятным текстом.

 

Стихи:  

 «Эти грозные годы запомни.

Здесь проходила «Дорога жизни».

Мужеством храбрых спасён Ленинград.

Павшим героям бессмертная слава».

Воспитатель: Наш автобус подъехал к Ладоге. Теперь до Осиновца осталось всего несколько километров. У деревни Кокорево, на берегу Ладожского озера, высится памятник «Разорванное кольцо», входящий в «Зеленый пояс Славы». Фашисты окружил Ленинград со всех сторон. И город оказался в кольце, длиной в 900 дней и ночей. В блокаде оказалось много жителей этого города: дети, женщины, старики.

- Ребята, а как вы понимаете кольцо блокады?

- Подойдите ко мне, возьмитесь крепко за руки и плотно подойдите друг к другу. Блокада – это кольцо, из которого нельзя ни выйти не зайти. Это памятник солдатам, матросам, лётчикам – всем, кто не дал врагу сомкнуть кольцо вокруг Ладожского озера.

Воспитатель: 45 километр Дороги жизни – это Осиновец. Сюда в тяжелые годы войны моряки и водители доставляли с Большой земли хлеб оружие.

Звучит песня «Дорога жизни»

Отсюда увозили на Большую землю детей, стариков, больных. Музей «Дорога жизни». В музее представлены корабельные флаги и боевые знамена, оружие и военная техника военных лет, модели кораблей, самолетов, автомашин, участвовавших в перевозках; документы и фотографии.

Воспитатель: Мы вышли из музея, и пошли к берегу.

- На берегу какого озера находится музей?

Вот она, Ладога сегодня! Тихое безмятежное озеро. Там, где гремели бои, где насмерть стояли непоколебимые защитники Ленинграда.

Воспитатель: Наш автобус возвращается в город. Но по пути мы заглянем ещё в один музей. Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Диорама посвящена операции «Искра» - переломному моменту в истории битвы за Ленинград.

Ребята, вам всем домашние задание, в выходные дни с родителями проехаться по «Дороги жизни» и остановиться у памятников или съездить в музей- диорама «Прорыв блокады Ленинграда».

В январе 1943 года войскам Ленинградского и Волховского фронтов дан приказ: перейти в наступление, пробираться навстречу друг другу, разбить осаду города Ленинград и соединиться. И только 27 января 1944 года город был полностью освобожден от блокады. (Показ картинок).

- Подумайте, а как люди отреагировали на такое сообщение?

Воспитатель: Когда людям сообщили, что блокада прорвана, все ленинградцы радовались, выбегали на улицу, обнимались, хоть у них и осталось совсем мало сил.

- Ребята, покажите, как бы радовались, обнимались.

Воспитатель: Мы должны почтить память погибших защитников нашего города минутой молчания (зажигаем свечки) ведь тема войны и блокады должны всегда стучать в наших сердцах.

 Стихи:  

На Невском проспекте есть надпись одна,

И трудно сейчас нам поверить,

Что именно эта была сторона

Опасной при артобстреле.

Зачем эту надпись наш город хранит?

Чтоб взрослые знали и дети:

«Ничто не забыто. Никто не забыт!»

Чтоб помнили все строчки эти.

 

      В войну солдаты город защищали,

      Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.

      За нас с тобою жизнь они отдали,

      Чтоб в мире больше не было войны.

      Кружился снег, а город наш бомбили.

      Была тогда жестокая война.

      Защитники фашистов победили,

      Чтоб мирной стала каждая зима!

Воспитатель: В заключение нашего занятия предлагаю вам просмотреть музыкальный клип «Непокоренный Ленинград».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей и подготовительной группе посвященный 9 мая «Мы помним! Мы гордимся!»

Цель: формировать и расширять знания детей о Великой Отечественной Войне. Задачи: 1. Расширять знания детей о ВОВ; 2. Расширять словарный запас детей; 3. Познакомить их с некоторыми датами ВОВ; 4...

Конспект занятия "Мы помним, мы гордимся..."

Цель: расширять знания детей о Великой Отечественной войне, воспитывать патриотические чувства....

Видео занятие"Мы помним,мы гордимся"

Видео занятие"Мы помним,мы гордимся"Подготовила: Каляева А.Ю...

Занятие посвященное 75-летию Победы.Мы помним! Мы гордимся! Мы благодарим!

Расширить представления, знания детей о событиях ВОВ 1941-1945гг., о трудном пути нашего народа к Победе. Дать понятие о значимости дня Победы, воспитывать уважение к памяти войнов - победителей, трад...