Занятие «Мы помним, мы гордимся!»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель:
- Расширять знания детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны;
- Познакомить детей с понятием блокада;
- Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за народ проявивший отвагу;
- Познакомить детей со страшными днями пережитыми людьми;
Задачи:
- Формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны.
- Знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
- Обогащать знания детей о героическом прошлом города Ленинграда; -
- Активизировать словарный запас детей;
- Развивать интонационную выразительность речи ;
- Воспитывать уважение к старшему поколению пережившего тяготы войны; - Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну и народ;
- Воспитывать умение сочувствовать, сопереживать;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №112 Центрального района
Конспект занятия в подготовительной группе
«Мы помним, мы гордимся!»
Конспект подготовили: Варфоломеева Елена Викторовна
Январь 2022
Цель:
- Расширять знания детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны;
- Познакомить детей с понятием блокада;
- Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за народ проявивший отвагу;
- Познакомить детей со страшными днями пережитыми людьми;
Задачи:
- Формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны.
- Знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
- Обогащать знания детей о героическом прошлом города Ленинграда; -
- Активизировать словарный запас детей;
- Развивать интонационную выразительность речи ;
- Воспитывать уважение к старшему поколению пережившего тяготы войны; - Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну и народ;
- Воспитывать умение сочувствовать, сопереживать;
Интеграция образовательных областей: “Познавательное развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Художественная литература». «Художественно- эстетическое развитие».
Взаимодействие с родителями:
- информация по теме «Блокадного Ленинграда».
Оборудование: Аудиозаписи, презентации, свеча «Памяти»,
карта-схема «блокадного кольца», пилотка и руль шоферу, иллюстрации с памятниками.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы по теме, прослушивание военных песен, рассматривание иллюстраций. Рассматривание военных наград.
Ход занятия:
Звучит музыка: "Вставай страна огромная".
Воспитатель: Мы сегодня с Вами поговорим о «Дороге Жизни» и о снятия блокады Ленинграда, которое отмечает наш город 27 января. Это очень памятная дата для нашего города.
- А кто мне скажет, как назывался наш город во время войны?
- Молодцы, Ленинград, а жители назывались ленинградцами.
Воспитатель: Много испытаний было у нашего прекрасного города: наводнения, пожары, но эта война самое страшное испытание. В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Пришла война, и очень скоро враги оказались рядом с Ленинградом. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил окружить город в кольцо, взять в блокаду. Наступили страшные блокадные дни.
- Скажите, а сколько длилась блокада Ленинграда?
- Молодцы, правильно! Их было 900… это почти 2, 5года.
Воспитатель: Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ картин). По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны.
- Подскажите, а почему весной опасно на льду?
- Правильно, молодцы! Машины проваливались под лед.
Воспитатель: Летом 1941 года Шостакович написал на партитуре: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю 7-ю симфонию".
Прослушивание «Ленинградской симфонии»
Стихи:
Наш город назывался Ленинградом,
И шла тогда суровая война.
Под вой сирены и разрыв снарядов
«Дорогой жизни» Ладога была.
Бомбёжки. Метели, заносы…
Уходят машины под лёд,
Но каждый шофёр твёрдо верил,
Что город, любимый спасёт.
Она спасеньем ленинградцам стала,
И помогла в войне нам победить,
Чтоб снова время мирное настало,
Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.
Хотели враги Ленинград уничтожить,
Стереть этот город с земли.
Но захватить и прорвать оборону
Фашисты никак не смогли.
Воспитатель: 45 километров вьётся шоссе от Ленинграда до Осиновца. Давайте проедем с вами по этой военной дороге. Автобус пойдет медленно, и ты увидишь, как народ бережёт священную память о героях Ладоги. Тронулся наш автобус. (Каждая остановка у картинки с памятником)
Воспитатель: Мы поехали совсем немного и увидели памятную стелу. Металлом блестят на ней слова: «Дорога Жизни». А сверху – цифра – один. Значит, мы отъехали от Ленинграда всего один километр. До Осиновца осталось сорок четыре километра. И на каждом километре мы увидим такую же стелу.
Воспитатель: Ленинград позади. Автобус идёт всё дальше и дальше. На третьем километре находиться мемориальный комплекс, входящий в Зелёный пояс Славы. Создан в память погибшим детям в блокадном Ленинграде. В комплекс входит памятник «Цветок жизни», аллея Дружбы, дневник Тани Савичевой и березовая роща с красными повязанными платками.
Памятник «Цветок жизни». На лепестках цветка изображены лицо улыбающегося мальчика и слова «Пусть всегда будет солнце».
Стихи:
Какого цвета беда?
Какого цвета война?
Какого цвета холод?
Какого цвета голод?
Какого цвета блокада?
Никакой палитры не надо,
Жизнь бесцветна в кольце Ленинграда.
Воспитатель: Аллея Дружбы (1970 г. и траурный курган «Дневник Тани Савичевой»- текст из дневника на восьми бетонных плитах). Таня Савичева – ленинградская девочка, известная всему миру. Автор блокадного дневника. Она – символ тех страданий, которые перенесли все его жители. Её дневник, состоящий всего из девяти записей, передает весь ужас и чувство безнадежности, которые охватывали её душу, когда один за другим уходили все её близкие.
Стихи:
В осаждённом Ленинграде
Эта девочка жила
В ученической тетради
Свой дневник она вела.
В дни войны погибла Таня,
Таня в памяти жива
Затаив на миг дыханье.
Слышит мир ее слова.
Воспитатель: У подножия Румболовской горы находится памятник, входящий в «Зеленый пояс Славы». На гранитной плите выбиты слова поэтессы Ольги Берггольц:
Стихи:
«Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим,
Еще не знают на Земле
Страшней и радостней дороги».
Воспитатель: На 10 километре стоит памятник машине «Полуторке». Много лет спустя, когда война уже кончилась, водолазы подняли эту машину со дна озера. И установили, как памятник.
- Подскажите, а что везла машина в Ленинград?
- Молодцы!
- Кого везли из блокадного города?
- Правильно!
«Дорогой жизни» Ладогу назвали, надеждой на спасение людей.
Раненых. Больных и истощенных, везли полуторки по ней.
Стихи:
Нет смелее, нет храбрей шофера фронтового,
Любит он свою машину- друга боевого.
И по снегу, и по льду он ведет машину.
Как объехать полынью, не попасть на мину?
Воспитатель: На 17-м км Дороги жизни находится мемориал «Катюша».
- Какую песню можно вспомнить?
- Молодцы!
Мемориал представляет собой нацеленную в небо металлическую конструкцию из пяти балок, которые внешне напоминают реактивную артиллерийскую установку. В дни блокады на месте памятника стояла зенитная батарея, которая защищала Дорогу жизни. В мемориал входит стена с памятным текстом.
Стихи:
«Эти грозные годы запомни.
Здесь проходила «Дорога жизни».
Мужеством храбрых спасён Ленинград.
Павшим героям бессмертная слава».
Воспитатель: Наш автобус подъехал к Ладоге. Теперь до Осиновца осталось всего несколько километров. У деревни Кокорево, на берегу Ладожского озера, высится памятник «Разорванное кольцо», входящий в «Зеленый пояс Славы». Фашисты окружил Ленинград со всех сторон. И город оказался в кольце, длиной в 900 дней и ночей. В блокаде оказалось много жителей этого города: дети, женщины, старики.
- Ребята, а как вы понимаете кольцо блокады?
- Подойдите ко мне, возьмитесь крепко за руки и плотно подойдите друг к другу. Блокада – это кольцо, из которого нельзя ни выйти не зайти. Это памятник солдатам, матросам, лётчикам – всем, кто не дал врагу сомкнуть кольцо вокруг Ладожского озера.
Воспитатель: 45 километр Дороги жизни – это Осиновец. Сюда в тяжелые годы войны моряки и водители доставляли с Большой земли хлеб оружие.
Звучит песня «Дорога жизни»
Отсюда увозили на Большую землю детей, стариков, больных. Музей «Дорога жизни». В музее представлены корабельные флаги и боевые знамена, оружие и военная техника военных лет, модели кораблей, самолетов, автомашин, участвовавших в перевозках; документы и фотографии.
Воспитатель: Мы вышли из музея, и пошли к берегу.
- На берегу какого озера находится музей?
Вот она, Ладога сегодня! Тихое безмятежное озеро. Там, где гремели бои, где насмерть стояли непоколебимые защитники Ленинграда.
Воспитатель: Наш автобус возвращается в город. Но по пути мы заглянем ещё в один музей. Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Диорама посвящена операции «Искра» - переломному моменту в истории битвы за Ленинград.
- Ребята, вам всем домашние задание, в выходные дни с родителями проехаться по «Дороги жизни» и остановиться у памятников или съездить в музей- диорама «Прорыв блокады Ленинграда».
В январе 1943 года войскам Ленинградского и Волховского фронтов дан приказ: перейти в наступление, пробираться навстречу друг другу, разбить осаду города Ленинград и соединиться. И только 27 января 1944 года город был полностью освобожден от блокады. (Показ картинок).
- Подумайте, а как люди отреагировали на такое сообщение?
Воспитатель: Когда людям сообщили, что блокада прорвана, все ленинградцы радовались, выбегали на улицу, обнимались, хоть у них и осталось совсем мало сил.
- Ребята, покажите, как бы радовались, обнимались.
Воспитатель: Мы должны почтить память погибших защитников нашего города минутой молчания (зажигаем свечки) ведь тема войны и блокады должны всегда стучать в наших сердцах.
Стихи:
На Невском проспекте есть надпись одна,
И трудно сейчас нам поверить,
Что именно эта была сторона
Опасной при артобстреле.
Зачем эту надпись наш город хранит?
Чтоб взрослые знали и дети:
«Ничто не забыто. Никто не забыт!»
Чтоб помнили все строчки эти.
В войну солдаты город защищали,
Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.
За нас с тобою жизнь они отдали,
Чтоб в мире больше не было войны.
Кружился снег, а город наш бомбили.
Была тогда жестокая война.
Защитники фашистов победили,
Чтоб мирной стала каждая зима!
Воспитатель: В заключение нашего занятия предлагаю вам просмотреть музыкальный клип «Непокоренный Ленинград».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей и подготовительной группе посвященный 9 мая «Мы помним! Мы гордимся!»
Цель: формировать и расширять знания детей о Великой Отечественной Войне. Задачи: 1. Расширять знания детей о ВОВ; 2. Расширять словарный запас детей; 3. Познакомить их с некоторыми датами ВОВ; 4...
Конспект занятия в подготовительной группе к 9 Мая "Мы помним! Мы гордимся!"
Конспект занятия к 9мая. "Мы помним! Мы гордимся!"...
Конспект занятия "Мы помним, мы гордимся..."
Цель: расширять знания детей о Великой Отечественной войне, воспитывать патриотические чувства....
Видео занятие"Мы помним,мы гордимся"
Видео занятие"Мы помним,мы гордимся"Подготовила: Каляева А.Ю...
Занятие посвященное 75-летию Победы.Мы помним! Мы гордимся! Мы благодарим!
Расширить представления, знания детей о событиях ВОВ 1941-1945гг., о трудном пути нашего народа к Победе. Дать понятие о значимости дня Победы, воспитывать уважение к памяти войнов - победителей, трад...
Конспект занятия «Помним и гордимся» Чтение художественной литературы - Лев Кассиль «Таран»
Углублять и систематизировать представления детей о ВОв...