Технология проектно-исследовательской деятельности дошкольника
материал (старшая группа)
Проектная деятельность в дошкольном возрасте занимает важное место в деятельности педагогов, организации образовательного процесса, взаимодействии с родителями, организации совместной деятельности детей и взрослых. Познавательно-исследовательская деятельность определена во ФГОС ДО (п.2.7) как сквозной механизм развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_proektno.docx | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проектно-исследовательской деятельности дошкольника
Проектная деятельность в дошкольном возрасте занимает важное место в деятельности педагогов, организации образовательного процесса, взаимодействии с родителями, организации совместной деятельности детей и взрослых. Познавательно-исследовательская деятельность определена во ФГОС ДО (п.2.7) как сквозной механизм развития ребенка.
Что такое проектно-исследовательская деятельность?
Важнейшие черты поведения ребёнка - дошкольника — это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, потребность в получении новых впечатлений, самостоятельная поисковая активность. Именно эта направленность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации исследовательской деятельности. С созданием необходимой среды для реализации потребностей в поисковой деятельности отлично справляется проектно-исследовательский метод.
Проектно-исследовательская деятельность — эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение ребенком разнообразных задач исследовательско-творческого характера под руководством педагога.
Проектная деятельность дошкольников — это познавательная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.
Проектная деятельность – это одна из наиболее интересных интерактивных технологий в образовании и в то же время сложных с точки зрения организации. По определению Н. Е. Вераксы, проектная деятельность – это сложно организованный процесс, который предполагает системное преобразование всего учебного, вспомогательного и воспитательного процесса, а не только изменения в методике проведения отдельных занятий. Проектная деятельность подразумевает личные формы активности детей на разных этапах реализации замысла, поэтому она должна рассматриваться вне традиционной сетки занятий в детском саду. Проект предполагает тщательное продумывание каждой мелочи от начала до конца в соответствии с определенными концептуальными основами. Проектная деятельность основывается на нескольких теоретических позициях: в центре внимания находится ребенок, а не тема или условия; индивидуальный темп работы позволяет каждому ребенку выйти на уровень собственного успеха; усвоение базовых знаний происходит за счет их универсального использования в разных ситуациях.
Актуальность использования проектной деятельности обусловлена тем, что у каждого ребенка есть явные или скрытые возможности, в каждом возрасте – сензитивные периоды. Дети стремятся получить новые знания, вникнуть в суть предметов и явлений окружающего мира. Так, ребенок может сломать только что купленную игрушку, чтобы посмотреть, как она устроена. И это нужно учитывать при организации проектной деятельности. В основе любого проекта лежит предоставление ребенку возможности быть исследователем, преобразователем, экспериментатором. При этом должны быть созданы такие условия, в которых он получает удовлетворение от своей деятельности.
В младших группах выбор темы проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.
В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.
Выделяют три основные вида проектной деятельности:
творческая,
исследовательская,
нормативная.
Исследовательская проектная деятельность дошкольников Целью исследовательской проектной деятельности является получение ответа на вопросы: «Почему существует это явление?», «Как его можно объяснить?». В ходе проектной деятельности ребенок не просто усваивает то, что ему рассказывает воспитатель, а превращается в исследователя, при этом педагог создает условия, в которых ребенок сам получает ответ на свой вопрос. Исследовательская проектная деятельность дошкольников зачастую носит индивидуальный характер, предполагает вовлечение ближайшего окружения ребенка (семьи, друзей) в сферу его интересов. Такое исследование может проводиться с маленькой подгруппой и предполагает определенные этапы.
В ходе первого этапа создается ситуация, в которой у ребенка возникает вопрос: «Что я хочу узнать?».
Второй этап предполагает активное включение ребенка в проектную деятельность, проведение экспериментов и пр.
Третий этап – защита проекта, в ходе которой ребенок демонстрирует результаты своей работы, показывает, как он понял тему.
На заключительном четвертом этапе воспитатель предлагает различные задания, интеллектуальные игры для систематизации и закрепления материала, организовывает выставку.
Творческая проектная деятельность дошкольников Особенность творческого проекта – его, как правило, долгосрочный и коллективный характер. Каждый ребенок может выдвигать собственную идею, и все дети выполняют часть общей работы с коллективным результатом. Творческая проектная деятельность дошкольников также может быть разделена на несколько этапов.
Первый этап – это подготовка, обсуждение, выбор темы.
На втором этапе происходит выбор мотивов участия детей, ведь в проекте могут участвовать не все дети группы.
Третий этап предполагает, что дети высказывают идеи относительно реализации проекта, обсуждают ход работы, делают наброски. Этот этап самый трудный для детей-дошкольников, так как нужно уметь правильно коммуницировать, обосновывать и доказывать свою позицию. Здесь воспитатель не может принимать чью-либо сторону, а должен позволить детям самостоятельно прийти к общей позиции. Это будет способствовать преодолению эгоцентризма и выходу на новый уровень коммуникативного и интеллектуального развития.
Четвертый этап – реализация замысла общими усилиями.
На пятом этапе происходит презентация, в ней участвуют не все дети, а часть, которая представляет результат коллективной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проектно-исследовательской деятельности дошкольника - все о проектах в дошкольных группах
Материал поможет понять "Что такое проектно-исследовательская деятельность?"...
Отчет по инновационной деятельности в МДОУ «ДС №16» «Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности »
Инновационная площадка ДОУТема проекта:"Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности"Экологическое вос...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ
ПРОЕКТ "ЭКПЕРИМЕНТАТОРЫ" в подготовительной группе "НЕПОСЕДЫ 2020г....
Технологии проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе»
Проектно-исследовательская деятельность позволяет детям накапливать знания и находить ответы на вопросы, об интересующих явлениях, которые они получают в процессе наблюдения.А задача взрослых развиват...
Активное использование педагогических технологий (проектных, исследовательских и др.) в образовательном процессе: на уровне методических приёмов или отдельных компонентов системы, на уровне целостной системы.
Активное использование педагогических технологий (проектных, исследовательских и др.) в образовательном процессе: на уровне методических приёмов или отдельных компонентов системы, на уровне целостной ...
Образовательная технология проектно-исследовательской деятельности «Узнаю сам!»
методическая разработка...
Образовательная технология проектно-исследовательской деятельности «Узнаю сам!»
методическая разработка...