Активное использование педагогических технологий (проектных, исследовательских и др.) в образовательном процессе: на уровне методических приёмов или отдельных компонентов системы, на уровне целостной системы.
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)
Активное использование педагогических технологий (проектных, исследовательских и др.) в образовательном процессе: на уровне методических приёмов или отдельных компонентов системы, на уровне целостной системы.
Реализуя данную Программу в соответствии ФГОС ДО в своей деятельности использую современные образовательные технологии:
- Здоровьесберегающие технологии;
- Технологии проектной деятельности;
- Информационно-коммуникационные технологии;
- Игровая технология;
- Технология ТРИЗ;
- Личностно-ориентированные технологии.
Технологии проектной деятельности.
Проектом является любая деятельность, выполненная от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Я думаю, что использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.
В образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться. Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с родителями. Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха.
Для решения задач, поставленных в проектах, я привлекала к работе родителей, которые с удовольствием искали решения вместе с детьми, помогали в организации развивающей среды в группе, активно участвовали в подготовке и проведении проектов.
Мы выбирали темы, которые были близки детям и их родителям: хобби, семья, животные, ЗОЖ.
Исходя из этого, с детьми были проведены следующие мероприятия:
Проекты:
- “Эх,лук-лучок-золотая луковица”
- «Влияние домашней пыли на жизнь человека»
- «Поделки из природного материала»
- “Путешествие Капельки”
- “Береги зубы”
- “Сортировка мусора в доме”
- «Самодельные приспособления для хомяка»
Мною был проведен мониторинг знаний, умений и навыков детей по темам проектов, где я выясняла уровень знаний дошкольников.
Выяснилось, что не все дети имеют высокий уровень знаний по проектам, озвученным в группе. Мною было решено, что необходимо в процессе непосредственной образовательной деятельности, бесед, наблюдений, опытов, работы с родителями дошкольников, пополнения развивающей среды группы повысить уровень знаний детей.
К окончанию проектов уровень освоения детьми материала вырос: высокий 92%( по проекту “Эх, лук-лучок”) ,88% (Влияние пыли на жизнь людей”),86% (“Сортировка мусора”) так как увеличилось количество детей с высоким уровнем освоения материала, детей с низким уровнем освоения материала не выявлено.
Также были проведены экскурсии:
- В Национальный музей УР им. Кузебая Герда: посещение выставок «Природа Удмуртии», «Удмуртская культура».
Взаимодействие с социальными партнерами:
- Сотрудничество с Библиотекой им. М.Горького: Занятие – выставка «Экскурсия в библиотеку»
- Сотрудничество с Зоопарком Ижевска: участие в акции “Зверятам от ребят 131 д/с”, участие в эко-конкурсах ”Творческая зоокладовая”
Следовательно, использование проектной технологии дает следующие результаты:
- Дети научились договариваться, прислушиваться к идеям своих товарищей, приходить к единому мнению при решении задач
- Выстраивание отношений с родителями по принципам взаимосвязи, взаимодополнения, позволило создать максимальные условия для личностного роста и развития ребенка.
- Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком.
- Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
Здоровьесберегающие технологии.
Я планирую каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников. Среда в детском саду благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. Это те условия, в которых здоровье ребёнка не страдает. А чтобы оно укреплялось и у дошкольников формировались привычки здорового образа жизни, я использую специальные технологии.
- закаливание, КГН;
- Песочная терапия;
- Офтальмотренаж;
- Самомассаж;
- подвижные игры;
- пальчиковая гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- недели здоровья;
- беседы о ЗОЖ, здоровом питании;
- Прогулки;
- Техники для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в моей группе позволяет сделать образовательный процесс насыщенным и интересным.
Важность игровой технологии заключается не в том, чтобы сделать её средством развлечения для детей, а в том, чтобы при правильной организации сделать её способом обучения, возможностью для самореализации обучающихся и раскрытия ими своего творческого потенциала.
Я считаю, что цель игровых технологий -дать ребёнку возможность в игре прожить детство перед зачислением в школу, формируя при этом знания, основанные на мотивации.
Для вовлечения в игру я использую мотивацию ребёнка.
Стараюсь пробудить интерес к деятельности, подарить радость и превратить полученные знания в занимательное путешествие в мир новой информации и навыков. Такие сюжетно-ролевые игры, как “Магазин”, ”Покупка подарка для именинника” способствуют этому.
Именно через игру учу детей учится познавать свои возможности, проявлять инициативу, делать осознанный выбор.
В старшей и подготовительной группах (5–7 лет) сюжетно-ролевую игру усложняю. Посредством всем известных игр, как «Дочки-матери», «Магазин», «Больница», реализую задачи по освоению детьми элементов культуры труда и быта взрослых, воспитываю чувство взаимопонимания и уважения к чужому труду, обучаю разделению обязанностей. Также моей основной задачей является –научить общению со сверстниками и со взрослыми, научить примерять роль и лидера, и исполнителя, находить компромиссы и выходить из конфликта, развивать речь.
И по праву могу назвать, что игра можно это проверенный способ для снятия стресса и преодоления трудностей из разных жизненных сфер.
В своей педагогической работе я также использую театральную деятельность, ведь именно она органично вмещает в себя элементы игры, более того, практически целиком состоит из игры.
Я использую театрально-игровые технологии в обучении дошкольников для развития их коммуникативной компетентности, воображения, умения осознавать свои эмоции и контролировать их.
Театрализованная деятельность в детском саду может выражаться в:
- просмотре спектаклей и беседе по ним;
- участие детей в играх-драматизациях;
- коротких сценках на закрепление материала в конце занятия;
- отдельных упражнениях на формирование выразительности исполнения.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что, использование игровых технологий имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого, пусть и маленького человека, заглянуть в который нам и помогает окошко с волшебным названием «Игра»….
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в моей работе способствует повышению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности ребенка, ориентирующейся в информационном пространстве.
Следовательно, информационно-коммуникационные технологии должны стать не дополнительным средством в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающим его эффективность и максимально способствующим всестороннему развитию интеллектуальной, эмоциональной и личностной сфер детей дошкольного возраста.
Можно выделить следующие преимущества информационных технологий перед традиционными средствами обучения:
- осуществление полисенсорного восприятия материала;
- возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
- объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию
- способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
- возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной системе;
- активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
- компьютерные презентационные слайд – фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет мне построить учебно – воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер как средство наглядности учебного процесса. На занятиях использую презентации. Я владею такими программами как Word, Excel, Power Point, Windows Movie Maker, SlideshowStudioHD4. Один из примеров: создание видеороликов, посвященые : Дню Отца, дню Матери , видео к проекту “Эх, лук-лучок”, ролик “Вместе теплее”, ролик ко Дню Победы, ролик ,созданный в период карантина с тематическим названием “Оставайтесь, дома”.
Для разнообразия своей педагогической деятельности использую Смарт -экран .
Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.
Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.
Таким образом, можно сделать вывод, что информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Технология исследовательской деятельности.
Цель познавательно-исследовательской деятельности в детском саду: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
В совместной деятельности использую разнообразные формы развития познавательно-исследовательской деятельности:
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группах были созданы «Детские лаборатории», находящиеся в центре природы. В детской научной лаборатории мы выделили:
1) место для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции, экспонаты редких предметов (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
3) Место для хранения материалов (природного, "бросового")
4) место для проведения опытов
5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
В экспериментальных центрах могут быть:
приборы-помощники (увеличительные стекла, магниты, микроскопы, весы, песочные часы, компас и т.д.);
разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасс, стекло, металл) разного объема и формы;
природный материал (камешки, песок, ракушки, птичьи перья, глина, шишки, спилы деревьев, мох, семена растений и т.д.);
технические материалы (гайки, винтики, шурупы, скрепки, болты, гвозди, детали конструктора и т.д.);
разные виды бумаги;
красители: пищевые и непищевые;
медицинские материалы (пипетки, колбы, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.);
прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и др.).
Для грамотного осуществления исследовательской деятельности с детьми, собраны методические материалы:
– рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности;
– памятка о проведении занятия-экспериментирования, картотека опытов;
- методическая литература и тд.
С помощью наблюдений дети познают не только внешние параметры объектов природы (строение, окрас, запах и др.), но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями, рассказы детей на основе наблюдений и тд.).
Во время проведения прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности.
Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как:
- Исследовательские карточки. Ребята заполняют специальные бланки, которые затем составляются в картотеку наблюдений и опытов.
- Личный дневник наблюдений. Эта форма располагает большим простором для реализации творческих потребностей и выражения индивидуальности, чем карточки. Ребятам можно разрешить делать в дневнике пометки, зарисовки, схемы.
- Лэпбуки — изготовленные своими руками книжки-раскладушки на тему проведённых исследований. Для создания подобных книжек могут быть использованы шаблоны.
Таким образом, целенаправленная систематическая исследовательская работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.
На мой взгляд, применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Эта технология мне близка, т.к.- технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
Свою работу по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения я делю на следующие этапы:
Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между человеком и животным? Что общее между плакатом и дверью? и др.
Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новую кровать, удобный и красивую. Как поиграть в на улице детском саду, где есть только земля и листья?
Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вы оказались на острове, где живет сказочное существо. Что делать?».
На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.
В своей работе также использую ТРИЗ-игры.
Таким образом, использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить.
Одной из приоритетных технологий, которую я использую в своей деятельности является личностно-ориентированная технология.
Задачей воспитателя при этом является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении всесторонне развитой личности.
В нашей группе популярно «детское коллекционирование» - накопители камешки, ракушки, киндер сюрпризы, мягкие игрушки, сувениры, магнитики и т. д Создание коллекций дает детям возможность заниматься поисково-исследовательской деятельностью, вызывает желание делиться или обмениваться своими интересными экспонатами, рассказывать о них. Дети совместно с педагогом систематизируют и изучают «собираемое».
Собранные экспонаты коллекций распределяются по темам, их можно поместить в контейнеры и ставить на полку в свободном доступе: дети их могут брать и пополнять новыми экспонатами.
Одной из моих форм работы в ДОУ стали конкурсы и выставки детского творчества. В «Уголке творчества» любой ребенок может разместить свои поделки, рисунки, выполненные в детском саду или дома.
Если ребёнок посещает занятия кружка с увлечением, то одно это уже создаёт для него ситуацию успеха, а значит, повышает личную самооценку.
Все ребята из моей группы посещают кружки, которые давно являются неотъемлемой частью одной из форм организации деятельности ребенка в ДОУ, раскрывают их индивидуальные способности, таланты.
В своей работе также использую такие методы как: беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества образовательного процесса и уровня развития воспитанников через активное внедрение ИКТ в образовательное пространство ДОУ
В настоящее время основная задача развития ИКТ в ДОУ – это создание образовательных комплексов как средства обучения и как компонента образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС. Таким обра...
Программа работы Школы педагогического опыта «Повышение профессионального уровня педагогов по использованию инновационной технологии ТРИЗ в воспитании и развитии воспитанников, через групповые формы методической работы»
Программа работы Школы педагогического опыта «Повышение профессионального уровня педагогов по использованию инновационной технологии ТРИЗ в воспитании и развитии воспитанников, через групповые фо...
Методическая разработка. Поле чудес "Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"
Нетрадиционные формы работы учителя-логопеда с педагогами ДОУ. Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс...
Роль современных педагогических технологий в формировании условий повышения качества образовательного процесса ДОУ
Цель: повышение креативной компетентности педагогов (способность педагога к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач) ...
Технологии проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе»
Проектно-исследовательская деятельность позволяет детям накапливать знания и находить ответы на вопросы, об интересующих явлениях, которые они получают в процессе наблюдения.А задача взрослых развиват...
Роль современных педагогических технологий в формировании условий повышения качества образовательного процесса. Выступление на педагогическом совете.
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она...
Консультация для педагогов Педагогическая технология «Практическое использование Су – Джок в образовательном процессе»
Су-джок терапия создает функциональную базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, для целенаправленной оптимальной речевой работы с ребенком и повышению физическ...