Технология проектно-исследовательской деятельности дошкольника - все о проектах в дошкольных группах
консультация на тему

Федорчук Татьяна Васильевна

Материал поможет понять "Что такое проектно-исследовательская деятельность?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_proektno.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

 ПРОЕКТ – это шесть «П»

Технология проектно-исследовательской деятельности дошкольника

   Проектная деятельность в дошкольном возрасте занимает важное место в деятельности педагогов, организации образовательного процесса, взаимодействии с родителями, организации совместной деятельности детей и взрослых. Познавательно-исследовательская деятельность определена во ФГОС ДО (п.2.7) как сквозной механизм развития ребенка.

Что такое проектно-исследовательская деятельность?

   Важнейшие черты поведения ребёнка - дошкольника — это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, потребность в получении новых впечатлений, самостоятельная поисковая активность. Именно эта направленность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации исследовательской деятельности. С созданием необходимой среды для реализации потребностей в поисковой деятельности отлично справляется проектно-исследовательский метод.

   Проектно-исследовательская деятельность — эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение ребенком разнообразных задач исследовательско-творческого характера под руководством педагога.

   Проектная деятельность дошкольников — это познавательная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.

    Проектная деятельность – это одна из наиболее интересных интерактивных технологий в образовании и в то же время сложных с точки зрения организации. По определению Н. Е. Вераксы, проектная деятельность – это сложно организованный процесс, который предполагает системное преобразование всего учебного, вспомогательного и воспитательного процесса, а не только изменения в методике проведения отдельных занятий. Проектная деятельность подразумевает личные формы активности детей на разных этапах реализации замысла, поэтому она должна рассматриваться вне традиционной сетки занятий в детском саду. Проект предполагает тщательное продумывание каждой мелочи от начала до конца в соответствии с определенными концептуальными основами. Проектная деятельность основывается на нескольких теоретических позициях: в центре внимания находится ребенок, а не тема или условия; индивидуальный темп работы позволяет каждому ребенку выйти на уровень собственного успеха; усвоение базовых знаний происходит за счет их универсального использования в разных ситуациях.

    Актуальность использования проектной деятельности обусловлена тем, что у каждого ребенка есть явные или скрытые возможности, в каждом возрасте –  сензитивные периоды. Дети стремятся получить новые знания, вникнуть в суть предметов и явлений окружающего мира. Так, ребенок может сломать только что купленную игрушку, чтобы посмотреть, как она устроена. И это нужно учитывать при организации проектной деятельности. В основе любого проекта лежит предоставление ребенку возможности быть исследователем, преобразователем, экспериментатором. При этом должны быть созданы такие условия, в которых он получает удовлетворение от своей деятельности.

В младших группах выбор темы проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.

В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.

Выделяют три основные вида проектной деятельности:

творческая,

исследовательская,

нормативная.

Исследовательская проектная деятельность дошкольников Целью исследовательской проектной деятельности является получение ответа на вопросы: «Почему существует это явление?», «Как его можно объяснить?». В ходе проектной деятельности ребенок не просто усваивает то, что ему рассказывает воспитатель, а превращается в исследователя, при этом педагог создает условия, в которых ребенок сам получает ответ на свой вопрос. Исследовательская проектная деятельность дошкольников зачастую носит индивидуальный характер, предполагает вовлечение ближайшего окружения ребенка (семьи, друзей) в сферу его интересов. Такое исследование может проводиться с маленькой подгруппой и предполагает определенные этапы.

В ходе первого этапа создается ситуация, в которой у ребенка возникает вопрос: «Что я хочу узнать?».

Второй этап предполагает активное включение ребенка в проектную деятельность, проведение экспериментов и пр.

Третий этап – защита проекта, в ходе которой ребенок демонстрирует результаты своей работы, показывает, как он понял тему.

На заключительном четвертом этапе воспитатель предлагает различные задания, интеллектуальные игры для систематизации и закрепления материала, организовывает выставку.

Творческая проектная деятельность дошкольников Особенность творческого проекта – его, как правило, долгосрочный и коллективный характер. Каждый ребенок может выдвигать собственную идею, и все дети выполняют часть общей работы с коллективным результатом. Творческая проектная деятельность дошкольников также может быть разделена на несколько этапов.

Первый этап – это подготовка, обсуждение, выбор темы.

На втором этапе происходит выбор мотивов участия детей, ведь в проекте могут участвовать не все дети группы.

Третий этап предполагает, что дети высказывают идеи относительно реализации проекта, обсуждают ход работы, делают наброски. Этот этап самый трудный для детей-дошкольников, так как нужно уметь правильно коммуницировать, обосновывать и доказывать свою позицию. Здесь воспитатель не может принимать чью-либо сторону, а должен позволить детям самостоятельно прийти к общей позиции. Это будет способствовать преодолению эгоцентризма и выходу на новый уровень коммуникативного и интеллектуального развития.

Четвертый этап – реализация замысла общими усилиями.

На пятом этапе происходит презентация, в ней участвуют не все дети, а часть, которая представляет результат коллективной работы.

Нормативная проектная деятельность дошкольников Нормативные проекты предполагают, что дети сами создают систему правил и норм поведения в группе, детском саду. Они определяют, как себя вести в умывальной комнате, раздевалке и пр. Такие проекты направлены на решение воспитательных задач, но реализовываются детьми. Когда ребенок поступает в детский сад, в нем уже существует ряд правил, среди которых можно выделить три группы: запрещающие; позитивно нормирующие; поддерживающие инициативу ребенка по созданию новой нормы. Каковы этапы нормативной проектной деятельности дошкольников?

На первом этапе педагог определяет ситуации, или даже инициирует варианты поведения, показывает, какие последствия могут возникнуть. То есть проводятся беседы на этические темы. Здесь уместно вспомнить беседы-занятия Дуровой Н. В.

На втором этапе воспитатель просит смоделировать нежелательные последствия.

Третий этап – обсуждение правил, в результате которого появляется книга или альбом с правилами. Примером могут быть проекты «Как вести себя во время игры», «Как пользоваться ножницами» и пр. Такие проекты могут реализовываться во всех возрастных группах.

 ри реализации проектной деятельности дошкольников педагогу не следует ускорять переход к практической части. Некоторые проекты могут растянуться на несколько дней или недель. При этом можно задействовать не только группу детей, но также подключать родителей. Например, проект «Родословная моей семьи», «Семейное чтение», «Семейный театр», «Гостеприимство: гость на порог – радость в дом» и т.д.

Актуальность проектной деятельности обусловлена тем, что она позволяет расширять социально-познавательное пространство детей, развивать их творческую активность, общие интеллектуальные способности, формировать познавательную мотивацию.

Вывод : проектную деятельность нужно обязательно включать в образовательную программу так часто, как это будет целесообразно и удобно.

   Проектно-поисковая деятельность обладает потенциальными возможностями объединения детей, родителей (законных представителей) и педагогов. Сотрудничество педагогов и родителей (законных представителей) позволяет лучше узнать ребенка. В то же время преобладающая часть родителей (законных представителей) не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с ребенком. Естественное включение родителей (законных представителей) в проектно-поисковую деятельность детей является формой налаживания контактов в системе "дети – родители – педагоги". Преимущества проектно-поисковой деятельности обосновываются следующим. Совместная деятельность по решению поставленных в проекте задач сближает детей и взрослых, налаживает стабильные эмоциональные связи между родителями (законными представителями) и детьми, а также способствует установлению положительных эмоциональных контактов между педагогами и родителями (законными представителями).

   В современных условиях специалисты отмечают холодность детско-родительских отношений, недостаточность эмоционального общения между ними. Также нехватка времени, а зачастую и желания, эмоционально отдаляет педагогов и родителей (законных представителей) друг от друга, мешает им наладить сотрудничество в воспитании и развитии детей. Совместная проектно-поисковая деятельность помогает решить эти проблемы.

   В процессе проектно-поисковой деятельности возникают условия, способствующие формированию важных компонентов готовности ребенка к школе: познавательного интереса, умения принимать учебную задачу и находить ее решение, навык работы с разнообразными источниками информации, расширение кругозора, опыт совместной деятельности и т.д. В свою очередь родители (законные представители) получают возможность на практике осуществить комплексную подготовку ребенка к обучению в школе, преодолеть сконцентрированность на компонентах специальной готовности (чтение, письмо, счет).

   Педагогам проектно-поисковая деятельность позволяет формировать родительскую компетентность в вопросах воспитания и развития ребенка, подготовки его к обучению в школе. Таким образом, совместная проектно-поисковая деятельность детей и взрослых выступает комплексной формой сотрудничества педагогов и родителей, наиболее эффективной на этапе подготовки детей к обучению в школе.

Советы воспитателю по работе над проектом

  1.  Необходимо глубоко изучить тематику проекта (методическая и педагогическая литература, научно-познавательная и художественная литература), подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
  2. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  3. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
  4. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  5. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
  6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
  8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
  9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
  10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
  11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Примерный план работы воспитателя

по подготовке проекта строится на основе:

  1. постановки цели, по проблеме детей;
  2. плана;
  3. привлечение родителей, специалистов, социокультурной среды (театр; музей, библиотека и др).
  4. составление плана-схемы проекта с включением разных видов деятельности детей;
  5. совместного сбора материала и выполнения индивидуальных заданий по проекту;
  6. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

ПРОЕКТ – это шесть «П»

1 - Проблема;

2 - Проектирование

      (планирование);

3 - Поиск информации;

4 - Продукт;

5 - Презентация.

    Шестое «П» проекта - это его портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки,  схемы, карты, таблицы.

Материал подготовлен на основе источников:

  1. http://www.resobr.ru/question/3673004920-qqess1-15-m12-preimushchestva-proektno-poiskovoy-deyatelnosti-v-dou?utm_source=letternews&utm_medium=letter&utm_campaign=letternews_resobr.ru_newsdaily_15112016
  2. http://www.resobr.ru/article/59798-qqe-16-m8-organizaciya-proektnoj-deyatelnosti-doshkolnikov?utm_source=letternews&utm_medium=letter&utm_campaign=letternews_resobr.ru_newsdaily_15112016
  3. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
  4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
  5. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
  6. Пенькова Л.С. Под парусом Лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 288 с.  
  7. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий и проектирование методических рекомендации по организации развивающей деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образован

Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивае...

Отчет по инновационной деятельности в МДОУ «ДС №16» «Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности »

Инновационная площадка ДОУТема проекта:"Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности"Экологическое вос...

Технологии проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе»

Проектно-исследовательская деятельность позволяет детям накапливать знания и находить ответы на вопросы, об интересующих явлениях, которые они получают в процессе наблюдения.А задача взрослых развиват...

Технология проектно-исследовательской деятельности дошкольника

 Проектная деятельность в дошкольном возрасте занимает важное место в деятельности педагогов, организации образовательного процесса, взаимодействии с родителями, организации совместной дея...

Информационные технологии в изобразительной деятельности дошкольников на примере аппликации в младших группах

Информационные технологии в изобразительной деятельности дошкольников на примере аппликации в младших группах...