Проект "Промыслы России: Народная игрушка - Русская матрешка"
проект (средняя группа)
Проект "Промыслы России: Народная игрушка - Русская матрешка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
promysly_rossii_narodnaya_igrushka_-_russkaya_matreshka.docx | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект "Промыслы России: Народная игрушка - Русская матрешка"в старшей группе
Воспитатель: Шапиро Ю. Г.
Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный
Срок реализации проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель.
Возраст детей: 5-6 лет.
Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
Задачи:
- Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
- Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).
- Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).
- Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
- Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
- Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
- Обогащать словарь детей.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Актуальность:
Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:
Куклы матрешки.
Изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрешки.
Русские народные сарафаны и косынки.
Трафареты (силуэты) матрешек.
Таблицы с элементами народных росписей.
Записи русских народных песен.
Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.
Ожидаемый результат.
Обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
- Планирование работы.
- Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).
- Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.
Методы и приёмы:
- Опрос.
- Беседа
Работа с родителями: домашний просмотр мультфильмы: «Секрет матрёшки» «Союзмультфильм», «Жили-были матрёшки» («Киевнаучфильм», 1981), выставка «Семейная матрешка»
2 этап. Основной
Цель:
- Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
- Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.
- Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
- Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки –путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.
Организация совместной деятельности с детьми.
Познавательное развитие
- Беседа: «Матрешка-национальное культурное наследие России».
- ООД: «История русской матрешки».
- Беседа «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).
- Беседа «Матрёшка – как символ семьи».
- «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».
- Изучение свойств дерева. Экспериментирование.
Речевое развитие
Дидактические игры:
- «Собери матрешку».
- «Построй ряд с закрытыми глазами».
- «Эти удивительные узоры».
Рассматривание изображений разных матрешек
Чтение стихов и загадок о кукле.
Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.
Разучивание стихотворения Джулия Рум «Эти русские матрёшки».
Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади».
Чтение и заучивание стихотворения Р. Карапетьян «Матрёшки».
Социально-коммуникативное развитие
С/р игра: «Куколки-сестрички», «Дочки матери»
Художественно эстетическое развитие.
Рисование.
Тема: «Укрась платочек для матрешки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)
Лепка.
Тема: «Русская матрешка» (пластилинография).
Коллективная аппликация.
Тема: «Матрешка»
Физическое развитие
П/и: эстафета «Собери матрешку», «наряди Матрешку»,
Пальчиковая игра «Матрешки»
3 этап. Заключительный
Результат проекта:
- Оформление уголка «Народные промыслы».
- Презентация для детей «История русской матрешки».
- Выставка «Семейная матрешка»
Результат:
Дети поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.
В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.
Конспект занятия по коллективной аппликации для детей старшей группы детского сада «Русская матрёшка»
Цель: воспитывать у детей стремление научится создавать изделия, радующие окружающих и самих детей
Задачи:
• Воспитывать у детей уважение и интерес к труду народных мастеров;
• развивать творческие способности детей, фантазию, творческий склад ума;
• закреплять умение правильно подобрать цвет;
• закреплять навыки работы с ножницами
• развивать художественный вкус, чувство композиции.
Предварительная работа:
• рассматривание разных видов матрешек: Семеновской, Полхов-Майданской, Загорской (Сергиево-Посадской);
• беседы с дошкольниками о появлении матрешки, о творчестве русских народных мастеров;
• рисование матрешек;
• загадывание загадок о матрешках;
• чтение стихов о матрешках;
• прослушивание русской народной музыки.
Оборудование: компьютер, аудионоситель (инструментальная музыка русских народных инструментов); демонстрационный материал: матрешки разных видов: Семеновские, Полхов-Майданские, Загорские (Сергиево-Посадские); раздаточный материал: шаблон ростовой игрушки - матрешки, принадлежности для аппликации: цветная бумага, ножницы, клей ПВА, кисти, элементы декора матрешки).
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ход занятия
В начале занятия включается русская народная музыка.
Педагог загадывает загадку:
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы — …[4].
(Матрешки)
Беседа.
Педагог: Доброй славой пользовались в народе настоящие умельцы, которые своими руками искусно лепили из глины, вырезали из дерева игрушки, предметы быта, делали из коры туеса (круглый берестяной короб с плотно прилегающей крышкой (служит для хранения и переноса мёда, икры, ягод и т.п.) [1], лапти, корзины и красиво шили. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер на все руки».
У всякой хозяйки после кроя одежды оставались разноцветные лоскутки ткани различных форм и размеров.
Педагог: Как вы думаете, что с ними делали? (Ответы детей)
Педагог: Их не выбрасывали, а складывали в укромное местечко, в коробочку, мешочек до тех пор, пока не наберется нужное количество. Потом каждому из этих лоскутков находили место в орнаменте (узоре) на красивых и полезных вещах в доме.
Педагог: Какие полезные и красивые вещи шили хозяйки в дом? (прихваты, одеяла, грелки, фартуки)
Хозяйки не просто сшивали лоскутки, а старались сделать это искусно. Придумывали узор, подбирали цвета по форме и цветовым сочетаниям [2].
Дети всегда были помощниками. Взрослые с любовью про них говорили: «Маленький, да удаленький». Подобрав и разложив из разноцветных лоскутков элемент узора, дети, взяв иглу в руки, приговаривали:
Иголка, иголка, ты остра и колка.
Не коли мне пальчик, шей мне сарафанчик.
Педагог: Мы с вами не будем шить, мы с вами будем делать аппликацию «Матрешка». Но сначала давайте отдохнем, сделаем физкультминутку.
Физкультминутка
ВЕСЕЛЫЕ МАТРЕШКИ
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки.
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки.
Повороты туловища направо, налево.
Руки перед собой, выставить левую ногу вперед на пятку, покачать носком слева направо, то же с правой ноги.
Два хлопка слева и справа. Повторить 2 раза
Педагог: Давайте вернемся к нашим матрешка, посмотрим на них и подумаем, что общего у всех матрешек? (сарафан, платок)
А чем они отличаются друг от друга (цветом своего наряда, узором, фартуком, размером).
Педагог: Вам нужно вырезать кружочки для украшения платка, а сарафан украсить цветами.
Дети на изнаночной стороне простым карандашом обводят шаблоны (Цветок, круг). Вырезают и выкладывают на основе, стараясь соблюдать узор.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по образовательной области художественно-эстетическое развитие на тему: «Украсим платочек для матрёшки»
Тема: «Украсим платочек для матрёшки»
Цель: развитие умения создавать художественный образ на примере платочка для матрёшки.
Интеграция образовательных областей: художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи:
ОО Художественно – эстетическое развитие
– реализовать самостоятельную изобразительную деятельность детей (самостоятельное украшение платочка известными приёмами)
- учить использовать цвет, как художественное выразительное средство
– создать условия для становления эстетического отношения к окружающему миру
ОО Познавательное развитие
– развивать любознательность и познавательную мотивацию, формировать элементарные представления о матрёшке как народной игрушке
– формировать первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, количество и др.),
– развивать воображение и творческую активность.
ОО Речевое развитие
- закреплять знание детьми основных цветов, активизировать их в речи детей.
– развивать грамматически правильную диалогическую речь,
– обогащать активный словарь
ОО Социально-коммуникативное развитие
– развивать общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками,
– создавать условия для формирования эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
ОО Физическое развитие
– развивать координацию движений, крупную и мелкую моторику рук.
Методы и приёмы:
практические: динамическая пауза, выполнение работы
наглядные: просмотр презентации, образца
словесные: сюрпризный момент, вопросы, беседа, анализ работ
Оборудование:
Презентация: «Хоровод Матрёшек», большая матрешка, колонка для воспроизведения мелодии во время рисования, шаблоны платочков, гуашь разного цвета, пластиковые одноразовые вилки, ватные палочки, салфетки.
Предварительная работа: рассматривание матрёшек, игры с матрёшками, раскрашивание раскрасок, разучивание пальчиковой гимнастики, рассматривание платочков с разными рисунками, в разной цветовой гамме.
Ход:
Организационный момент
Колокольчик, мой дружок,
Собери детей в кружок.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Улыбнись тому, кто слева,
Улыбнись тому, кто справа.
Вот и мы, и ты и я
Мы – одна большая, дружная семья!
-Ребята, у меня для Вас сюрприз, давайте повернемся к экрану. Я предлагаю вам посмотреть небольшой ролик. (Ролик «Хоровод матрёшек»)
- Кого вы увидели в фильме?
- Ребята, а кто из вас знает, что особенного у матрёшки? (Ответы детей)
- Ребята, что вы можете сказать о матрешках, какие они? (нарядные, расписные, красивые, разные по росту, большие и маленькие)
-Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке, её знают во всем мире. Матрёшка в деревне родилась и на славу удалась. Щёчки пухленькие, сама кругленькая. А на голове платок, словно яркий цветок.
-Матрёшки собирались к нам в гости, вечером постирали свои платочки и повесили сушить. Но тут налетел сильный ветер и унёс все платочки.
-Ребята, как же нам помочь матрёшкам? (ответы детей)
-Конечно, мы с вами можем нарисовать сестренкам-матрешкам платочки и подарить им.
(Воспитатель предлагает пройти детям за столы).
- Мы будем украшать кайму платочка ватной палочкой. Как это делать вы уже знаете: опускаем ватную палочку в краску, прикладываем к углу платочка и ведем не отрывая.
- В середине платка мы нарисуем цветок с помощью вилки:
- Вилку в краску окунаю
И к платочку прижимаю.
Поверну немного влево, поверну немного вправо
Вот цветочек получился, загляденье всем на славу!
(Воспитатель просит показать пальцем в воздухе, как дети будут рисовать ватной палочкой линию; повторяют правила пользования пластиковой вилкой, показывают ладошкой – как будут рисовать вилкой цветочки; подсказывает детям, куда будут убирать использованные ватные палочки и вилочки)
Воспитатель: (обращает внимание на осанку детей)
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Мастера, скорей за дело!
Украшай платочки смело.
(В процессе рисования воспитатель помогает детям, хвалит их за аккуратность. После того как дети раскрасили платочки, они с готовыми работами подходят к мольберту и демонстрируют свои работы.)
-Молодцы, ребята, вы отлично справились со своей задачей. Посмотрите, какие платочки получились!
-Сколько платочков у нас получилось!
-Какие они?
- Краски какого цвета вы использовали?
-Какой платочек вам больше всего понравился? (Дети рассматривают платочки, высказывают своё мнение, отвечают на вопросы)
Все платочки не простые,
А волшебно расписные,
Все красивы как цветок
Простой казалось бы узор
Но отвести не в силах взор.
Я думаю, наши платочки очень понравятся матрешкам, и они обязательно в них придут к нам в следующий раз в гости.
Конспект занятия по пластилинографии для старшей группы «Русская Матрешка».
Цель: выполнить модель матрешки в технике пластилинография.
Задачи:
- Образовательные:
- дать детям представление о происхождении матрешки;
- познакомить детей с различными видами русской матрешки;
2) Развивающие:
- закреплять умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, сглаживание границ соединения);
- развивать мелкую моторику рук;
3) Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к народной игрушке.
Материалы и оборудование: 1) Трафареты матрешек из картона по количеству детей; 2) Наборы пластилина; 3)Дощечки;
4) Стеки; 5) Влажные салфетки.
Методы и приемы работы:
- Наглядный: использование презентации о матрешке; показ образца работы.
- Словесный: вопросы к детям, объяснение, поощрение, анализ проделанной работы.
- Практический: выполнение детьми собственной матрешки.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, сегодня у нас на занятии присутствуют гости, давайте с ними поздороваемся.
Сегодня мы с вами поговорим о символе нашей страны. Но сначала отгадайте загадку:
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -...(Матрешки) (1 слайд)
Воспитатель: Правильно. Скажите, у кого дома есть Матрешка?
Ответы детей.
Воспитатель: Чем отличается Матрешка от других кукол?
Дети: Внутри у матрешки много кукол.
Воспитатель: Сегодня Я Вам расскажу увлекательную историю о создании Матрешки.
Первая русская матрёшка появилась очень давно и сразу стала гордостью русского народного искусства.
Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Раньше имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее известных русских имён и означает это имя: «Мать» у которой очень много детей.
Давайте откроем матрешку и заглянем, сколько же у нее деток. (2 слайд)
Мастерят матрешки в разных уголках нашей большой страны. Посмотрите.
(3 слайд)Сергиевскую матрешку, которую создают в городе Сергеев Посад, можно распознать по цветастому платку, а также нарядному сарафану и блузе с мелкими узорами. Это самая простая матрешка.
(4 слайд)Семеновская роспись матрешки из города Семенов, отличается подбором цветов: здесь всегда присутствуют чистые теплые тона – желтый, красный, а также нередки добавления зелени и синего. Наряды, это простые сарафаны с цветочными узорами.
( 5 слайд)Вятская роспись, матрешка родом из Вятки, легко отличается по общему образу: у такой матрешки застенчивая улыбка, светлые волосы всегда с рыжими бликами, глаза традиционно голубые.
(6 слайд – последний)Полховская матрешка родом из Поволжья.
Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново - красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру.
Вот как много видов росписи Матрешек в нашей стране.
Ребята, а ведь обычно у матрешек большая семейка, много сестричек. Давайте поможем нашим матрешкам собраться в большую семью – смастерим для них младших сестричек?
Дети: да.
Воспитатель: но для начала немного разомнемся.
Физкультминутка:
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Воспитатель: Сейчас мы будем раскрашивать наших красавиц-матрешек пластилином. Как называется эта техника?
Дети: Пластилинография.
Воспитатель: Дети, какие правила при работе с пластилином вы знаете?
Дети (если они затрудняются с ответом, говорит воспитатель):Аккуратно пользоваться пластилином, не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке, не брать пластилин в рот; засучивать рукава перед работой.
Показ образца. Дети, посмотрите, с чего мы будем начинать нашу работу. (7 слайд) - Делаем волосы. Пластилин какого цвета можно использовать, чтобы сделать волосы? (желтый, коричневый). - Правильно! Я взяла желтый пластилин. Отщипываем маленькие кусочки пластилина, скатываем их в шарики и слегка сжимаем пальцами, потом прилепляем на матрешку. Хорошо прижимаем, чтобы волосы матрешки не отпали. (8 слайд) - Затем голову матрешки украшаем ярким платком. Отщипываем от пластилина небольшие кусочки и размазываем их по платку матрешки подушечками пальцев (показать). (9 слайд) - Делаем для матрешки фартучек так же, как делали платочек. Выбираем контрастные цвета, чтобы платок и фартук не сливались. (10 слайд) - делаем матрешке платье. (11 слайд) - Украшаем матрешку цветочками, используем белый и желтый пластилин. Скатываем маленькие желтые шарики, размещаем их на платке или фартучке матрешки. Вокруг выкладываем белые шарики-лепестки. (12 слайд - готовая матрешка)
Дети, вы всё запомнили? Садитесь за свои рабочие места.
Дети выполняют работу, на фоне звучит музыка.
Методические рекомендации во время выполнения работы:
- стараемся не вылезать за контуры матрешки;
- используем подходящие цвета;
- хорошо размазываем пластилин;
- придавливаем цветы, чтобы они хорошо держались и т.д.
Воспитатель: Вот и матрешки наши готовы. Давайте разместим их рядом со старшей подружкой, посмотрим, какие они замечательные получились, все разные и красивые.
А вам нравятся ваши матрёшки? А какая матрёшка вам больше всего понравилась? Расскажите, чем понравилась работа. (Ответы 2-3 детей.)
- Молодцы, ребята. Сегодня вы были необычными художниками. Матрёшки просто замечательные. И вы очень хорошо справились с этой работой.
Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Большое Вам спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по приобщению детей четвертого года жизни к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»
Познакомить детей с русской деревянной игрушкой- матрешка....
Сценарий развлечения «Народная игрушка - русская матрешка» для детей младшего дошкольного возраста
Ознакомление детей дошкольного возраста с русской народной игрушкой - матрёшкой - это одна из частей приобщения детей к истокам русской народной культуры....
Конспект НОД во 2-ой младшей группе на тему: «Народные игрушки – русская матрешка».
Цель: Знакомство с национальной культурой России - с русской деревянной игрушкой - матрешка.Задачи: Познакомить детей с особенностями народной игрушки, о характерных элементах росписи (косыночка, сара...
Проект в старшей группе«Народная игрушка»«Русская матрешка»
Проект для детей старшей группы....
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»...
Проект "Народная игрушка.Русская матрешка"
Приобщение детей к народному искусству...