Проект "Промыслы России: Народная игрушка - Русская матрешка"
проект (средняя группа)

Шапиро Юлия Геннадиевна

Проект "Промыслы России: Народная игрушка - Русская матрешка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл promysly_rossii_narodnaya_igrushka_-_russkaya_matreshka.docx32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Промыслы России: Народная игрушка - Русская матрешка"в старшей группе

                                         Воспитатель: Шапиро Ю. Г.

Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный

Срок реализации проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель.

Возраст детей: 5-6 лет.

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

  1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
  2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).
  3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).
  4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
  5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
  6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
  7. Обогащать словарь детей.
  8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Актуальность:

Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

Куклы матрешки.

Изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрешки.

Русские народные сарафаны и косынки.

Трафареты (силуэты) матрешек.

Таблицы с элементами народных росписей.

Записи русских народных песен.

Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.

Ожидаемый результат.

Обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

  1. Планирование работы.
  2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).
  3. Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.

Методы и приёмы:

  1. Опрос.
  2. Беседа

Работа с родителями: домашний просмотр мультфильмы: «Секрет матрёшки» «Союзмультфильм», «Жили-были матрёшки» («Киевнаучфильм», 1981), выставка «Семейная матрешка»

2 этап. Основной

Цель:

  1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
  2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.
  3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
  4. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки –путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.

Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательное развитие

  1. Беседа: «Матрешка-национальное культурное наследие России».
  2. ООД: «История русской матрешки».
  3. Беседа «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).
  4. Беседа «Матрёшка – как символ семьи».
  5. «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».
  6. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.

Речевое развитие

 Дидактические игры:

  • «Собери матрешку».
  • «Построй ряд с закрытыми глазами».
  • «Эти удивительные узоры».

Рассматривание изображений разных матрешек

Чтение стихов и загадок о кукле.

Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.

Разучивание стихотворения Джулия Рум «Эти русские матрёшки».

Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади».

Чтение и заучивание стихотворения Р. Карапетьян «Матрёшки».

Социально-коммуникативное развитие

С/р игра: «Куколки-сестрички», «Дочки матери»

Художественно эстетическое развитие.

Рисование.

Тема: «Укрась платочек для матрешки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)

Лепка.

Тема: «Русская матрешка» (пластилинография).

Коллективная аппликация.

Тема: «Матрешка» 

Физическое развитие

П/и: эстафета «Собери матрешку», «наряди Матрешку»,

Пальчиковая игра «Матрешки»

3 этап. Заключительный

Результат проекта:

  1. Оформление уголка «Народные промыслы».
  2. Презентация для детей «История русской матрешки».
  3. Выставка «Семейная матрешка»

Результат:

Дети поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.

Конспект занятия по коллективной аппликации для детей старшей группы детского сада «Русская матрёшка»

Цель: воспитывать у детей стремление научится создавать изделия, радующие окружающих и самих детей

Задачи:

•        Воспитывать у детей уважение и интерес к труду народных мастеров;

•        развивать творческие способности детей, фантазию, творческий склад ума;

•        закреплять умение правильно подобрать цвет;

•        закреплять навыки работы с ножницами

•        развивать художественный вкус, чувство композиции.

Предварительная работа:

•        рассматривание разных видов матрешек: Семеновской, Полхов-Майданской, Загорской (Сергиево-Посадской);

•        беседы с дошкольниками о появлении матрешки, о творчестве русских народных мастеров;

•        рисование матрешек;

•        загадывание загадок о матрешках;

•        чтение стихов о матрешках;

•        прослушивание русской народной музыки.

Оборудование: компьютер, аудионоситель (инструментальная музыка русских народных инструментов); демонстрационный материал: матрешки разных видов: Семеновские, Полхов-Майданские, Загорские (Сергиево-Посадские); раздаточный материал: шаблон ростовой игрушки - матрешки, принадлежности для аппликации: цветная бумага, ножницы, клей ПВА, кисти, элементы декора матрешки).

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Ход занятия

В начале занятия включается русская народная музыка.

Педагог загадывает загадку:

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы — …[4].

(Матрешки)

Беседа.

Педагог: Доброй славой пользовались в народе настоящие умельцы, которые своими руками искусно лепили из глины, вырезали из дерева игрушки, предметы быта, делали из коры туеса (круглый берестяной короб с плотно прилегающей крышкой (служит для хранения и переноса мёда, икры, ягод и т.п.) [1], лапти, корзины и красиво шили. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер на все руки».

У всякой хозяйки после кроя одежды оставались разноцветные лоскутки ткани различных форм и размеров.

Педагог: Как вы думаете, что с ними делали? (Ответы детей)

Педагог: Их не выбрасывали, а складывали в укромное местечко, в коробочку, мешочек до тех пор, пока не наберется нужное количество. Потом каждому из этих лоскутков находили место в орнаменте (узоре) на красивых и полезных вещах в доме.

Педагог: Какие полезные и красивые вещи шили хозяйки в дом? (прихваты, одеяла, грелки, фартуки)

Хозяйки не просто сшивали лоскутки, а старались сделать это искусно. Придумывали узор, подбирали цвета по форме и цветовым сочетаниям [2].

Дети всегда были помощниками. Взрослые с любовью про них говорили: «Маленький, да удаленький». Подобрав и разложив из разноцветных лоскутков элемент узора, дети, взяв иглу в руки, приговаривали:

Иголка, иголка, ты остра и колка.

Не коли мне пальчик, шей мне сарафанчик.

Педагог: Мы с вами не будем шить, мы с вами будем делать аппликацию «Матрешка». Но сначала давайте отдохнем, сделаем физкультминутку.

Физкультминутка

ВЕСЕЛЫЕ МАТРЕШКИ

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки.

Мы похожи словно сестры,

Ладушки, ладушки.

Повороты туловища направо, налево.

Руки перед собой, выставить левую ногу вперед на пятку, покачать носком слева направо, то же с правой ноги.

Два хлопка слева и справа. Повторить 2 раза

Педагог: Давайте вернемся к нашим матрешка, посмотрим на них и подумаем, что общего у всех матрешек? (сарафан, платок)

А чем они отличаются друг от друга (цветом своего наряда, узором, фартуком, размером).

Педагог: Вам нужно вырезать кружочки для украшения платка, а сарафан украсить цветами.

Дети на изнаночной стороне простым карандашом обводят шаблоны (Цветок, круг). Вырезают и выкладывают на основе, стараясь соблюдать узор.

Конспект непосредственно-образовательной  деятельности

по образовательной области художественно-эстетическое развитие на тему: «Украсим платочек для матрёшки»

                                                               

Тема: «Украсим платочек для матрёшки»

Цель:  развитие умения создавать художественный образ на примере платочка для матрёшки.

Интеграция образовательных областей: художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Задачи:

ОО Художественно – эстетическое развитие

– реализовать самостоятельную изобразительную деятельность детей (самостоятельное украшение платочка известными приёмами)

-  учить использовать цвет, как художественное выразительное средство

– создать условия для становления эстетического отношения к окружающему миру

ОО Познавательное развитие

– развивать любознательность и познавательную мотивацию, формировать элементарные представления о матрёшке как народной игрушке

– формировать первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, количество и др.),

– развивать воображение и творческую активность.

ОО Речевое развитие

закреплять знание детьми основных цветов, активизировать их в речи детей.

– развивать грамматически правильную диалогическую речь,

– обогащать активный словарь

ОО Социально-коммуникативное развитие

– развивать общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками,

– создавать условия для формирования эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

ОО Физическое развитие

– развивать координацию движений, крупную и мелкую моторику рук.

Методы и приёмы: 

практические: динамическая пауза, выполнение работы

наглядные: просмотр презентации, образца

словесные: сюрпризный момент, вопросы, беседа, анализ работ

Оборудование:

Презентация: «Хоровод Матрёшек», большая матрешка, колонка для воспроизведения мелодии  во время рисования, шаблоны платочков, гуашь разного цвета, пластиковые одноразовые вилки, ватные палочки, салфетки.

Предварительная работа: рассматривание матрёшек, игры с матрёшками, раскрашивание раскрасок, разучивание пальчиковой гимнастики, рассматривание платочков с разными рисунками, в разной цветовой гамме.

Ход:

Организационный момент

Колокольчик, мой дружок,

Собери детей в кружок.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Улыбнись тому, кто слева,

Улыбнись тому, кто справа.

Вот и мы, и ты и я

Мы – одна большая, дружная семья!

-Ребята, у меня для Вас сюрприз, давайте повернемся к экрану. Я предлагаю вам посмотреть небольшой ролик. (Ролик «Хоровод матрёшек»)

- Кого вы увидели в фильме?

- Ребята, а кто из вас знает, что особенного у матрёшки? (Ответы детей)

- Ребята, что вы можете сказать о матрешках, какие они? (нарядные, расписные, красивые, разные по росту, большие и маленькие)

-Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке, её знают во всем мире. Матрёшка в деревне родилась и на славу удалась. Щёчки пухленькие, сама кругленькая. А на голове платок, словно яркий цветок.

-Матрёшки собирались к нам в гости, вечером постирали свои платочки и повесили сушить. Но тут налетел сильный ветер и унёс все платочки.

-Ребята, как же нам помочь матрёшкам? (ответы детей)

-Конечно, мы с  вами можем нарисовать  сестренкам-матрешкам  платочки и подарить им.

(Воспитатель предлагает пройти детям  за столы).

- Мы будем украшать кайму платочка ватной палочкой.  Как это делать вы уже знаете: опускаем  ватную палочку  в краску, прикладываем к углу платочка и ведем не отрывая.

- В середине платка мы нарисуем цветок с помощью вилки:

- Вилку в краску окунаю  

   И к платочку прижимаю.

   Поверну немного влево, поверну немного вправо

   Вот цветочек получился, загляденье всем на славу!

 (Воспитатель просит показать пальцем в воздухе, как дети будут рисовать ватной палочкой  линию; повторяют правила пользования пластиковой вилкой, показывают  ладошкой – как будут рисовать вилкой цветочки; подсказывает детям, куда будут убирать использованные ватные палочки и вилочки)

Воспитатель: (обращает внимание на осанку  детей)

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Мастера, скорей за дело!

 Украшай платочки смело.

(В процессе рисования воспитатель помогает детям, хвалит их за аккуратность. После того как дети раскрасили платочки, они с готовыми работами подходят к мольберту и демонстрируют  свои работы.)

-Молодцы, ребята, вы отлично справились со своей задачей. Посмотрите, какие платочки получились!

-Сколько платочков у нас получилось!

-Какие они?

- Краски  какого цвета вы использовали? 

-Какой платочек вам больше всего понравился? (Дети рассматривают платочки, высказывают своё мнение, отвечают на вопросы) 

Все платочки не простые,
А волшебно расписные,
Все красивы как цветок
Простой казалось бы узор
Но отвести не в силах взор.
Я думаю, наши платочки очень понравятся матрешкам, и они обязательно в них придут к нам в следующий раз в гости.

Конспект занятия по пластилинографии для старшей группы «Русская Матрешка».

Цель: выполнить модель матрешки в технике пластилинография.

Задачи:

  1. Образовательные:

- дать детям представление о происхождении матрешки;

- познакомить детей с различными видами русской матрешки;

2) Развивающие:

- закреплять умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, сглаживание границ соединения);

- развивать мелкую моторику рук;

3) Воспитательные:

          -  воспитывать интерес и любовь к народной игрушке. 

Материалы и оборудование: 1) Трафареты матрешек из картона по количеству детей; 2) Наборы пластилина; 3)Дощечки;

4) Стеки; 5) Влажные салфетки.

Методы и приемы работы:

  1. Наглядный: использование презентации о матрешке; показ образца работы.
  2. Словесный: вопросы к детям, объяснение, поощрение, анализ проделанной работы.
  3. Практический: выполнение детьми собственной матрешки.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, сегодня у нас на занятии присутствуют гости, давайте с ними поздороваемся. 

Сегодня мы с вами поговорим о символе нашей страны. Но сначала отгадайте загадку:  

Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -..
.(Матрешки) (1 слайд)

Воспитатель: Правильно. Скажите, у кого дома есть Матрешка?
Ответы детей.
Воспитатель: Чем отличается Матрешка от других кукол?
Дети: Внутри у матрешки много кукол.

Воспитатель: Сегодня Я Вам расскажу увлекательную историю о создании Матрешки.
Первая русская матрёшка появилась очень давно и сразу стала гордостью русского народного искусства. 
Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Раньше имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее известных русских имён и означает это имя:  «Мать» у которой очень много детей. 
Давайте откроем матрешку и заглянем, сколько же у нее деток. 
(2 слайд)
Мастерят матрешки в разных уголках нашей большой страны. Посмотрите.
(3 слайд)Сергиевскую матрешку, которую создают в городе Сергеев Посад, можно распознать по цветастому платку, а также нарядному сарафану и блузе с мелкими узорами. Это самая простая матрешка.
(4 слайд)Семеновская роспись матрешки из  города  Семенов, отличается подбором цветов: здесь всегда присутствуют чистые теплые тона – желтый, красный, а также нередки добавления зелени и синего. Наряды, это простые сарафаны с цветочными узорами.
( 5 слайд)Вятская роспись, матрешка родом из Вятки, легко отличается по общему образу: у такой матрешки застенчивая улыбка, светлые волосы всегда с рыжими бликами, глаза традиционно голубые.
(6 слайд – последний)Полховская матрешка родом из Поволжья.
Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново - красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру.
Вот как много видов росписи Матрешек в нашей стране.

Ребята, а ведь обычно у матрешек большая семейка, много сестричек. Давайте поможем нашим  матрешкам собраться в большую семью – смастерим для них младших сестричек?

Дети: да.

Воспитатель: но для начала немного разомнемся.

Физкультминутка:
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель: Сейчас мы будем раскрашивать наших красавиц-матрешек пластилином. Как называется эта техника?
Дети: Пластилинография.

Воспитатель: Дети, какие правила при работе с пластилином вы знаете?

Дети (если они затрудняются с ответом, говорит воспитатель):Аккуратно пользоваться пластилином, не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке, не брать пластилин в рот; засучивать рукава перед работой.

Показ образца. Дети, посмотрите, с чего мы будем начинать нашу работу. (7 слайд) - Делаем волосы. Пластилин какого цвета можно использовать, чтобы сделать волосы? (желтый, коричневый). - Правильно! Я взяла желтый пластилин. Отщипываем маленькие кусочки пластилина, скатываем их в шарики и слегка сжимаем пальцами, потом прилепляем на матрешку. Хорошо прижимаем, чтобы волосы матрешки не отпали. (8 слайд) - Затем голову матрешки украшаем ярким платком. Отщипываем от пластилина небольшие кусочки и размазываем их по платку матрешки подушечками пальцев (показать). (9 слайд) - Делаем для матрешки фартучек  так же, как делали платочек. Выбираем контрастные цвета,  чтобы платок и фартук не сливались. (10 слайд) - делаем матрешке платье. (11 слайд) - Украшаем матрешку цветочками, используем белый и желтый пластилин. Скатываем маленькие желтые шарики, размещаем их на платке или фартучке матрешки.  Вокруг выкладываем белые шарики-лепестки. (12 слайд - готовая матрешка)

Дети, вы всё запомнили? Садитесь за свои рабочие места.

Дети выполняют работу, на фоне звучит музыка.

Методические рекомендации во время выполнения работы:

- стараемся не вылезать за контуры матрешки;

- используем подходящие цвета;

- хорошо размазываем пластилин;

- придавливаем цветы, чтобы они хорошо держались и т.д.

Воспитатель: Вот и матрешки наши готовы. Давайте разместим их рядом со старшей подружкой, посмотрим, какие они замечательные получились, все разные и красивые.

А вам нравятся ваши матрёшки? А какая матрёшка вам больше всего понравилась? Расскажите, чем понравилась работа. (Ответы 2-3 детей.)

- Молодцы, ребята. Сегодня вы были необычными художниками. Матрёшки просто замечательные. И вы очень хорошо справились с этой работой.

Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Большое Вам спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения «Народная игрушка - русская матрешка» для детей младшего дошкольного возраста

Ознакомление детей дошкольного возраста с русской народной игрушкой - матрёшкой - это одна из частей приобщения детей к истокам русской народной культуры....

Конспект НОД во 2-ой младшей группе на тему: «Народные игрушки – русская матрешка».

Цель: Знакомство с национальной культурой России - с русской деревянной игрушкой - матрешка.Задачи: Познакомить детей с особенностями народной игрушки, о характерных элементах росписи (косыночка, сара...

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»...

Проект "Народная игрушка.Русская матрешка"

Приобщение детей к народному искусству...