Практикум для родителей "Фонематический слух. Что это такое?"
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)

Тимофеева Елена Анатольевна

Материал к практикуму для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon praktikum_dlya_roditeley.ppt2.88 МБ
Microsoft Office document icon buklet_fs_.doc269 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практикум для родителей на тему: «Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста» Учитель-логопед Е.А. Тимофеева

Слайд 2

Прекрасен мир звуков! Прекрасен потому, что жить в нем радостно и интересно. Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки, и обеднеет для нас мир.

Слайд 3

Непременным условием для развития речи является способность слышать. Даже незначительное снижение физического слуха в раннем детстве вызывает задержку речевого развития Если ребенок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул машины, отличает шум ветра от шума дождя - то у него все в порядке с физиологическим слухом.

Слайд 4

А теперь у ребенка в руках маракас (или бубен), и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни "Во поле береза стояла..." – у него восхитительный музыкальный слух (!).

Слайд 5

Но в процессе развития речи очень важен фонематический слух , благодаря которому ребенок способен точно различать все звуки речи. Это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.

Слайд 6

Ребенок появляется на свет, обладая врожденной чувствительностью к звукам. На третьей-четвертой неделе жизни у ребёнка слуховое сосредоточение не только на сильный звук, но и на речь взрослого человека. А к трем годам фонематический слух должен быть сформирован.

Слайд 7

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам. Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле.

Слайд 8

Русский язык очень сложен по своей структуре и поэтому чем раньше выявлены недостатки устной и письменной речи у детей и предприняты меры по их устранению, тем легче будет ребенку учиться в школе. Задача родителей не упустить время в дошкольном возрасте, увидеть и услышать в речи нарушения, которые являются предпосылками больших проблем в освоении письма и чтения (дисграфии и дислексии).

Слайд 9

Предупредить возникновение специфических ошибок вам помогут тренировочные упражнения:

Слайд 10

Хлопни, когда услышишь правильное слово:

Слайд 11

Послушай слово, найди ошибку и исправь ее:

Слайд 12

Скажи правильное слово: --- мотолок – …(молоток) --- пинанино - …(пианино) --- коринчевый - ….(коричневый) --- барелина - …(балерина) --- гебемот - …(бегемот) --- ахтобус - …(автобус) --- пугивица - …(пуговица) --- ракивина - …(раковина) --- палесос - …(пылесос)

Слайд 13

Назови пары картинок и найди те, которые звучат похоже:

Слайд 14

Назови изображенные на картинках предметы и найди те, которые звучат похоже:

Слайд 15

Из ряда слов выбери и назови то слово, которое отличается от остальных:

Слайд 16

Из ряда слов выбери и назови то слово, которое отличается от остальных:

Слайд 17

Рифмы – послушай начало фразы и закончи ее подходящим словом: --- ши-ши-ши, ши-ши-ши – вот играют …(малыши) --- уш-уш-уш, уш-уш-уш – я приму горячий …(душ) --- аш-аш-аш, аш-аш-аш – это синий …(карандаш) --- ишни-ишни-ишни – созревают …(вишни) --- шок-шок-шок, шок-шок-шок – разбудил нас …(петушок)

Слайд 18

Назови эти предметы. Произнеси звуки, с которых начинаются их названия

Слайд 19

Где находится гласный звук?

Слайд 20

Определи, какой слышится в словах звук

Слайд 21

Какой в слове слышится звук: твердый или мягкий?

Слайд 22

Найди лишнее слово в каждом ряду (обрати внимание на количество слогов)

Слайд 23

Шутки - минутки. Прочитать детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют Хвост с узорами, сапоги со шторами. Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том. За окошком зимний сад, Там листочки в бочках спят. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет мёд.

Слайд 24

Родители, логопед, воспитатели – полноправные участники образовательно-коррекционного процесса. Без помощи родителей результаты любой работы будут низкими, а занятия очень продолжительными даже у самого хорошего специалиста.



Предварительный просмотр:

…….и еще несколько игр.

«Послушаем – похлопаем»

Игры с хлопками-сигналами

Игра  №1 . Дети повторяют ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте ребёнок повторяет ритм с закрытыми глазами.

  

Игра №2.  «Верно-неверно» Взрослый показывает детям картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача детей - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения. Затем педагог показывает чистый лист бумаги и называет: Бумага – пумага –тумага – пумака – бумака – гумага – бумага. Усложнение этой игры состоит в том, что дети будут реагировать на неверно сказанное слово не хлопками, а подниманием кружка из цветного картона. Сначала предлагают поднять красный кружок, если услышишь неверное слово, зеленый, если слово произнесено верно и т.д.

 

Игра №3.  Взрослый объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с детьми произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить детям самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра №4.  Взрослый проговаривает ряды слов, а дети должны хлопнуть, когда услышат слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант – хлопнуть на заданную фонему в конце слова или в середине.

Правильно слышу – хорошо говорю!

Фонематический слух ?!

Речь идет о способности человека различать на слух звуки речи. Отличать звуки друг от друга: С от Ш, Р от Л, Ч от Ть, Ц от С, З от Ж и т.п. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, а Мишина машина превращается в мышей на машине. Родители часто жалуются: у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах… Виновником подобных досадных нарушений речи вполне может быть неразвитый фонематический слух.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем речи, успешного освоения письма и чтения.

Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем – чтении и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь сыну или дочери овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предотвратить возникновение речевых нарушений. Если нарушения уже имеются, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

 

Желаем Вам удачи!

Игры, способствующие развитию фонематического слуха. 

«Кто больше»

Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук "Р" (звук "С" или другие). За каждое названное слово дается поощрительное очко(или фишка). Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.

«Придумай больше»

Водящий(взрослый), называя какой-нибудь звук, просит ребенка придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Играть можно, перекидывая мяч. Если задание выполнено верно, ведущий и игрок меняются ролями.

«Красный – белый»

Для игры нужно приготовить два кружка (например, красный и белый). Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук ("Л", "Ш", например). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребенок поднимает красный кружок, если нет - белый. Не забудьте поменяться ролями во втором туре.

МКДОУ д/с №488

Г.Новосибирск

Фонематический слух – основа правильной речи

***

Развитие фонематического слуха

у детей 5-6 лет

Подготовила

 учитель-логопед Е.А. Тимофеева

«Поймай рыбку»

Для этой игры нужна магнитная удочка. Это обычная палочка с привязанным к ней на ниточке магнитиком. На картинки из любого детского лото надеваются скрепки. Ребенок "вылавливает" удочкой разные картинки, называет их, определяя наличие или отсутствие в их названиях звука, выбранного заранее. Это могут быть "Ж", "Д", "К" и другие звуки. Можно усложнить игру, попросив определить место заданного звука в названии картинки. Так, в слове "самокат" "С" слышится в начале слова, в слове "весы" - в середине, а в слове "лес" - в конце. Итак, «Ловись, рыбка, большая и маленькая».

«Кто внимательнее»

Взрослый показывает картинки и называет их. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах. Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук "З". Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

«Слушай и выбирай» Перед детьми картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом; рак, лак, мак, бак; коза, коса; лужи, лыжи; мишка, мышка, миска). Взрослый называет предмет, а ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация-практикум для родителей " Игровые способы развития фонематического слуха у детей 4-5 лет"

Цель: Обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей .Задачи: Заинтересовать родителей речью собственного ребенка. ...

Семинар-практикум "Фонематический слух - основа речи"

В ходе практикума родители узнают об игровых способах развития фонематического слуха у детей с ОНР....

Семинар-практикум для педагогов: "Что такое фонематическй слух и фонематическое восприятие" Картотека игр.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Так же важно различать, анализировать и дифференциров...

Семинар-практикум "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи —понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Проблема развития у детей фонематическог...

Семинар-практикум "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

Представлены игры по уровням коррекционной работы по развитию фонематического слуха у детей....

Семинар-практикум для родителей «Игры на формирование фонематического слуха у детей 6-7 лет»

В данной методической разработке приведён подробный план семинара - практикума для родителей «Игры на формирование фонематического слуха у детей 6-7 лет», проводимого учителем - логоп...