Логопедическая школа для родителей (ЛШР). Развитие фонематического слуха. Мини-Практикум по артикуляционной гимнастике.
консультация (подготовительная группа) на тему
Логопедическая школа для родителей. Развитие фонематического слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lshr_fonem_sluh_2018.docx | 34.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Республика Бурятия
г. Улан-Удэ
МБДОУ №88 «Ладушки»
ПРОЕКТ
«Логопедическая школа
для родителей»
ТЕМА ЗАНЯТИЯ:
Развитие речевого
(фонематического) слуха.
Практикум по артикуляционной гимнастике.
Подготовила: учитель-логопед
высшей категории
Ильина М.М.
2018г
Дата проведения: 21 ноября 2018
Тема занятия: Развитие речевого слуха. Практикум по артикуляционной гимнастике.
Цель: Пропаганда логопедических знаний среди родителей. Содействие в сотрудничестве родителей и детей по преодолению речевых нарушений. Демонстрация компетентности детей. Формирование у детей и родителей дополнительной положительной мотивации для продолжения коррекционно-развивающего обучения.
Участники: родители логогрупппы по желанию; дети логогруппы с ТНР.
Оборудование: ноутбук, экран, игрушечные музыкальные инструменты (колокольчик, бубен, барабан, металлофон); предметы, издающие характерные звуки (бумага, ножницы, целлофановый пакет, погремушки, деревянные ложки). Зеркала, салфетки. Буклет «Развитие фонематического слуха»
План:
- Введение.
- Условия нормативного произношения (с параллельной демонстрацией слайдов).
- Развитие речевого слуха. Раздача буклетов.
- Игры для развития слухового восприятия (концентрации, устойчивости, переключения).
- Игры и упражнения для развития фонематического слуха.
- Фрагмент группового занятия.
- Практикум по артикуляционной гимнастике.
- Введение. -Назовите, пожалуйста, любую любимую (одну) сказку Вашего ребенка. С передачей мягкой игрушки по кругу.
Вы помните, что РЕЧЬ не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты речи, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы, отражаются на письме в школе, или могут сохраниться на всю жизнь.
В наших группах больше детей с ОНР, которое относится к ТНР (тяжелые нарушения речи) и только 5 детей имеют более легкое нарушение – ФФНР. Один имеет – ОНР 1 уровня, двое – 2-3 уровня, ОНР 3 -8 детей, ОНР 4 уровня- 2 ребенка.
Что такое ОНР?
Общее недоразвитие речи – это системное нарушение, которое характеризуется и нарушениями фонематического восприятия, как при ФФНР, а кроме того, нарушениями слоговой структуры, звуконаполняемости слов, звукопроизношения, грамматического строя речи. У детей с ОНР плохо развит словарный запас, страдает связная речь, у некоторых -связная речь не сформирована; наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике.
Также, для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития внимания, ограниченные возможности его распределения – одного из основных компонентов школьной зрелости. Отсюда и более выраженное нарушение фонематического восприятия. Дети с недоразвитием речи запаздывают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения не овладевают операциями анализа и синтеза, сравнения и обобщения.
Для детей с недоразвитием речи характерны:
- инертность, быстрая истощаемость процессов воображения;
- недостаточный объем сведений об окружающем мире, свойствах и функциях предметов действительности;
- неадекватная самооценка: ощущение своей малоценности, робости, неуверенности в своих возможностях;
- общая психофизиологическая расторможенность, которая выражается в гиперактивности, или другая крайность – заторможенность.
- недоразвитие общей и мелкой моторики.
По заключениям РПМПК 11 дошкольникам нашей группы рекомендованы занятия с психологом. На Хахалова, 8 находится Городской Центр диагностики и консультирования, в котором работают только психологи. По копии заключения РПМПК , которые хранятся у заведующей Бутидмы Сергеевны, при наличии городской прописки занятия, а не просто консультации, для вашего ребенка должны быть бесплатными. Поэтому посещайте занятия психолога или занимайтесь с ребенком сами по развитию восприятия, внимания, памяти, мышления.
2.Условия нормативного произношения
Нормальная речь осуществляется благодаря:
- речевому слуху,
- речевому дыханию и
- артикуляции.
Для того чтобы научиться правильно произносить звуки, ребенок должен уметь точно воспринимать их на слух. Эта способность правильно «слышать» и узнавать звуки называется речевым или фонематическим слухом.
Следующим необходимым условием нормативного произношения является правильное речевое дыхание, или, иначе говоря, речевой выдох.
Для фонетики русского языка характерен максимально открытый речевой выдох, когда воздушная струя, не попадая в нос, подается к зубам или к губам, в зависимости от того, какой звук в данный момент должен произноситься. Исключением из этого правила являются только два «носовых» звука /м/ и /н/.
При неправильном речевом выдохе воздушная струя в той или иной мере уходит в нос, а ее остатки «распыляются» во рту, не достигая тех мест, где формируется большинство русскоязычных звуков.
После того как воздух попал в рот ребенка, его речевые органы занимают те или иные позиции, необходимые для произношения конкретных звуков. Такие позиции называются артикуляцией звуков. При неправильных артикуляциях звук будет неточным.
Исправление звуков проводится поэтапно:
1-й этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ: развитие фонематического слуха; специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания;
2-й этап – ПОСТАНОВКА ЗВУКА: вызывание звука по подражанию или при помощи спец приемов.
3-й этап – АВТОМАТИЗАЦИЯ: закрепление звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, в свободной речи.
4-й этап – ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ: в случаях замены одного звука другим.
- Развитие речевого слуха.
Подробно поговорим о развитии речевого слуха. Что такое речевой слух? Для того чтобы научиться правильно произносить звуки, я уже сказала, что ребенок должен уметь точно воспринимать их на слух. Эта способность правильно «слышать» и узнавать звуки называется речевым или фонематическим слухом («фонема» – звук речи).
Малыша с пеленок учат реагировать на интонацию, ритм и звучание слов. Уже в конце первого года жизни ребенок замечает различия в звучании слов. Он начинает отличать одни речевые звуки от других, старается их правильно произносить. К концу второго года жизни он различает все звуки родного языка и может заметить дефектное произношение звуков в словах своих сверстников, пытается даже исправить их. Ему становится доступным фонематическое различие звуков. Он слышит какой-то конкретный звук речи и пытается его воспроизвести, интуитивно подбирая для этого различные варианты произнесения. Если же получившийся звук оказывается неточным, речевой слух ребенка не принимает его, и ребенок продолжает искать новые способы произнесения этого звука. Такой путь в овладении звуковой стороной слова совершает каждый ребенок.
Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. На бессознательном уровне эта способность так же, как и способность к зрительному восприятию, присуща ребенку от рождения.
Но у некоторых детей речевой слух изначально не развит. По этой причине они не могут научиться правильно выговаривать звуки, так как не могут оценить, совпадает ли их произношение с общепринятым, иначе говоря, они «неточно» слышат то, что произносят сами или произносят другие. Необходимо отметить, что это никак не связано с общим понижением у ребенка физического слуха. Причина в другом – в недоразвитии или нарушении слухового восприятия, слухового внимания и памяти. Понятно, если у ребенка СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), то у него нарушение концентрации, устойчивости и переключения общего внимания, а не только слухового.
Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, тормозит и усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Как развивать речевой слух?
Вокруг нас много разных звуков: звуки природы, шум машин и механизмов, звуки музыки и т.п. Это неречевые звуки.
Есть речевые звуки – это те звуки, которые мы произносим и с помощью которых мы, люди, говорим /А/,/О/,/М/,/Р/ и др., из которых состоят слова.
Нашей задачей является сформировать у него способность к целенаправленному вслушиванию в звуки и различению их между собой. Кроме того, развиваем у ребенка способность к тонкому различению звуков. На базе этой способности у ребенка формируется фонематический слух, с помощью которого он различает между собой звуки речи и у него формируются слуховые образы звуков в коре головного мозга.
Игры и упражнения для развития слухового восприятия.
Игры на основе неречевого материала
- Воспроизведите перед ребенком два похожих звука: топните и хлопните в ладоши. Пусть ребенок отвернется. Воспроизведите один из этих звуков. Предложите ребенку угадать, что это за звук, и повторить его.
- Можно поцарапать чем-нибудь по разным поверхностям, постукивать по столу разными предметами, шуршать разными предметами и т.п. Предварительно «показывайте ребенку» звуки по нескольку раз, чтобы он запомнил их.
- Отгадай, что звучит.
Покажите ребенку, как звучат различные игрушки (начинайте с 3-х). Пусть отвернется. Воспроизведите какой-нибудь звук, попросите угадать, какая игрушка звучала.
- Взрослый за ширмой (или за спиной ребенка) звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колокольчиком и т.д. и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук.
- Угадай, кто идет: медведь или зайка?
При медленном стуке в бубен – ребенок ходит важно и медленно, как медведь. При быстром – прыгает, как зайка.
Игры и упражнения на основе речевого материала
- Хлопни (топни, стукни, подпрыгни), когда услышишь слово «машина»: дом, улица, машина, автобус, кукла, машина…
- Хлопни, когда услышишь звук /А/: О, А, И, У, А, Ы, Э…
- Хлопни, когда услышишь звук /П/ среди других звуков. Предлагается вначале использовать только звуки М, Б, Д, В, П, Н, Т. Следите, чтобы в ваше произношение не вкрадывался призвук гласного звука.
- Вариант. При произнесении звуков прикрывайте рот листом бумаги.
- Подпрыгни, когда услышишь звук /Ш/: Д, Ш, П, С, Т, Ж, Ш…
Игры для развития слухового внимания и памяти.
- Взрослый за ширмой (или за спиной ребенка) звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колокольчиком и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук и определить их последовательность.
- Выстукивайте по столу несложный ритм: та—та-та, та-та—та. Ребенок должен повторить.
- Попросите повторить цепочку слогов: па-по-пу; то-та-ты; пту-пта-пто и т.п.
- Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога: па-па-ПА, ПА-па-па, па-ПА-па. тя-тя-ТЯ, ТЯ-тя-тя.
- Цепочка слогов с оппозиционными звуками: да-та-та; ла-ля-ля; са-ша-са; са-са-ша; шу-шу-су.
- Цепочка коротких слов: год-кот; дом-том; мак-бак-так; дом-дым-дам; ток-так-тук-тык.
- Скажи наоборот.
Па-па-па – пя-пя-пя
Ту-ту-ту - тю-тю-тю
- Попробуйте выучить с ребенком:
-Тики-так, тик-так,
Так ходики стучат.
-Туки-так, туки-так,
Так колеса стучат.
-Туки-ток, туки-ток,
Так стучит каблучок
Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.
Раздача буклетов.
- Фрагмент занятия с группой детей.
- Практикум по артикуляционной гимнастике.
Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов: языка, губ, щек, уздечки.
Каждое групповое логопедическое занятие мы начинаем с артикуляционной гимнастики, в которую входят статические и динамические упражнения для речевого аппарата. Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения, направленные на укрепление мыщц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дефференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Такая гимнастика необходима для речевых органов, где язык – главная мышца - нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения тонких целенаправленных движений. Иногда мы используем механическую помощь ручкой чайной ложки. Ребенок должен видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними или за нижними зубами). У нас автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие (с помощью зеркала) обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Постепенно зеркало убираем, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Ведь детям 5-6 лет артикуляционная гимнастика помогает преодолеть уже сложившиеся нарушения. Кроме того, артикуляционная гимнастика требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения.
Надеюсь, Вы вскоре заметите, что Ваш сын или дочь начали слышать себя, свою речь, что пытаются найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.
Спасибо за внимание! Желаю вам терпения и успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию фонематического слуха.
Рекомендации для родителей по развитию фонематического слуха...
Рекомендации родителям по развитию фонематического слуха у детей
Рекомендации родителямпо развитию фонематического слуха у детей...
Викторина для детей подготовительной к школе группы (обучение грамоте, развитие фонематического слуха).
Викторина для детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте....
Семинар-практикум для родителей о развитии фонематического слуха у детей.
Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематически...
Логопедические распевки и игры на развитие фонематического слуха
Логопедические распевки (или рифмушки, как называют их дети нашей группы) – это короткие стишки-чистоговорки для пропевания, которые применяются для коррекции звукопроизношения, темпа ...
Звук Р - практические советы родителям по развитию фонематического слуха.
Звук Р- самый сложный по своей артикуляции. Очень часто в работе приходится сталкиваться с отсутствием или неправильным проговариванием этого звука в речи ребёнка. Это или ротацизм- неправил...
Конспект логопедического занятия в старшей группе " Развитие фонематического слуха и восприятия на материале неречевых звуков"
Развитие фонематических процессов на материале неречевых звуков....