«Формирование представлений о малой родине у дошкольников».
материал (подготовительная группа)

Любовь Николаевна Тугушева

отчёт по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx19.9 КБ
Файл samoobrazovaniya_2021-2022.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию воспитателя МБДОУ «Детский сад р. п. Свободный»Тугушевой Любови Николаевны. По теме: «Формирование представлений о малой родине у дошкольников».

Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальными и региональными культурными ценностями, историей страны, родного края.

Для дошкольника Родина начинается с семьи и детского сада. Без уважения к истории родного города и культуре своей Родины невозможно вырастить гражданина своего отечества - личность гуманную, социально компетентную, активную, самостоятельную, интеллектуально развитую. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления о родном крае, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты показали необходимость углублённой работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием.

Совместно со старшим воспитателем провели диагностику уровня знаний детей о родном городе. Диагностика показала, что у детей дошкольного возраста, недостаточно знаний о родном городе, его истории, об особенностях традиций, знаменитых людях.

Проведенное среди родителей анкетирование подтвердило потребность в ознакомлении детей и родителей с родным городом.

Изучив результаты диагностики, определила цель, задачи, содержание, наметила пути реализации.

Расширяла и систематизировала знания у детей и родителей о родном посёлке.

Формировала уважительное отношения к истории посёлка в процессе знакомства с обычаями, традициями, зародившимися в нём.

Формировала уважительное отношение к культурным ценностям посёлка, осознание их неповторимости и индивидуальности.  Воспитывала интерес и любовь к родному посёлку.

В основу моей работы заложен тезис о «необходимости воспитывать и обучать детей так, чтобы они осознавали себя с одной стороны – детьми своих родителей, внуками и правнуками своих предков, а с другой стороны – детьми своей страны», той маленькой частички огромной России – нашего посёлка.

При построении образовательного процесса по ознакомлению с родным посёлком учитывала следующие принципы:

  • Принцип дифференциации. Я создавала условия для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
  •  Принцип интегративности.  

Для эффективной, систематической работы разработала перспективное планирование на тему «Знакомство с малой родиной».  

Проанализировав возможности предметно-развивающей образовательной среды дошкольного учреждения, мною были созданы:

  • нравственно-патриотический уголок,
  • дополнительные атрибуты к сюжетно-ролевым играм,
  • подобрана художественная литература (стихи, рассказы, пословицы и поговорки о городе Новохопёрске),
  • оформлены альбомы с фотографиями на темы «Родной край», «Профессии моих родителей», «Животные моего края»,

В непосредственно-образовательной деятельности на темы «Моя улица», «История родного посёлка», «Красивые уголки моего посёлка», «Дома бывают разные», «Путешествие по посёлку» знакомила детей с историей посёлка, архитектурой прошлого и настоящего, с названиями улиц, а также с его жителями и их профессиями. Важным её составляющим являются игры на сближение и развитие коммуникативных качеств ребёнка, настрой на тему, использование наглядного материал: фотографий, рисунков, схем; рассказ воспитателя в доступной форме; активизация детей с помощью вопросов, открытие чего-то нового вместе с детьми. Темы определены общей целью - дать ребёнку представление об окружающем мире.

Закрепление знаний с родным краем проходило через различные виды игр:

  • дидактические: «Мой город», Сложи герб», Парные картинки», «Достопримечательности родного города», «Я - фотограф», «Жилое-нежилое», «Кто, где живёт»;
  • сюжетно-ролевые: «Семья», «Школа», «Детский сад», «Строим дом», «Защитники Отечества»;
  • подвижные «Мы по городу шагаем»и.т.д.;
  • народные игры: «Ляпы», «Идет козел дорогою, «Горшок» и.т.д.

Чувство к малой родине начинается с восхищения того, что видит перед собой маленький человек. На экскурсиях дети знакомятся и учатся любить родную природу в разные времена года. На прогулках по улицам мы рассматривали здания, их этажность, архитектуру, говорили о назначении зданий посёлка. Дети учились видеть прекрасное, гордиться своей малой родиной.

Я старалась отобрать из массы впечатлений, полученных ребёнком наиболее доступные ему: природа и мир животных (детского сада, родного края); труд людей, традиции и.т.д.  Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, вызывающими интерес, т.к. дети очень эмоциональны. И хотя многие впечатления еще не осознаны ими глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Окружающие предметы,  впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нем чувства красоты, любознательность, должны быть национальными. Я стремлюсь широко использовать все виды фольклора: игры, сказки, песни, пословицы, поговорки. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие им нравственные ценности, представления о доброте и правде, храбрости, трудолюбии, верности.  Знакомя с поговорками, загадками, сказками, я приобщаю их к нравственно -общественным ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Большое значение имеет и приобщение к народным праздникам и традициям. В детском саду проведены народные праздники:   «Рождество», «Масленица»», «Пасха».

Для успешного достижения цели необходима согласованная совместная работа участников образовательного процесса: детей, воспитателей и родителей.  

Работа по ознакомлению детей с родным посёлком была бы не полной без участия других специалистов. С музыкальным руководителем  дети разучивают песни о родине, русские народные танцы, приобщаются к русской культуре. По художественному творчеству дети рисуют улицы родного посёлка, старинные здания,  изучают архитектуру, знакомятся с русским костюмом. Совместно с инструктором по физической культуре проведены спортивные праздники «Богатыри спешат на помощь».

Огромное значение имеет пример взрослых, в особенности пример близких людей. Поэтому важным условием является тесная взаимосвязь с родителями.

«В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А.С. Макаренко я использую при работе с детьми и их родителями.

Для родителей были проведены консультации, оформлены информационные стенды. Совместно с родителями были созданы фотоальбомы о родном посёлке. Мамы и папы принимают вместе с детьми активное участие в различных выставках, проводимых в детском саду.

 Мы воспитываем у детей уважение к труду людей, учим гордиться тем, что сделано руками людей, живущих в родном посёлке.

На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, бабушек, участников ВОВ) мы прививаем детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг». Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.  .

Результаты диагностики в конце учебного года показали:

- расширились представления детей о родном посёлке;

- повысился интерес детей к жизни посёлка;

- повысился уровень компетентности родителей по ознакомлению с родным посёлком.

Таким образом, работа по ознакомлению дошкольников с историей создания и развития родного посёлка, отбор наиболее эффективных методов, средств и форм  организации образовательного процесса, вовлечение в него родителей, связь с общественностью, все это позволяет  реализовывать основную задачу: воспитание гражданина своего отечества - социально компетентную, активную, самостоятельную, интеллектуально развитую личность, уважающего  свою культуру, традиции, любящего свою Родину.

        

 



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД Р.П.СВОБОДНЫЙ БАЗАРНО - КАРАБУЛАКСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

План по самообразованию в подготовительной группе на тему: «Формирование представлений о малой Родине у дошкольников»

Подготовила: воспитатель подготовительной группы

Тугушева Любовь Николаевна

р. п. Свободный

2021 г

План по самообразованию в подготовительной группе на тему: «Формирование представлений о малой Родине у дошкольников»

Воспитатель подготовительной группы «Буратино» Тугушева Л. Н.

Тема: Формирование представлений о малой родине у дошкольников

Сроки реализации: Сентябрь - май 2021-2022 уч. г.        

Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей; создание предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию; повышение уровня самообразования.

Задачи:

  1. Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.
  2. Воспитывать любовь к родному краю, дому, семье, детскому саду.
  3. Формирование нравственных ценностей и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.
  4. Упражнять детей в проявлении сострадания, внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, к природе родного края.
  5. Привлекать детей к участию в обсуждении семейных праздников.
  6. Предоставлять возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
  7. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Актуальность:

В настоящее время одной из наиболее важных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед воспитателем задачи формирования человека здорового физически и духовно, нравственного, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».

Отошли в прошлое некоторые праздники, появились новые; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

В связи с этим проблема социокультурного воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой: «Формирование представлений о малой Родине у дошкольников»

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Работа с детьми

Сентябрь

  1. Беседа на тему «Моя семья», «Мой дом-моя крепость».
  2. Подбор дидактических игр по патриотическому воспитанию
  3. Продуктивная деятельность (апликация) «Русские березы»

Октябрь

  1. Беседы на тему «Село, в котором я живу».
  2. Знакомство с поселком Свободный через показ презентации.
  3. Продуктивная деятельность (рисование) «Моя улица»
  4. Чтение стихов С.Есенина

Ноябрь

  1. Беседа на тему «Профессии наших мам».
  2. Изготовление тематического альбома «Кем работают мамы».
  3. Изготовление открыток для наших мам.

Декабрь

  1. Ознакомление детей с символикой России, с Саратовской области
  2. Чтение книги «Мы живем в России» 
  3. Беседы: «Богатыри земли русской»

Январь

  1. Ознакомление детей с обычаями, обрядами и традициями русского народа (Показ презентации).
  2. Развлечение «Путешествие в прошлое. Игры наших бабушек и дедушек»
  3. Подбор дидактических игр «Русские народные игры с мячом»

Февраль

  1. Беседа на тему «Наша армия».
  2. Подбор дидактических игр по военно-патриотическому воспитанию.
  3. Изготовление тематического альбома «Военная техника»

Март

  1. Беседа на тему «Моя бабушка самая лучшая».
  2. Продуктивная деятельность (аппликация) изготовление открытки «Веточка Сирени»
  3. Ознакомление детей через показ презентации, как праздник- 8 Марта празднуют в других странах.
  4. Чтение стихов А.Н. Плещеева

Апрель

  1. Беседа на тему «Космос».
  2. Знакомство с природой родного края.
  3. Изготовление тематического альбома «Космос».

Май

  1. Беседа на тему «День победы.»
  2. Рассматривание альбома с военными профессиями.
  3. Чтение художественной литературы на данную тему.
  4. Коллективная работа «Салют над городом в честь праздника Победы!» (в технике набрызг).

Работа с родителями

Сентябрь – май

  1. Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников».
  2. «Трудовое воспитание в семье и детском саду».
  3. Работа по благоустройству территории детского сада.

Список литературы:

  1. Р.С. Буре «Социально-нравственное воспитание дошкольников».
  2. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России».
  3. Н.Н. Леонова, Н.В. Неточаева «Живая память России» Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников.
  4. К.Ю. Белая «Моя Родина-Россия».
  5. С.И. Семенака « Уроки Добра».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о малой родине у дошкольников.

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край, где ...

Методическая разработка: "Формирование представлений о малой родине у дошкольников".

Для развития всех сторон психической деятельности ребенка 2-3 лет наибо­лее доступным материалом является сказка. Язык перв...

Педсовет "Формирование представлений о малой Родине у дошкольников"

Ознакомление дошкольников с родным городом и страной — это знакомство с историей своего народа, с культурой русского народа, его обычаями, традициями. Это одна из задач патриотического воспитани...

Формирование представлений о малой родине у дошкольников.

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край...

Консультация для педагогов "Формирование представлений о малой Родине у дошкольников""

Малая Родина - у каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - все!...

Формирования представлений о малой родине у дошкольников

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край...

"Формирование представлений о малой Родине у дошкольников через проектную деятельность"

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к ...