«Формирование представлений о малой родине у дошкольников».
материал (подготовительная группа)
отчёт по самообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 19.9 КБ |
samoobrazovaniya_2021-2022.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразованию воспитателя МБДОУ «Детский сад р. п. Свободный»Тугушевой Любови Николаевны. По теме: «Формирование представлений о малой родине у дошкольников».
Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальными и региональными культурными ценностями, историей страны, родного края.
Для дошкольника Родина начинается с семьи и детского сада. Без уважения к истории родного города и культуре своей Родины невозможно вырастить гражданина своего отечества - личность гуманную, социально компетентную, активную, самостоятельную, интеллектуально развитую. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления о родном крае, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты показали необходимость углублённой работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием.
Совместно со старшим воспитателем провели диагностику уровня знаний детей о родном городе. Диагностика показала, что у детей дошкольного возраста, недостаточно знаний о родном городе, его истории, об особенностях традиций, знаменитых людях.
Проведенное среди родителей анкетирование подтвердило потребность в ознакомлении детей и родителей с родным городом.
Изучив результаты диагностики, определила цель, задачи, содержание, наметила пути реализации.
Расширяла и систематизировала знания у детей и родителей о родном посёлке.
Формировала уважительное отношения к истории посёлка в процессе знакомства с обычаями, традициями, зародившимися в нём.
Формировала уважительное отношение к культурным ценностям посёлка, осознание их неповторимости и индивидуальности. Воспитывала интерес и любовь к родному посёлку.
В основу моей работы заложен тезис о «необходимости воспитывать и обучать детей так, чтобы они осознавали себя с одной стороны – детьми своих родителей, внуками и правнуками своих предков, а с другой стороны – детьми своей страны», той маленькой частички огромной России – нашего посёлка.
При построении образовательного процесса по ознакомлению с родным посёлком учитывала следующие принципы:
- Принцип дифференциации. Я создавала условия для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
- Принцип интегративности.
Для эффективной, систематической работы разработала перспективное планирование на тему «Знакомство с малой родиной».
Проанализировав возможности предметно-развивающей образовательной среды дошкольного учреждения, мною были созданы:
- нравственно-патриотический уголок,
- дополнительные атрибуты к сюжетно-ролевым играм,
- подобрана художественная литература (стихи, рассказы, пословицы и поговорки о городе Новохопёрске),
- оформлены альбомы с фотографиями на темы «Родной край», «Профессии моих родителей», «Животные моего края»,
В непосредственно-образовательной деятельности на темы «Моя улица», «История родного посёлка», «Красивые уголки моего посёлка», «Дома бывают разные», «Путешествие по посёлку» знакомила детей с историей посёлка, архитектурой прошлого и настоящего, с названиями улиц, а также с его жителями и их профессиями. Важным её составляющим являются игры на сближение и развитие коммуникативных качеств ребёнка, настрой на тему, использование наглядного материал: фотографий, рисунков, схем; рассказ воспитателя в доступной форме; активизация детей с помощью вопросов, открытие чего-то нового вместе с детьми. Темы определены общей целью - дать ребёнку представление об окружающем мире.
Закрепление знаний с родным краем проходило через различные виды игр:
- дидактические: «Мой город», Сложи герб», Парные картинки», «Достопримечательности родного города», «Я - фотограф», «Жилое-нежилое», «Кто, где живёт»;
- сюжетно-ролевые: «Семья», «Школа», «Детский сад», «Строим дом», «Защитники Отечества»;
- подвижные «Мы по городу шагаем»и.т.д.;
- народные игры: «Ляпы», «Идет козел дорогою, «Горшок» и.т.д.
Чувство к малой родине начинается с восхищения того, что видит перед собой маленький человек. На экскурсиях дети знакомятся и учатся любить родную природу в разные времена года. На прогулках по улицам мы рассматривали здания, их этажность, архитектуру, говорили о назначении зданий посёлка. Дети учились видеть прекрасное, гордиться своей малой родиной.
Я старалась отобрать из массы впечатлений, полученных ребёнком наиболее доступные ему: природа и мир животных (детского сада, родного края); труд людей, традиции и.т.д. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, вызывающими интерес, т.к. дети очень эмоциональны. И хотя многие впечатления еще не осознаны ими глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нем чувства красоты, любознательность, должны быть национальными. Я стремлюсь широко использовать все виды фольклора: игры, сказки, песни, пословицы, поговорки. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие им нравственные ценности, представления о доброте и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя с поговорками, загадками, сказками, я приобщаю их к нравственно -общественным ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Большое значение имеет и приобщение к народным праздникам и традициям. В детском саду проведены народные праздники: «Рождество», «Масленица»», «Пасха».
Для успешного достижения цели необходима согласованная совместная работа участников образовательного процесса: детей, воспитателей и родителей.
Работа по ознакомлению детей с родным посёлком была бы не полной без участия других специалистов. С музыкальным руководителем дети разучивают песни о родине, русские народные танцы, приобщаются к русской культуре. По художественному творчеству дети рисуют улицы родного посёлка, старинные здания, изучают архитектуру, знакомятся с русским костюмом. Совместно с инструктором по физической культуре проведены спортивные праздники «Богатыри спешат на помощь».
Огромное значение имеет пример взрослых, в особенности пример близких людей. Поэтому важным условием является тесная взаимосвязь с родителями.
«В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А.С. Макаренко я использую при работе с детьми и их родителями.
Для родителей были проведены консультации, оформлены информационные стенды. Совместно с родителями были созданы фотоальбомы о родном посёлке. Мамы и папы принимают вместе с детьми активное участие в различных выставках, проводимых в детском саду.
Мы воспитываем у детей уважение к труду людей, учим гордиться тем, что сделано руками людей, живущих в родном посёлке.
На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, бабушек, участников ВОВ) мы прививаем детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг». Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. .
Результаты диагностики в конце учебного года показали:
- расширились представления детей о родном посёлке;
- повысился интерес детей к жизни посёлка;
- повысился уровень компетентности родителей по ознакомлению с родным посёлком.
Таким образом, работа по ознакомлению дошкольников с историей создания и развития родного посёлка, отбор наиболее эффективных методов, средств и форм организации образовательного процесса, вовлечение в него родителей, связь с общественностью, все это позволяет реализовывать основную задачу: воспитание гражданина своего отечества - социально компетентную, активную, самостоятельную, интеллектуально развитую личность, уважающего свою культуру, традиции, любящего свою Родину.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД Р.П.СВОБОДНЫЙ БАЗАРНО - КАРАБУЛАКСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
План по самообразованию в подготовительной группе на тему: «Формирование представлений о малой Родине у дошкольников»
Подготовила: воспитатель подготовительной группы
Тугушева Любовь Николаевна
р. п. Свободный
2021 г
План по самообразованию в подготовительной группе на тему: «Формирование представлений о малой Родине у дошкольников»
Воспитатель подготовительной группы «Буратино» Тугушева Л. Н.
Тема: Формирование представлений о малой родине у дошкольников
Сроки реализации: Сентябрь - май 2021-2022 уч. г.
Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей; создание предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию; повышение уровня самообразования.
Задачи:
- Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.
- Воспитывать любовь к родному краю, дому, семье, детскому саду.
- Формирование нравственных ценностей и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.
- Упражнять детей в проявлении сострадания, внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, к природе родного края.
- Привлекать детей к участию в обсуждении семейных праздников.
- Предоставлять возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Актуальность:
В настоящее время одной из наиболее важных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед воспитателем задачи формирования человека здорового физически и духовно, нравственного, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».
Отошли в прошлое некоторые праздники, появились новые; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
В связи с этим проблема социокультурного воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой: «Формирование представлений о малой Родине у дошкольников»
Раздел плана | Сроки | Форма работы |
Работа с детьми | Сентябрь |
|
Октябрь |
| |
Ноябрь |
| |
Декабрь |
| |
Январь |
| |
Февраль |
| |
Март |
| |
Апрель |
| |
Май |
| |
Работа с родителями | Сентябрь – май |
|
Список литературы:
- Р.С. Буре «Социально-нравственное воспитание дошкольников».
- Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России».
- Н.Н. Леонова, Н.В. Неточаева «Живая память России» Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников.
- К.Ю. Белая «Моя Родина-Россия».
- С.И. Семенака « Уроки Добра».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование представлений о малой родине у дошкольников.
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край, где ...
Методическая разработка: "Формирование представлений о малой родине у дошкольников".
Для развития всех сторон психической деятельности ребенка 2-3 лет наиболее доступным материалом является сказка. Язык перв...
Педсовет "Формирование представлений о малой Родине у дошкольников"
Ознакомление дошкольников с родным городом и страной — это знакомство с историей своего народа, с культурой русского народа, его обычаями, традициями. Это одна из задач патриотического воспитани...
Формирование представлений о малой родине у дошкольников.
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край...
Консультация для педагогов "Формирование представлений о малой Родине у дошкольников""
Малая Родина - у каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - все!...
Формирования представлений о малой родине у дошкольников
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край...
"Формирование представлений о малой Родине у дошкольников через проектную деятельность"
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к ...