Доклад по теме: «Как развить эмоциональный интеллект»
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)
Перед тем как начать развивать эмоциональный интеллект у ребенка необходимо развить высокий уровень эмоционального интеллекта у себя. Разберемся, для чего же нужен высокий уровень эмоционального интеллекта у взрослого. Следующим пунктом, рассмотрим для чего же это нужно детям
Дети с высоким эмоциональным интеллектом становятся лидерами в компаниях, к ним инстинктивно тянутся эмоционально более слабые ребята. Они способны организовывать общественную деятельность, решать проблемы коллектива, не боятся брать на себя ответственность, поэтому в будущем с легкостью добиваются руководящих должностей.
Ученые сходятся во мнении, что эмоциональный интеллект повышается на протяжении всей жизни, наиболее активно это происходит в юности и зрелости — по мере приобретения жизненного опыта. Тем не менее развитием эмоционального интеллекта можно начинать заниматься с раннего детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие эмоционального интеллекта | 66.48 КБ |
Развитие эмоционального интеллекта. Презентация | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3» ГОРОДА БИЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ |
Доклад по теме:
«Как развить эмоциональный интеллект»
Выполнила:
Алейникова Е.В.
2022
Как развить эмоциональный интеллект.
Ярких и обаятельных людей сегодня называют харизматичными. А если добавить к харизме эмпатию и адекватную самооценку, мы получим успешного, востребованного во многих сферах человека, который находит общий язык с
окружающими людьми и способен добиться от них желаемого. Эти качества, по сути, и есть высокий эмоциональный интеллект. И если раньше считалось, что это врожденный дар, то сегодня существует возможность «прокачать» свой эмоциональный интеллект в любом возрасте.
Перед тем как начать развивать эмоциональный интеллект у ребенка необходимо развить высокий уровень эмоционального интеллекта у себя. Разберемся, для чего же нужен высокий уровень эмоционального интеллекта у взрослого.
Во-первых, когда у человека развит эмоциональный интеллект, у него все в порядке с самооценкой и есть уверенность в себе.
Уверенность в себе — базовое ощущение, которое у многих детей и даже взрослых людей опирается на какие-то внешние оценки, чужие критерии успешности. Но в идеале уверенность в себе должна исходить только из собственной уникальности.
Во-вторых, человек, обладающий высоким уровнем эмоционального интеллекта, способен к самоуправлению — умению контролировать свои эмоции и быть адаптивным, открытым, инициативным, оптимистично настроенным, обладать высокой самомотивацией и продуктивностью.
В-третьих, развитый эмоциональный интеллект позволяет человеку проявлять социальную чуткость: тактичность и деликатность, понимание отношений в коллективе и умение ладить с людьми. С таким человеком приятно общаться, его хочется слушать и взаимодействовать с ним.
И, наконец, в-четвертых, — это управление отношениями: влияние, вдохновляющее лидерство, умение регулировать конфликты, помощь другим в развитии и совершенствовании, сотрудничество и умение работать в команде.
Теперь рассмотрим для чего же это нужно детям:
- это повысит коммуникативные навыки ребенка, буквально научит дружбе и любви;
- позволит контролировать себя, свои эмоции, сознательно влиять на них;
- научит разбираться в людях — распознавать хорошие и плохие качества;
- повысит продуктивность в учебе, поможет установить контакт с воспитателями;
- укрепит лидерские качества ребенка, уверенность в себе и своих силах;
- позволит оперативно ориентироваться в критических ситуациях, мыслить быстро и здраво.
Дети с высоким эмоциональным интеллектом становятся лидерами в компаниях, к ним инстинктивно тянутся эмоционально более слабые ребята. Они способны организовывать общественную деятельность, решать проблемы коллектива, не боятся брать на себя ответственность, поэтому в будущем с легкостью добиваются руководящих должностей.
Но, к сожалению, у некоторых детей уровень эмоционального интеллекта бывает низкий. Он сопровождается характерными признаками:
- Он не умеет сочувствовать и сопереживать другим людям, его не трогает чужое горе или печаль;
- ребенок не способен контролировать собственные эмоции (агрессию, раздражение, радость, обиду), не понимает, к чему может привести его несдержанность;
- не склонен к компромиссам, не принимает во внимание интересы других людей;
- ребенку не свойственно говорить о своих чувствах, он не может сказать вам, что ему обидно, грустно или весело.
Если у вашего воспитанника нет этих признаков, значит, у него высокий эмоциональный интеллект, а вы инстинктивно развиваете его в верном направлении. Если же вы регулярно наблюдаете эти признаки, не отчаивайтесь — никогда не поздно начать развивать эмоциональный интеллект.
Чуть позже мы с вами разберемся, как развивать эмоциональный интеллект, но для начала давайте узнаем способы диагностики эмоционального интеллекта ребенка.
Когда термин «Эмоциональный интеллект» прочно закрепился в психологии, ученые стали искать способ его измерить. По аналогии с коэффициентом интеллекта (IQ) ученые ввели коэффициент эмоционального интеллекта —
ЕQ.
Измерять ЕQ у человека (как у взрослого, так и у ребенка) предложили способом тестирования. Точные тесты ЕQ длятся долго и состоят из сотни вопросов, поэтому детям дошкольного возраста как правило, предлагают упрощенные варианты — короткие и простые.
Наиболее полную оценку эмоционального интеллекта можно получить в результате комплексной диагностики у детского психолога.
Ученые сходятся во мнении, что эмоциональный интеллект повышается на протяжении всей жизни, наиболее активно это происходит в юности и зрелости — по мере приобретения жизненного опыта. Тем не менее развитием эмоционального интеллекта можно начинать заниматься с раннего детства.
Дошкольный возраст начинается с «кризиса 3 лет» — периода, когда ребенок начинает идентифицировать себя, как самостоятельную личность, а не как часть одного целого вместе с мамой. Это непростое время, когда дошкольник пытается выйти за пределы границ, которые установили ему родители. Обычно
это сопровождается негативизмом — ребенок отрицает все на свете и стремится все делать наоборот.
Родители оказываются к этому совершенно не готовы, что нередко ведет к непростительным ошибкам: ругают, кричат на ребенка и даже берутся за ремень. Какими бы эффективными на первый взгляд не казались радикальные меры, их результатом станет низкий эмоциональный интеллект ребенка. Полезнее запастись терпением и переждать этот период — он обязательно закончится, а чувство собственного достоинства и доверие останутся непоколебимыми.
После кризиса 3 лет наступает следующий ключевой этап развития личности — активная социализация. Ребенок идет в детский сад, где учится общаться в коллективе на протяжение целого дня и без мамы. Это очень
эмоциональный период, ребенок испытывает колоссальный стресс, учится контролировать свои чувства, гнев и агрессию.
Развитие эмоционального интеллекта происходит ежедневно: в быту, в процессе общения с близкими людьми и коллективом в детском саду
или школе. От родителей же во многом зависит качество этого развития. Позитивный личный пример, и стратегия воспитания формируют основу эмоционального интеллекта, которая затем «шлифуется» в детском саду или школе.
Вот несколько общих рекомендаций, которые стоит соблюдать, чтобы обеспечить благоприятные условия для развития ребенка:
1.Непрерывное общение - рассказывайте ребенку сказки, читайте стихотворения, потешки или пойте песенки.
2. старайтесь обсуждать сказки и мультфильмы, интересуйтесь почему герои поступили определенным образом, кто прав, как нужно было поступить и т.д.
3. не стоит заставлять детей скрывать или игнорировать свои чувства.
Старайтесь реже использовать фразы, вроде «Не плачь», «Это не страшно/больно».
4.Не обесценивайте чувств и желаний ребенка. Вместо фразы «Не важно, чего ты хочешь, — это надо сделать», говорите: «Я понимаю, что ты не хочешь, но иногда нам приходится делать то, что необходимо».
5. Обсуждайте собственные недостатки, чтобы ребенок понимал, что в мире нет идеальных людей, в то же время старайтесь не акцентировать внимания на его недостатках — он должен увидеть и принять их самостоятельно.
6. Комментируя проступок, говорите только о самом поступке и чувствах, которые он в вас вызвал, например «Ты поступил некрасиво, меня это огорчило» вместо «Ты такой невоспитанный, мне стыдно за тебя».
7. Будьте откровенны и честны, пускай ребенок с детства узнает о несовершенствах мира. Не стремитесь оградить его от всех бед, но учите во всем искать позитивные моменты.
Когда придет время учить ребенка контролировать свои эмоции, сдерживать гнев, агрессию, не забывайте о том, что:
- детям полезно «выпускать пар», это стимулирует работу мозга и помогает снять нервное напряжение, подвижные игры для ребенка — лучшее лекарство от негатива, а коллективные подвижные игры еще и отлично развивают коммуникацию;
- чтобы гнев и обида не копились, полезно уравновешивать их позитивными эмоциями и добрыми делами —
например, предложите ребенку после неприятного события покормить птичек на участке в детском саду, и его стресс отступит.
В Заключении хотелось бы сказать: занимаясь развитием эмоционального интеллекта ребенка, стоит помнить о том, что эффект достигается только в условиях динамики, — постепенно увеличивайте нагрузку, комбинируйте занятия, повышайте их сложность и не забывайте о поошрениях.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
*это повысит коммуникативные навыки ребенка, буквально научит дружбе и любви; * позволит контролировать себя, свои эмоции, сознательно влиять на них; * научит разбираться в людях — распознавать хорошие и плохие качества; * повысит продуктивность в учебе, поможет установить контакт с воспитателями; * укрепит лидерские качества ребенка, уверенность в себе и своих силах; * позволит оперативно ориентироваться в критических ситуациях, мыслить
* Он не умеет сочувствовать и сопереживать другим людям. * ребенок не способен контролировать собственные эмоции. * не склонен к компромиссам, не принимает во внимание интересы других людей; * ребенку не свойственно говорить о своих чувствах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на общесадовое родительское собрание "Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания"
Анализ зарубежной литературы, посвященной готовности детей к школе факторам успешности обучения в школе, показывает отчётливое смещение акцентов. Если раньше при определении готовности детей к школе и...
Доклад на тему "Как развить природный голос" (по материалам авторского проекта "Школа природного голоса" Кирилла Плешакова-Качалина)
Очень часто бывает так, что люди сразу приступают к постижению высот исполнительского мастерства, минуя первый – настройку. И даже достигают определённых успехов. Но, ни один музыкант, даже самы...
Статья для родителей на тему: "Зачем развивать эмоциональный интеллект ребенка"
В статье простым языком изложена основная информация о том, зачем нужны эмоции, почему не стоит их скрывать и главное, как развивать эмоциональный интеллект у ребенка дошкольного возраста....
Четыре приема, чтобы развить эмоциональный интеллект ребенка
Четыре приема, чтобы развить эмоциональный интеллект ребенкаРодители нередко забывают о том, что нужно уделять внимание не только умственному развитию ребенка, но и его эмоциональному интеллекту. Имен...
Презентация на тему " Технология развития эмоционального интеллекта"
В презентации представлена технология развития эмоционального интеллекта в доступном виде...
Тема самообразования «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
Развитие и обогащение эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста...
"Как развить эмоциональный интеллект у ребёнка?"
Педагог-психолог Соколова Л. В.Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать и корректно выражать свои эмоции, а также понимать чувства других людей....