Особенности раннего возраста
статья
Предварительный просмотр:
Возрастные особенности детей раннего возраста(от 2х до 3х).
Возраст от двух до трех лет принято считать переходным в психологическом аспекте. От чего и к чему малыш переходит? От младенчества к младшему дошкольному возрасту (с3х лет). Это очень важный период в развитии ребенка именно потому, что то, что вы дадите ребенку в этот период жизни и будет фундаментом для всей его дальнейшей жизни. Итак, что особенного в ребенке в период от двух до трех лет? В этом возрасте малыш уже далеко не младенец, но еще и не младший дошкольник. Он уже имеет не малый словарный запас, может составлять простые предложения, склонять слова, выдумывать "свои" игры, по-своему манипулировать взрослыми, проявлять свои интересы и характер. Но в тоже время, ребенок во многом беспомощен, например, в самообслуживании или в тех же играх, многое может не получаться, не всегда его понимают окружающие. Мышление ребенка в этом возрасте в основном наглядно-действенное. Это значит, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных манипуляций с теми или иными предметами. Только с помощью проб и ошибок ребенку удается научиться чему-то новому. В период от 2-3 лет очень важную роль в развитии ребенка играют взрослые, т.к. обучение происходит не только по средствам собственного опыта, но и на основании подражаний. Взрослый необходим ребенку в первую очередь как источник помощи и защиты. Но, в присутствии того (это может быть не обязательно мама или папа, сюда входят, и няни, и бабушки, и воспитатели), кто вызывает симпатию и положительные эмоции, ребенок начнет ему подражать. При чем во всем, как в хорошем, так и в плохом. Внимание ребенка в этом возрасте еще довольно рассеяно. Ребенок будет играть и увлекаться только тем, что реально его интересует. При этом, в случае необходимости, взрослому очень легко отвлечь малыша от какой-то деятельности чем-то более значимым. Это позволяет нам манипулировать процессом игры или досуга ребенка. После двух лет, практически каждый день в обиходе ребенка появляются новые слова, которые начинают формировать простые предложения. Ребенок еще не пользуется первым лицом, поэтому чаще всего говорит не "я покушала", а "Маша покушала". Это считается нормой и к 3х летнему возрасту должно формироваться понятие "Я-ты" вместо "Маша-мама". Также именно ближе к трем годам дети начинают склонять слова в предложениях. Другая важная особенность детей 2-3 лет – низкие пороги сенсорной чувствительности, и недостаточная сформированность механизмов физиологической саморегуляции организма. Говоря простым, человеческим языком, если у малыша тугая резинка на колготах, болит голова, чешется животик, он не выспался, голоден или наоборот переел, то ни о каком познании окружающего мира речи быть не может. Такой ребенок не проявит особого интереса к посторонним предметам и взрослым. Скорее всего, он просто будет плаксивым и раздражительным. Между собой, ровесники пока играть не могут и общаться вербально тоже. Чаще всего, сверстники 2-3 лет играют рядом друг с другом, а не вместе. Друг для друга дети нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок взял игрушку, которая интересует и меня; другой ребенок привлек на себя внимание значимого для меня взрослого; другой ребенок наступил мне на ногу; он пролил компот на скатерть... Именно в этот период начинают проявляться впервые такие качества личности, как ответственность, самостоятельность, настойчивость, целеустремленность и инициативность. Если пресекать такие порывы бесконечно, особенно фразой "ты еще маленький, у тебя не получится", и делать все вместо ребенка, то через пару лет Вы будете счастливыми обладателями трех- четырехлетнего "младенца", который Кроме того, начиная с двух лет, очень легко прививается музыкальность, чувство ритма, грамотность, эстетическое воспитание. Дети впитывают в себя все как губки и именно от того, что Вы в них заложите, зависит то, какими они вырастут. Ниже приведены основные требования касательно психо-физиологического развития ребенка в возрасте от 2х до 3х лет. Логическое мышление. Ребенок должен уметь выполнять простые указания и просьбы, предполагающие два-три действия, а также рисовать, строить, составлять простые пазлы и кубики с картинками. Развитие речи. Ребенок после двух лет должен оперировать словарным запасом около ста слов, еще не вполне четко произносимых; Окружающий мир. Ребенок должен знать части тела и лица, уметь называть что, плавает, летает и ездит. Навыки обихода. Ребенок должен уметь спускаться и подниматься по лестнице, одеваться и раздеваться, самостоятельно ходить на горшок, ходить задом наперед, сохранять равновесие на перекладине, рисовать вертикальную линию, резать бумагу держа ножницы одной рукой, мыть и вытирать руки. Воображение. Малыш должен уметь показать, как мышка на цыпочках тихонько бегает, зайка прыгает, мишка косолапый переваливается с ноги на ногу, повторять и другие элементарные действия, которые он где-то видел. Внимание. В этом возрасте внимание ребенка считается еще рассеянным и это норма. Но, ближе к трем годам, ребенок уже может неотрывно сосредоточить свое внимание в течении12-15 минут. Память. Помимо развития слуховой памяти в виде разучивания стишков, ребенок уже может вспомнить, что было пару часов назад, вчера, в зоопарке на выходных и т.д. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Как помочь развитию малыша в этом возрасте?
Каждый раз, когда ребенок осваивает новый навык, обращайте внимание на его достижения и не скупитесь на похвалу. Поощряйте его применять те навыки, которым он уже научился, даже если сам ребенок считает, что это трудно. Берегите себя и своих близких ! Педагог-психолог Крайнюк Татьяна Михайловна. г. Астрахань, МБДОУ№22 «Волгорята» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности Раннего Возраста
Особенности развития детей раннего возраста.Возрастные характеристики .Способности ,умения .Пожелания родителям,педагогам....
Особенности раннего возраста
Важные особенности формирования человеческого организма, происходят в ранний период жизни человека. В этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований. Это касается в...
Возрастные особенности раннего возраста 2-3 г.
Возрастные особенности раннего возраста 2-3 г....
особенности раннего возраста
Консультация для родителей "особенности детей раннего возраста"...
Индивидуальные особенности раннего возраста
психологические и физиолгические особенности раннего возраста...
Возрастные особенности раннего возраста.
Ранний детский возрастот одного года до трех лет. Этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Возраст раннего детства, время со...
Особенности раннего возраста
Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить, обращаться и взаимодействовать с разным...