Физическое воспитание детей дошкольного возраста как фактор их психологического здоровья
консультация

Братчина Алина Алексеевна

Вопрос о единстве физического и психологического в организме человека издавна привлекал внимание ученых. 

Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше болеет, но и лучше развивается психически.Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять психофизические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья и гармоничного развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Физическое воспитание детей дошкольного возраста

как фактор их психологического здоровья»

Здравствуйте, уважаемые педагоги!

     

Что же такое здоровье? В современной науке понятие «здоровье» не имеет общепринятого унифицированного толкования, характеризуется многозначностью и неоднородностью состава.

 Обращаясь к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова, мы найдем такое определение здоровья -  это правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.  А в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое, духовное и социальное благополучие. И именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать комплексно, в широком аспекте.

Современная концепция здоровья позволяет выделить его основные составляющие — физическую, психологическую и нравственную.

Сегодня мы с вами рассмотрим взаимосвязь первых двух составляющих.

Если физическое здоровье - это показатели роста, веса, окружности грудной клетки ребенка, его осанка, телосложение, состояние двигательной активности, моторики и координации, чувство аппетита, отсутствие болезней и физических дефектов, то психологическое здоровье – это состояние, при котором человек способен реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего собственного сообщества. Включает в себя эмоциональный комфорт, уравновешенность психики ребенка, умственную работоспособность, развитие психических процессов, уровень зрелости процессов возбуждения и торможения и т. п.

Вопрос о единстве физического и психологического в организме человека издавна привлекал внимание ученых. Аристотель говорил, что «душа ничего не испытывает и не действует вне зависимости от тела, так при гневе, отваге, желаниях, вообще при ощущениях». Все душевные состояния сопровождаются телесными явлениями.

Болезни тела оказывают влияние на наше настроение, например, хронические или тяжёлые болезни могут повергнуть человека в депрессию. Но есть и обратная связь: психология человека оказывает влияние на его самочувствие и здоровье. 

Иначе говоря, физическое  здоровье является важным фактором  здоровья психологического, и наоборот, психологическое здоровье является важной предпосылкой здоровья физического.

Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений.

Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства.

Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше болеет, но и лучше развивается психически. 

 Начиная с дошкольного возраста, ребенок многое умеет, очень подвижен. Поэтому среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма,  важной является  двигательная активность. Двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.

Давайте рассмотрим влияние двигательной активности на психическое и физическое здоровье детей

  • двигательная активность является одним их существенных факторов, оказывающих влияние на развитие высших психических функций ребенка

          Ж.-Ж. Руссо говорил «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится в постоянном движении». Академик Н.Н. Амосов назвал движения «первичным стимулом» для ума ребёнка.

Исследования Н. М. Щеловановой и М. Ю. Кистяковской показывают что:  чем разнообразнее движения, которые выполняет ребенок, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в его мозг, а всё это способствует более интенсивному интеллектуальному развитию малыша.

Например:

Двигательные функции ребенка обеспечивают формирование различных видов восприятия. При осуществлении простейших действий с помощью зрения, осязания и других анализаторов ребенок вынужден учитывать характеристики используемых предметов (размер, форму, местоположение), ориентируя на них свои действия и регулируя свои мышечные усилия.

        Так игры «Найди отличие», «Запрещенное движение» способствуют тренировке внимания, а игра «К своим флажкам» - восприятия.

        Таким образом, можно сделать вывод, что двигательная активность способствует развитию у детей восприятия, мышления, внимания, памяти, пространственных и временных представлений, а также мыслительных процессов (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.) и сенсомоторному развитию.

  • Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи.

В процессе выполнения двигательных упражнений  рекомендуется использовать стихи, загадки, песни, соответствующие сюжету спортивной  игры; при выполнении несложных по структуре упражнений невысокой интенсивности  * «Морская волна» и «Я на солнышке лежу» предложить детям всем вместе произнести вслух отрывок из сказки А.С.Пушкина «Ты волна моя, волна» или спеть песенку из мультфильма «Как львенок и черепаха пели песню».  Все это способствует развитию речи ребенка.

  • Движение, даже самое простое, дает пищу для детской фантазии, развивает творчество. Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой через движения тела дети учатся выражать свои эмоции.  

Игровые двигательные задания, подвижные игры, физкультурные развлечения, которые всегда интересны детям,  обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач.

  • При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленной при овладении двигательными действиями энергии, от раскованности и свободы их выполнения, проявляя находчивость, ум, смекалку на физкультурных занятиях,  где узнают много нового и интересного, дети любят путешествия, походы, «полеты в космос».
  • Учеными давно доказано, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. Использовать движения в качестве противовеса отрицательным эмоциям рекомендовали многие ученые. Известный русский физиолог И. П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение. Известно, что на любое событие, душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, и наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску.
  • В результате выполнения определенных видов упражнений детьми педагог активно формирует у них нравственно-волевые качества, целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость др.

В процессе игр, упражнений  дети  учатся взаимодействию с другими детьми, видеть и понимать тех, кто рядом, согласовывать свои действия с их действиями, проявлять сочувствие, поддержку; не смеяться над тем, кто упал, проявляет неуверенность, неумение. Особенно важно поддерживать в детях желание и умение преодолевать препятствия, самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от тех конкретных условия, которые сложились в данный момент.

  • В процессе занятий физкультурой, выполняя игры-драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры – эстафеты) происходит формирование самооценки. Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

Велико значение подвижных игр во время адаптации детей к условиям детского сада. Чтобы снизить напряжение, которым характеризуется адаптация, необходимо переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Для детей раннего возраста - это движение. 

Основная задача подвижных игр в период адаптации ребёнка в детском саду - активное расходование  адреналина и как следствие, предотвращение стрессовых ситуаций,  а также формирование эмоционального контакта, доверия детей к взрослому.  Поэтому во время адаптации используются потешки с элементами подражания поведению животных. (* Мишка косолапый и Зайка серенький сидит.); игрушечный герой приносит для ребят  спортивное оборудование для игр (* мячики); обязательно - музыкальное сопровождение.

Гармонизации психофизического здоровья детей, воспитанию здорового образа жизни способствует организация совместных физкультурных занятий инструктора  по физической культуре и педагога-психолога ДОУ.

Многие дети нуждаются в особых приемах и техниках физического воспитания, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных, психофизических проблем. Наряду с речевыми нарушениями, у детей есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием. Часто дети моторно неловки, не могут осознать и выполнить сложную инструкцию.

Тесное сотрудничество инструктора по физической культуре и педагога-психолога позволяет повысить эффективность здоровьесберегающих технологий, раскрепощает детей, повышает уровень самооценки.

Участие педагога-психолога на таких занятиях просто необходимо, и это объясняется следующим. Двигательная деятельность раскрепощает детей, снимает с них «зажимы» - дети ведут себя естественно. Поэтому становятся явными часто скрытые проблемы: неумение договориться с другими детьми; неадекватное поведение. В этих ситуациях на помощь приходит педагог- психолог, который оказывает психологическую поддержку и помощь, как детям, так и взрослым на занятии (дает совет, помогает разрешить конфликтную ситуацию между взрослым и ребенком, обращает внимание на выход из сложившейся ситуации).

Благодаря такой организации в процессе двигательно-игровой деятельности на занятии происходит коррекция сложившихся взаимоотношений между взрослыми и детьми, становится возможным оказание психологической поддержки.

Таким образом, тесное сотрудничество специалистов: инструктора по физической культуре и педагога-психолога - позволяет повысить эффективность занятий.

На физкультурно - психологических занятиях происходит:

-           установление эмоционально - тактильного контакта взрослого с ребенком (взрослый прикасается к ребенку, поглаживает его, обнимает);

-           выполнение физических упражнений и ощущения радости от двигательной деятельности;

-           межличностного общения, как с помощью слов, так и с помощью жестов и мимики;

-        совместное решение проблемных ситуаций и развития у взрослых и детей самостоятельности, инициативности и творческой активности.

             Каждый из специалистов выполняет свои функции на занятии.

Так, инструктор по физической культуре:

-           осуществляет показ физических упражнений, здоровьесберегающих техник и приемов;

-           помогает выполнять физические упражнения;

-           дает указания и объяснения детям.

            Педагог-психолог:

-           ведет наблюдение за поведением детей;

-           проводит здоровьесберегающие игры и упражнения;

-           своевременно предотвращает конфликтные ситуации или помогает их разрешить;

-           помогает найти оптимальный способ детской коммуникации.

  На совместных занятиях, инструктор по физической культуре и педагог – психолог используют такие здоровьесберегающие технологии, как: кинезиологическая гимнастика,  фитбол - гимнастика, методика  «Игрового стретчинга» С.В. Сулим,  массажные шарики «Су – Джок», дыхательная гимнастика, упражнения на релаксацию,  которые способствуют коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Во время совместных занятий с педагогом-психологом, инструктор по физической культуре проводит упражнения, с использованием коррекционных мячей - фитболов.

Фитбол - гимнастика, где при выполнении физических упражнений одновременно включаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий.

Упражнения фитбол - гимнастики просты по структуре движений. При их выполнении дети приучаются регулировать свои движения, сначала по указанию педагога, затем самостоятельно, кроме того, они получают представление о силе, скорости, ритме, амплитуде движений.

Освоение каждого упражнения способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме, координируя движения и речь.

Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто или ускорен, или, наоборот, замедлен.

Например:

СИДЯ НА МЯЧЕ

 На телеге мы поедем, (Прыгающие движения).

Трях, трях, бух, бух,

Ямки кочки переедим,

Трях, трях, бух, бух,

Нас деревья покачают,

Шух, шух, вух, вух,

Звери в прятки поиграют. Ух!

Активно в совместной деятельности используем игровой стретчинг. Это  специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Упражнения стретчинга носят имитационный характер.  Выполняются в ходе физкультурного занятия, индивидуальной работы с детьми,  сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных задач.

Упражнения выполняются без какого-либо вмешательства со стороны, а их медленный темп дает возможность ребенку прочувствовать свое тело. Близкие и понятные детям образы животных и сказочных героев позволяют легко выполнить непростые физические упражнения. Упражнения эти направлены на профилактику различных деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата, формирование правильной осанки. Кроме того развивается эластичность мышц, координация движений, воспитывается выносливость и старательность. Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание.

         На начальном этапе обучения упражнение сопровождается тематическим стихотворением. Например:

Дерево

И.п.: стойка, ноги вместе. Поднять левую стопу к внутренней части бедра. Соединить ладони над головой. Удерживать. Поменять ногу.

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки,

Но зимние метели

В меха его одели

На каждом занятии с детьми проводится новая сюжетно-ролевая игра в виде:

 Сказочных путешествий (в зоопарк, в лес, в джунгли, на необитаемый остров, в морское царство, на Луну и т. д.).

 Фантазий, когда дети сами придумывают встречи с животными, насекомыми, людьми и т. д.

Совместно педагоги проводят с детьми кинезиологическую гимнастику, направленную на развитие межполушарного взаимодействия - синхронизацию работы полушарий мозга, через движения рук и тела. Что повышает функциональные возможности мозга, развивает спортивные навыки, концентрацию внимания, улучшает равновесие и координацию. С ее помощью интегрируется система «тело – интеллект», расширяется поле видения, умение слушать и слышать, чувствовать свое тело.

Кинезиологические упражнения можно использовать в образовательной деятельности, в качестве динамических пауз, в ходе проведения режимных моментов, в свободной деятельности с детьми. Упражнения могут проводиться как  в комплексе, так  и  самостоятельно.

Например: «Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

«Перекрестное марширование»

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

Также, во время совместных занятий с инструктором по физической культуре, педагог-психолог учит детей самомассажу при помощи шариков «Су – Джок».

Су-Джок – терапия относится к наилучшим методам самомассажа настоящего времени. Данный метод способствует общему укреплению организма ребенка, эффективно развивает эмоционально-волевую и познавательную сферу, стимулирует речевые зоны коры головного мозга; совершенствует навыки пространственной ориентации, а также, развивает психические процессы (мышление, речь, внимание, память).

Оздоровительный массаж рук благоприятно воздействует на психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье, а также развивает у детей самостоятельность, активность, умение заботиться о своём здоровье.

Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение.  Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство,

Воздействуя на точки на поверхности ладоней и стопы шариками Су – Джок, происходит оздоравливание всего организма и развитие мелкой моторики рук. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.

Например:

Этот шарик непростой, -(любуемся шариком на левой ладошке)
        Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)
        Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)
         И ладошки согревать.

Дыхательная гимнастика проводится педагогами и для восстановления организма после интенсивных упражнений, и как самостоятельный вид деятельности на занятии, который способствует развитию органов дыхания и фонационному (озвученному) выдоху; увеличению объема легких; выработке более глубокого вдоха и более длительного выдоха.

Кроме того, правильное дыхание начинает стимулировать работу сердца, восстанавливает нервную систему и укрепляет защитные силы организма ребенка. А также:

•          упражнения учат ребятишек управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой;

•          правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья;

•          дыхательная гимнастика - отличная профилактика болезней органов дыхания.

Установлено, что нервные импульсы из дыхательных центров мозга распространяются на его кору и изменяют ее тонус. При этом тип дыхания, при котором вдох производится быстро и энергично, а выдох — медленно, вызывает снижение тонуса центральной нервной системы, нормализацию кровяного давления, снятие эмоционального напряжения. Медленный вдох и резкий выдох, напротив, тонизируют нервную систему, повышают уровень активности ее функционирования, создают определенное психическое напряжение.

Например: Роза и одуванчик

Выполняется в положении стоя. Вначале ребенок делает глубокий вдох носом, как будто он нюхает розу, стараясь втянуть в себя весь ее аромат, затем «дует на одуванчик» - максимально выдыхает ртом

Во время совместных занятий с инструктором по физической культуре, педагог-психолог использует технику релаксации.  Смысл  ее заключается в следующем: после сильного напряжения мышц само собой следует расслабление. Ученые рекомендуют сильно напрягать какую-либо мышцу в течение 5-10 секунд, а затем в течение 15-20 секунд концентрироваться на возникшем в ней чувстве расслабления.

Цель релаксации: снятие мышечного напряжения и эмоционального возбуждения. Расслабляясь, нервная система переходит на экономный режим. Последний создаёт наиболее оптимальные условия для восстановления биологического потенциала.

Релаксация помогает каждому ребёнку избавиться от накопившегося внутреннего негатива, плохого настроения, обид и сомнительных мыслей. Во время расслабления приходит ощущение свободы, лёгкости и спокойствия. Такое состояние, помогает ребёнку легко воспринимать и усваивать новый материал, радоваться жизни, быстрее забывать неудачи. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

 После проведения таких упражнений у ребенка снижается мышечное и эмоциональное напряжение, улучшается настроение, увеличивается запас энергии, восстанавливаются силы.

*«Любопытная Варвара», «Гуси».

Например: Упражнение «Шишки».

Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах (напряжение). Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам…

Тесное сотрудничество специалистов: инструктора по физической культуре и педагога – психолога - позволяет повысить эффективность взаимодействия дошкольного учреждения с семьей  в плане психологического просвещения родителей, пропаганды здорового образа жизни, оказания психологической поддержки и помощи детям и взрослым, мотивации родителей на дальнейшую работу.

Под влиянием использования здоровьесберегающих техник в организме происходят положительные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Следует отметить, что приведенные выше техники удобны в применении, органично вписываются в структуру занятия, а главное – дети выполняют их с большим желанием и удовольствием!

Все представленные упражнения предусматривают формирование у детей активной позиции в отношении собственного здоровья.

Результатом здоровьесберегающей работы являются:

  • установление гармоничных взаимоотношений между ребятами;
  • установление доверительных отношений специалистов с детьми,
  • оздоровление детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять психофизические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья и гармоничного развития.

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы:

  1. Влияние физических упражнений на психику человека // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XI студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2014 —№ 4(11) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(11).pdf

2. Емельянова, М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки / М.Н. Емельянова // Ребенок в детском саду. - 2007. - №4. - С.29-33.

3.         Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. «Двигательный игротренинг для дошкольни- ков». - Издательство «Речь», Санкт – Петербург, 2009.

4. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Двигательное развитие детей дошкольного возраста // Пралеска № 12, 2008

Материалы интернет-сайтов:  

https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/10/11/konsultatsiya_vzaimosvyaz_psihicheskogo_i_fizicheskogo_razvitiya_doshkolnikov.doc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационное использование классических здоровье сберегающих технологий в физическом воспитании детей дошкольного возраста

Помните! Ваше здоровье и здоровье детей в ваши руках.Восточная мудрость гласит:Если ты думаешь на год вперед – посади семя.Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево.Если ты думаешь на век ...

Мастер - класс для инструкторов по физической культуре "Использование отдельных элементов акробатики в физическом воспитании детей дошкольного возраста".

Развитие компетентности инструкторов по физической культуре в области знаний отдельных элементов акробатики....

Особенности коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в том числе с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий.

Особенности коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в том числе с  ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий.А...

Дополнительная образовательная программа секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» по физическому воспитанию детей дошкольного возраста (на основе авторской программы «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возра

Актуальность темы дополнительной образовательной программы секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» обусловлена необходимостью формирования здоровья детей, полноценного развития их орга...

Фитбол-гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного возраста, как внедрения современных здоровье-сберегающих технологий

Разгрузить суставы, задействовать мелкие стабилизирующие мышцы, научить работать в балансе, тем самым тренируя вестибулярный аппарат....

Консультация по физическому воспитанию дошкольников: «Роль воспитателя по физическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Содержание: Введение. 21.   Роль воспитателя по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. 42.Общая характеристика средств физического воспитания дошкольников. 63.Цели и задачи ...