Фольклор в режимных моментах. (Из опыта работы)
материал

Автушко Екатерина Олеговна
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklor_v_rezhimnyh_momentah.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов устного народного творчества в проведении режимных моментов.

(Из опыта работы)

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.

Сказки, песни, потешки, пестушки незаменимое средство пробуждения познавательной активности, яркой индивидуальности.

 В своей работе я широко применяю малые формы фольклора. Известно, что ребенок младшего дошкольного возраста чутко откликается на потешки, пестушки, приговорки. Вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение. Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Они разнообразны по содержанию: колыбельные успокаивают, веселые радуют, в них звучит любовь к ребенку и забота о нем. Знакомство с народными потешками расширяет

кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношения к окружающему миру.

 Прежде всего, начинаю совместную работу с родителями. Для  получения информации о ребенке использую анкеты. Где  родители  указывают, как засыпает ребенок дома: быстро, медленно, сам, с ним рядом сидит кто-то, читайте потешки, колыбельные(какие). Потом в дальнейшем мне легче завоевать доверие малыша.

  Особую значимость фольклора представляет в первые дни жизни ребенка в детском саду. Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому, маме, и не способен к общению с другими детьми и поэтому находится в угнетенном состоянии. Потешка  помогает  установить первоначальный контакт воспитателя  с малышами. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше  отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужому для него человеку. В общем отвлечься и успокоится. Перебираю пальчики Дениса и приговариваю:

 Это пальчик  - дедка,

 Это пальчик-бабка,

Это пальчик-папенька,

Это пальчик –маменька,

А вот это наш малыш,

Зовут его Денис?

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка- хороший!

Ванечка- пригожий!

Так маленькие фольклорные шедевры, полны мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.

 Для выполнения этих задач подобрала серию: потешек, песенок, прибауток. При подборе обращала, чтоб они были просты, коротки, с четким ритмом побуждали к действию, движениям.

 Большое внимание уделяю подбору иллюстративного материала. Предпочтение отдаю таким художникам, как Васнецов, Елесеев.

Известно, что словарный запас детей этого возраста еще не велик, реальный мир воспринимается им своеобразно, поэтому потешки должны  соответствовать уровню развития детей. Разумеется, тексты я заучиваю наизусть и, конечно ищу соответствующие интонации: колыбельную произношу нараспев, ласково, негромко, веселую потешку- задорно, с юмором, с улыбкой.

Ребята реагируют на потешки неодинаково. Так, если Таню, Лилю успокаивает потешка с перебиранием пальчиков, то Мишу, Лизу, Полину на эту потешку почти  не реагируют. Я пробую привлекать их к играм в сопровождении потешек. Сажаю Ваню на лошадку или коленки и приговариваю:

Еду, еду к бабе, к деду

На лошадке в красной шапке.

 Так приходится учитывать индивидуальные особенности детей, чтобы создать у каждого радостное настроение. Помогают в этом  игрушки. Также всем известная потешка «Ладушки» звучит свежо, когда ее приговаривают от имени куклы, умеющий двигать руками. А сколько веселья вызывает у детей зайка, скучающий по комнате под слова народной потешки!

Скачет  зайка маленький

Около завалинки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка.

Ритмичный текст потешки побуждает ребят к движению, создавая веселое настроение.

  Каждый знает, что проведение некоторый режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались с удовольствием, я решила прибегнуть к потешке. Так во время умывания говорю Тани и Полине:

Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

А  Максиме, Дане (дети которые, тяжело расстаются с родителями, плачут) создаю проблемную ситуацию и говорю: « А кто мне поможет открыть кран».  И под приговоры потешки:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием  подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются открыть кран, подтянуть рукавчики.

 Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот почему я стараюсь, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малыша, настраивала их на мажорный лад. Помогает  потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, я произношу:

Умница Катенька,

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, душистую.

Катя, которая сначала отодвигала тарелку, отказывалась от еды, бралась за ложку.

 Не все дети охотно ложатся в постель ,некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребенка в детском саду.  Полина, которая не хотела ложится спать в постель, долго не засыпала и смотрел грустными глазами, я гладила по спинке и ласково убаюкивающе  говорила:

Вот и люди спят,

Вот и звери спят,

Птицы спят на веточках,

Лисицы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам…

Спят-поспят,

Всему миру спать велят.

 

 Одевание сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сааме, отвлекаются. И вот для того чтоб дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания проговариваю:

Валенки- валенки,

Невелички маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Завяжу потуже шарф,

Будем делать снежный шар,

Шар покачу, гулять хочу.

  Используя потешки, как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.

    Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда я появляюсь в роли бабушки – забавушки в русском сарафане, они с интересом смотрят мой костюм, корзиночку, которую я держу в руках. С восторгом встречают игру «Коза рогатая», «Ладушки». Приподнятое настроение детей вызывает желание общаться с бабушкой –забавушкой, рассказывать ей о козе.

  Дети у нас и сами любят наряжаться. Во вторую половину дня достаем  из сундучка: сарафан, юбочки, музыкальные инструменты.

Включаем русские народные песенки. Такие развлечения создают эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает и радует ребенка.

 В результате  общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроение и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша,  активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют  ознакомлению  с окружающим миром, в результате  чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых форм фольклора в режимных моментах

В помощь воспитателю- пословицы и поговорки в форме ласки и шутки, в качестве поучения и наставления. А также использование пословиц в режимных моментах....

Использование фольклора в режимных моментах детей младшего возраста

Знакомство с потешками и использование их в повседневной жизни ребенка....

Фольклор в режимных моментах с детьми раннего возраста в адаптационный период

Материал по Фольклору в режимных моментах поможет воспитателю ранннего возраста по программе "Детство"...

Выступление на городском семинаре «Организация закаливания в режимных моментах» (из опыта работы)

Когда говорят о здоровом образе жизни, то закаливание – это первое, что приходит в голову. Особенно оно важно для маленьких детей, ведь их организм еще не может быстро и адекватно реагировать на разли...

Консультация для педагогов "Использование фольклора в режимных моментах в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Цель: Создание условий для приобщения детей младшего дошкольного возраста к малым фольклорным формам в режимных моментах....