Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности
статья
В докладе автор отвечает на вопрос - способствуют ли занятия музыкой развитию речи?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_21-22_doklad.docx | 21.99 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие речи дошкольников
посредством разных видов музыкальной деятельности
Доклад на РМО 2021-22 учебный года
Подготовила Мельникова С.В.
В последнее время отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, поэтому необходимо усилие всех педагогов ДОУ для решения задач речевого развития. Попробуем определить – способствуют ли занятия музыкой развитию речи?
У музыки и речи много общего:
- они имеют общее начало – звук. И музыка, и речь воспринимаются слухом;
- имеют интонационную природу;
- выразительность языка музыки и выразительность речи сходны. И там, и там важны тембр и сила голоса, ритм и темп исполнения, высота извлекаемых звуков, фразовое и логическое ударение.
Основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение.
Пение давно используется как одно из средств реабилитации при различных нарушениях речи: невнятном произношении, проглатывании окончаний слов, при заикании. Многие дети говорят недостаточно ясно, активно, зажимают нижнюю челюсть.
Пение помогает детям понять ритмический строй языка, так как слова поются по слогам. Песни развивают способность последовательного изложения фактов и событий, пополняют словарный запас, стимулируют образное мышление.
Обучение пению проходит по трём направлениям, это: работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.
Формируя умение рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии, мы развиваем и речевое дыхание. Часто используем русские народные попевки, скороговорки, которые дети поют на выдохе, пение слогов «да-да-да, лю-лю-лю-, ту-ру-ру, та-та-та», способствует автоматизации звуков, формирует чёткую дикцию.
Например, поём с детьми на двух звуках скороговорку «Не по шоссе, а около катилось О и охало», или чистоговорку «Мама мыла Милу с мылом, Мила мыло не любила», в которой сонорные согласные «м» и «л» поются как можно дольше.
Дыхательную гимнастику мы используем непосредственно перед пением. Она формирует правильное дыхание, развивает дыхательную систему в целом и тренирует силу вдоха и выдоха, что немаловажно для речи детей.
С младшей группы мы предлагаем детям спеть, как медвежата, как зайчики или мышки. Это помогает лучше овладеть тремя основными регистрами голоса.
При постановке певческого голоса ребёнка вырабатывается культура выразительного исполнения, тем самым формируется и речевая выразительность.
Сольное пение закладывает основу монологической речи, а развитие ладового чувства открывает способность к речевым интонациям.
Восприятие, или слушание музыки, формирует слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость, расширяет кругозор. Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыкальных произведений. Такие беседы позволяют расширить словарный запас детей, учат формулировать свои мысли и чувства, развивают воображение, обогащают речь ребёнка прилагательными.
Чтобы состоялся полноценный диалог, музыкальные пьесы должны быть очень выразительными, понятного детям содержания. Например, «Голодная кошка и сытый кот» Вадима Салманова, «На слонах в Индии» Александра Гедике, «Марш гусей» Бина Канеда, «Танец дикарей» Ёсинао Нака, «Марш Черномора» Михаила Ивановича Глинки.
Слушая музыку, дети учатся сравнивать пьесы с одинаковыми названиями, музыкальные и литературные произведения.
Музыкально-ритмические движения тренируют, в первую очередь, мозг и подвижность нервных процессов. При разучивании танцевальных движений используются специальные стишки - подговорки. Например, во время исполнения детьми дробного шага, мы говорим: «Каблучками я стучу, пляску русскую учу, пляска русская моя замечательная». А при разучивании бокового галопа: «Ножка ножку догоняет, пятка, пятку выбивает». Чёткое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает те только музыкальный слух, но и чувство слова. Чем чётче произносится текст, тем лучше двигаются дети. Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи очень часто страдает общая моторика: движения характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, отмечается недоразвитие чувства ритма, координации движений. Поэтому, развивая общую моторику, мы способствуем и развитию речи.
Игра на детских музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей, во время которой они могут проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость и скованность. Игра на любом музыкальном инструменте развивает мелкую моторику, и, значит, оказывает положительное влияние на формирование речи. Извлекая звуки, в основном шумовые, ребенок развивает метроритмическое чувство и учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Пальчиковые игры в парциальной программе «Ладушки», которую я использую в работе, являются неотъемлемой частью музыкальных занятий. Педагогам известно, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка . Итак, все, без исключения, виды музыкальной деятельности играют большую роль в развитии речи детей.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности
Основной вид музыкальной деятельности-пение тесно связан с развитием речи...
Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности
Материал поможет установить профессиональную взаимосвязь между логопедом музыкальным руководителем в дошкольной организации...
Развитие речи дошкольников в разных видах музыкальной деятельности.
Развитие речи детей в разных видах музыкальной деятельности....
Статья: "Развитие речи дошкольников, посредством различных видов музыкальной деятельности"
Задачи для развития речи на музыкальных занятиях.-Развитие речи через восприятие музыки._Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.-Формирование элеметарных представлений о видах искусс...
ООД по музыке в старшей группе Тема: «Развитие речи дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности».
Музыкальное воспитание детей оказывает большое влияние на развитие речи детей. Один из способов развития речи детей-дошкольников – это системное использование средств музыкального воспита...
«Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности»
Доклад и видео - презентация из опыта работы музыкального руковдителя по развитию речи дошкольников.https://disk.yandex.ru/i/uPcF4OZXTjdtPQ...