Развитие речи дошкольников в разных видах музыкальной деятельности.
консультация по развитию речи (старшая группа)

Мешалкина Антонина Васильевна

Развитие речи детей в разных видах музыкальной деятельности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольников в разных видах музыкальной деятельности.

Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. На дошкольном этапе необходимо, чтобы ребенок не чувствовал обучения, а играл в него. Главное, заинтересовать детей и удержать интерес. Одним из важнейших видов музыкальной деятельности детей является – пение. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Голос – инструмент общения, сигнала в речи, интонации. Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира  (голоса животных и птиц, звуки неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины). В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Если систематически использовать развивающие игры с голосом, то можно почувствовать, как дети учатся слушать свой голос. В таких упражнениях развивается интонационный и фонематический звук.

        Замечательный музыкант и педагог Карл Орф, считал, что «Музыка, движение и речь не являются обособленными друг от друга, а представляют собой единое целое для ребёнка».

Карл Вебер (немецкий композитор)  говорил  «Музыка – это истинная, всеобщая человеческая речь»

        При знакомстве детей со звуком, слогом, словом мы в своей группе используем музыкальные инструменты.

                  Упражнения с использованием металлофона.

                                       Игра «Где живёт звук?»

Предварительная подготовка: познакомить детей с расположением первой и последней пластинок металлофона, а также с нахождением середины полотна (возможно употребление метки на пластинке).

Цель: определять местоположение звука в слове.

Инструкция:  Дорожка из пластинок похожа на слово, в котором живут звуки. Звук в слове может жить в начале слова, тогда надо ударить по первой пластинке. А если звук живёт в конце слова, по какой пластинке ударим молоточком? Услышав звук в середине слова, найдите середину дорожки. А теперь слушайте слово и показывайте, где в нём живёт звук.

Игра «Звук или слово?», «Слово или слог?» (используем металлофон)

Предварительная подготовка состоит в знакомстве с понятиями слог, слово.

Цель: дифференцировать понятия слог, слово.

Инструкция: При назывании  слова проведите молоточком по всей дорожке. Услышав звук (слог), ударьте по одной пластинке. Слово будет звучать долго, а звук  (слог) – коротко.  Слово подскажет, о чём или о ком говорится, а звук (слог)  не подскажет.

Упражнения с использованием деревянных ложек и колокольчика.

                                       Игра «Звонкий – глухой»

Предварительная подготовка состоит в знакомстве с признаками звонких и глухих согласных и способами их определения.

Цель: дифференцировать звонкие и глухие согласные.

Инструкция. Если услышите (в начале слова) звонкий  согласный  - позвените колокольчиком, услышите глухой – постучите ложками. (Б-П)

        А для следующих упражнений можно использовать металлофон и погремушки,  музыкальный треугольник и маракас, дудочку и барабан.

                                 Игра «Посчитаем слова»

Предварительная подготовка состоит в знакомстве с понятием предложение. Упражнение направлено на обучение  элементарному синтаксическому анализу.

Цель: обучить элементарному синтаксическому анализу, определению количества слов в предложении.

Инструкция: На каждое слово в предложении  ударяйте палочкой по треугольнику и посчитайте слова.

                                Игра «Гласный – согласный»

Предварительная подготовка состоит в ознакомлении  с понятиями гласный и согласный звук. Беспрепятственный «полёт» гласных ассоциируется с игрой на дудочке (звук льётся легко и свободно), звучание согласных – с игрой на барабане (звук встречает препятствие, палочки ударяются о барабан).

Цель: развивать умение определять наличие или отсутствие преграды у воздушной струи при дифференциации гласных и согласных звуков.

Инструкция:  Услышите (в начале слога)  гласный – играйте на дудочке, согласный – на барабане.

Далее даётся инструкция о положении звуков в конце слога (слова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи дошкольников через разные виды детской деятельности.

В соответствии с ФГОС речевое развитие является одной из пяти образовательных областей и предполагает владение речью как средством общения, развитие грамматически правильной монологической и диалогиче...

Открытое занятие по теме: "Развитие речи дошкольников через различные виды музыкальной деятельности"

Помогает активизировать речь детей через различные виды музыкальной деятельности.Формирует интерес к миру звуков, развивает музыкальные и творческие способности, в том числе слуховое вниминие,зв...

Развитие речи дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности

Основной вид музыкальной деятельности-пение тесно связан с развитием речи...

Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности

Материал поможет установить профессиональную взаимосвязь между логопедом музыкальным руководителем в дошкольной организации...

Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности

В докладе автор отвечает на вопрос - способствуют ли занятия музыкой развитию речи?...

«Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности»

Доклад и видео - презентация из опыта работы  музыкального руковдителя по развитию речи дошкольников.https://disk.yandex.ru/i/uPcF4OZXTjdtPQ...