Проект "Удивительные насекомые" средняя группа
проект (средняя группа)

Данный проект позволяет расширить кругозор детей,  обогатить и систематизировать знания детей по теме «Насекомые».  Широкий кругозор облегчает процесс познания, активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности.

Цель: развивать познавательные и творческие способности детей в процессе реализации проекта.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15»

Согласовано:

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 15»

___________ Гуленко А.А.

«___» ___________ 2022 г.

 

 

ПРОЕКТ 

Тема: «Удивительные насекомые»

Подготовила воспитатель:

Кочерова

Светлана Владимировна

д. Старая Руза

2022 г.

Проект: «Удивительные насекомые» в средней группе.

Вид проекта: познавательно - творческий, краткосрочный.

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

Актуальность проекта: 

Проблема экологического воспитания относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.

В современных условиях, с расширением сферы воспитательного воздействия, проблема экологического воспитания особенно актуальна. Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.  Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе.  И чем раньше начнется работа по экологическому воспитанию, тем большим будет ее педагогическая результативность.

Так, дети дошкольного возраста, познавая окружающий мир и  встречаясь с миром насекомых, реагируют по-разному. Одни боятся насекомых, другие губят их, потому что мало знают о пользе насекомых. Объясняется это тем, что вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе здорового интереса их не познакомили с жизнью насекомых. Дети не могут самостоятельно объяснить интересующие явления природы, поэтому это задача взрослых.                                    

Данный проект позволяет расширить кругозор детей,  обогатить и систематизировать знания детей по теме «Насекомые».  Широкий кругозор облегчает процесс познания, активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности.

Цель: развивать познавательные и творческие способности детей в процессе реализации проекта.

Задачи проекта:

для детей:

- расширять и систематизировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик), их строении, способах передвижения;

- развивать эмоциональную отзывчивость;

- развивать коммуникативные навыки;

- заложить основы экологического воспитания, вызвать удовольствие от общения с природой; воспитывать бережное отношение к живому, интерес к насекомым; воспитывать трудолюбие, дружелюбие.

для педагогов:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах экологического образования детей.

для родителей:

- дать представление родителям о значимости  экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста;

- способствовать созданию активной позиции родителей в совместной деятельности с детьми;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Методы и формы работы с детьми:

  •  наблюдения;
  •  беседы;
  •  рассматривание иллюстраций;
  • подвижные игры;
  • пальчиковые гимнастики;
  • дидактические игры;
  • художественное слово.

Формы работы с родителями воспитанников:

  •  беседы с родителями по теме проекта;
  • консультации для родителей;
  • ознакомление  родителей и детей с фотоматериалом по теме проекта;
  • участие родителей в обогащении РППС: создание и пополнение уголка природы для детей.

Ожидаемый результат по проекту:

для детей:

  • бережное отношение детей к природе, к насекомым;
  • развитие познавательной активности, любознательности, творческих способностей.

для педагогов:

  • развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде;
  • создание условий для проявления воображения, любознательности, применения умений на практике;
  • расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с  пословицами, разучивание стихотворений.

для родителей:

  • привлечение к сотрудничеству по созданию условий для познавательного интереса детей.

Продукт проектной деятельности:

  • использование полученных знаний, умений, навыков в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях;
  • бережное отношение к насекомым;
  • выставка рисунков.

Этапы осуществления проекта.

I этап - подготовительный

II этап -основной

III этап -заключительный

План реализации проекта

I этап – подготовительный

  • подобрать и систематизировать наглядный материал по теме проекта;
  • подобрать художественную литературу по теме для чтения детям (стихи, сказки, рассказы);
  • подбор консультаций для родителей;
  • изготовление папки-передвижки  для родителей;
  • разработка дидактических игр, бесед.

II этап - основной

Цель: выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.

III  этап. Заключительный.

  • анализ  полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
  • оформление фотоальбома по проекту.

Приложение 1

План работы по теме проекта

Мероприятия

Цели

Ответственные

  1. этап -  подготовительный

1.1.Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода.

Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования.

Воспитатель

1.2.Составление плана над проектом.

Реализация мероприятий по проектной деятельности

Воспитатель

1.3.Беседа с родителями на тему "Поможем детям увидеть удивительный мир насекомых".

Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатель,
родители.

1.4.Подбор наглядного иллюстративного материала для детей по теме проекта.

Создать условия для реализации проекта.

Воспитатель,
родители.

1.5.Создание условий для организации работы: обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

Воспитывать трудолюбие, развивать творчество детей.

Воспитатель,
родители.

1.6.Ознакомление  родителей и детей с используемыми материалами по теме проекта.

Сформировать интерес у детей к проектной деятельности.

Воспитатель,
родители, дети.

2 этап – основной.

Сроки

Формы работы с детьми

1 неделя

Физическое развитие

Тематический модуль «Здоровье»

Артикуляционная гимнастика.

«Пчелки», «Зудит комар»

Подвижные игры:   «Медведь и пчелы»,  «Поймай комарика», «Угадай, кто летит» и др.

 Пальчиковая гимнастика

«Жук», «Оса», «Бабочка», «Насекомые», «Паучок» и др.

Физкультминутки

«Кузнечики на лугу», «Муравей нашел былинку» и др.

Дыхательная гимнастика

«Понюхай цветок», «Подуй на бабочку», «Летят пчелы»

2 неделя

Познавательное

развитие

Беседа: «Что мы знаем о насекомых?»

Вопросы: - Назови насекомых, которых ты знаешь.

- Кто из них летает? Ползает?

- Какие они по размеру? По цвету?

- Кто из них может укусить? Кто не кусается?

- Кто приносит пользу?

Дидактические игры: «Найди такую же бабочку» «Найди по описанию», «Где живут насекомые» «Что изменилось» «Посади бабочек на свой цветок»

 «Логическая цепочка из жуков»

3  неделя

Речевое развитие

Чтение художественной литературы.

К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище»; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» и др.

Разучивание стихов: «Бабочка», «Божья коровка», «Комариха»

Загадки о насекомых.

Составление описательного рассказа: 

«Бабочка – красавица», «Трудолюбивая пчелка».

Знакомство с потешками:

«Божья коровка улети на небо» и др.

Подборка детских произведений для домашнего чтения: 

чтение А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот»; Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики»;  С. Михалков  «Академия наук»;  Г. Скребицкий «Счастливый жучок»;  В. Зотов  «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»,  К. Ушинский «Пчёлки на разведках»

4  неделя

Социально-коммун. развитие

Словесные игры: «Зеленая лужайка» (упражнять детей в названии предмета, признака предмета, действие предмета) и др.

Дидактические игры: «Найди одинаковых бабочек», «Что лишнее на картинке?» и др.

Сюжетно-ролевые игры:  «Улитка, со мною пройди по дорожке», «Прогулка по зелёному лугу»» и др.

5 неделя

Художествен. - эстетическое развитие

«Бабочка-красавица»  - нетрадиционная техника рисования (монотипия);

«Божья коровка» - рисование;

«Сороконожка» - лепка;

«Трудолюбивая пчелка» - аппликация;

"Веселая гусеница" – объемная поделка из полосок цветной бумаги (кольца);

Раскраски насекомых по печатным картинкам;

Коллективная работа: "Бабочки на лугу"

3 этап – заключительный

3.1. Подведение итогов.

Оформление выставки рисунков детей

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательной деятельности детей.

Воспитатель, дети.

3.2.Презентация проекта на педсовете ДОУ

Обобщение опыта работы.

Воспитатель,
родители

Результаты проекта:

В ходе реализации проекта предполагаемые результаты были достигнуты:

  • дети  познакомились с художественными произведениями по теме;
    пополнился активный  словарный запас;
  • на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию; 
  •  дети раскрасили насекомых по печатным картинкам; выполнили аппликацию «Трудолюбивая пчелка»; создали коллективную работу «Бабочки на лугу»;
  •  дети стали различать и уверенно называть насекомых, их  особенности и различия; просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы;
  • родители приняли активное и заинтересованное участие  в совместной деятельности с детьми  по развитию у них  знаний  о насекомых; получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду; смогли реализовать свои творческие способности (выполнили поделки совместно с детьми по теме проекта).

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.

Список литературы

1. Алябьева, Е. А. /Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты (Текст)/ Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005г.

2. Веретенникова, С.А. /«Ознакомление дошкольников с природой»/ М: Просвещение 1973г.

3. Веракса Н. Е. /Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование/ – 2008г.

4. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. /Сценарии занятий по экологическому воспитанию (Текст)/ Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008г.

5. Николаева С.Н. /Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада/ - М.: Мозаика-Синтез,

6. Парамонова Л.А. /Развивающие занятия с детьми 3-4 лет/ Под ред. Парамоновой Л. А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009г.

7. Саморукова Т.Г. /«Как знакомить детей с природой»/ М: «Просвещение», 1983г.

8. Шорыгина А.Т. /«Насекомые. Какие они?»/  М., 2003г.

9. Журнал «Педагогическое творчество» №6 1999; №6 2000; №3 2003; №3 2004г.

10. Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008 г.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по изготовлению объемной аппликации из цветной бумаги

«Веселая гусеница».

Цель: учить детей делать объемную аппликацию из бумаги.

Задачи: закрепить знания и представления о насекомых (гусенице);  закреплять навыки аккуратного наклеивания; учить пользоваться салфеткой.

Материал: картон: зеленый,  бумага цветная: по выбору, салфетки, клей.

Подготовка: берем необходимые для работы материалы: из зеленого картона вырезаем и оформляем листик; из цветной бумаги нарезать полоски; вырезать глазки для гусеницы.


Ход занятия:

- Дети, послушайте, пожалуйста загадку и подумайте кто это:

Хоть имеет много ножек,

Все равно бежать не может.

Вдоль по листику ползет,

Бедный листик весь сгрызет.

Дети: Гусеница!

- Правильно, ребята, это гусеница! А вы когда-нибудь видели гусеницу?

Дети рассказывают, когда и где они видели гусениц.

- Посмотрите, каких гусеницы бывают разные, смотрите.

hello_html_543576c4.jpghello_html_m17fd3be4.jpg

hello_html_m47a5e799.jpg

Воспитатель фотографии с гусеницами.

Дети рассматривают их, а воспитатель подмечает особенности (много ног, голова такая же, как и туловище).

- Ребята, давайте с вами проведем пальчиковую гимнастику про гусеницку?

Пальчиковая игра «Гусеница»

Гусеница, гусеница, (ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев)

Бабочкина дочка, («ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки)

По травинкам ползает, (то же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»)
Кушает листочки: (и по другой стороне обратно)

Ам! Ам! Ам! Ам! (Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони, потом ладони меняются ролями.)

Поела – (останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются)

Спать захотела. (одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко)

Проснулась – (постепенно расправляем ладони)

Бабочкой обернулась! (руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки)

Полетела, полетела, полетела! (машем «крыльями»: запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот)

- А теперь мы с вами сделаем аппликацию "Гусеница" и посадим ее вот на такой красивый листок. (показывает листик)

Дети вместе с воспитателем выполняют аппликацию.

По окончанию работы вместе с детьми оценить свою работу и унести в приемную на выставку.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЦКМ

 «Насекомые»

Цель: Формировать умения называть характерные особенности внешнего вида; Расширить представление детей о жизни насекомых.

Материал для занятия: ткань зеленого цвета, цветы, макеты насекомых, письмо с загадками, схема развития бабочки, модуль строения насекомых, подарки.

Ход занятия

Приветствие.
- Здравствуйте, ребята!

Давайте начнем нашу встречу с игры «Паровозик с именем» и на этом паровозике отправимся в путешествие.

https://i.pinimg.com/originals/84/b9/e0/84b9e07ab8544d4d42d23ae5201f55c7.jpg


Сейчас каждый будет превращаться в «паровоз» и будет двигаться по кругу, и одновременно хлопать в ладоши, называя свое имя.

Я начну. Светлана Владимировна. Я проехала целый круг, а теперь выберу одного из вас, и он станет паровозиком вместо меня. Вот, я выбирая …Аню. Теперь она будет называть свое имя и хлопать в ладоши, а я стану её вагончиком, положу руки её на плечи и вместе с ней буду повторять её имя. Поехали!

- Вот мы и проехали целый круг, теперь Аня  выберет того, кто станет «паровозиком» и мы уже втроем будем повторять его имя
(и так, до тех пор, пока все дети не примут участие в игре).

- Ребята, посмотрите, куда же мы приехали на нашем паровозике? Мы на лесной полянке (воспитатель с детьми подходит к столу, накрытым зеленой тканью и украшен цветами)

- Посмотрите, сколько на ней много цветов, какие они красивые, но почему-то на полянке больше никого нет.

- Ой, а что это такое лежит на полянке?

- Это конверт с письмом.

- Кто-то нам оставил письмо, давайте его прочитаем.

Письмо.
Помогите! Помогите!

Нас заколдовала злая фея и мы теперь в опасности. Чтобы нас спасти, надо отгадать загадки.

(подпись) Насекомые.

- Ну что, ребята, мы будем спасать насекомых из беды? (да)

Загадки о насекомых

1. У нас четыре крыла.

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза,

Называют её ……(Стрекоза)

(воспитатель выкладывает на стол макеты угаданных насекомых)

2. Погляди на молодцов,

Веселы и бойки.

Волокут со всех сторон

Материал для стройки,

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг

Тут народ хороший!

Без работы, хоть убей,

Жить не может….(муравей)

3. Этот маленький скрипач,

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он (кузнечик)

4. Всех жуков она милей,

Спинка алая у ней,

На спине кружочки,

Черненькие точки (божья коровка)

5. Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок,

Пьёт хоботком душистый сок (бабочка)

- Вот, сколько маленьких жителей полянки вы расколдовали.

- Какие вы молодцы!

- А как можно их всех назвать одним словом? (насекомые)

- Ребята, а для чего нужны насекомые? (служат кормом для птиц, опыляют растения)
- Давайте сядем на стульчики.

- А вот знаете, что с некоторыми насекомыми происходят чудеса. А чудеса проявляются в том, что мухи, бабочки, жуки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот, например, бабочка. (показываю схему развития бабочки)

- Она отложила яйца, часть яиц склюют птицы или унесут муравьи, но некоторая часть останется. Из оставшихся яиц вылупляются гусеницы. Пройдет время и превратятся гусеницы в куколок.

А из куколки появится бабочка. Зашевелится куколка, лопнет у нее на спинке шкурка, появятся крылышки, а потом и вся бабочка. Вот так, ребята, появляется бабочка!

- А теперь чуть-чуть отдохнем.

Физминутка.
       Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

(первый раз показывает воспитатель, а остальные два раза выполняет вместе с детьми)

- Молодцы! Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка к нам залетела в гости. Давайте подойдем к ней поближе, только тихо-тихо, чтобы не испугать её и рассмотрим её повнимательней.

- Посмотрите, какие у бабочки красивые крылышки – разноцветные. А еще у бабочки есть усики, голова, брюшко, лапки.

- Посмотрите на рисунок, это общие признаки насекомых.

У всех насекомых есть голова, брюшко, усики, 6 лапок.

(один из детей берет макет насекомого и рассказывает, показывая части тела насекомого)

- Молодцы! Теперь мы поиграем в игру «Кого не стало?»

Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. А вы должны мне сказать, кого же я убрала, кого не стало?

- Ребята, а кто мне скажет, какие же жители этой маленькой полянки здесь обитают? (перечисляют)

- А как можно их назвать одним словом? (насекомые) А вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)

Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит.  Данные небольшие сценарии к...

Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)

При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна

Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...