Нод «Транспорт» в старшей группе по освоению образовательной области «Познание» с использованием технологии ТРИЗ.
план-конспект занятия (старшая группа)

Коркина Юлия Валерьевна

Нод «Транспорт» в старшей группе по освоению образовательной области «Познание» с использованием технологии ТРИЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нод «Транспорт» в старшей группе по освоению образовательной области «Познание» с использованием технологии ТРИЗ.

Составитель:

Коркина Юлия Валерьевна

воспитатель МАДОУ Центр развития ребенка

детский сад  №158 "Три богатыря" города Тюмени

Виды деятельности:

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная продуктивная.

Предварительная деятельность:

Знакомство с системным оператором, с методом фокальных обьектов; игры с разными видами плоскостных конструкторов.

Цель НОД:

  1. Уточнить и систематизировать знания о транспорте.
  2. Познакомить детей с транспортом прошлого.
  3. Придумать транспорт будущего.

Задачи:

  1. Классифицировать транспорт по видам: наземный, водный, воздушный, пассажирский, грузовой.
  2. Развивать системное мышление, понятийное мышление, воображение, креативные способности, моторику, внимание.
  3. Развивать способность видеть противоречия в системе.
  4. Развивать фонематический слух; упражнять в словообразовании; обогащать словарный запас, активировать словарь в процессе описания фантастического обьекта.

 Методы ТРИЗ:  Системный оператор, Метод фокальных обьектов, элементы Мозгового штурма.

 Материал:

Демонстрационный:

Системный оператор. Таблица изготовлена на картонной основе. Иллюстрации с изображением разных транспортных средств настоящего и прошлого, другой наглядный материал, указанный в таблице системного оператора.

Раздаточный:

Схематичное изображение автомобиля с недостающими деталями; любой плоскостной конструктор (например – игра «Танграм»).

Ход:

Перед детьми таблица системного оператора (волшебная книга)

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

Надсистема

Картинки: парусник, плот, верблюд, олень, воздушный шар

Набор картинок с разными видами транспорта

Картинка с изображением улицы будущего

Система

Картинка с изображением всадника на лошади,

Рулончики со стихами о лошади

Картинки с изображением легкового автомобиля. Значки марок автомобилей

Картинка мяча

Подсистема

Картинка лошади, чем запрягали лошадей

Конверт с рисунками

Конверт с геометрическим конструктором

Организационный момент.

 Дети встают в круг на ковре

- Совсем недавно было тепло, а сейчас на улице холодно и неуютно, а в нашей группе всегда тепло. Я передаю тепло моего сердца, на моем лице загорается улыбка и этой улыбкой я зажигаю следующую улыбку и дарю хорошее настроение. Я крепко пожимаю руку своему соседу. Сожмите ваши руки, подойдите ближе друг к другу в тесный круг. Чувствуете, как стало тепло! Вы согрелись? Мы с вами стали ближе друг к другу, дружнее.

Воспитатель:

- к нам обратился воспитатель младшей группы с просьбой помочь рассказать детям, что такое автомобиль.

- как это сделать? (написать письмо, нарисовать, снять видиофилм, собрать альбом с картинками)

- вспомните, ребята, мы с вами уже сделали книгу в каторой рассказывали о лошади. Как называется такая книга? (лэпбук)

- я предлагаю вам, ребята создать лэпбук об автомобиле.

Выставляю картинку автомобиля.

Экран № 1

Картинка автомобиля

- назовите, какие марки автомобиля вы знаете? (перечисляют, воспитатель открывает лучики)

Экран № 2

- вы знаете много марок автомобилей и я предлагаю вам поиграть в игру

Игра «Без чего не бывает автомобиля», «Назови лишнее»

Упражнение «Дорисуй чего не хватает»

На столах лежат карандаши, листы. На листах схематично изображены автомобили с недостающими деталями (например, нет колес, дверей, фар, окон и т.п.) Дети дорисовывают автомобиль карандашом одного цвета без закрашивания.

Помещаем рисунки в карман лэпбука.

Экран № 3

Игра на образование сложных слов:

- автомобиль это что?

- правильно, это транспортное средство

- предлагаю вам поупражняться в образовании слов. Я называю слово, а вы придумываете из них название транспорта.

Сам + летает = самолет

Сам + ходит = самоход

Вертит + летает = вертолет

Звезды + летает = звездолет

 Электричество + поезд = электропоезд

Сухой + груз = сухогруз

Пар + ходит = пароход

Тепло + возит = тепловоз

- ребята, сухогруз относится к водному транспорту, а тепловоз , грузовик, электропоезд к какому виду транспорта относится? – правильно, к наземному. И автомобиль – это наземный транспорт.

- какие виды транспорта вы еще знаете?

Игра на классификацию транспорта «Воздух, земля, вода»

На мольберте 3 полоски клейкой ленты

- посмотрите ребята, перед вами картинки с транспортом, внимательно слушайте задание. Возьмите по одной картинке и найдите для каждой свое место, среди видов транспорта.

Переносим картинки на наш лэпбук.

Экран № 4

- ребята, чем измеряется мощность автомобиля? (лошадиными силами)

- а вы знаете почему? (предположения детей)

- потому что раньше основным видом транспорта была лошадь.

Клею оседланную лошадь на лэпбук.

- мы с вами сделали лэпбук о лошади и разучивали стихотворение о ней. Эти стихотворения напечатаны  на  разноцветных листочках, давайте вспомним их. А теперь аккуратно скрутим в рулончики и поместим в окошко нашей волшебной книги.

Игра «Хорошо - плохо»

- предлагаю вам поиграть в игру и выяснить почему лошадь это хорошо, а почему плохо.

Хорошо – лошадь не загрязняет окружающую среду, не нужно покупать бензин, запчасти, не нужно ремонтировать…

Плохо – ездит медленно, не может преодолевать большие расстояния, везти сразу много груза, может заболеть…

- лошадь можно использовать как транспортное средство, но автомобиль удобней.

Экран № 5

- а теперь приглашаю вас   посмотреть картинки.

Рассматривание картинок с изображением приспособлений, в которые запрягали лошадей для перевозки людей и грузов: телега, сани, карета, двуколка.

- для того что бы лошадь могла перевозить грузы существуют приспособления, вы их наверняка знаете, что это? (карета)

- кто ездил на каретах?

- сколько колес у кареты? (4)

- но была и двухколесная повозка она называлась двуколкой. Давайте все вместе повторим – двуколка.

- существовала еще одна легкая повозка. Она предназначалась для перевозки пассажиров. Кучер в ней мог сидеть отдельно, но мог и рядом с пассажиром. Это бричка. В нее запрягали одну или пару лошадей.

- думаю эта повозка без колес вам хорошо знакома. (Сани)

- в какое время года удобно ездить на санях?

- назовите следующую повозку. (Телега)

-  почему телегу можно отнести к грузовому транспорту?

Экран № 6

- все эти приспособления человек использовал когда запрягал лошадь, а на чем еще люди передвигались раньше?

- мы свами говорим, что человек использовал лошадь, как транспортное средство, а какое еще животное использует человек? (верблюда)

Выставляется картинка

_ действительно, это неприхотливое крупное животное называют кораблем пустыни. Они бывают одногорбые и двугорбые. Эти выносливые животные приспособлены для жизни в засушливых регионах мира, в пустынях и степях.

- а теперь покажу водное транспортное средство, вы наверняка его узнаете. (парусник)

- почему он относится к водному транспорту?

- парусник – это судно, которое использует парус и силу ветра.

- следующее транспортное средство, тоже зависит от ветра. Вы догадались о чем я говорю? Верно, это воздушный шар. Летательный аппарат состоящий из оболочки и прикрепленной к ней корзины. Оболочка наполняется горячим воздухом и шар взлетает. Для того, что бы опуститься дергают за клапан и выпускают горячий воздух. Это неудобный вид транспорта, т.к. он летит туда куда несет его ветер.

- а этот транспорт и сейчас продолжает работать, не смотря на то, что изобрели его давно. Что это? (паровоз)

- паровоз был первым передвигающимся по рельсам транспортным средством. Далее паровоз уступил более совершенным машинам – тепловозу и электровозу, но в некоторых странах и сейчас продолжает работать.

Динамическая пауза:

По шоссе спешат машины.

- ш-ш-ш – шуршат спокойно шины.

И шипят со злом уже:

- не спеш-ш-ши на вираже.

Еж с мешком и посошком

По шоссе идет пешком.

Над ежом кружится стриж:

- ты куда же еж спешишь?

- прямо в город, по шоссе

Тороплюсь я как и все.

- будь, дружок, на стороже,

Не спеши на вираже!

Дети бегут по кругу, держат в руках воображаемый руль.

Поворачиваются и бегут в противоположную сторону.

Наклоняются, что бы спина стала круглой, левую руку кладут за спину, в правой держат воображаемый посошок, идут медленно по кругу.

Встают на цыпочки, машут руками, как крыльями, бегут по кругу.

Опять идут изображая ежика.

Бегут в противоположную сторону изображая стрижа.

Экран № 7

- ребята, как вы думаете какой будет в будущем автомобиль?

- как много у вас мыслей интересных. Я предлагаю вам пофантазировать, поможет нам в этом мяч.

- мяч какой?

- он сделан из резины? Значит он какой?

- он легкий или тяжелый? (легкий) - легкий как что?

- если его бросить то что он сделает? (полетит) – значит он какой? (летучий) – что значит летучий объясни.

- когда мы бьем по мячу, что он делает (скачет) – значит он какой? (скачущий)

- представьте, что всеми этими качествами обладает наша новая машина.

- представьте автомобиль круглой формы, он резиновый. Интересно как сделать такой большой резиновый автомобиль? Может надуть? Если мы его надуем значит он будет какой? (надувной)

 - а если он надувной, он тяжелый или легкий?

- он надувной как что? (как шарик)

- а шарик что умеет делать? (летать). Ребята наш автомобиль будет летать.

Экран № 8

- интересный автомобиль вы придумали и очень удобный. А теперь предлагаю вам самим поработать инженерами. Постройте свой автомобиль.

Игра «Построй автомобиль будущего»

Детям раздаются конверты с геометрическим конструктором. Дается задание: построить свой автомобиль будущего.

Экран № 9

- ели такие автомобили как мы с вами придумали появятся в будущем, людям будет интересно ездить. Посмотрите, сегодня мы с вами очень хорошо потрудились и сделали книгу про автомобиль, которая как называется? (лепбук)

- посмотрите на наш лепбук, который мы создали и поместите смайлики на ту страничку,  где вам больше всего понравилось.

Закрываю лепбук.

- посмотрите, в нашем лепбуке остался пустой карман, как вы думаете для чего. Я думаю и малышам и взрослым всегда интересны сюрпризы, предлагаю детям младшей группы сделать подарок. Пусть в этом конверте будет диск с мультфильмом про веселые автомобили.

                Список используемой литературы и электронных ресурсов

1.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2. https://mp3songfree.ru/mp3/ТРАНСПОРТ-для-ДЕТЕЙ-Развивающий-мультфильм-про-машинки-ИЗУЧАЕМ-ТРАНСПОРТ-и-ЗВУКИ-все-серии.ht

3. Е.А. Алябьева «Дошкольникам о транспорте и технике. Беседы. Рассказы и сказки»

4. ХАЙРУЛЛИНА Л.И. «ТРИЗ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» (пособие для воспитателей дошкольных учреждений)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОСЁЛКА ПСЕБАЙ»

План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в  старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОСЁЛКА ПСЕБАЙ»...

План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «Сохрани и укрепи своё здоровье»

План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в  старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «Сохрани и укрепи своё здоровье»...

План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «МЕДОВЫЙ СПАС»

План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в  старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «МЕДОВЫЙ СПАС»...

Конспект НОД по образовательной области «Познание» с использованием технологии сказкотерапии "Стоит в поле теремок".

Дети отправляются в сказку "Теремок" и помогают ее героям  выполнять математические задания....

Методическая разработка НОД «Вот что значит настоящий, верный друг» с детьми старшей группы с интеграцией образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация». (С использованием технологии мнемотехники, ТРИЗ)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлениемдеятельности по физическому развитию детейКалининского района Санкт-П...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке» с использованием технологии ТРИЗ.

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитию в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке» с использованием технологии ТРИЗ. Задачи:Воспитательные.- В...