Нод «Транспорт» в старшей группе по освоению образовательной области «Познание» с использованием технологии ТРИЗ.
план-конспект занятия (старшая группа)
Нод «Транспорт» в старшей группе по освоению образовательной области «Познание» с использованием технологии ТРИЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нод «Транспорт» в старшей группе по освоению образовательной области «Познание» с использованием технологии ТРИЗ.
Составитель:
Коркина Юлия Валерьевна
воспитатель МАДОУ Центр развития ребенка
детский сад №158 "Три богатыря" города Тюмени
Виды деятельности:
Познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная продуктивная.
Предварительная деятельность:
Знакомство с системным оператором, с методом фокальных обьектов; игры с разными видами плоскостных конструкторов.
Цель НОД:
- Уточнить и систематизировать знания о транспорте.
- Познакомить детей с транспортом прошлого.
- Придумать транспорт будущего.
Задачи:
- Классифицировать транспорт по видам: наземный, водный, воздушный, пассажирский, грузовой.
- Развивать системное мышление, понятийное мышление, воображение, креативные способности, моторику, внимание.
- Развивать способность видеть противоречия в системе.
- Развивать фонематический слух; упражнять в словообразовании; обогащать словарный запас, активировать словарь в процессе описания фантастического обьекта.
Методы ТРИЗ: Системный оператор, Метод фокальных обьектов, элементы Мозгового штурма.
Материал:
Демонстрационный:
Системный оператор. Таблица изготовлена на картонной основе. Иллюстрации с изображением разных транспортных средств настоящего и прошлого, другой наглядный материал, указанный в таблице системного оператора.
Раздаточный:
Схематичное изображение автомобиля с недостающими деталями; любой плоскостной конструктор (например – игра «Танграм»).
Ход:
Перед детьми таблица системного оператора (волшебная книга)
Прошедшее время | Настоящее время | Будущее время | |
Надсистема | Картинки: парусник, плот, верблюд, олень, воздушный шар | Набор картинок с разными видами транспорта | Картинка с изображением улицы будущего |
Система | Картинка с изображением всадника на лошади, Рулончики со стихами о лошади | Картинки с изображением легкового автомобиля. Значки марок автомобилей | Картинка мяча |
Подсистема | Картинка лошади, чем запрягали лошадей | Конверт с рисунками | Конверт с геометрическим конструктором |
Организационный момент.
Дети встают в круг на ковре
- Совсем недавно было тепло, а сейчас на улице холодно и неуютно, а в нашей группе всегда тепло. Я передаю тепло моего сердца, на моем лице загорается улыбка и этой улыбкой я зажигаю следующую улыбку и дарю хорошее настроение. Я крепко пожимаю руку своему соседу. Сожмите ваши руки, подойдите ближе друг к другу в тесный круг. Чувствуете, как стало тепло! Вы согрелись? Мы с вами стали ближе друг к другу, дружнее.
Воспитатель:
- к нам обратился воспитатель младшей группы с просьбой помочь рассказать детям, что такое автомобиль.
- как это сделать? (написать письмо, нарисовать, снять видиофилм, собрать альбом с картинками)
- вспомните, ребята, мы с вами уже сделали книгу в каторой рассказывали о лошади. Как называется такая книга? (лэпбук)
- я предлагаю вам, ребята создать лэпбук об автомобиле.
Выставляю картинку автомобиля.
Экран № 1
Картинка автомобиля
- назовите, какие марки автомобиля вы знаете? (перечисляют, воспитатель открывает лучики)
Экран № 2
- вы знаете много марок автомобилей и я предлагаю вам поиграть в игру
Игра «Без чего не бывает автомобиля», «Назови лишнее»
Упражнение «Дорисуй чего не хватает»
На столах лежат карандаши, листы. На листах схематично изображены автомобили с недостающими деталями (например, нет колес, дверей, фар, окон и т.п.) Дети дорисовывают автомобиль карандашом одного цвета без закрашивания.
Помещаем рисунки в карман лэпбука.
Экран № 3
Игра на образование сложных слов:
- автомобиль это что?
- правильно, это транспортное средство
- предлагаю вам поупражняться в образовании слов. Я называю слово, а вы придумываете из них название транспорта.
Сам + летает = самолет
Сам + ходит = самоход
Вертит + летает = вертолет
Звезды + летает = звездолет
Электричество + поезд = электропоезд
Сухой + груз = сухогруз
Пар + ходит = пароход
Тепло + возит = тепловоз
- ребята, сухогруз относится к водному транспорту, а тепловоз , грузовик, электропоезд к какому виду транспорта относится? – правильно, к наземному. И автомобиль – это наземный транспорт.
- какие виды транспорта вы еще знаете?
Игра на классификацию транспорта «Воздух, земля, вода»
На мольберте 3 полоски клейкой ленты
- посмотрите ребята, перед вами картинки с транспортом, внимательно слушайте задание. Возьмите по одной картинке и найдите для каждой свое место, среди видов транспорта.
Переносим картинки на наш лэпбук.
Экран № 4
- ребята, чем измеряется мощность автомобиля? (лошадиными силами)
- а вы знаете почему? (предположения детей)
- потому что раньше основным видом транспорта была лошадь.
Клею оседланную лошадь на лэпбук.
- мы с вами сделали лэпбук о лошади и разучивали стихотворение о ней. Эти стихотворения напечатаны на разноцветных листочках, давайте вспомним их. А теперь аккуратно скрутим в рулончики и поместим в окошко нашей волшебной книги.
Игра «Хорошо - плохо»
- предлагаю вам поиграть в игру и выяснить почему лошадь это хорошо, а почему плохо.
Хорошо – лошадь не загрязняет окружающую среду, не нужно покупать бензин, запчасти, не нужно ремонтировать…
Плохо – ездит медленно, не может преодолевать большие расстояния, везти сразу много груза, может заболеть…
- лошадь можно использовать как транспортное средство, но автомобиль удобней.
Экран № 5
- а теперь приглашаю вас посмотреть картинки.
Рассматривание картинок с изображением приспособлений, в которые запрягали лошадей для перевозки людей и грузов: телега, сани, карета, двуколка.
- для того что бы лошадь могла перевозить грузы существуют приспособления, вы их наверняка знаете, что это? (карета)
- кто ездил на каретах?
- сколько колес у кареты? (4)
- но была и двухколесная повозка она называлась двуколкой. Давайте все вместе повторим – двуколка.
- существовала еще одна легкая повозка. Она предназначалась для перевозки пассажиров. Кучер в ней мог сидеть отдельно, но мог и рядом с пассажиром. Это бричка. В нее запрягали одну или пару лошадей.
- думаю эта повозка без колес вам хорошо знакома. (Сани)
- в какое время года удобно ездить на санях?
- назовите следующую повозку. (Телега)
- почему телегу можно отнести к грузовому транспорту?
Экран № 6
- все эти приспособления человек использовал когда запрягал лошадь, а на чем еще люди передвигались раньше?
- мы свами говорим, что человек использовал лошадь, как транспортное средство, а какое еще животное использует человек? (верблюда)
Выставляется картинка
_ действительно, это неприхотливое крупное животное называют кораблем пустыни. Они бывают одногорбые и двугорбые. Эти выносливые животные приспособлены для жизни в засушливых регионах мира, в пустынях и степях.
- а теперь покажу водное транспортное средство, вы наверняка его узнаете. (парусник)
- почему он относится к водному транспорту?
- парусник – это судно, которое использует парус и силу ветра.
- следующее транспортное средство, тоже зависит от ветра. Вы догадались о чем я говорю? Верно, это воздушный шар. Летательный аппарат состоящий из оболочки и прикрепленной к ней корзины. Оболочка наполняется горячим воздухом и шар взлетает. Для того, что бы опуститься дергают за клапан и выпускают горячий воздух. Это неудобный вид транспорта, т.к. он летит туда куда несет его ветер.
- а этот транспорт и сейчас продолжает работать, не смотря на то, что изобрели его давно. Что это? (паровоз)
- паровоз был первым передвигающимся по рельсам транспортным средством. Далее паровоз уступил более совершенным машинам – тепловозу и электровозу, но в некоторых странах и сейчас продолжает работать.
Динамическая пауза:
По шоссе спешат машины. - ш-ш-ш – шуршат спокойно шины. И шипят со злом уже: - не спеш-ш-ши на вираже. Еж с мешком и посошком По шоссе идет пешком. Над ежом кружится стриж: - ты куда же еж спешишь? - прямо в город, по шоссе Тороплюсь я как и все. - будь, дружок, на стороже, Не спеши на вираже! | Дети бегут по кругу, держат в руках воображаемый руль. Поворачиваются и бегут в противоположную сторону. Наклоняются, что бы спина стала круглой, левую руку кладут за спину, в правой держат воображаемый посошок, идут медленно по кругу. Встают на цыпочки, машут руками, как крыльями, бегут по кругу. Опять идут изображая ежика. Бегут в противоположную сторону изображая стрижа. |
Экран № 7
- ребята, как вы думаете какой будет в будущем автомобиль?
- как много у вас мыслей интересных. Я предлагаю вам пофантазировать, поможет нам в этом мяч.
- мяч какой?
- он сделан из резины? Значит он какой?
- он легкий или тяжелый? (легкий) - легкий как что?
- если его бросить то что он сделает? (полетит) – значит он какой? (летучий) – что значит летучий объясни.
- когда мы бьем по мячу, что он делает (скачет) – значит он какой? (скачущий)
- представьте, что всеми этими качествами обладает наша новая машина.
- представьте автомобиль круглой формы, он резиновый. Интересно как сделать такой большой резиновый автомобиль? Может надуть? Если мы его надуем значит он будет какой? (надувной)
- а если он надувной, он тяжелый или легкий?
- он надувной как что? (как шарик)
- а шарик что умеет делать? (летать). Ребята наш автомобиль будет летать.
Экран № 8
- интересный автомобиль вы придумали и очень удобный. А теперь предлагаю вам самим поработать инженерами. Постройте свой автомобиль.
Игра «Построй автомобиль будущего»
Детям раздаются конверты с геометрическим конструктором. Дается задание: построить свой автомобиль будущего.
Экран № 9
- ели такие автомобили как мы с вами придумали появятся в будущем, людям будет интересно ездить. Посмотрите, сегодня мы с вами очень хорошо потрудились и сделали книгу про автомобиль, которая как называется? (лепбук)
- посмотрите на наш лепбук, который мы создали и поместите смайлики на ту страничку, где вам больше всего понравилось.
Закрываю лепбук.
- посмотрите, в нашем лепбуке остался пустой карман, как вы думаете для чего. Я думаю и малышам и взрослым всегда интересны сюрпризы, предлагаю детям младшей группы сделать подарок. Пусть в этом конверте будет диск с мультфильмом про веселые автомобили.
Список используемой литературы и электронных ресурсов
1.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. https://mp3songfree.ru/mp3/ТРАНСПОРТ-для-ДЕТЕЙ-Развивающий-мультфильм-про-машинки-ИЗУЧАЕМ-ТРАНСПОРТ-и-ЗВУКИ-все-серии.ht
3. Е.А. Алябьева «Дошкольникам о транспорте и технике. Беседы. Рассказы и сказки»
4. ХАЙРУЛЛИНА Л.И. «ТРИЗ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» (пособие для воспитателей дошкольных учреждений)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОСЁЛКА ПСЕБАЙ»
План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОСЁЛКА ПСЕБАЙ»...
План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «Сохрани и укрепи своё здоровье»
План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «Сохрани и укрепи своё здоровье»...
План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «МЕДОВЫЙ СПАС»
План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в старшей группе в рамках образовательной области «Познание» «МЕДОВЫЙ СПАС»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы по реализации образовательной области "Коммуникация"« с инновационными технологиями» ( использованием моделей) на тему: «Кто к нам в гости прилетел»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по реализации образовательной области "Коммуникация" в старшей группе....
Конспект НОД по образовательной области «Познание» с использованием технологии сказкотерапии "Стоит в поле теремок".
Дети отправляются в сказку "Теремок" и помогают ее героям выполнять математические задания....
Методическая разработка НОД «Вот что значит настоящий, верный друг» с детьми старшей группы с интеграцией образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация». (С использованием технологии мнемотехники, ТРИЗ)
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлениемдеятельности по физическому развитию детейКалининского района Санкт-П...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке» с использованием технологии ТРИЗ.
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитию в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке» с использованием технологии ТРИЗ. Задачи:Воспитательные.- В...