Методическая разработка для педагогов: "Активизация словаря детей младшего возраста посредством театрализованной деятельности детей"
методическая разработка (младшая группа)
Активизация словаря детей младшего возраста посредством театрализованной деятельности детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya_slovarya.doc | 262.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Содержание
Пояснительная записка 3
1. Методы, формы и средства по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста 5
2.Театрализованная деятельность как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста 11
3. Выявление уровня развития словаря детей младшей группы 19
4. Система работы по активизации словаря детей младшей группы через театрализованную деятельность 25
Литература 30
Пояснительная записка
Развитие лексической стороны речи, работа над словом как исходной единицей языка – занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи. Работа над словом – это, прежде всего, работа по осмыслению его значения. Слово расширяет для ребенка рамки окружающего мира, позволяет выйти за пределы конкретной ситуации.
Ф.А. Сохин отмечал, что «в младшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов» [27, с.64]. Речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной деятельности, игры, общения.
Овладение словом перестраивает все основные психические процессы ребенка: создает новые формы восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Процессам восприятия слово придает обобщенный характер; внимание при направляющем участии слова становится активным; процессы памяти превращаются в акты произвольного запоминании.
Одна из важнейших особенностей психологического развития детей четвертого года жизни — увеличение доли произвольных, преднамеренно выполняемых ребенком действий. Преднамеренность всегда связана с элементарным осознанием выполняемого действия. Это имеет большое значение в развитии речи. В этом возрасте резко возрастает любознательность детей, которую важно использовать для воспитания интереса к языку, к языковым и речевым явлениям, для формирования начатков контроля и самоконтроля за речью.
Появлению слова в активном словарном запасе предшествует его адекватное понимание и устойчивое предметное соотнесение в реальной действительности. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, опираться на конкретную ситуацию. Создать такую речепорождающую ситуацию достаточно трудно; для этого требуется терпение, изобретательность и постоянный поиск новых игр и приемов, активизирующих речь детей.
Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.
Л.В. Артемова указывает, что «театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин: в театрализованной деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи» [3, с.6].
В отечественной педагогической науке накоплен богатейший материал по проблеме развития речи детей первых лет жизни. В разработке этой проблемы принимали участие Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, Е.И. Тихеева, Г.М. Лямина, М.И. Попова и другие.
Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишковой и др. В настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку. Ученые единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры.
Актуальность создания системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие воспитательно-образовательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.
Цель: изучить возможности и особенности использования театрализованной деятельности для активизации словаря детей младшего дошкольного возраста.
Объект: развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Предмет: процесс активизации словаря детей второй младшей группы средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития словаря детей младшего дошкольного возраста;
- изучить методы, формы и средства работы по активизации словаря детей младшего школьного возраста;
- проанализировать театрализованную деятельность как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста;
- выявить уровень развития словаря у детей второй младшей группы детского сада.
1. Методы, формы и средства по формированию словаря детей младшего дошкольного возраста
Анализируя программу развития речи О.С. Ушаковой [29] можно отметить, что в работе по развитию словаря детей 2-й младшей группы основное внимание уделяется накоплению и обогащению словаря на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни; активизация разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных, и глаголов.
Как отмечает О.С. Ушакова, необходимо научить детей различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы «Что это?», «Кто это?», видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества («какой?»), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека («что делает?», «что с ним можно делать?»). Такое обучение проводится в играх «Что за предмет?», «Скажи какой», «Кто, что умеет делать?».
От называния видимых и ярких признаков предмета (игрушки) нужно переходить к перечислению свойств и качеств предмета (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно?»). При назывании действий объекта детей учат видеть начало и конец действия, в игре с картинками («Что сначала, что потом?»).
Программа развития речи В.В. Гербовой [7] предлагает на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь. Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).
Обогащать словарь детей В.В. Гербова предлагает:
- существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
- глаголами, обозначающими трудовые действия (пылесосить, стирать, гладить, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);
- прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);
- наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).
Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.
Детский лексикон при всех индивидуальных различиях между детьми содержит стандартный набор понятий, которые можно условно разделить на несколько основных словарных групп (наименование окружающих ребенка людей, звукоподражания, названия птиц и животных, игрушек, продуктов питания и т.п.).
Во всех этих видах занятий развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности. Отсюда вытекают общие требования к организации и методике проведения занятий:
- Единство развития словаря с развитием познавательных процессов (восприятия, представления, мышления).
- Целенаправленная организация речевой и познавательной активности детей в процессе занятия.
- Наличие наглядности как основы для организации речевой и познавательной активности.
- Единство реализации всех задач словарной работы на каждом занятии.
Усвоение лексической системы родного языка происходит постепенно, так как не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями. Детям необходимо показать, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого надо научить их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки, а также действия, связанные с движениями игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека. От называния видимых и ярких признаков (цвета, формы, величины) нужно переходить к перечислению внутренних качеств предмета, к его характеристике.
При назывании действий объекта (предмета) или действий с ним дети учатся видеть начало, середину и конец действия. Для этого проводится игра с картинками, изображающими последовательные действия.
Лексические упражнения важны не только для развития словаря, но и для отработки навыков владения словом при построении самого простого высказывания. Ребенка необходимо знакомить с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантически адекватное его использование, формирование обобщенного представления о слове. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания сообразно контексту, речевой ситуации создает предпосылки для свободного и гибкого обращения с языковыми средствами при построении высказывания.
Значительное место в этой работе отводится элементам наглядности (игрушки, картины), а также речи воспитателя как одному из источников обогащения словарного запаса детей.
Для постепенного овладения обобщающими понятиями на занятиях подбираются предметы одной родовой категории (игрушки, посуда, одежда).
Формирование словаря в первую очередь происходит на специальных занятиях. На них, а также при руководстве другой речевой деятельностью детей воспитатель оперирует специфичными приемами обучения. Приемы словарном работы должны помочь работы детям выделить нужное слово в речи воспитателя, понять его значение, твердо запомнить, а также содействовать употреблению этого слова в их речи. Поэтому в одном и том же методе используется одновременно несколько приемов, ряд из них при этом будет ведущим, основным.
Называние (или образец произношения) нового или трудного слова — активный прием обогащения словаря детей. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Это достигается подчеркнуто четкой дикцией, иногда даже несколько утрированной артикуляцией, чтобы ребенок уловил звуковой состав слова. Слоговое произношение нарушает нормы литературного произношения, оно не свойственно устной речи. Произносить слово нужно медленно, но орфоэпически правильно.
Можно привлечь внимание детей к нужному слову логическим ударением, интонированием, сменой силы голоса, паузой перед словом, а также прямыми словесными указаниями: «Послушайте еще раз это трудное слово» и т. д.
Называние часто сопровождается показом объекта. «Посмотрите, внутри плиты большая духовка»,— говорит воспитатель, открывая дверцу духовки и показывая жестом. Иногда называние нужно сопровождать толкованием (пространным толкованием, заменой знакомым словом или сопоставлением со знакомым синонимом, сравнением со знакомым антонимом), например: «Аквариум — стеклянный ящик, в нем живут рыбки, через стекло нам их хорошо видно».
Очень часто используют включение слова в предложение, показ его сочетаний с другими словами. Например, при рассматривании трамвая воспитатель говорит: «В задние двери трамвая пассажиры входят» и т. д. Для запоминания можно применять повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором. Хоровое повторение усиливает речевую активность детей, способствует выделению в их создании нужного слова.
В некоторых случаях интерес к слову можно усилить объяснением происхождения (этимологии) слова. Этот прием наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку (Ребята, почему так говорят: грузовой автомобиль, грузовик?). Иногда это допустимо и в младших группах. Воспитатель должен поощрять вопросы детей о происхождении слов.
Для активизации словаря хорош такой прием, как вопрос. Дошкольникам нужно задавать не только прямые вопросы, но и подсказывающие (Справа или слева матрешка?).
Для словарной работы можно применять как прием некоторые упражнения или дидактические игры. По ходу отдельных занятий по ознакомлению с окружающим можно использовать кратковременные (1—3 мин) упражнения в подборе слова, например: «Кто больше увидит и назовет?», «Выдели и назови части в целом», «Кто больше назовет предметов круглой (овальной, прямоугольной) формы?», словесные игры на классификацию предметов и др. Эти приемы, а также загадки, сравнение предметов (по зрительному восприятию и по памяти) целесообразнее применять в старших группах.
Важное место в педагогическом процессе активизации словаря детей отводится сказке. Она становится одним из основных средств нравственного воспитания, имеет терапевтический аспект, так как ее образы обращены к самой душе ребенка. Велико значение сказки и в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Ведь все, что дети слышат от взрослых, прежде всего они связывают со своей жизнью. Каждая сказка дает возможность побывать в своей фантазии кем угодно, и принцем, и злым драконом, и волшебником и феей, и бедной падчерицей и т.д., что в свою очередь взращивает в душе ребенка силы добра, справедливости, благородства и любви.
Сказка рассказывается детям ежедневно. У нее есть свое определенное время в ритме дня, место и ритуал повествования. Такие элементы языка как звук, образность, ритм, мелодия являются теми средствами, что непосредственно и эмоционально связывают ребенка с миром народной культуры.
Существует ряд методических требований к рассказчику. Например, важно, чтобы сказка рассказывалась устно, а не читалась по книге. Важно сохранение народного текста, а не рассказывание сказок вольным образом. Важен процесс организации слушания, при котором идет концентрация слуха ребенка на речи рассказчика. Воспитатель должен владеть выразительной грамотной речью, так как дети, после или во время прослушивания сказки, произносят отдельные звуки и слова, ориентируясь на то, что было услышано. Большой смысл заключается в особой спокойно – распевной манере сказителя, в ясном, четком звучании слова. Этим создаются максимально благоприятные возможности для древней мудрости, хранящейся в сказах, так как личность самого рассказчика отступает на второй план.
Сказка с детьми не анализируется, воспитатель не комментирует ее сюжет, не анализирует его, не просит детей запоминать или специально пересказывать сказку. Вместе с тем, дети могут использовать сказочные сюжеты в своих играх. Перевоплощаясь в разных героев, они еще раз переживают смысл сказки. Благодаря неоднократному повторению, тексты сказок запоминаются детьми почти дословно.
Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду кукольный театр.
Содержательной основой кукольного спектакля, показываемого воспитателями детям, обычно является народная сказка, и кукольный театр оказывается своеобразной формой ее преподнесения. Дети при этом переживают сказочные образы несколько иначе, чем при обычном ежедневном прослушивании сказки.
Показывает кукольный спектакль воспитатель. При этом требуется значительная подготовительная работа, в частности для разработки сцены, на которой будет разворачиваться сказочное действие. Как правило, сцена организуется на одном – двух столах, а основным материалом для создания ландшафта, на котором будет разворачиваться сказка, выступают ткани разных цветов и разнообразный природный материал.
Большое внимание должно быть уделено куклам, персонажам спектакля, выразительности их образов. Важным условием при создании театральной куклы является ее прообразность, избегание внешней детальной проработанности, но, вместе с тем, хорошая продуманность внутреннего персонажа. Аналогичное требование предъявляется и к театральному ландшафту. Его простота и выразительность, а также характерная цветовая гамма, понятные ребенку, будят его воображение, позволяют неосознанно проникать в моральную суть сказки. Прообразные куклы оставляют также достаточно большое поле для деятельности детского воображения. Для кукольного спектакля используются куклы-статуэтки, марионетки, куклы на руку и пальчиковые куклы.
Кукольный спектакль обычно длится 10-15 минут. Он проходит традиционно в определенное время дня и в определенном месте детской комнаты. Важно показывать кукольный спектакль не реже одного раза в месяц.
Кукольный спектакль во время свободной игры - данный вид спектаклей разыгрывается самостоятельно детьми. Импульс к такой игре, своеобразной детской художественно – творческой деятельности, ребенок получает от целого ряда совместных занятий с воспитателем и, в первую очередь, от кукольных спектаклей, показываемых взрослыми. Маленький спектакль проводится перед свободной игрой. Один спектакль показывают в течение недели, текст – обычно ритмизированная сказка или стихотворение, сценой становятся стол, колени воспитателя или строится игровой ландшафт на полу. Первые дни воспитатель показывает и рассказывает сам, затем кто-либо из детей хочет помочь.
Дети, благодаря развитой способности к подражанию, а также простоте выразительных театральных средств, используемых самими воспитателями, многое перенимают из просмотренных кукольных спектаклей. Так, зачастую, перенимается сам сказочный сюжет. Вместе с тем, дети часто и охотно импровизируют, легко сочиняя свои собственные истории. Благодаря этому происходит обогащение словарного запаса, ребенок овладевает различными речевыми формами, использует и прозаическую и стихотворную речь.
Такие спектакли устраиваются детьми во время свободной игры, то есть тогда, когда ребенку предоставляется большое пространство для самовыражения в тех видах деятельности, которые он выбирает сам по своему желанию.
Для того, чтобы кукольный спектакль такого рода мог состояться, в распоряжении детей должно быть достаточное количество природного материала, лоскутков ткани разнообразного цвета и фактуры и, конечно, сами театральные куклы.
Спектакли-импровизации – сказки можно не только слушать и показывать, но и сочинять самим. Маленькие спектакли-импровизации после лепки, рукоделия с тем, что сделали сами дети, помогает оживить образ, наполнить смыслом свою работу. Дети становятся более уверенными в жизни, так как они понимают, что всё, что им нужно для игры, они могут создавать сами. В дальнейшем они в своей работе стараются более тщательно передать образ, работают над деталями. Например, в лепке чаще стали лепить не только персонаж, но и окружающие его атрибуты.
Ежедневная музыкально-ритмическая игра, представляет собой вид занятий с детьми. Воспитатель как актер, используя стихи, мелодии, изображая движения людей, животных, особенности других героев сюжета, проигрывает перед детьми небольшой спектакль, а дети повторяют, подпевают, воспроизводят это через подражание. Такой «хоровод» включает в себя песни, стихи, пальчиковые, жестовые, народные подвижные игры, объединенные общим сюжетом. Содержанием игры становится сказка, процессы, происходящие в природе, либо события из жизни людей.
В музыкально-ритмической игре основная нагрузка ложится на ведущего воспитателя, на выразительность его исполнения, но от детей требуется только спонтанное подражание. В процессе формирования двигательного образа активизируется воображение. Ребенок, подражая движению взрослого, активно работает над созданием внутреннего образа и творчески выражает его в собственном движении.
С этой задачей сопряжена и необходимость формирования выразительности движений. С помощью воображения ребенок не только строит новый образ, проникает в него, но и передает смысловое значение другому человеку. Для любого предмета, явления и персонажа есть свои жесты и слова, которые дети вместе с воспитателями проигрывают, проговаривают, пропевают. Это помогает стеснительным, замкнутым детям почувствовать себя включенными в общую игру, а активных, нетерпеливых детей тормозить, помогает им двигаться вместе со всеми. Тема музыкально-ритмической игры всегда созвучна тому, что происходит в окружающем мире, природе, способствует подготовке к предстоящим праздникам, создавая определённое настроение. Играя, дети осваивают многие понятия и понятийные связи. А ежедневное проговаривание одних и тех же стихов в течение месяца позволяет даже самым маленьким запомнить довольно большой по объёму текст.
Играя каждый день в таком хороводе, дети легко и радостно подражают простым артистичным движениям воспитателя, естественным путем усваивают, запоминают стихи, песни, движения без специального заучивания. Такая ежедневная музыкально – ритмическая игра предоставляют многообразные возможности для речевого развития, благотворно влияет на сферу чувств ребенка, ритмическую систему организма, помогает оживить фантазию, развивает социальные способности.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: словарная работа в младшей группе направлена на то, чтобы подвести ребенка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.
2. Театрализованная деятельность как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения
Игра наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.
Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание.
Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках, выражения впечатлений, знаний и эмоций.
Ни с чем не сравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные, радостные представления. Дети 3-4 лет очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления детям инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать.
Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал . Это словесное творчество детей , нужное и понятное самим детям.
Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку» [цит. по 12, с.9].
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых.
Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах.
Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.
Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.
В-третьих, в оформлении спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.
Театрализованная деятельность интегрируется со следующими видами деятельности: литературной, музыкальной и изобразительной.
Анализ методической литературы показывает, что при разработке театрально-игровой деятельности ученые и практики обращали особое внимание на развитие речевых навыков. В результате были найдены интересные методические приемы, например:
- предложить детям самостоятельно придумать сюжет с двумя воображаемыми игрушками и обыграть его; прочитать детям знакомую сказку и предложить им придумать новую, но с теми же персонажами (О. Лагуткина);
- предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес для разноконтрастных ролей – Деда Мороза и Лягушки, Снегурочки и Петрушки (Т. Неменова);
- предоставить детям возможность для исполнения контрастных ролей – старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка (Г. Прима).
По мнению М.Н. Маханевой [17] целесообразно остановить внимание на содержании занятий по театрализованной деятельности в детском саду. Они могут включать в себя:
- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- Игры- драматизации;
- Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- Упражнения по формированию выразительности исполнения;
- Отдельные упражнения по этике;
- Упражнения в целях социально- эмоционального развития детей.
Занятия по театрализованной деятельности должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:
- Развитие речи и навыков театрализовано-исполнительской деятельности;
- Создание атмосферы творчества;
- Социально- эмоциональное развитие детей.
Занятия в основном строится по единой схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
- проигрывание ролей в парах.
Во время занятий необходимо:
- внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
- если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;
- при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;
- в заключение различными способами вызывать у детей радость.
Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».
Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как в настоящем искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы [12, с.3].
Л.В. Артемова предлагает все театрализованные игры разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации [2]. К режиссерским играм относят: настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Где ребенок или взрослый не являются действующими лицами, а только создают сцену, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Ребенок действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Драматизация основана на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы. Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевой игры сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Но в отличие от сюжетно-ролевых игр, «театрализованные развиваются по заранее подготовленному сценарию в основе которого- содержание сказки, стихотворения, рассказа» [2,с.14].
Задачи работы по театрализованной деятельности в детском саду включают:
- Вызывать интерес к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников.
- Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.). Помогать в создании выразительных средств.
- Способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.
- Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру).
- Учить выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия.
- Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки).
- Познакомить детей с историей театра марионеток и театра теней.
- Научить управлению простейшей куклой – марионеткой с применением разнообразных движений (поворот туловища, ходьба), согласовывать свои действия с действиями партнеров [2,с.11].
- Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволил нам сделать вывод о том, что на каждом возрастном этапе подходы к методике работы с детьми должны быть разными.
Т.Н. Доронова в книге «Играем в театр» предлагает следующие методы и приемы для работы с детьми 2-й младшей группы [9, с.42].
Педагог заинтересовывает дошкольников содержанием поэтического произведения, которое будет использоваться для инсценировки, и выразительно исполняет его. Затем спрашивает у детей, понравилось ли оно им или нет. Получив положительную оценку, предлагает разыграть его в ролях перед родителями и повторно выразительно читает ребятам.
Работа над ролью
- Педагог кратко, но достаточно убедительно дает художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.), и вновь выразительно читает поэтическое произведение, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.
- Анализирует события, которые описаны в поэтическом произведении. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль.
- После распределения и принятия ролей побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей.
- Подводит детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым («Какой твой котенок – веселый или грустный, как он выглядит?» и т.п.).
Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом. Таковы исходные теоретические положения. Раскроем теперь специфику целей, задач и содержания работы воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:
• от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
• от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;
• от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.
Задачи и содержание работы:
Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.
В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игрдраматизаций, в которые включается ребенок.
Ступени работы следующие:
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись, потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).
• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
• Бессловесная игpa-импровизация с одним персонажем но текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (З. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).
• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом»,
К. Чуковский «Цыпленок»).
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка...», «Тилибом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.
Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений:
- Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).
- Вторая грyппa умений обеспечивает первичное становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.
- Третья группа умений – это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.
Реализация названных задач и содержания работы с детьми младших групп требует учета основных принципов организации театрализованной игры.
1. Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты
2. Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.
3. Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
4. Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованной деятельности включается в целостный педагогический процесс.
Итак, возможности театрализованных игр как средства активизации и развития речи младших дошкольников достаточно широки. Они позволяют добиваться совершенствования выразительности речи ребенка, которая развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей среднего возраста, а затем и к языковой выразительности речи старших дошкольников.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: театрализованная деятельность – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умения воспринимать предметы такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке.
В работе с детьми театрализованной деятельности следует уделять должное внимание, так как именно она предоставляет уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка.
Формирование речевой активности, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребенка разных видов театрализованных игр.
3. Выявление уровня развития словаря детей 2-й младшей группы
Данная исследовательская работа проводилась на базе МДОУ №12 в группе «Золотая рыбка» (вторая младшая группа).
Экспериментальная работа проводилась в течение 2 месяцев – с ноября по декабрь 2010 г.
В исследовании приняли участие 15 детей (9 мальчиков и 6 девочек) в возрасте 3-3,5 лет, посещающих группу «Золотая рыбка».
Для оценки уровня развития словаря нами были использованы задания из методики комплексных речевых занятий, разработанных в лаборатории развития речи Исследовательского центра семьи и детства Российской Академии образования под руководством О.С. Ушаковой [8].
В настоящем исследовании мы использовали Задание № I «Словарь» методики О.С. Ушаковой. Правильность выполнения задания оценивалась по следующим критериям:
- Умение называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кукла) и отвечающие на вопросы: «Кто это?», «Что это?»;
- Умение обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным (красивая) и отвечающие на вопросы «Какой? Какая?»;
- Умение называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «Что делает? Что можно с ним делать?»;
- Умение употреблять обобщающие слова («одежда», «игрушки»).
Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить
уровни речевого развития:
I (высокий)
II (средний)
III (ниже среднего).
3 балла – ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно.
2 балла – получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого.
1 балл – ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
Примерные (возможные) ответы детей даются после каждого задания в следующей последовательности:
1) правильный ответ (3 балла);
2) частично правильный (2 балла);
3) неточный ответ (1 балл).
В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов получило оценку 3 – это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2 – это средний уровень, а с оценкой 1 – уровень ниже среднего.
По результатам диагностики развития словаря дети второй младшей группы могут быть отнесены к разным уровням развития:
I уровень – высокий – 22-27 баллов
II уровень – средний – 17-21 баллов
III уровень – ниже среднего – 9-16 баллов.
Материал для обследования: кукла (которая может сидеть, стоять, поднять руку, идти); отдельные предметы: одежды, мебели).
Ход обследования
Задание 1. Кукла
Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности:
1. Как зовут куклу. Придумай ей имя.
- Называет имя в предложении («Я хочу назвать ее Марина») – 3 балла
- Дает имя (одним словом) – 2 балла.
- Не дает имя (повторяет слово «кукла») – 1 балл.
2. Скажи какая Марина?
- Называет два слова и более («красивая, нарядная») – 3 балла.
- Называет одно слово («хорошая») – 2 балла.
- Не называет качеств, признаков (повторяет слово «кукла») – 1 балл.
3. Что на ней (Марине) надето?
- самостоятельно называет более двух предметов одежды («в зеленом платье, белых носочках») – 3 балла.
- с помощью вопросов педагога: «Что это? Покажи... .» («Это - носочки, это – платье») – 2 балла;
3) показывает предметы одежды, но не называет – 1 балл.
4. Как назвать одним словом? (педагог называет: платье, носки,
это ...?);
- называет обобщающие слова («одежда», «вещи») – 3 балла;
- называет другие виды одежды (трусики, колготки, кофта…) – 2 балла;
3) повторяет слова, которые назвал педагог (платье, носочки) – 1 балл 5. Какая одежда надета на Марине?
1) называет более двух слов (рубашка, майка, брюки) – 3 балла;
2) называет два предмета одежды («сарафан», «майка») – 2 балла;
2) называет только одно слово («платье»; или перечисляет
обувь («тапочки, туфли») – 1 балл.
6. Что делает Марина? (педагог выполняет действия: кукла садится, встает, поднимает руку, машет ею).
- ребенок называет все действия – 3 балла;
- называет два действия («встала, подняла руку») – 2 балла;
- называет одно слово – действие («стоит» или «сидит») - 1 балл.
7. Что можно делать с куклой?
- более двух слов («укладывать спать, качать ее, играть») – 3 балла;
- называет два действия («катать в коляске», «кормить куклу») – 2 балла;
- одно слово («играть») – 1 балл.
8. Попроси Марину вежливо, чтоб она встала, села.
- использование прямой речи и вежливых форм («Марина, встань, пожалуйста») – 3 балла ;
- название двух глаголов в повелительной форме («встань, сядь») – 2 балла;
- название действий не в требуемой форме («встать, сесть») – 1 балл.
9. Это... (кукла). Она... (красивая). Ее зовут... (Марина). У нее есть ... (красное платье, белый бант). С куклой можно... (играть).
- ребенок заканчивает все предложения – 3 балла;
- заканчивает два предложения – 2 балла;
- называет одно слово (или говорит о другом, рассказывает про свою куклу) – 1 балл.
Результаты выполнения методики О.С. Ушаковой детьми 2-й младшей группы представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты выявления уровня развития словаря детей младшей группы
В таблице 2 представлено количество детей с разным уровнем развития словаря в процентном соотношении.
Таблица 2.
Распределение количества детей с высоким, средним и ниже среднего уровнем развития словаря по методике О.С. Ушаковой
Уровень развития словаря | Количество детей, % |
I уровень (высокий) | 27% |
II уровень (средний) | 46% |
III уровень (ниже среднего) | 27% |
27% детей (Илья М., Таисия М., Вася Б., Егор Б.) показали высокий уровень развития словаря – эти дети могут самостоятельно называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным и отвечающие на вопросы: «Кто это?», «Что это?». Они могут самостоятельно, без помощи взрослого обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы «Какой? Какая?». Они могут свободно называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «Что делает? Что можно с ним делать?»; а также свободно употребляют в речи обобщающие слова.
46% детей (Рома Б., Андрей Д., Степан С., Яна Д., Варя Л., Софья Ш., Сергей П.) показали средний уровень развития словаря – эти дети допускают незначительные неточности при употреблении слов, обозначающие предмет, выраженные именем существительным и отвечающие на вопросы: «Кто это?», «Что это?». Они могут с помощью взрослого обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы «Какой? Какая?». Они могут с помощью взрослого называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «Что делает? Что можно с ним делать?»; а также неточно употребляют в речи обобщающие слова.
27% детей (Лиза М., Тимур Л., Поля Т., Тихон С.) показали низкий уровень развития словаря – эти дети не соотносят ответы с вопросами взрослого, повторяют за ним слова, демонстрирует непонимание задания – они не могут ни самостоятельно, ни с помощью взрослого называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным и отвечающие на вопросы: «Кто это?», «Что это?». Они не могут самостоятельно или с помощью взрослого обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы «Какой? Какая?». Они не могут свободно называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «Что делает? Что можно с ним делать?»; а также не употребляют в речи обобщающие слова.
Заключительная диагностика показала, что малыши, ранее плохо владевшие речью, стали больше говорить со взрослыми, охотнее общались со сверстниками. А по свидетельству родителей все дети с удовольствием дома рассказывают знакомые стихи и потешки, любят рассматривать книжки с картинками.
Распределение количества детей с высоким, средним и ниже среднего уровнем развития словаря по методике О.С. Ушаковой в конце второго полугодия.
Уровень развития словаря | Количество детей, % |
I уровень (высокий) | 73,3% |
II уровень (средний) | 26,7% |
III уровень (ниже среднего) | - |
73,3% детей (11 человек) показали высокий уровень развития словаря – эти дети могут самостоятельно называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным и отвечающие на вопросы: «Кто это?», «Что это?». Они могут самостоятельно, без помощи взрослого обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы «Какой? Какая?». Они могут свободно называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «Что делает? Что можно с ним делать?»; а также свободно употребляют в речи обобщающие слова.
26,7% (4 человека) детей показали средний уровень развития словаря – эти дети допускают незначительные неточности при употреблении слов, обозначающие предмет, выраженные именем существительным и отвечающие на вопросы: «Кто это?», «Что это?». Они могут с помощью взрослого обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы «Какой? Какая?». Они могут с помощью взрослого называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «Что делает? Что можно с ним делать?»; а также неточно употребляют в речи обобщающие слова.
Детей с низким уровнем развития словаря – в группе к концу года нет.
4. Система работы, проведенная по активизации словаря детей 2-й младшей группы через театрализованную деятельность.
Одна из главных задач дошкольной педагогики — это создание естественной среды для развития фантазии, воображения, творчества, развитие коммуникативных навыков. Театрализованная деятельность позволяет воплотить это в жизни.
Одним из важнейших способов активизации словаря детей младшего дошкольного возраста является театрализованная деятельность, в основе которой лежат такие компоненты, как ежедневное рассказывание и постановка сказок воспитателем и детьми, ежедневные музыкально-ритмические игры, постановка спектаклей к праздникам года с детьми второй младшей группы.
Для того чтобы работа в этом направлении была более успешной, мы систематизировали и адаптировали уже имеющиеся методики по словарной работе детей младшего дошкольного возраста.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознано воспринимать окружающий мир и вместе с тем является средством общения. Поэтому в группе создается развивающая речевая среда (чтение художественных тексов, пение небольших песенок, игры с текстами и др.). Использую специальные диалоги разной степени сложности.
Дети все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они могут окружить малыша вниманием и любовью, создать необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь дошкольника.
В этот период маленький человек активно познает окружающий мир. Результатом накопленного опыта становятся сюжетно-отобразительные игры, а важнейшее достижение этого возраста – овладение активной речью. Правильно организованная развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка. В группе организован уголок развивающих игр. Все игрушки и пособия, которые окружают малыша оказывают влияние на его развитие. В данном месте в группе собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи.
Схема речевой среды:
Формирование речевой активности
Работа с родителями.
Успех работы зависит от тесной взаимосвязи воспитателей и родителей. Задачи такого взаимодействия:
- объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы;
- сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним;
- уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка.
Поэтому важно сделать родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого в группе проводим следующую работу:
- индивидуальные встречи с родителями.
Их мы выстраиваем в процессе общения с каждой семьей в течение всего года. Проводилось анкетирование родителей и детей «Особенности вашего ребенка». Прослеживается динамика речевого развития каждого ребенка, обмен впечатлениями и наблюдениями, рекомендации и задания для ребенка.
- участие родителей в семинарах по обмену опытом.
На таких семинарах родители имеют возможность познакомиться с играми, в которые могут поиграть с ребенком дома, пальчиковые игры, игры со сказкой. А впоследствии сами поделиться накопление опытом.
- участие родителей в речевых традициях группы.
«Копилка слов». Традиция направлена на расширение, закрепление, активизацию словаря.
«Я дарю тебе словечко». Говорить одному имениннику ласковые слова, которые подбирают с родителями дома.
- устраиваем выставку развивающих игр.
- подбор литературы по вопросам речевого развития.
- оформление стенда «Поговорим серьезно».
Такое взаимодействие значительно повышает эффективность работы, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии ребенка.
План работы с родителями
Квартал | Содержание работы с родителями |
I. |
|
II. |
|
III. |
|
IV. |
|
Заключение
Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.
Игры-драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально-эмоциональному развитию детей.
Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные занятия, запланированы специально в недельном расписании по родному языку.
Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.
В нашей работе был проведен анализ педагогической литературы, посвященной данной проблеме, мы раскрыли роль воздействия театрализованных игр на речевое развитие младших дошкольников и необходимость их использования, как во время занятий, так и в свободное время.
Нами был изучен механизм руководства театрализованной деятельностью и методика проведения занятий. Мы разработали этапы постепенного включения театрализованной деятельности в процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Литература
- Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М., 1997. — Гл. 6.
- Артемова Л.В. Театрализованная деятельность. – М: Просвещение, 1996.
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – М.: КНОРУС, 2003.
- Бородич A.M. Методика развития речи детей. — М.: Просвещение, 1981. — 128 с.
- Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск, ИПКПРО, 1993.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 470 с.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 56 с.
- Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-методическое пособие / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Изд. РАО, 1997. – 136 с.
- Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М.: Просвещение, 2004.
- Елагина М. Как помочь ребенку научиться говорить // Дошкольное воспитание. — 1979. — № 9. — С. 39—43.
- Елагина М. Почему ребенок не говорит // Дошкольное воспитание. 1988.—№4. —С. 44—52.
- Ершова А.П. Вреден ли дошкольнику театр? //Обруч. – №4. – 1999.
- Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. – СПб.: 2003.
- Компетентностно-ориентированные педагогические технологии: сб. науч. работ / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. – Тольятти: ТГУ, 2009. - 146 с.
- Корнев А.Н., Старосельская Н. Е. – Как научить ребенка говорить, читать и думать. – Спб.: Издательство Дом «МиМ», «Паритет», 1999.
- Максаков А. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.: Просвещение, 1988. - 159с.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
- Меличева М.В. Культура здоровья дошкольника. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
- Менджерицкая Д.В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. – М.: А.П.О., 1994.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2000
- Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. – СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2001.
- Радуга: Прогр. и руководство для воспитателей второй младшей группы дет сада/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1993.
- Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984.
- Развитие речи и творчества дошкольников: традиции и перспективы: материалы международной науч.-практич. конференции, посвященной 80-летию Ф.А. Сохина, 15-16 мая 2008 г., г. Рязань / Федеральное агентство по образованию, Ин-т развития дошкольного образования РАО, Упр. по делам образования, науки и молодежной политики Ряз. обл., Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина, Ряз. обл. ин-т развития образования. – Рязань, 2008. – 319 с.
- Рождественская В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста/ В.И. Рождественская, Е.И. Радина. - М., 1994.
- Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. – М.: АРКТИ, 2004.
- Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи. // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. / Под ред. Н.Н. Поддъякова и Ф.А. Сохина. – М., Просвещение, 1984.
- Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии. 2001. – 256 с.
- Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: РАО, 1984.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». – М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
Приложение 1
Сведения о детях, принимавших участие в опытно-экспериментальной работе
Приложение 2
Перспективное планирование 2010-2011 гг. II младшая группа
Цель: Сделать жизнь малыша интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества. Использование детьми навыков, полученных в театрализованных играх, в повседневной жизни.
Задачи
1. Учить детей разыгрывать несложные сценки из жизни кукольных персонажей (применение «техники вождения» кукол, доступной самим детям).
2. Приобщать детей к совместной согласованной театрализованной игре, включающей индивидуальные реплики, эмоциональное представление персонажей.
3. Развивать речевые навыки детей.
4. Воспитывать у детей потребность в интересном досуге, приобщать их к культурным формам досуга.
Сентябрь
Конкурс «Куклы на столе» (изготовление театральных кукол руками родителей).
Способы управления настольными куклами.
Цель: Учить детей управлять движениями собственных пальцев. Разыгрывать различные ситуации с куклами. Развивать воображение ребенка.
Октябрь
Этюды с настольными куклами
Цель: Обучать детей приемам кукловождения.
Развивать речь, внимание, память, воображение, восприятие.
1. «Гуси» (Русская народная потешка).
2. «Заиньки» (Русская народная прибаутка).
3. «Козлик» (Русская народная потешка).
4. «Киска» (Русская народная потешка).
5. «Утром дед» (Русская народная потешка).
6. «Мыши водят хоровод» (Русская народная прибаутка).
Консультация для родителей «Этюд — первая ступень к активному мастерству».
Ноябрь
Этюдный тренаж
1. Упражнение «Опиши, что видел».
Цель: Развивать активный словарь, внимание и память.
2. Упражнение «Сочини сказку».
Цель: Развивать активный словарь, воображение.
3. Упражнение «В царстве Снежной королевы».
Цель: Развивать активный словарь, воображение.
Этюды на выразительность жеста
1. «Баю-бай» (русская народная песня).
2. «На двери висит замок» (русская народная потешка).
3. «Сорока — сорока» (русская народная прибаутка).
Этюды на выражение основных эмоций
1. «Как у нашего-то Вани» (русская народная прибаутка).
2. «У пчелки хвори» (русская народная прибаутка).
3. «Мы шагаем по сугробам» (русская народная потешка).
4. «Мышка, мышка, что не спишь» (русская народная шутка).
5. «Гости» (русская народная игра).
6. «Ах, не плачь, не плачь» (русская народная шутка).
Декабрь
Этюдный тренаж
Этюды на воспроизведение отдельных черт характера
1. «Катя, Катя маленькая» (русская народная прибаутка).
2. «Сынок, не плачь» (русская народная прибаутка).
3. «У неряхи-растеряхи» (русская народная прибаутка).
4. «Тень — тень» (русская народная прибаутка).
5. «Котинька» (русская народная потешка).
Родительское собрание «Игра в сказку».
Январь
Кукольные спектакли для детей
Цель: Развивать у детей способности к песенному игровому и танцевальному творчеству.
Знакомство детей с куклами к спектаклю (кукольный вязаный театр) «Кто сказал МЯУ?».
Показ кукольного спектакля «Кто сказал МЯУ?».
Самостоятельная театрализованная деятельность детей.
Февраль
Кукольные спектакли для детей
Знакомство детей с куклами к спектаклю (настольный конусный театр) «Три медведя» (По сказке Л. Н. Толстого).
Показ кукольного спектакля «Три медведя».
Самостоятельная театрализованная деятельность детей.
Март
Кукольные спектакли для детей
Знакомство детей с театром дымковской игрушки («Маша и медведь»).
Показ кукольного спектакля «Маша и медведь».
Самостоятельная театрализованная деятельность детей.
Апрель
Кукольные спектакли для детей
Знакомство с театром мягкой игрушки «Смоляной бычок».
Показ кукольного спектакля «Смоляной бычок».
Ширма-передвижка для родителей «Мягкая игрушка».
Показ настольного вязаного театра «Кот, петух и лиса».
Май
Экскурсии в весенний лес
Настольный кукольный театр из пробки, сделанный родителями. Показ кукольного спектакля родителями «Три медведя» (театр из пробки)
Приложение 3
Воздействие театрализованных игр на развитие речи ребенка.
Приложение 4
Сценарий сказки “Кто сказал “ Мяу”?
(Для детей 2-й младшей группы)
Действующие лица: Ведущая, Щенок, Кошка, Собака (Мама), Петух, Лягушка, Пчела.
(В центре зала стоит домик с окном. На полу возле дома лежит коврик.)
Ведущий:
Жил в домике Щенок
Веселый, озорной.
Он поиграть бы мог
С тобою и со мной.
Он лаял очень звонко,
Нисколько не скучал
И мамочку родную
Совсем не огорчал.
(Появляется Щенок с мамой)
Щенок:
Гав, гав, гав! Давайте же будем
Вместе весело играть.
Вместе бегать, вместе прыгать.
Кто же будет начинать?
(Танец Щенка с мамой).
Вед:
Наш Щенок был очень весел,
Очень боек, очень скор,
Но устал. И вот, зевая,
Спать улегся на ковер.
(Мама укладывает Щенка спать. Он сворачивается клубочком на коврике возле домика. Вбегает Кошка, подкрадывается к Щенку).
Кошка:
Спать улегся без обеда…
Разбужу-ка я соседа.
Погоди-ка милый мой,
Пошучу я над Тобой
Мяу-мяу! (убегает).
Щенок: (просыпается)
“Мяу!” кто сейчас сказал?
Кто поспать Щенку не дал?
Вед:
Выглянул во двор Щенок,
Видит: Петя-Петушок.
В красных новеньких сапожках
Учит всех играть на ложках.
Петушок:
Ко-ко-ко, Ку-ка-ре-ку!
Научить я всех могу.
(Игра на ложках).
Щенок:
“Мяу!” Ты сейчас сказал?
Ты поспать Щенку не дал?
Петушок:
Я кричу: Ку-ка-ре-ку!
По-другому не могу. (Уходит).
Вед:
Загрустил совсем Щеночек
Поскорей узнать он хочет.
Кто же “мяу!” говорит,
И подальше прочь бежит.
(Щенок через окно выпрыгивает во двор. За его спиной выглядывает Кошка, мяукает, и прячется. Раздается “Мяу”)
Щенок:
“Мяу!” кто сейчас сказал?
Кто поспать Щенку не дал?
Лягушка:
Я зелененькое брюшко,
Пучеглазая Лягушка.
Всем кто спросит без труда,
Отвечаю: Ква-ква-ква! (убегает).
Ведущий:
Вдруг опять он слышит “Мяу!”……
Видит он цветок в саду,
Подошел Щенок к цветку,
Нос свой сунул, отбежал.
Щенок:
“Мяу!” кто сейчас сказал?
Пчела:
Ж-Ж-Ж. Повеж-жлевее пес,
Береги свой бедный нос.
Ж-ж-ж, не будешь зря соваться
Знай, на пчел нельзя бросаться. (Жалит щенка в нос).
(Щенок закрывает свой нос и обегает вокруг домика).
Щенок:
Ай, как носик мой болит,
Ай-яй-яй, как он горит!
Я теперь несчастный самый,
Позову на помощь маму.
Мама знает все на свете,
И на мой вопрос ответит.
Мама! Мама!
Мама:
Что, сынок?
Щенок:
Я прилег поспать часок,
Кто-то громко мне сказал:
“Мяу!” - сразу убежал.
Мама:
Просмотри-ка на окошко,
Кто сидит там, видишь?
Щенок
Кошка.
Мама:
Кошка “мяу” говорит,
А еще она урчит.
Кошка:
Мур-мур, мяу.
(Кошка подходит к Щенку)
Щенок:
Подсказала моя мама Это Ты сказала “Мяу!”.
Кошка:
А сегодня мы вдвоем вместе песенку споем. (Поют песню)
Ведущий:
Мамы деткам помогают,
Мамы их оберегают,
Учат мамы всех детей
И больших и малышей.
Зверюшки поют песню про маму.
Дети кланяются. Занавес закрывается.
Приложение 5
Практические рекомендации при работе с детьми во время подготовки спектакля
1. Создайте атмосферу творчества и доброжелательности. Постарайтесь увлечь и заинтересовать ребенка.
2. Выберите для постановки сказку, которая нравится не только Вам, но и детям. Помните: сказка должна быть доступна детскому пониманию, иметь увлекательный сюжет, поучительный смысл, мораль.
3. Составьте четкий план подготовки спектакля, не бросайтесь в крайности. Терпение и педагогический опыт — ваши главные помощники в достижении поставленной цели.
4. В работе над спектаклем используйте творческие игровые задания, которые обогатят копилку выразительных средств и эмоций детей в различных видах деятельности. Дайте детям возможность самим придумывать ситуации, этюды. Это поможет Вам преодолеть рутину и однообразие.
5. При знакомстве с результатами творчества педагогу необходимо быть тактичным, с уважением относиться к любым творческим проявлениям ребенка, какими бы наивными, смешными и примитивными они не казались.
6. Направляйте творчество ребенка ненавязчиво, без давления, без грубого вмешательства.
7. Избегайте негативных оценок при сравнении творчества детей.
8. Беседуйте с детьми, побуждайте их думать и анализировать. Выслушайте каждого желающего.
9. Соблюдайте свободу выбора при распределении ролей.
10. Готовя двойной состав, не превращайте детей в конкурентов. Воспитывайте чувство дружбы, взаимоподдержки, уважения.
11. Не следует добиваться от ребенка высот профессионального мастерства — натаскивание и зазубривание превращает маленького артиста в марионетку. Помните, что каждый ребенок уникален, сохраните его индивидуальность, не приучайте к штампам.
12. Расширьте территорию детского творчества: попробуйте с детьми поэкспериментировать со звуковым оформлением спектакля, доверьте им изготовление атрибутов, театральных билетиков, афиши, элементов декораций, эскизов костюмов, моделирование спектакля в пластилине.
13. Не злоупотребляйте детским временем, затягивая репетиции, театральные занятия. Не забывайте о возрастных особенностях психического развития ребенка, о потребностях детского организма.
14. Обязательно проведите репетицию в сценических костюмах. Дети должны привыкнуть к новой одежде, головным уборам, обуви, а Вы должны выяснить, что мешает артистам творить в данном облике.
15. Привлекайте родителей к работе по подготовке спектакля, они тоже должны попробовать вкус творчества.
16. Проведите накануне спектакля беседу с родителями — зрителями. Критические оценки, замечания могут навсегда погубить у ребенка веру в себя. Быть зрителем — тоже искусство. Искусство видеть прекрасное.
17. Не ограничивайте выступление детей одним разом. Подготовка спектакля — процесс длительный, он не должен закончиться в одночасье. Дайте детям возможность насладиться своими умениями, творческими открытиями. Они заслужили аплодисменты зрителей!
18. Признание, заслуженная похвала, чувство удовлетворения, успех являются мощным стимулом для дальнейшего творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Использование ИКТ в развитии детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"
Развитие речи у детей средствами ИКТ....
Проект на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего возраста посредством театрализованной деятельности."
Работа с проектом....
"Развитие социально-коммуникативных навыков детей младшего возраста посредством театрализованной деятельности"
В развитии общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, в процессе совместной деятельности детей младшего дошкольного возраста играет огромную роль театрализованная деятельность....
«Развитие активного словаря детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр на татарском языке»
Выступление на методическом объединении воспитателей...
Методическая разработка «Развитие математических способностей для детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
laquo;Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития....
Социальная адаптация детей младшего возраста посредством театрализованной деятельности
Данная статья расскажет о формировании познавательных процессов и социальной адаптации детей младшего возраста, гуманизации воспитательного процесса посредством театрализованной деятельности....
Конспект занятия по воспитанию нравственных чувств в группе детей младшего возраста посредствам театрализованной деятельности
Воспитание у детей таких нравственных чувств, как доброжелательность, дружелюбие, отзывчивость, сопереживание другим и пр., которые позволяют принимать и воспринимать чужие трудности и радости как сво...