Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
методическая разработка (старшая группа)
Данная разработка будет полезна для воспитателей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 672.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1«Образовательный центр» п.г.т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение детский сад «Самоцветы»
Подготовила воспитатель: Надырова Лилия Нигматулловна
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к своей Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском Государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного Российского патриотического сознания. Необходимо еще до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к ее изучению в будущем. Поэтому и возникла проблема в необходимости получения детьми элементарных представлений о героях Великой Отечественной войны, о празднике День Победы, что позволит воспитании у детей гордости и уважение к ветеранам ВОВ, чувство гордости за свою Родину и народ. Формирование патриотических чувств дошкольника происходит в процессе совместной деятельности, которая предоставляет им возможность получить новые знания. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. В ходе осуществления проектной деятельности ребенок ощущает себя субъектом, поскольку получает возможность экспериментировать, быть активным и самостоятельным, а педагог занимает позицию «рядом» с ребенком, становясь организатором его деятельности. Родители и другие члены семьи могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса
Поэтому и возникла проблема в необходимости получения детьми элементарных представлений о героях Великой Отечественной войны, о празднике День Победы, что позволит воспитании у детей гордости и уважение к ветеранам ВОВ, чувство гордости за свою Родину и народ.
Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, мы считаем, что формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Поэтому мы выбрали тему проекта: «Города-Герои Великой Отечественной Войны1941-1945 г.».
Цель проекта: -Создавать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне через различные виды деятельности. Задачи: -Формировать представление о городах, где происходили сражения. -Прививать патриотические чувства, воспитывать любовь и уважение к защитникам отечества. -Развивать речь детей, обогащать, словарный запас. -Расширять представления о Великой Отечественной Войне. Тип проекта: познавательный Продолжительность проекта: долгосрочный, февраль-май Актуальность проблемы: В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и, прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. Дети мало знают о празднике Победы, почему он существует и кому посвящен. Дошкольники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне. Предметно-развивающая среда: - Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике 9 мая, военных, о мире. -Дидактические игры с патриотическим содержанием. Условия реализации: помощь и непосредственное участие родителей, педагогов. Реализация проекта ориентирована на получение следующих результатов: Воспитанники: В процессе реализации проекта у дошкольников углубятся знания о событиях во время Великой Отечественной Войны, о празднике «День Победы», о героях- защитниках, о городах-героях; будут сформированы первоначальные задатки чувства гордости за свою Родину, чувства уважения к традициям нашей страны, почитание к ветеранам ВОВ, бережное отношение к памяти прошлого. Родители: Повышать активность и заинтересованность участников проекта, ориентировать их на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность. Педагоги: осуществлять инновационную деятельность, повышать профессиональный уровень.
Этапы реализации проекта.
Основные направления реализации проекта. Материалы и средства реализации проекта.
1.Подготовительный: -Составление плана деятельности. -Выявление первоначальных знаний детей о войне, о битве за Москву, о городах-героях. -Поиск и подбор информации по теме проекта, доступной восприятию детей дошкольного возраста; -Создание развивающей среды: подбор иллюстраций, литературы, видеофильмов, музыки, атрибутов сюжетно-ролевых игр; -Информация для родителей о предстоящем проекте; выбор тем детско-родительских проектов. -Подбор литературы, фотографий, плакатов времён ВОВ. -Подбор музыкальных произведений на военную тему. -Подготовка цикла бесед о ВОВ.
2.Реализация проекта. 1 блок. (Сентябрь – Октябрь) Беседы: «Почему война называется Великой Отечественной», «Кто такой герой?», «Как россияне защищали Москву от фашистов осенью 1941 года?», рассматривание карты и составление хронологии важнейших событий, связанных с битвой под Москвой, Беседа о Г.К.Жукове. Дид. Игры: «Чья форма», «Что изменилось», « Города-Герои». С\Р игры: «На границе», «Мы военные». Подвижные игры: «Разведка», «Встречные перебежки». Чтение худ. лит.: разучивание пословиц о солдатской службе, чтение Л. Кассиль «Твои Защитники», С. Алексеева «Медаль», С.Алексеев «О великой Московской битве», «Подвиг у Дубосекова», «Генерал Панфилов». Просмотр презентаций. Прослушивание: «Священная война» А.Александров, В.Лебедев-Кумач, «На безымянной высоте» В.Баснер . Худ. творчество: Лепка «Танк»; ИЗО «Военная техника. 2 блок. (Ноябрь – Декабрь) Беседы: «Парад на Красной площади 1941г», «Москва вела страну к победе», «Подвиг Панфиловцев», «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!», «Подвиг Талалихина» Дид. Игры: «Сигнальные флажки», «Будем в армии служить» С\Р игры: «Военные», «Медсестра» Подв. Игры: «Переправа через мост», «Кто быстрее соберется по тревоге». Чтение худ. лит.: Стихи об обороне Москвы (чтение и заучивание), инсценировка по рассказу Л. Кассиля «Сестра», С. Алексеев «Первый ночной таран», «Талалихин» . Музыка: «Песня защитников Москвы» . Просмотр презентаций. Худ. Творч. Рисование «Таран» , конструирование «Самолёт», Коллективная работа «Блокада Ленинграда» . Экскурсия в Военно-исторический музей Краснознаменного Приволжско-Уральского военного округа
3 блок. (Январь - февраль) Беседы: «Города - герои Великой отечественной войны», «Герои Великой Отечественной войны»; «Герои, которые ковали победу в тылу», «Блокада Ленинграда». Дид игры. “Род войск и боевая техника”, “Защитники Отечества” С\Р игры “Мы-военные моряки”, «Летчики». Подв. Игры “Защита крепости”, “Подвижная цель”, “Стенка-мишень”, “Перехватчики”. Чтение худ. лит Л. Кассиля "Никто не знает, но помнят все", загадывание загадок на военную тематику, З. Александрова «Дозор». Прослушивание: «Последний бой» М. Ножкин, А. Ашкенази, «Катюша» М. Блантер, М. Исаковский. Просмотр презентаций, виртуальные экскурсии по городам – героям. Худ. творч. Конструирование «Военная техника» , аппликация (коллективная работа) «Защита стратегического объекта». 4 блок. (Март – май) Беседы: «Оружие победы», «Сталинградская битва», «Памятники героям войны», «Праздник день Победы». Дид. Игры «Назови пословицу», “Ордена войны” С\Р игры “На учениях”, “Пограничники” Подв. Игры “Переправа через мост”, “Снайперы” Чтение худ. лит. С.Алексеев «О великом сражении на Волге», С. Алексеев «Победа»; Л. Кассиль «Пути знамён», «Ни кто не знает, но помнят все». Прослушивание : «Хотят ли русские войны» Е. Евтушенко, Э. Колмановский, «Дорожка фронтовая» Б. Мокроусов, Н. Лабковский, Э.Хиль «Победный вальс», «Свет вечного огня». Худ. творч. «Вечный огонь», рисунки на темы: «Салют Победы в городе -герое», «Памятники воину- победителю в городах героях» .Рисование «Катюша – боевая машина». Изготовление макета автомобиля « Катюша» . 3 Этап. Итоги проекта -Совместный рисунок « Блокада Ленинграда». -Создание лэпбука «Города Герои». -Изготовление макета автомобиля « Катюша».
В процессе реализации проекта у дошкольников углубились знания о событиях во время Великой Отечественной Войны, о празднике «День Победы», о героях-защитниках, о городах-героях; сформированы первоначальные задатки чувства гордости за свою Родину, чувства уважения к традициям нашей страны, почитание к ветеранам ВОВ, бережное отношение к памяти прошлого.
Литература.
1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Посникова М.П., Попова Г.П. Система патриотического воспитания в ДОУ . — Волгоград, 2007.
2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М., 2004.
3. Города-герои: рекомендательная беседа для детей мл. шк. возраста о боевых наградах Великой Отечественной. / сост. Е.А.Петрова. — Чебоксары, 2009.
4. Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. — М., 2011.
5. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. — М., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование системы знаний у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности"
Проект посвящен актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста навыков и системы знаний о здоровом образе жизни. Для осуществления преемственности в формировании привычки к здор...
Опыт работы «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности в ДОО «От истоков до любви к Отечеству»
В работе представлен опыт работы по патриотическому воспитанию детей 4-7 лет...
Система работы по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В нем определены основные принципы дошкольного образования, с...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. ФГОС ДО выдвигает одним из основополагающих принципов ...
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности
Особенности работы над проектом в ДОО...
Статья «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм»
В статье описывается опыт работы по применению малых фольклорных форм для воспитании патриотизма у младших дошкольников....
Отчёт по инновационной деятельности в ДОО «Художественно-эстетическое образование детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
Отчёт по инновационной деятельности в ДОО «Художественно-эстетическое образование детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»...