ПРОЕКТ "Растительный мир, знакомство с Урало - сибирской росписью, ее техникой и последовательность выполнения элемента листья"
проект (старшая группа)

ввести и обосновать классификацию растений, виды  и части  растений, расширить знание о декоративном рисовании России.

Развивать аналитическое мышление, обобщить конкретное представление о жизни растений.

Расширить  знания  об истории   возникновения  Урало – сибирской  росписи;

Закрепить умения составлять описательные рассказы о  строении  растений

Развивать эстетический  вкус ребенка, расширять  знание  о культуре русского  народа.

Развивать умение  последовательно  выполнять  элемента листья.

Воспитать любовь, бережное отношение ко всем видам растениям .

Формировать интерес к природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_prirody_v_narodnom_iskustve.docx33.19 КБ

Предварительный просмотр:

Природа – это  отражающий  нас  мир, точнее та его часть,  которая  не  создана  руками  человека. Это  солнце,  вода,  воздух, небо, животные,  растения   и сами  люди.

Дети, живущие  за городом, имеют больше  возможности,  познакомится   с природой, чем ребята, которые  проживают  в городе. Но  всех объединяет одно  близость   к природе.

 Во  время  прогулок  по скверам  дети  приобщаются  к природе. С  раннего  детства  дети  учатся  различать живую  и не живую  природу.  Рассматривая  растительный мир, они  осознают,  что   травинки,  кустарники   и деревья нуждаются  в питании, что  они  дышат  и размножаются. Взрослея   дети понимают,  что  растительный  мир  богат  и изменчив. Чтобы образовывать питательные вещества и расти, зеленые растения нуждаются в солнечном свете и воде. Больше всего они растут весной и летом или во влажный период. Они по-разному переносят зиму или сухое время года. У многих растений есть так называемый период отдыха. Многие растения накапливают питательные вещества в утолщенных частях, находящихся под землей. Лиственные  растения  сбрасывают  листву,  встречаются и вечно зеленые растения.

Рабочая  программа, по  которой  я работаю  строиться  на  основе   программы  « От рождения до школы » под редакцией Вераксы, Васильевой М.А., Комаровой Т.С., по  которой  у детей  с раннего  возраста  формируется  целостная  картина  окружающего  мира,  а  так же   дети  с  раннего  возраста  приобщаются  к   изобразительному  искусству.

2022 год объявлен  годом  народного  искусства и нематериального  культурного  наследия  народов России. В  связи с этим  в моей  группе  проводился  проект «Связь и отражение  природы  в декоративном  рисовании  по мотивам  народной  росписи», в котором  углубленно раскрываются  следующие:

  1. Изучение  растительного  мира:

-  виды растений;

- части растений;

- цветы;

- плоды;

-семена.

  1. Знакомство  детей  с  изделиями народных  промыслов, историей   возникновения;
  2. Последовательное  выполнение  элементов  росписи;
  3. Создание  изображений  по мотивам  народной декоративной росписи.

Работа  над проектом  проводилась  в течение  трех  месяцев. Для успешной реализации проекта использовались   фронтальные (прогулка,  игры, дежурства),  индивидуальные  и групповые  формы  работы.

 Методы работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям. Я использовала  наглядные (метод  иллюстраций и демонстраций, коллективные  работы, наглядность, живопись)  и игровые методы в сочетании со словесными методами.

Конспект образовательной деятельность на  тему:

«Растительный  мир, знакомство  с Урало - сибирской  росписью, ее  техникой  и последовательность  выполнения элемента листья».

Цель:  ввести и обосновать классификацию растений, виды  и части  растений, расширить знание о декоративном рисовании России.

Задачи:

Развивать аналитическое мышление, обобщить конкретное представление о жизни растений.

Расширить  знания  об истории   возникновения  Урало – сибирской  росписи;

Закрепить умения составлять описательные рассказы о  строении  растений

Развивать эстетический  вкус ребенка, расширять  знание  о культуре русского  народа.

Развивать умение  последовательно  выполнять  элемента листья.

Воспитать любовь, бережное отношение ко всем видам растениям .

Формировать интерес к природе.

Материальное обеспечение: рисунки 1,2,3,4,5; схема 1., кисти, гуашь зеленая  и черная, баночка  с водой, листья бумаги  на каждого  ребенка, салфетка, мольберт.

 

Ход

Воспитатель:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению.

Паучок терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Посмотрите  ребята, на  картину (слайд 2),  которую я вам  принесла,  что вы  видите  на  ней?

Ответы детей:

Воспитатель:  правильно  ребята, на этой  картине  изображены  растения. Посмотрите,  как  их  много. Есть  трава, есть  цветы,  есть кусты  и деревья.

Воспитатель: Что  нужно  растениям  для  жизни?

Ответы  детей:

Воспитатель: Правильно, растениям  необходимо  питание,  воздух

Вода  и солнце. Очень важны?!

Ответы детей:

Воспитатель:  рассмотрим  части   растения (слайд 3)

Беседа по схеме.

Стебли (разные, растут вверх, высокие,  низкие, длинные,  короткие,  листья растут на  стебле  или  лежат  на земле)

Корень (нужен  чтобы  впитывать  влагу,  удерживаться  в земле,  растут  вниз и в стороны)

Листья (визитная карточка  растения, ВАЖНО!  В листе  содержится хлорофилла, которая  превращает  воду  и избираемый  из  воздуха  углекислый  газ,  в питательные  вещества: сахар  и  крахмал,  без  которых  растения  не  могли  бы жить)

Рассуждение: почему  осенью деревья  сбрасывают  листья.

Ответы детей

Воспитатель: кто  мне  подскажет, почему хвойные  растения осенью не сбрасывают свою  листву?

Ответы детей:

Если  ребята  затрудняются  ответить,  воспитатель  помогает  наводящими  вопросами:

- Почему  под  елкой  круглый год  много  иголок?

А вот  среди хвойных  деревьев  есть одно  исключение, есть дерево, которое  сбрасывает  свои иголочки  на  зиму – это  листвиница.

Слайд 4

Посмотрите, в золотую пору осень на  ней  пожелтела  каждая иголочка.

Пожелтеют  и опадут листья, наступит  суровая  зима, все  вокруг  будет серое, белое, скучное.

А как  мы  сможем  разукрасить зиму?

Ответы детей:

Воспитатель: классная  получится зима, а хотите, расскажу,  как в далеком  17 веке на Урале  люди  разукрашивали  свою  зиму?

Ответы детей:

Воспитатель:

Урало  - сибирская  роспись   распространена  на Урале  и в Западной Сибири. История  развития  уходит  в 17 век. В  то время умение  рисовать  двухцветным  мазком   принесли поморы. Красочной  росписью народные  мастера  украшали  дома, домашнюю  утварь,  сундуки,  прялки,  шкатулки,  посуду. Считалось,  что  роспись не  только  украшает  дом, но  и отгоняет  злых  духов. Масленые  краски мастера делали сами: растирая  цветные  глины,  варили олифу, добавляли секретный компонент, благодаря  которому  рисунок  сохранялся  на века.

Рассматривание  иллюстраций (слайд 5,6,7)

Воспитатель: ребята,  сегодня  я хочу вам  предложить нарисовать  один из  основных элементов  Урало – сибирской  росписи «Листок» (слайд 8)

 Дети  рисую  изображение  лист, опираясь на  схему,  а  также  на  показ  воспитателя .

Воспитатель: мы  сегодня  с вами  знакомились  с растительным  миром  нашей  Родины,  кроме  того  вы  научились  творчеству  наших  предков, жителей  далекой Сибири в давнем 17 веке. Много  лет  их  творчество  живет  с нами,  мы  гордимся ей, это  наша  культура., которое  передается  из  поколение в поколение и живет  с нами  долгие  годы. А  самое  главное  наследие  наше  - это  наша  природа и мы должны  ее беречь.

Конспект образовательной деятельность на  тему:

«Растительный  мир: цветочки  и ягодки, знакомство  с хохломской   росписью, ее  техникой  и последовательность  выполнения элементов».

Цель:  формирование  знаний  о роли цветов  и плодов, виды  и части  цветов  и плодов, расширить знание о декоративном рисовании России.

Задачи:

Развивать аналитическое мышление, обобщить конкретное представление о жизни растений.

Расширить  знания  об истории   возникновения  хохломской   росписи;

Закрепить умения составлять описательные рассказы о  строении  цветов  и плодов;

Развивать эстетический  вкус ребенка, расширять  знание  о культуре русского  народа.

Развивать умение  последовательно  выполнять  элементы хохломской  росписи.

Воспитать любовь, бережное отношение ко всем видам растениям .

Формировать интерес к природе.

Материальное обеспечение: презентация,  согласно  номерации, кисти, гуашь, баночка  с водой, листья бумаги  на каждого  ребенка, салфетка, мольберт.

Ход

Воспитатель  вносит  в группу  букет  цветов,  привлекает  внимание  детей  к ним ( предлагает  их  понюхать, осмотреть,  спрашивает о том, как  можно  продлить  им жизнь)

Ответы детей:

Воспитатель: зачем  нужны цветы растению?

Ответы  детей:

Воспитатель помогает  детям  добраться  до  мысли,  что  цветы  нужны растениям  для  размножения,  поясняет,  что  именно  в цветах  образуются семена, но  для  этого  цветам  необходимо  опыление (Слайд 10)

Обратите  внимание   на  строение  цветка        (слайд 11)

В результате  опыления  в цветке  образуются семена, которые  попадают  в почву. Весной   из  этих  семян  вырастают цветы,  и весь  процесс повторяется снова.

Воспитатель: Как  происходит  опыление  цветов

Ответы  детей:

Воспитатель:  как  появляются  весной цветы  снова?

Ответы  детей:

(Слайд 12)

Воспитатель: Ребята,  а что вы делаете  каждую ночь?

Ответы детей:  

Воспитатель:  Как вы думаете, что каждую  ночь  делают  цветы?

Ответы  детей:

Воспитатель : обратите  внимание  (слайд 13) Цветок днем , (слайд 14) он же ночью

Растения  такие же  живые  существа,  как  и мы  с вами,  днем  они  питаются,  растут,  греются  на  солнышке,  а ночью, в  темноте  они  засыпают

        Вот какая  не простая жизнь у цветов, но это  еще  не  все  что  умеют  цветы, подумайте, пожалуйста,  зачем  цветем куст  малины?(слайд 15)

Ответы детей

Правильно, плодовые  кустарники  и деревья тоже  цветут, и  человек  их  использует  в пищу листья (капуста), плоды (огурец), корень (морковь), семена (горох), у цветной капусты  - цветки (слайды 16-20)

Ребята, посмотрите на  работу  русских  мастеров,  (слайд 21,22)

Это хохломская  роспись, знакомьтесь

Хохломская роспись создана опытом многих поколений русских мастеров росписи по дереву. Удивительная по своей красочности и эмоциональности, она словно брызжет золотом и всполохами огня. Хохлома всегда и везде узнается нами мгновенно. Это свидетельствует о типичности ее мотивов и узоров. Хохлома - старинный русский народный промысел, возникший в 17 веке в Заволжье (селе Семино и городе Семёнове Нижегородской губернии). Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Он представляет собой декоративную роспись по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. Удивительно то, что при выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. Потом изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза обрабатывают в печи. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной. Традиционный хохломской орнамент - сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки.(слайд 23-25)

Детям раздается заготовка для хохломской росписи «Травка»

Выполнение  работ

Рассматривание получившихся  работ, закрепление  название элементов росписи.  Создание  альбома.

Конспект образовательной деятельность на  тему:

«Растительный  мир, семена. Знакомство  с росписью Гжель, ее  техникой  и последовательность  выполнения элемента цветок Гжель ».

Цель:  обосновать классификацию семена, расширить знание о декоративном рисовании России.

Задачи:

Развивать аналитическое мышление, обобщить конкретное представление о жизни растений.

Расширить  знания  об истории   возникновения   росписи Гжель;

Закрепить умения составлять описательные рассказы

Развивать эстетический  вкус ребенка, расширять  знание  о культуре русского  народа.

Развивать умение  последовательно  выполнять  элемента цветка Гжель

Воспитать любовь, бережное отношение ко всем видам растениям .

Формировать интерес к природе.

Материальное обеспечение: чайная  пара «ГЖЕЛЬ». Демонстрационный  материал, кисти, гуашь синяя  и белая, баночка  с водой, листья бумаги  на каждого  ребенка, салфетка, мольберт.

Ход

Воспитатель  входит  в группу с чайной парой «ГЖЕЛЬ»  и рассказывает  историю:

Недалеко от города Москвы находится деревня под названием - Гжель. Когда-то там жили умелые, веселые мастера.

 Собрались они однажды и стали думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Нашли они глину белую-белую, и стали лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков.

Почему синяя? Да потому, что мастера любили свой родной край, и считали, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

 Мастера наносят растительный или бытовой узор на белый фон.

 Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, волнистых линий, сеточек.

Но не только посуду изготавливали мастера, но и игрушки, декоративные статуэтки.

Разнообразие форм гжели

Изделия из гжели отличаются не только огромным разнообразием рисунков и оригинальным орнаментом, но и широким выбором форм.

Мир гжели представлен такими предметами, как:

• Чайные пары

• Сервизы

• Вазы для цветов

• Заварочные чайники

• Сахарницы

• Сувениры

Гжель представлена и богатым разнообразием сувениров. Среди них выделяют фигурки животных, героев народных сказок, снеговиков, рыб, матрешек и т. д. Некоторые из изделий посвящены представителям различных профессий, сделаны в виде первого листка календаря, или имеют форму колокола.

Давайте  рассмотрим основные  элементы Гжели

Самый распространённый это Цветок Агашской розы

Посмотрите, как  четко  отражены мазки,  тени и  даже  семена  прорисованы  в каждой розе (слайд 27,28,29)

Обратите  внимание,  что  роспись выполнена   только  синим  цветом,  используются  лишь разные  оттенки (от нежно  голубого до темно синего цветов)

Давайте  с вами  нарисуем розу, вместе, я буду  рисовать на мольберте, а вы  вместе  со  мной  у себя  на  листах.

Ребята  вместе  с воспитателем выполняют  работу, по окончанию  рассматривают работы.

Воспитатель:  у нас  получилось?

Ответы  детей:

Воспитатель: Что  понравилось больше  всего?

Ответы  детей

Воспитатель: Почему очень  ярко выделены  семена, как  вы думаете почем?

Ответы  детей:

Воспитатель:  наверно  потому,  что в каждом семени  хранится будущее растение,  в  нем  содержится и сам  крохотный  цветочек и необходимое  количество  питательных  веществ, чтобы  цветку  хватило  сил  прорасти. Семя  есть у каждого  растения . Некоторые  прорастают спустя  некоторое  время,  а некоторые  могут  прорастать сразу же.  

        Воспитатель: вы  видели семена  у растений?

        Ответы детей:

Воспитатель:  А  наблюдали  прорастание  семян?

Ответы  детей:

Воспитатель: посмотрите  в мою  чашку,  которую  я вам  принесла,  что  в ней Дети видят полную  чашку фасоли

Ответы детей:

Воспитатель:  правильно,  это фасоль,  она  вам  нужна  для опыта, возьмите ее, положите  в блюдце  на  несколько  дней, предварительно  завернув  в мокрую  тряпочку (воспитатель  вместе  с детьми  выполняет  подготовку  к опыту), поставим  блюдце  в теплое  место, будем  смачивать  тряпочку  каждый день  и наблюдать,  что будет дальше.

Наблюдения  будем  изображать в дневнике  наблюдений.(слайд 30-32)

ДНЕВНИК  НАБЛЮДЕНИЙ  ЗА  РОСТОМ ФАСОЛИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Данная проектная  работа  была  разработана для  развития  познавательной  активности  детей  подготовительной  группы. У каждого  выпускника  дошкольного учреждения   должна  сформироваться  четкая  позиция  к  окружающему  миру. Природа, есть главная  ценность, ее  необходимо  беречь. Через художественно-эстетическую деятельность   мы  с детьми  закрепили связи поколений,  преемственность. Теперь держа  в руках русскую – матрешку  каждый  из них узнает  мотивы  народных  росписей.

Важным можно считать  и то,  что проектная деятельность не закончилась, а плавно  перетекла  в проект «Вырастим фасоль».

*демонстрационный  материал,   расположен   в презентации  согласно  нумерации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Маршрутный лист как элемент дистанционного обучения в ДОУ"

Данный материал является аннотацией к самому маршрутному листу. Маршрутный лист печатается в виде буклета и передается лично заинтересованным родителям. Разработан Левиной Евгенией Геннадьевной....

Рисование с элементами аппликации из сухих листьев

Рисование с элементами аппликации из сухих листьев.19 октября в нашу группу заглянула Осень. Дети сразу поняли, что она о чем то грустит. И действительно Осень обнаружила, что в природе все стало скуч...

Педагогический проект "Красота Урало-Сибирской росписи" (приобщение детей к истокам народной культуры Сибири и Урала через знакомство с Урало-Сибирской росписью)

Проект "Красота Урало-Сибирской росписи" направлен на обновление содержания педагогической работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста от 6 до 8 лет по образовательной области ...

Конспект занятия по ФЭМП "Знакомствос цифрой 6"

Конспект  занятия по ФЭМПу детей старшего дошкольного возраста«Знакомство с цифрой 6»  Программное содержание:познакомить ребят  с цифрой 6;упражнять в написа...

Мастер класс для детей и родителей, по конструированию с элементами аппликации из бумаги «Кленовый лист» в технике «оригами» .

Тема: «Кленовый лист» в технике «оригами» .Цель мастер-класса:Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творчес...

Маршрутный лист на 25, 26, 27 мая "Заповедные места и памятники природы Урала"

Представлен материал о заповедниках и природных парках Урала, их обитателях и растительности. Жизнь зверей в нетронутой человеком природе....

Маршрутные листы. Задания детям. «Заповедные места и памятники природы Урала» : «Богатый мир животных и растений»

Рыбе – вода, птице – воздух, Человеку нужна Родина.                                      ...