«Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом поликультурности социума» 2018год
материал (средняя группа)
Поликультурное воспитание - это встречное движение культур, проживание ребенком прелестей национальных танцев, игр и песен, проигрывание сказочных сюжетов, знакомство детей с обычаями и традициями, культурой народа. Личность ребенка формируется под воздействием не только специально созданных условий, но и окружающей среды, ее традиций, обычаев. Отсюда вытекает актуальность данной темы.
Вопрос о создании социально-педагогической поликультурной среды в ДОУ находит четкое отражение в одном из требований ФГОС к предметно-пространственной среде: предметно-пространственная среда должна обеспечить учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Поликультурная среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности, развивая ребенка в поликультурной среде, педагоги делают акцент на приобщение его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость культуры разных народов, стремясь вызвать чувство гордости, уважения и любви к своему народу.
Цель: создание условий для формирования творческой личности, способной к активности и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом поликультурности социума»
Автор: Рябикова Виктория Валерьевна, воспитатель
Место работы: МБДОУ №5 " Сказка" Сахалинская область г. Поронайск
«Человечество обязано дать ребёнку
лучшее из того, что оно имеет»
(«Декларация прав ребёнка»)
Поликультурное воспитание - это встречное движение культур, проживание ребенком прелестей национальных танцев, игр и песен, проигрывание сказочных сюжетов, знакомство детей с обычаями и традициями, культурой народа. Личность ребенка формируется под воздействием не только специально созданных условий, но и окружающей среды, ее традиций, обычаев. Отсюда вытекает актуальность данной темы.
Вопрос о создании социально-педагогической поликультурной среды в ДОУ находит четкое отражение в одном из требований ФГОС к предметно-пространственной среде: предметно-пространственная среда должна обеспечить учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Поликультурная среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности, развивая ребенка в поликультурной среде, педагоги делают акцент на приобщение его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость культуры разных народов, стремясь вызвать чувство гордости, уважения и любви к своему народу.
Цель: создание условий для формирования творческой личности, способной к активности и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умеющих жить в мире и согласии с людьми других национальностей.
Задачи:
- Организация пространства группы и его наполнение с учетом поликультурного подхода.
- Организация специфичного взаимодействия взрослых и детей в условиях поликультурного образования дошкольников.
Педагогам ДОУ при проектировании в соответствии с ФГОС дошкольного образования важно учитывать все требования: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность среды.
Пространство группы организуется с помощью различных центров интересов с учетом поликультурного подхода, а именно:
Поликультурный игровой центр интересов
Природный центр интересов
Речевой центр
Творческий центр
Остановимся подробнее на этих центрах.
Поликультурный игровой центр интересов, в который входят:
- народные игры и игрушки;
- атрибуты для подвижных игры – маски, костюмы или элементы костюмов, детали, позволяющие создать образы культуры разных стран.
- декорации для пальчиковых театров, кукольных театров, театр теней, настольного театра необходимы для театрализации народных сказок;
- дидактические игры, активизирующие этико-философские знания, входящие как необходимая составляющая в процесс постижения культур разных народов;
- элементы быта разных народов – это могут быть посуда, предметы домашнего обихода, костюмы, которые для каждой возрастной группы будут отличаться.
Природный центр интересов. Здесь подразумевается представление особенностей природы разных уголков нашей планеты – разнообразная информация о жизни флоры и фауны разных стран и климатических зон.
- Речевой центр. Эффективным средством поликультурного воспитания этики межнационального общения у детей дошкольного возраста также являются сказки, стихи, поговорки, пословицы, которые знакомят детей не только с фольклором, но и дают представления о добре и зле, в какой-то степени, соотносимые с мировоззрением этносов.
- Творческий центр интересов, который представляет собой коллекции различных материалов – краски, пластилин, кусочки ткани, природный, бросовый материал. Создание из них поделок по мотивам произведений какого-либо народа позволяет детям более глубоко ощутить особенности миропонимания людей, принадлежащих к разным культурам. Выставки детского творчества, посвященные календарным событиям, рисунки, композиции из природного материала создают то поликультурное пространство, в котором каждому народу принадлежит своё место.
Представленные центры интересов организованы для самостоятельного использования детьми. Материал изменяется, в соответствии с тематической неделей.
Развивающая предметно-пространственная среда – это совокупность компонентов, находящихся в определенных взаимоотношениях и активно участвующих в развитии ребенка. Один из них – образовательный.
При знакомстве детей с культурой народов мира используются следующие формы работы:
- Непосредственно образовательная деятельность познавательного характера (беседы с детьми: ( «Как люди жили раньше?», «Старинная русская одежда», «Беседа о народных промыслах»; рассказы с показом наглядного материала: Презентация «Куклы в национальных костюмах»; видеопросмотр: «Край родной», «Мы живем на островах»).
- Занятия практического характера (изготовление поделок и рисунков, совместная практическая деятельность воспитателя и детей: «Русская березка», « Дымковская игрушка», «Матрешка»; – изготовление макета - «Мой Сахалин».)
- Игры (подвижные: «У бабушки Маланьи», «Шатёр», « Катай каравай», «Гори, гори ясно»; дидактические: «Угадай, где я нахожусь», «Мой край родной», «Угадай национальный костюм», «Куклы народных празднеств», «Собери матрешек», «Кто построил этот дом»; сюжетно – ролевые: игра «Показ мод», «Кафе – столовая национальных блюд», «Семья»; настольно – печатные «Подбери наряд»).
- Чтение художественной литературы (стихи нивхского поэта Владимира Санги, сахалинских поэтов С. Завьялова и А. Демина, корейского поэта Сергея Яна; рассказы и сказки отечественных и зарубежных писателей, сказки народов России и мира).
- Устное народное творчество (песенки, считалки, прибаутки, потешки разных народов).
- Информационное насыщение детей через посещение Поронайского краеведческого музея.
На прогулке в зимний период дети были познакомлены с подвижными играми народов Севера: «Смелые охотники», «Удачные рыболовы», «Олени в упряжках».
В ДОУ создан сказочный уголок, в котором имеются библиотека, макеты персонажей русских сказок, предметы народного быта. Здесь с детьми проводят беседы по различной тематике, характеризующей культуру и быт народов. Экспонаты находятся в рабочем состоянии, их можно использовать в качестве методического материала в различных видах деятельности.
Социальный опыт ребенок приобретает в процессе общения со взрослыми, взаимодействия со сверстниками, познания самого себя и мира природы, освоения предметного окружения. Так как предметно-пространственная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, то одним из важных факторов ее преобразования является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое и эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры.
Использование потенциала семьи осуществляется путём:
- Участия родителей в выставках семейного творчества: выпуск семейной газеты «Я и моя семья».
- Устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций: презентация «Моя родословная».
- Создание альбома «Наши семьи».
- Ведение родителей вместе с детьми исследовательской деятельности с дальнейшим представлением её результатов: конкурс «Куклы-обереги».
- Участия родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой (чаепитие «Национальные сладости», развлечения «Мы разные, но мы дружные», «Все друг другу мы нужны! », готовится развлечение «Масленица широкая».
Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между ними.
Подводя итоги, подчеркну: поликультурная развивающая предметно-пространственная среда становится востребованной, когда основной образовательной ценностью является развитие личности ребёнка, его самореализация. Такая среда создает поле для смыслового развития ребёнка, возникновения его собственного мира, творчески созданного и понятного, отражающего жизненное пространство. Культурный уровень личности определяется по способности понимать и воспринимать общественные ценности своего народа, а также культурные ценности других народов. Именно поэтому невозможно переоценить значение поликультурной предметно-пространственной среды дошкольной организации в развитии общей культуры ребёнка.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...
Консультация для педагогов "Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях с учетом рекомендаций ФГОС ДО"
В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, дошкольные организации могут вполне реа...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....