Завтра в школу. Чему учить будущих первоклассников.
статья (старшая, подготовительная группа)

Елена Алексеевна Мясникова

"Чему учить будущих первоклассников?, - спросим мы, и  родители ответят, читать и писать". Низкий уровень субъектной позиции, полное отсутствие инициативности у детей дошкольного возраста заставляет нас педагогов, если не бить тревогу, то пересматривать приоритеты в подготовке детей к будущей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл budushchiy_pervoklassnik.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:

Завтра в школу. Чему учить в саду будущих первоклассников.

Скоро в школу. Или чему учить в саду будущих первоклассников.

Детский сад, утро в детском саду.

«Ты не надел физкультурную форму на зарядку, почему?», - говорю я 6 летнему Вите.

«А мама её забыла дома», - с опорной уверенностью отвечает мне мальчик, в интонации которого слышится, «причём тут я».

«Присаживайся за стол»,-предлагаю я стоящей в стороневоспитаннице.

«Как я сяду, если там нет стула?» - задаёт она мневстречный вопрос. Следует заметить, что свободных стульев вокруг столов на тот момент стояло много, но не было стула именно та том месте, куда я предложила присесть.

«Елена Алексеевна, проследите, пожалуйста, чтобы Таня надела две кофты на прогулку», просит мама воспитанницы. Таких ситуаций – примеров можно приводить ещё и ещё, как вы думаете, о чём я?

За долгие годы работы с дошкольниками я всё чаще сталкиваюсь с детьми, неспособными принять решение или выйтииз сложившейся ситуации самостоятельно. И, причём, вы, родители полностью соглашаетесь с этим вердиктом, но при этом желаете и мечтаете видеть своего ребёнка в будущем ответственным и успешным,ни чего не предпринимая.И, только к 7 годам, когда ребёнку нужно собираться в школу, одним из самых громких поводов для беспокойства звучит: «..он у нас ни чего не хочет делать сам».

Но согласитесь, самостоятельность — это не только бытовые навыки, это уверенность в себе, это решительность и успешная учёба. Да и невозможно стать самостоятельным вдруг. Как и любое другое качество, самостоятельность развивается в ребенке с рождения. Развивается, если родители способствуют этому, а не пресекают указаниями, излишней опекой.

Зачем ребёнку что то придумывать, пытаться, если за него уже всё давно решили или всё равно будет так, как скажет мама? Инфантилизм и надежа на взрослых светит в будущем такому ребёнку.

А еслирассуждать, как часто Вы говорите, «..давай я надену, быстрее, мы торопимся». Или «ты будешь ходить на дзюдо и ментальную математику, это тебе пригодится». Многие из Вас припомнят эпизоды, в которых ребенок не убирает игрушки, разбрасывает одежду, не реагирует на просьбы.

Почему? Потому что он плохой и ленивый? И тут родители решительно идут в наступление: угрозы выбросить и даже выполнение этих угроз не приводят к желаемому результату. Что делать?

Попробуем встатьна место ребёнка.Первое -не убирать за собой игрушки вошло уже в привычку и с чего это вдруг?

Второе - начать наводить порядок,значит прервать свою интересную игру, доказать себе, что уборка игрушек важнее, отложить удовольствие поиграть на завтра этопрактически совершить подвиг. Ведь уборка нужна совсем не ему, а маме! Без созревшей мотивации внутри ребёнканаши попытки сформировать и воспитать самостоятельность будут безуспешны или просто дрессурой, «наведёшь порядок в комнате - разрешу поиграть в компьютер».

Лучший урок, который родитель может преподать в этой ситуации, – это показать, что ребенок может рассчитывать на помощь. «Давай я тебе помогу прибрать, приготовить вещи», и помогайте каждый раз до тех пор, пока ему это будет нужно. Подчёркивая его растущиеумения, хвалите за результат, который очевиден икогда-нибудь он приготовит вам сюрприз: уберет игрушки сам, сложит в рюкзак всёнеобходимое, да ещё и поможет вам выполнить домашнюю работу. И здесь без напора и натиска запаситесь терпением и рассчитываете время, которого бы хватило на самостоятельные сборы и приготовления. Чем больше мы «выталкиваем» ребенка в самостоятельное плаванье без его внутреннего желания, тем больше он стремится обратно под родительское крыло и меньше – делать что-то сам.

Стремитесь, чтобы он не просто совершил то или иное действие, а чтобы у ребенка сформировалась внутренняя потребность, истинное стремление к автономности. Например, ждем, что ребенок сам захочет вымыть посуду или пол, сам попросится сходить в магазин, а не заставляем его через силу и не уговариваем. Он сделает это не из-под палки, а потому, что теперь он может, он дорос, он понял, зачем мне просить, если я могу сделать сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чему учить будущего первоклассника.

рекомендации для родителей...

Консультация для родителей на тему "Чему учить будущего первоклассника"

консультация для родителей будущих первокласскиников...

Школа для родителей будущих первоклассников (семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие в город звуков и слов»)

Школа для родителей будущих первоклассников(семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие ...

Как подготовить ребенка к школе, или чему учить будущего первоклассника?

Оценка подготовленности ребенка к школе прежде всего по уровню его интеллектуального развития-наиболее распространенная ошибка и учителей, и родителей...

«Школа для родителей будущих первоклассников». Тема: «Роль семьи в подготовке ребёнка к школе».

laquo;Школа для родителей будущих первоклассников». Тема выступления: «Роль семьи в подготовке ребёнка к школе» (13.12.2023 г.)...

«Школа для родителей будущих первоклассников».Тема: «Значение развития мелкой моторики воспитанников как важнейшее условие успешной подготовки к школе».

laquo;Школа для родителей будущих первоклассников».Тема выступления: «Значение развития мелкой моторики воспитанников как важнейшее условие успешной подготовки к школе» (30.012024 г...

«Школа для родителей будущих первоклассников».Тема: «Развитие речи ребенка как важное направление подготовки к обучению в школе».

laquo;Школа для родителей будущих первоклассников».Тема выступления: «Развитие речи ребенка как важное направление подготовки к обучению в школе» (29.02.2024 г.)...