Завтра в школу. Чему учить будущих первоклассников.
статья (старшая, подготовительная группа)
"Чему учить будущих первоклассников?, - спросим мы, и родители ответят, читать и писать". Низкий уровень субъектной позиции, полное отсутствие инициативности у детей дошкольного возраста заставляет нас педагогов, если не бить тревогу, то пересматривать приоритеты в подготовке детей к будущей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Завтра в школу. Чему учить в саду будущих первоклассников.
Скоро в школу. Или чему учить в саду будущих первоклассников.
Детский сад, утро в детском саду.
«Ты не надел физкультурную форму на зарядку, почему?», - говорю я 6 летнему Вите.
«А мама её забыла дома», - с опорной уверенностью отвечает мне мальчик, в интонации которого слышится, «причём тут я».
«Присаживайся за стол»,-предлагаю я стоящей в стороневоспитаннице.
«Как я сяду, если там нет стула?» - задаёт она мневстречный вопрос. Следует заметить, что свободных стульев вокруг столов на тот момент стояло много, но не было стула именно та том месте, куда я предложила присесть.
«Елена Алексеевна, проследите, пожалуйста, чтобы Таня надела две кофты на прогулку», просит мама воспитанницы. Таких ситуаций – примеров можно приводить ещё и ещё, как вы думаете, о чём я?
За долгие годы работы с дошкольниками я всё чаще сталкиваюсь с детьми, неспособными принять решение или выйтииз сложившейся ситуации самостоятельно. И, причём, вы, родители полностью соглашаетесь с этим вердиктом, но при этом желаете и мечтаете видеть своего ребёнка в будущем ответственным и успешным,ни чего не предпринимая.И, только к 7 годам, когда ребёнку нужно собираться в школу, одним из самых громких поводов для беспокойства звучит: «..он у нас ни чего не хочет делать сам».
Но согласитесь, самостоятельность — это не только бытовые навыки, это уверенность в себе, это решительность и успешная учёба. Да и невозможно стать самостоятельным вдруг. Как и любое другое качество, самостоятельность развивается в ребенке с рождения. Развивается, если родители способствуют этому, а не пресекают указаниями, излишней опекой.
Зачем ребёнку что то придумывать, пытаться, если за него уже всё давно решили или всё равно будет так, как скажет мама? Инфантилизм и надежа на взрослых светит в будущем такому ребёнку.
А еслирассуждать, как часто Вы говорите, «..давай я надену, быстрее, мы торопимся». Или «ты будешь ходить на дзюдо и ментальную математику, это тебе пригодится». Многие из Вас припомнят эпизоды, в которых ребенок не убирает игрушки, разбрасывает одежду, не реагирует на просьбы.
Почему? Потому что он плохой и ленивый? И тут родители решительно идут в наступление: угрозы выбросить и даже выполнение этих угроз не приводят к желаемому результату. Что делать?
Попробуем встатьна место ребёнка.Первое -не убирать за собой игрушки вошло уже в привычку и с чего это вдруг?
Второе - начать наводить порядок,значит прервать свою интересную игру, доказать себе, что уборка игрушек важнее, отложить удовольствие поиграть на завтра этопрактически совершить подвиг. Ведь уборка нужна совсем не ему, а маме! Без созревшей мотивации внутри ребёнканаши попытки сформировать и воспитать самостоятельность будут безуспешны или просто дрессурой, «наведёшь порядок в комнате - разрешу поиграть в компьютер».
Лучший урок, который родитель может преподать в этой ситуации, – это показать, что ребенок может рассчитывать на помощь. «Давай я тебе помогу прибрать, приготовить вещи», и помогайте каждый раз до тех пор, пока ему это будет нужно. Подчёркивая его растущиеумения, хвалите за результат, который очевиден икогда-нибудь он приготовит вам сюрприз: уберет игрушки сам, сложит в рюкзак всёнеобходимое, да ещё и поможет вам выполнить домашнюю работу. И здесь без напора и натиска запаситесь терпением и рассчитываете время, которого бы хватило на самостоятельные сборы и приготовления. Чем больше мы «выталкиваем» ребенка в самостоятельное плаванье без его внутреннего желания, тем больше он стремится обратно под родительское крыло и меньше – делать что-то сам.
Стремитесь, чтобы он не просто совершил то или иное действие, а чтобы у ребенка сформировалась внутренняя потребность, истинное стремление к автономности. Например, ждем, что ребенок сам захочет вымыть посуду или пол, сам попросится сходить в магазин, а не заставляем его через силу и не уговариваем. Он сделает это не из-под палки, а потому, что теперь он может, он дорос, он понял, зачем мне просить, если я могу сделать сам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Чему учить будущего первоклассника"
консультация для родителей будущих первокласскиников...

Школа для родителей будущих первоклассников (семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие в город звуков и слов»)
Школа для родителей будущих первоклассников(семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие ...

Как подготовить ребенка к школе, или чему учить будущего первоклассника?
Оценка подготовленности ребенка к школе прежде всего по уровню его интеллектуального развития-наиболее распространенная ошибка и учителей, и родителей...

«Школа для родителей будущих первоклассников». Тема: «Роль семьи в подготовке ребёнка к школе».
laquo;Школа для родителей будущих первоклассников». Тема выступления: «Роль семьи в подготовке ребёнка к школе» (13.12.2023 г.)...

«Школа для родителей будущих первоклассников».Тема: «Значение развития мелкой моторики воспитанников как важнейшее условие успешной подготовки к школе».
laquo;Школа для родителей будущих первоклассников».Тема выступления: «Значение развития мелкой моторики воспитанников как важнейшее условие успешной подготовки к школе» (30.012024 г...

«Школа для родителей будущих первоклассников».Тема: «Развитие речи ребенка как важное направление подготовки к обучению в школе».
laquo;Школа для родителей будущих первоклассников».Тема выступления: «Развитие речи ребенка как важное направление подготовки к обучению в школе» (29.02.2024 г.)...