«Школа для родителей будущих первоклассников». Тема: «Роль семьи в подготовке ребёнка к школе».
материал

Страчкова Нина Анатольевна

 «Школа для родителей будущих первоклассников». Тема выступления: «Роль семьи в подготовке ребёнка к школе» (13.12.2023 г.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила: воспитатель 1 категории

Страчкова Нина Анатольевна

МБДОУ «ЦРР – детский сад № 56 «Ромашка»

                                                                                                                   Алтайский край, г.Рубцовск 2023г.

 «Школа для родителей будущих первоклассников»

Тема: «Роль семьи в подготовке ребёнка к школе»

Задачи:

- обозначить роль семьи в предшкольной подготовке ребенка;

- способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями будущих первоклассников и педагогов.

Участники: старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатель подготовительной группы, учитель начальных классов.

Форма проведения: родительская Школа

Ход собрания:

-   Уважаемые родители. Мы рады, что вы отложили свои дела и нашли время прийти к нам, чтобы узнать о своих детях, чтобы чему-то научиться у нас, чем-то поделиться с нами. Мы надеемся, что сегодня наша встреча поможет нам в вопросе подготовки детей к школе. Сегодня, хотелось бы с вами поговорить о роли семьи в подготовке ребёнка к школе.

     Согласно статье 18 Закона РФ «Об образовании», приоритетная роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, именно они являются первыми учителями ребенка в дошкольном возрасте, и от их поддержки и вовлеченности зависит успешность его адаптации к школьной жизни.

Слайд 3

     Каждый из родителей, готовя своего ребёнка к школе, считает, что он готов к обучению. Но каждый из них оценивает ребёнка, исходя из своих, субъективных показателей. Многие родители считают своей главной задачей до школы научить ребенка хорошо читать, писать, считать, чтобы облегчить ему обучение в первоначальный период. Но это ошибочное мнение. На самом деле, основная задача семьи в подготовке ребенка к школе - это создание благоприятной образовательной среды и развитие его навыков и умений, необходимых для успешного обучения. То есть, гораздо важнее общее развитие будущего ученика, проявление его инициативы, активности, пытливости, самостоятельности и других важных качеств.

     Существует ряд основных правил при организации подготовки ребёнка к школе, которые помогут вам подготовить ребёнка к школьному обучению.

Слайд 4

     Прежде всего, это соблюдение режима дня. Если он не установлен или плохо выполняется, надо уже сейчас обязательно добиваться его выполнения. Режим нужен не только для укрепления здоровья дошкольников, но и для организации деятельности детей, так как твердый распорядок приучает их к порядку, воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени. Это относится не только к постоянному времени сна, что очень важно! но и постоянному времени приёма пищи, прогулок, игр и занятий – это обязательное условие правильного воспитания дошкольника, будущего первоклассника.

     

    Стоит также помнить, что нагрузка в обучении должна быть посильной для ребенка, чтобы не отбить у него желание учиться. Надо учитывать, то, что в детском саду специально организованная образовательная деятельность в день составляет 90минут (3 занятия по 30 минут), и есть ещё доп. образование – это посещение кружков «предшколы» и другие кружки. И тут главное не переусердствовать. Если ваш ребёнок посещает ещё и доп. кружки, то занятия дома необходимо давать небольшими порциями, чередовать письменные задания и устные. А в выходные дни давать возможность отдыхать, ведь вы, дорогие взрослые, не хотите работать в выходные.

Слайд 5

     Второе, на что следует обратить внимание при подготовке к школе в – это развитие навыка самостоятельности. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Поэтому очень важно воспитание таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность.  Это может включать в себя умение ребенка одеваться самостоятельно, уметь разбирать и собирать игрушки, учиться делать простые задания и т.д. Это поможет ребенку быть более независимым и готовым к школьной жизни.

Слайд 6

     При организации подготовки ребёнка к школе очень важно развитие умения построения коммуникативных связей. Проще говоря, семья должна помочь ребёнку научиться общаться со взрослыми и сверстниками, учиться сотрудничать – разрешать конфликты, уважительно относиться к другим, а также научить нормами вежливого и культурного общения.

Слайд 7

     Следующее правило – это поддержка развития речи. Родители должны активно развивать речь ребенка, общаться с ним, читать книги, играть в словесные игры. Они также должны научить его слушать и понимать других людей и выражать свои мысли и чувства,

потому что для ребенка именно родители, прежде всего, являются языковым и речевым образцом, так как дети учатся языку, подражая и слушая. Ведь ребенок успешнее всего усваивает язык в тот момент, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают. Регулярное чтение книг и общениепомогают развить его речь, словарный запас и понимание текстов. Очень хорошо, если в семье есть такая хорошая привычка как чтение - сказок, рассказов, стихов и обсуждение их с ребенком, так как задавая вопросы, развивается и речь ребёнка, и его критическое мышление.

Слайд 8

     Кроме того, очень важно акцентировать внимание на развитие нравственных и волевых качеств ребёнка. Это и воспитание трудолюбия, усидчивости, чувство ответственности, умение оценивать свои поступки и поступки своих товарищей (сверстников). Не менее важно, чтобы ребёнок не только учился выполнять указания или требования взрослых, но и начинал сам предъявлять их к себе, проявляя личную инициативу. Инициативность очень важна для нравственного становления личности. Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, чрезмерное стремление опекать, а это подрывает уверенность ребёнка в своих силах.

     Одним из правил является также - поддержка эмоционального развития ребёнка. Родители должны создавать атмосферу доверия и поддержки, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и комфортно в школе. Вы должны быть готовы выслушать его, помочь справиться с эмоциональными трудностями и научить его управлять своими эмоциями, а это- умение сдерживать себя, управлять своими поступками, умение подавлять агрессивные вспышки, импульсивные реакции.

Слайд 9

     И, конечно, очень важна поддержка физического развития. Семья должна стимулировать физическую активность ребенка, заботиться о его здоровье и правильном питании. Регулярные физические упражнения и здоровый образ жизни помогут ребенку быть более энергичным и концентрированным в школе, меньше болеть и лучше справляться с физическими и эмоциональными нагрузками.

Слайд 10

     И последнее, важно проявлять любовь и заботу о ребёнке независимо от его успехов и достижений. Нужно хвалить и поддерживать его во всех стремлениях и начинаниях, а также помогать при неудачах и возникновении проблем, ведь даже хорошо подготовленные дети нуждаются в помощи родителей. Дошкольнику всегда нужны мама, ее любовь и ласка, помощь и совет. Ему также хочется погулять с друзьями во дворе, поиграть с любимыми игрушками и посмотреть мультфильмы.

     В заключении хочется сказать, от нас, взрослых, зависит успешность ребенка в школе и помощь в комфортном переходе от дошкольного детства к обучению должны предложить ребенку самые близкие люди - его родители. Но важно помнить одну простую истину: образование может сделать ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми - семьёй. Родители могут создать такую обстановку, которая не только подготовит ребёнка к успешной учёбе, но и позволит занять ему достойное место среди первоклассников, чувствовать себя в школе комфортно. А если ещё и рассказывать ребенку о школе, об учителях и, самое главное, о знаниях, которыми он овладеет в школе, это вызовет желание учиться, сформирует положительное отношение к школе.

Слайд 11

Аспект

Подготовка в семье

Подготовка в дошкольных учреждениях

Роль

Родители играют основную роль в подготовке детей к школе

Педагоги дошкольных учреждений активно участвуют в подготовке детей к школе

Программа

Нет строго установленной программы, родители могут выбирать методы и материалы для подготовки

Существует специальная образовательная программа, разработанная для дошкольных учреждений

Время

Подготовка происходит в течение всего детства

Подготовка происходит в течение нескольких лет до поступления в школу

Социализация

Дети могут не иметь такого же уровня социализации, как в дошкольных учреждениях

Дети имеют возможность общаться и играть с другими детьми, развивая социальные навыки

Индивидуальный подход

Родители могут адаптировать подход к подготовке в соответствии с потребностями и интересами ребенка

Педагоги могут предоставить индивидуальную поддержку и помощь каждому ребенку

О сотрудничестве «педагог-родитель»

     Чтобы подготовка к школе носила полноценный характер, требуется организованное взаимодействие родителей и иных членов семьи с педагогами дошкольного учреждения. Поскольку только в сотрудничестве мы достигнем единой цели, а именно - успешной подготовке к следующему звену - школьному обучению.

     Так как вы, уважаемые родители также можете активно участвовать в образовательном процессе, помогая своим детям с домашними заданиями, то мы недавно предложили вам выполнить одно интересное домашнее задание: снять видеоролик об одной достопримечательности г. Рубцовск в формате «Я начинающий блогер». Я предлагаю сейчас посмотреть, что из этого получилось.

ПРОСМОТР ВИДЕО

     Я считаю, что наши родители с детьми неплохо справились. Мы не только закрепили знания о родном городе, но и опробовали новую форму задания. Детям очень понравилось. А вам мамы и папы? Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с вами. Хорошо, кто принял участие, но, хотелось бы от вас более активного участия в выполнении домашних заданий.

     Спасибо всем! В заключение нашего собрания я хочу предложить вам памятки, которые содержат короткие правила и помогут вам в построении отношений с вашим ребёнком в дальнейшей подготовке ребёнка к школе. А также прошу заполнить небольшую анкету.

Несколько коротких правил

  • Выполнять первое правило «не навредить»!
  • Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
  • Приучайте ребенка к самостоятельности
  • Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
  • Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
  • Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
  • Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
  • Вселяйте в ребенка уверенность в свои силы. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова «Я в тебе уверена».
  • Не стесняйтесь подчеркивать, что Вы им гордитесь, хвалите своего ребенка за достижения, особенно, которые дались ему трудом и упорством.
  • Спрашивайте своего ребенка, если он вам ничего не рассказывает, делайте это тактично и тепло.
  • Всегда говорите ребенку правду, даже когда Вам это невыгодно.
  • Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
  • Не добивайтесь успеха силой.
  • Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
  • Найти «слабые стороны и подтянуть их»
  • Признавайте право ребенка на ошибки.
  • Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
  • Не думайте за ребенка, не перегружайте ребенка.
  • Приучайте ребенка содержать свои вещи в порядке
  • И вообще, иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему"Роль семьи в подготовки ребенка к школе"

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ«СЕМЬЯ НА ПОРОГЕ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ РЕБЁНКА»...

" Роль семьи в подготовке ребёнка к школе"

Особое место в общей системе подготовки детей к школе отводится семье. Семья для ребёнка-дошкольника - первое и основное звено,которое связывает его жизнь с обществом.Для ребёнка родители являются реч...

Консультация для родителей на тему: "Роль семьи в подготовке детей к школе".

Консультация для родителей о роли семьи в подготовке дошкольников к школе....

Консультация для родителей детей подготовительной группы «Роль семьи в подготовке ребёнка к школе»

Консультация для родителей детей подготовительной группы «Роль семьи в подготовке ребёнка к школе»...

Консультация для родителей детей подготовительной группы «Роль семьи в подготовке ребёнка к школе»

Имеется немало семей, в которых с раннего детства большое внимание уделяется правильному воспитанию и развитию детей, укреплению их здоровья, формированию положительных нравственных качеств и норм пов...

«Школа для родителей будущих первоклассников».Тема: «Значение развития мелкой моторики воспитанников как важнейшее условие успешной подготовки к школе».

laquo;Школа для родителей будущих первоклассников».Тема выступления: «Значение развития мелкой моторики воспитанников как важнейшее условие успешной подготовки к школе» (30.012024 г...

«Школа для родителей будущих первоклассников».Тема: «Развитие речи ребенка как важное направление подготовки к обучению в школе».

laquo;Школа для родителей будущих первоклассников».Тема выступления: «Развитие речи ребенка как важное направление подготовки к обучению в школе» (29.02.2024 г.)...