Познавательно-исследовательский детский проект «Мой любимый музыкальный инструмент»
проект

Запрягаева Мария Андреевна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Кемерово

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №179

«Детский сад присмотра и оздоровления»

________________________________________________________________

Россия, 650003, г. Кемерово, пр. Химиков 19В, телефон 8(3842) 51 95 01

 

Познавательно-исследовательский детский проект

«Мой любимый музыкальный инструмент»

Выполнила:

Богданова Кристина,

Подготовительная группа

«Непоседы»

Руководитель:

Запрягаева Мария Андреевна

музыкальный руководитель

г.Кемерово, 2021г

Название: «Мой любимый музыкальный инструмент»

Тип проекта: Познавательно-исследовательский проект

Авторы и руководитель проекта: Кристина Б. (6 лет), музыкальный руководитель М.А. Запрягаева.  

Участники: Б. Кристина и её мама О. В., музыкальный руководитель М.А. Запрягаева.

Срок: краткосрочный - 2 недели.

Проблема (актуальность)

Я хожу в Детский сад. Я очень люблю музыкальные занятия. Мне нравится петь песни и танцевать. Но больше всего я люблю слушать, как играет нам на пианино Мария Андреевна, музыкальный руководитель. Что я знаю о фортепиано? Это большой музыкальный инструмент. На фортепиано можно играть разные песенки, нажимая на клавиши. Мне захотелось узнать, как можно больше об этом музыкальном инструменте - фортепиано. В процессе музыкальных занятий, дети задавали очень много вопросов об этом уникальном инструменте. Поэтому возникла необходимость узнать как можно больше, чтобы удовлетворить детскую любознательность и расширить их кругозор.

Кристина Б. занимается по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе  художественной  направленности «Музыкальная азбука», учится играть на фортепиано. Маме Оксане Васильевне и Кристине  было предложено стать участниками познавательно - творческого проекта "Мой любимый музыкальный инструмент" и рассказать детям о фортепиано.

Мама Кристины Б. не училась в школе искусств и поэтому тоже заинтересовалась историей этого инструмента

Цель

Формирование интереса к более глубокому изучению музыкального инструмента фортепиано через создание презентации «Фортепиано - лучший инструмент».

Задачи

1) Узнать как можно больше об уникальности музыкального инструмента; собрать, обобщить и систематизировать материал по теме проекта.

2) Создать презентацию  «Фортепиано - лучший инструмент».

3) Рассказать детям нашей группы о фортепиано.

Гипотеза: Я думаю, что фортепиано является универсальным инструментом по разнообразию своих возможностей в отличии от других музыкальных инструментов.

Продукты

Презентация «Фортепиано- лучший инструмент».

Выступление с сообщением перед детьми.

Исполнение импровизации «Медленный снег» (в ансамбле с педагогом).

Содержание

Подготовительно - организационный этап

1. Обсуждение в кругу семьи, как узнать нужные сведения о фортепиано. Я подумала, кто бы мне в этом мог помочь?

2. Составление плана действий:

1) Посмотреть в книгах, энциклопедиях, справочниках вместе с мамой.

2) Поискать литературу в Интернете с мамой и сестрой.

3) Спросить у музыкального руководителя М. А.

4) Совместное участие в создании презентации, мама подобрала загадки и стихи по теме.

Мама помогла ребёнку составить план действий по сбору нужной информации. Предложила свою помощь.

Составление паспорта проекта.

Беседа с мамой Кристины, как она может ей помочь.

Рекомендации по сбору материала.

1) Узнать, что обозначает название «фортепиано».

2) Узнать пианино, рояль, фортепиано - это разные инструменты?

3) Узнать, что было до фортепиано, где и когда оно появилось.

4) Для чего пианино педали?

5) Как рождаются звуки?

Предложить поискать в книгах и интернете информацию об истории появления фортепиано.

Предложить узнать информацию у музыкального руководителя.

Предложить исполнить на фортепиано импровизацию вместе с педагогом перед детьми.

Планирование деятельности ребёнка при незначительной помощи взрослого; определение средств реализации проекта:

- обсуждение плана с семьёй воспитанника;

- совместно с ребёнком и родителями составление плана-схемы проведения проекта.

-распределение обязанностей между участниками проекта.

Исследовательский

Выполнение плана действий:

Сбор материала о музыкальном инструменте фортепиано (ресурсы Интернета, книги) для создания презентации.

Чтение энциклопедий.

Информационная и техническая поддержка со стороны мамы.

Поиск загадок и стихов.

Мероприятия, направленные на сбор информации, материала:

- самостоятельно выполненные задания ребёнком и мамой;

- поощрение самостоятельных творческих работ ребёнка и мамы;

-поиск информации;

-консультация для родителей по изготовлению презентации.

Обобщающий

Анализ и систематизация информации. Оформление презентации «Фортепиано- лучший инструмент».

Подготовка выступления перед детьми.

Обсуждение результата: ход работы, действий каждого участника проекта, выяснение причин успехов и неудач, составление презентации.

Выполнение проекта, дифференцированная помощь взрослого.

Анализ полученного продукта

Презентация проекта

Выступление Кристины на занятии с сообщением перед детьми «Мой любимый музыкальный  инструменте» с демонстрацией презентации «Фортепиано- лучший инструмент».

Исполнение на фортепиано импровизации «Медленный снег» (в ансамбле с педагогом).

Музыкальный руководитель.

Роль фортепиано и музыки в жизни людей занимает особое место. Фортепиано – универсальный инструмент: звучит в концертных залах, музыкальных школах, с экранов телевизоров. Музыка может потрясти, успокоить, заставить радоваться и горевать. Музыка дисциплинирует, обогащает, заставляет глубже чувствовать, помогает в работе. Что же это за инструмент - фортепиано, нам расскажет Кристина. Она вместе со своей мамой узнали очень много об этом инструменте. Кристина желает с вами, ребята, поделиться и рассказать.

Текст выступления ребёнка (Б. Кристины).

Вместе с мамой я узнала много интересного о фортепиано. А ещё вместе с мамой мы подготовили презентацию.

Я посещаю уроки игры на фортепиано по программе «Музыкальная азбука», где занимаюсь по специальности фортепиано первый  месяц. Что же это за инструмент, сегодня мне хочется вам рассказать о нём более подробно.

Сначала я решила узнать, что обозначает само слово «фортепиано». В этом мне помогла Мария Андреевна. Это итальянское слово. На итальянском языке «fortepiano» собрано из двух слов: «forte» – громко, «piano» – тихо. Оно было изобретено в Италии в 1698 году мастером Бартоломео Кристофори.

Многие ребята называют фортепиано или пианино, говорят, что пианино и фортепиано - это разные инструменты. Мы даже спорим, кто правильно называет, а кто нет. Чтобы ответить на этот вопрос, я попросила маму посмотреть в Интернете. Мы с ней нашли такой ответ. «Фортепиано и пианино – это один и тот же инструмент. Рояль и фортепиано это тоже, как ни странно, один и тот же инструмент. Фортепиано – общее название для них.

Рояль и пианино имеют разную форму и разное расположение струн. Пианино – инструмент с вертикальным построением струн, оно занимает меньше места. У рояля же построение горизонтальное, он имеет дугообразную форму и, в отличие от пианино, стоит на трёх ножках».

Для чего у пианино, как и у машины, есть педали. Мне было очень интересно узнать. Об этом я спросила у своего педагога по фортепиано М. А. Вот что она рассказала и показала: «Нажатием на правую педаль «форте» звук не прекращается, даже после того, как музыкант убирает руки с клавиатуры. Левая педаль «Пиано» на пианино делает звук более тихим и мягким. Чаще всего третьей (средней) педалью пользуются на много реже, потому что она есть не у всех фортепиано. Звук звучит намного тише, позволяя заниматься, не мешая окружающим вас людям».

А дома мы с мамой посмотрели книжку «Музыкальные картинки» Л. Хереско и узнали, что раньше на первых фортепиано педалей не было, это можно понять, рассматривая старые картины, на которых изображены Гайдн, Моцарт за инструментом. Придумали же, педальный механизм два англичанина – правую педаль «Форте» Бейер и левую педаль «Пиано» Броудвуд. Уже из названия педалей понятно, что первая позволяет сделать звук громче (итал. forte — «громко», вторая же – тише (итал. piano — «тихо»).

А как рождаются звуки? Об этом мне рассказала мой педагог по фортепиано М. А. Пианист нажимает на клавишу, клавиша приводит в движение систему рычагов, они приводят в движение молоточек, молоточек ударяет по струне.

История создания фортепиано.

Самым ранним предком фортепиано считается монохорд, который изобрел Пифагор и использовал для своих экспериментов. Это был не музыкальный инструмент, а прибор, представляющий собой прямоугольный ящик с натянутой одной струной. Позднее появились полихорды – «многоструны».

Примерно к - V векам появились клавикорды. Звук клавикорда был нежным и певучим, но не громким.

Другой клавишный инструмент – клавесин - был изобретён в Италии в XV веке. В отличие от клавикорда, струны клавесина были разной длины и распложены параллельно, как у современного рояля. Клавесин включали в различные ансамбли и даже в оркестр. Звук клавесина был сильнее, чем у клавикорда, но не так выразителен и красив.

В 1709 году появился необычный музыкальный инструмент. Его изобрёл итальянский мастер Бартоломео Кристофори и назвал фортепиано, что означало «форте» – громко, «пиано» – тихо.

В 20 веке появились электромузыкальные клавишные инструменты – электромузыкальные пианино, синтезатор. Эти инструменты позволяли получать различные тембры, имитировать звучание кларнета, флейты, фагота, саксофона.

Музыкальные возможности фортепиано, преимущества инструмента. На клавиатуре фортепиано семь с лишним октав, что делает фортепиано инструментом с самым большим диапазоном.

Недостатки инструмента. Вслед за нажатием клавиши следует удар молоточка по струне, что мешает добиться певучести в звучании. Коснувшись клавиши, пианист уже не может усилить звук, ослабить его или оставить постоянным. Он может прервать звук, сняв палец с клавиши. Но и этот недостаток у хорошего пианиста не так уж заметен.

Что мне даёт обучение игре на фортепиано? Игра на музыкальных инструментах развивает волю, внимание и память, усидчивость, мышление.

Выводы. Все инструменты хороши по-своему. У каждого свой неповторимый тембр, свои привлекательные особенности. Но ни один из них не может сравниться с фортепиано по разнообразию возможностей, по тому, как универсально оно используется. Умение играть на фортепиано обязательно для музыкантов всех специальностей. Я считаю, что фортепиано будет жить и приносить радость людям еще много лет, десятилетий и даже столетий.

Я тоже мечтаю научиться хорошо играть на инструменте, подбирать различные песни, мелодии. И в будущем стать настоящим пианистом.

Мне очень понравилось изучать историю возникновения фортепиано, потому что я узнала много нового и интересного, и мне помогла моя мама.

Приложение 1

Загадки

1. Есть клавиатура,

Но не компьютер,

Есть педали,

Но не машина.

(Фортепиано)

2. Ох, на нем не сосчитать

Черно-белых клавиш!

А научишься играть –

Ты себя прославишь.

Отнесись к нему серьезно –

Скоро станешь виртуозом.

(Пианино)

3. Очень музыку любили

Две сестры, Наташа с Ниной,

И поэтому купили

Им большое…

(Пианино)

4. А имея все три ножки,

Не помчится по дорожке,

«Газ» не жмет, хоть есть педаль…

Имя чудища? …

(Рояль)

5. Он стоит на трех ногах,

Ноги в черных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут его?…

(Рояль)

6. У какого инструмента есть и струны, и педаль?

Несомненно, это дивный, это белый наш…

Играть умеет он как «форте», так и «пиано»,

Поэтому зовут его…

(Фортепиано)

7. Клавиатуры черно-белый ряд,

Педали желтым золотом горят …

(Пианино)

8. Меня с собой не унесешь в футляре.

С могучим форте, ласковым пиано,

И тот чрезвычайно прав, Кто называет нас…

(Фортепиано)

9. Гигантский музыкальный инструмент для зала.

Его названье я бы вам подсказала,

Уверена, вы догадались сами.

С большим крылом он и тремя ногами.

(Рояль)

10. Он стоит в концертном зале.

Клавесином был вначале.

Может «форте» и «пиано»

Исполнять вам неустанно.

В нем звучит мажор, минор.

Всем известно с давних пор,

В мире звуков он – король.

«Фа диез» и «Си бемоль»

Очень дружно в нем живут.

Стоя рядом с ним поют,

Сидя рядом с ним играют,

Клавиши перебирают,

Нажимают на педаль.

Этот инструмент …

(Рояль)

11. То ли зебра то ли лесенка,

Прикоснись – и будет песенка.

(Пианино)

12. На концерте выступала

Наша милая Татьяна,

Как звезда она играла

Целый час на…

(Фортепиано)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мой любимый музыкальный инструмент"

Проект напрвлен на развитие музыкальных способностей, знакомство с музыкальными инструментами, изготовление шумовых инструментов....

"Мой любимый музыкальный инструмент"

Как музыкальный руководитель я задалась вопросом: "Как развить восприятие музыки у дошкольников? Возможно ли познакомить с музыкальными инструментами, с разнообразием их групп, тембров в игровой ...

"Мой любимый музыкальный инструмент"

Как музыкальный руководитель я задалась вопросом: "Как развить восприятие музыки у дошкольников? Возможно ли познакомить с музыкальными инструментами. разнообразием их груп и тембров в игровой фо...

Детские самодельные шумовые и музыкальные инструменты, значение их использования на музыкальных занятиях и в повседневной жизни.

Наверняка вы уже играете со своими малышами в различные музыкальные игры, читаете им музыкальные сказки, слушаете красивую музыку. А пока ваш малыш еще не ходит в музыкальную школу и не играет там, на...

Детские самодельные шумовые и музыкальные инструменты, значение их использования на музыкальных занятиях и в повседневной жизни.

Шумовые инструменты – это самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Они просты и наиболее доступны детям раннего возраста....

Проект "Мой любимый музыкальный инструмент"

ЦЕЛЬ:Развитие музыкальных, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.Формирование знаний о музыкальных инструментах.Знако...

Детский проект "Металлофон - ударный музыкальный инструмент"

Детский проект о металлофоне. Занял призовое место на конкурсе....