консультация для воспитателей
консультация
"Самообразование педагога в ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_samoobrazovaniyu.docx | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Формы и методы самообразования педагогов ДОО в соответствии с ФГОС ДО»
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка, на повышение качества дошкольного образования в целом.
Педагогу необходимы серьёзные знания педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах педагогу просто не обойтись. Постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения. Современные дошкольники отличаются от тех, что были, к примеру, десять лет назад. По этой причине воспитатель должен по-иному выстраивать свою деятельность, внедрять в работу новые приёмы, инновационные технологии — одним словом, развиваться. При этом он должен учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования .
Самообразование – это способность самостоятельно добывать новые знания, а также приобретать навыки в рамках своей профессии. Оно крайне необходимо для анализа возрастных особенностей группы; выявления проблем; внедрения новейших педагогических разработок в практическую деятельность; организации образовательного процесса с учётом развития технологий и актуальных требований общества.
Хочу выделить основные формы самообразования:
- работа с современными нормативными документами, связанными с разными аспектами дошкольного воспитания;
- проработка методической литературы по своей теме, включая чтение специальных журналов по вопросам воспитания дошкольников (например, «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч»);
- освоение новейших педагогических технологий, классических и инновационных программ, знакомство с передовым опытом других дошкольных учреждений;
- личностное самосовершенствование.
Желательно, чтобы каждый педагог имел методическую папку, куда собирает полезные статьи по выбранной теме, интересные конспекты ОД, др. Обязательно разрабатывается план работы по самообразованию на год: это помогает оптимально организовать будущую деятельность, привести её в стройную систему.
Хорошо, если педагог делает заметки о проведённых мероприятиях с детьми, с родителями (оформление памяток, стендов, подготовка консультации); с педагогами (выступление на педсовете, консультация для педагогов и т. п.); о других компонентах процесса самообразования (например, воспитатель прочитал определённую книгу по теме, приобрёл наглядное пособие, посетил мероприятие).
Самообразование - это не заполнение тетрадей, планов, подготовка консультаций, оформление стендов и т. д. В первую очередь это стимуляция профессионального роста, а также личностного развития педагога. Главное, чтобы в плане была определена проблема и пути ее решения. Почему эта проблема актуальна для педагога? Насколько она важна для практики обучения, воспитания и развития обучающихся?
Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности воспитания дошкольников.
Цель работы по самообразованию - это то, что необходимо получить или показать в результате работы.
Задачи работы - пути достижения поставленной цели;
Нужно ответить на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?
Выход темы – это представление практического применения: провести открытую ОД, провести семинар; провести мастер-класс для педагогов по указанной теме; оформить папку-передвижку; составить сборник консультаций для родителей; составить отчёт о проделанной работе за учебный год.
В конце плана нужно указать литературные источники по стандартному библиографическому принципу: автор пособия, название, год издания, издательство — для каждого пункта в списке.
Этапы работы по самообразованию
1. Информационно – подготовительный этап (вводно- ознакомительный). Включает в себя:
- Изучение научно-методической и учебно-методической литературы. - Изучение периодической печати.
- Посещение библиотек или интернет ресурсов.
- Знакомство с работами других педагогов.
- Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.
2. Практический этап. На данном этапе педагог может:
- Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает.
- Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования.
- Разработка конспектов занятий.
- Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей.
- Подготовить консультации по теме.
- Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы – составление календарно – тематического плана и подбор методов, приемов для развития обучающихся.
- Разработать проект.
- Разработать опросники для диагностирования детей или родителей.
- Создать фотоальбом или видеофильм по проблеме, над которой работает педагог.
- Создать собственные методические пособия, атрибуты.
- Участвовать в работе конференций, семинаров.
3. Итоговый этап (отчет).
Формы отчета:
- Презентация проекта.
- Выступления на педсоветах, методических объединениях, конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта.
- Мастер – классы.
- Участие в конкурсах «Воспитатель года».
- Внедрение в педагогический процесс проектов, образовательных программ, методических пособий.
- Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования (проблеме).
- Неделя педагогического мастерства.
- Анализ взаимопосещений, видеоматериалов.
- Выставки работ педагогов и детей по темам самообразования.
Как выбрать тему для самообразования?
Воспитатель выбирает тему для самообразования, учитывая свой индивидуальный опыт и уровень профессионального развития. Она всегда должна быть нацелена на какой-то конкретный результат, поднимающий процесс воспитания и обучения на качественно новый уровень. Выбранная тематика должна при этом быть актуальной, а работа по самосовершенствованию — органично вливаться в педагогический процесс всего дошкольного учреждения.
Обобщив вышесказанное, можно обозначить следующие направления в тематике для самообразования:
- какая-либо из актуальных годовых задач дошкольной организации;
- вопрос, вызывающий у воспитателя трудности;
- углубление знаний и расширение уже имеющихся навыков педагога.
Кроме того, тему нужно выбирать с учётом возрастных особенностей группы дошкольников, с которой работает педагог. Например, для воспитателя будут актуальны следующие темы (примеры):
Группа раннего возраста и младшая группа:
- Внедрение интерактивных методов в воспитательный процесс в детском саду.
- Инновационные методики раннего развития.
- Интегрированные занятия в младшей группе: аспекты подготовки и методика проведения.
- Экологическое воспитание детей трёх-четырёх лет.
- Воспитание детей средствами устного народного творчества в воспитательном процессе в младшем дошкольном возрасте.
- Развитие познавательной активности воспитанников младшего дошкольного звена.
- Природа — средство воспитания младших дошкольников.
- Нетрадиционные техники рисования в работе с младшими дошкольниками. - Развитие математических представлений у младших дошкольников.
- Формирование у младших дошкольников ключевых навыков самообслуживания.
- Развитие во второй младшей группе представлений о неживой природе (различные природные явления, сезонность, времена суток).
- Формирование у младших дошкольников ключевых культурно гигиенических навыков.
Средняя группа:
- Театрализованная деятельность.
- Формирование стремления к здоровому образу жизни у дошкольников.
- Эмоционально-личностная сфера воспитанников средней группы ДОУ.
- Развитие речи — эффективное средство познания окружающего мира.
- Нетрадиционные техники рисования на занятиях.
- Воспитание любознательности (в процессе общения, занятий, игровой и трудовой деятельности).
- Развитие разнообразных форм общения при работе с воспитанниками средней группы.
- Развитие связной речи воспитанников средней группы (в процессе общения, игровой и трудовой деятельности).
- Развитие познавательной активности средствами математики.
- Методика обучения воспитанников средней группы выразительному чтению стихотворений.
Старшая группа:
- Развитие связной речи воспитанников старшей группы.
- Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством национально-регионального компонента.
- Дидактическая игра как средство логопедической работы в старшей группе. - Использование личностно-ориентированной модели в обучении детей старшего дошкольного возраста.
- Формирование представлений о своей малой родине у воспитанников старшей группы.
- Обучение детей пяти-шести лет элементарному анализу литературного произведения.
- Традиционные или нетрадиционные техники рисования на занятиях с детьми старшей группы.
- Приёмы развития навыков безопасной жизнедеятельности в старшей группе. - Обучение воспитанников старшей группы пересказу художественных произведений.
Подготовительная группа:
- Процесс обучения грамоте в подготовительной группе.
- Развитие экологической культуры старших дошкольников. - Основы нравственного воспитания.
- Формирование познавательной активности и вербального общения через ознакомление воспитанников подготовительной группы детского сада с иностранным языком.
- Правовое воспитание воспитанников.
- Нетрадиционные техники рисования на занятиях с воспитанниками.
- Формирование предпосылок учебной деятельности у воспитанников.
- Ознакомление воспитанников с биоценозом лесов, полей, лугов, водоёмов
.- Формирование у воспитанников представлений о космосе.
- Использование здоровьесберегающих технологий при работе с воспитанниками.
- Преемственность детского сада и школы.
- Обучение творческому рассказыванию на занятиях по развитию речи в подготовительной группе.
Работа педагога, связанная исключительно с развитием и обучением детей, предполагает постоянное самообразование и самосовершенствование. Этот процесс, прежде всего, должен представлять собой творческий поиск, а не сводиться к заполнению тетрадей и отчётов. Целенаправленная самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
В результате такой целенаправленной деятельности растёт педагогическое мастерство и появляется дополнительный стимул к работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...