консультация для воспитателей
консультация

Поспелова Ирина Александровна

"Самообразование педагога в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_samoobrazovaniyu.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Формы и методы самообразования педагогов ДОО в соответствии с ФГОС ДО»

                                                                           

 Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка, на повышение качества дошкольного образования в целом.

Педагогу необходимы  серьёзные знания педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах педагогу просто не обойтись. Постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения. Современные дошкольники отличаются от тех, что были, к примеру, десять лет назад. По этой причине воспитатель должен по-иному выстраивать свою деятельность, внедрять в работу новые приёмы, инновационные технологии — одним словом, развиваться. При этом он должен учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования .

Самообразование – это  способность самостоятельно добывать новые знания, а также приобретать навыки в рамках своей профессии. Оно крайне необходимо для  анализа возрастных особенностей группы;  выявления проблем;  внедрения новейших педагогических разработок в практическую деятельность;  организации  образовательного процесса с учётом развития технологий и актуальных требований общества.

Хочу выделить основные  формы самообразования:

- работа с современными нормативными документами, связанными с разными аспектами дошкольного воспитания;

- проработка методической литературы по своей теме, включая чтение специальных журналов по вопросам воспитания дошкольников (например, «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч»);

- освоение новейших педагогических технологий, классических и инновационных программ, знакомство с передовым опытом других дошкольных учреждений;

- личностное самосовершенствование.

Желательно, чтобы каждый педагог имел  методическую папку, куда собирает полезные статьи по выбранной теме, интересные конспекты ОД,  др. Обязательно разрабатывается план работы по самообразованию на год: это помогает оптимально организовать будущую деятельность, привести её в стройную систему.

Хорошо, если педагог  делает заметки о проведённых мероприятиях с детьми, с родителями (оформление памяток, стендов, подготовка консультации); с педагогами (выступление на педсовете, консультация для педагогов и т. п.); о других компонентах процесса самообразования (например, воспитатель прочитал определённую книгу по теме, приобрёл наглядное пособие, посетил мероприятие).

Самообразование - это не заполнение тетрадей, планов, подготовка консультаций, оформление стендов и т. д. В первую очередь это стимуляция профессионального роста, а также личностного развития педагога. Главное, чтобы в плане была определена проблема и пути ее решения. Почему эта проблема актуальна для педагога? Насколько она важна для практики обучения, воспитания и развития обучающихся?

Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности воспитания дошкольников.

Цель работы по самообразованию - это то, что необходимо получить или показать в результате работы.

Задачи работы -  пути достижения поставленной цели;

Нужно ответить на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

Выход темы – это представление практического применения: провести открытую ОД,  провести семинар; провести мастер-класс для педагогов по указанной теме; оформить папку-передвижку; составить сборник консультаций для родителей; составить отчёт о проделанной работе за учебный год.

 В конце плана нужно указать литературные источники по стандартному библиографическому принципу: автор пособия, название, год издания, издательство — для каждого пункта в списке.

Этапы работы по самообразованию

1. Информационно – подготовительный этап (вводно- ознакомительный). Включает в себя:

 - Изучение научно-методической и учебно-методической литературы. - Изучение периодической печати.

 - Посещение библиотек или интернет ресурсов.

- Знакомство с работами других педагогов.

 - Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

 2. Практический этап. На данном этапе педагог может:

- Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает.

 - Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования.

- Разработка конспектов занятий.

- Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей.

- Подготовить консультации по теме.

- Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы – составление календарно – тематического плана и подбор методов, приемов для развития обучающихся.

- Разработать проект.

- Разработать опросники для диагностирования детей или родителей.

 - Создать фотоальбом или видеофильм по проблеме, над которой работает педагог.

- Создать собственные методические пособия, атрибуты.

- Участвовать в работе конференций, семинаров.

 3. Итоговый этап (отчет).

Формы отчета:

- Презентация проекта.

- Выступления на педсоветах, методических объединениях, конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта.

- Мастер – классы.

 - Участие в конкурсах «Воспитатель года».

- Внедрение в педагогический процесс проектов, образовательных программ, методических пособий.

- Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования (проблеме).

- Неделя педагогического мастерства.

- Анализ взаимопосещений, видеоматериалов.

 - Выставки работ педагогов и детей по темам самообразования.

Как выбрать тему для самообразования?

Воспитатель выбирает тему для самообразования, учитывая свой индивидуальный опыт и уровень профессионального развития. Она всегда должна быть нацелена на какой-то конкретный результат, поднимающий процесс воспитания и обучения на качественно новый уровень. Выбранная тематика должна при этом быть актуальной, а работа по самосовершенствованию — органично вливаться в педагогический процесс всего дошкольного учреждения.

 Обобщив вышесказанное, можно обозначить следующие направления в тематике для самообразования:

- какая-либо из актуальных годовых задач дошкольной организации;

- вопрос, вызывающий у воспитателя трудности;

- углубление знаний и расширение уже имеющихся навыков педагога.

 Кроме того, тему нужно выбирать с учётом возрастных особенностей группы дошкольников, с которой работает педагог. Например, для воспитателя будут актуальны следующие темы (примеры):

Группа раннего возраста и младшая группа:

 - Внедрение интерактивных методов в воспитательный процесс в детском саду.

- Инновационные методики раннего развития.

 - Интегрированные занятия в младшей группе: аспекты подготовки и методика проведения.

- Экологическое воспитание детей трёх-четырёх лет.

- Воспитание детей средствами устного народного творчества в воспитательном процессе в младшем дошкольном возрасте.

- Развитие познавательной активности воспитанников младшего дошкольного звена.

- Природа — средство воспитания младших дошкольников.

 - Нетрадиционные техники рисования в работе с младшими дошкольниками. - Развитие математических представлений у младших дошкольников.

 - Формирование у младших дошкольников ключевых навыков самообслуживания.

 - Развитие во второй младшей группе представлений о неживой природе (различные природные явления, сезонность, времена суток).

- Формирование у младших дошкольников ключевых культурно гигиенических навыков.

Средняя группа:

- Театрализованная деятельность.

- Формирование стремления к здоровому образу жизни у дошкольников.

 - Эмоционально-личностная сфера воспитанников средней группы ДОУ.

- Развитие речи — эффективное средство познания окружающего мира.

 - Нетрадиционные техники рисования на занятиях.

- Воспитание любознательности (в процессе общения, занятий, игровой и трудовой деятельности).

 - Развитие разнообразных форм общения при работе с воспитанниками средней группы.

 - Развитие связной речи воспитанников средней группы (в процессе общения, игровой и трудовой деятельности).

- Развитие познавательной активности средствами математики.

- Методика обучения воспитанников средней группы выразительному чтению стихотворений.

Старшая группа:

 - Развитие связной речи воспитанников старшей группы.

 - Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством национально-регионального компонента.

- Дидактическая игра как средство логопедической работы в старшей группе. - Использование личностно-ориентированной модели в обучении детей старшего дошкольного возраста.

 - Формирование представлений о своей малой родине у воспитанников старшей группы.

- Обучение детей пяти-шести лет элементарному анализу литературного произведения.

 - Традиционные или нетрадиционные  техники рисования на занятиях с детьми старшей группы.

 - Приёмы развития навыков безопасной жизнедеятельности в старшей группе. - Обучение воспитанников старшей группы пересказу художественных произведений.

Подготовительная группа:

- Процесс обучения грамоте в подготовительной группе.

- Развитие экологической культуры старших дошкольников. - Основы нравственного воспитания.

- Формирование познавательной активности и вербального общения через ознакомление воспитанников подготовительной группы детского сада с иностранным языком.

- Правовое воспитание воспитанников.

 - Нетрадиционные техники рисования на занятиях с воспитанниками.

 - Формирование предпосылок учебной деятельности у воспитанников.

 - Ознакомление воспитанников с биоценозом лесов, полей, лугов, водоёмов

.- Формирование у воспитанников представлений о космосе.

 - Использование здоровьесберегающих технологий при работе с воспитанниками.

- Преемственность детского сада и школы.

- Обучение творческому рассказыванию на занятиях по развитию речи в подготовительной группе.

Работа педагога, связанная исключительно с развитием и обучением детей, предполагает постоянное самообразование и самосовершенствование. Этот процесс, прежде всего, должен представлять собой творческий поиск, а не сводиться к заполнению тетрадей и отчётов. Целенаправленная самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

 В результате такой целенаправленной деятельности растёт педагогическое мастерство и появляется дополнительный стимул к работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...