Конспект музыкально-тематического занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну русских народных музыкакльных инструментов»
методическая разработка (подготовительная группа)

капичина нелли владимировна

Музыкально - тематическое занятие в подготовительной группе "Путешествие в страну русских народных инструментов"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект музыкально-тематического занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну русских народных инструментов»                                                                                                 

Цель:

-познакомить детей с историей русских народных инструментов, учить отличать их звучание;

-формировать у детей основы музыкальной культуры.      

Задачи:

приучать детей внимательно слушать музыкальные произведения в исполнении разных инструментов;

- приобщать детей к народной музыке, высказываться о характере музыке;

- воспитывать интерес к произведениям русского фольклора.

Оборудование:

Бубен,  гармонь, колокольчик,  деревянные ложки, трещотка, фонограммы звучания музыкальных инструментов, музыкально-дидактическая игра «Четвертый лишний», шумовые инструменты.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением музыкальных инструментов, беседа о русских музыкальных инструментах, слушание фонограмм со звучанием  музыкальных инструментов, музицирование в шумовом оркестре.

Ход занятия.

Дети под русскую народную мелодию входят в музыкальный зал, садятся.

Муз. рук.  –Здравствуйте, ребята.  Сегодня я хочу пригласить вас в необычное путешествие, в страну музыкальных инструментов. А инструменты эти - родом из России. И неслучайно их называют «русские народные инструменты», ведь придумал их русский народ.

Давным –  давно жили бедные крестьяне и, чтобы как-то скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого полюбилось людям. Под его веселые звуки пели, танцевали. Но вот как назвать его? Думали-думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», т.е. разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент…как? (балалайка)

Посмотрите – это струнный инструмент, звук у него возникает благодаря игре на трех струнах. Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздика, а детали соединяют специальным клеем. Хотите послушать, как она звучит?

Звучит отрывок русской  народной песни «Светит месяц…»

Муз .рук.- А вот еще один русский музыкальный инструмент – домра. У нее бывает три или четыре струныЖизнь нашей русской домры была короткой и нелегкой. Хотите знать, почему? Очень давно на домрах играли скоморохи, это были веселые музыканты, которые  в своих песнях высмеивали царя. И тогда царь издал указ изломать и сжечь все музыкальные инструменты. Но домра не погибла, на ней и сегодня играют музыканты. Хотите послушать?

Звучит отрывок русской народной песни «Калинка»

Муз. рук.- Следующий инструмент – это гармонь. Когда-то ручную гармонику изобрел немецкий музыкант, а российские  мастера, которым понравилось  звучание гармоники,  сделали ее более удобной. Без гармони не проходила ни одна свадьба, в каждом селе был свой гармонист,  а во время Великой Отечественной войны  гармонь помогала людям выстоять и победить.          

Звучит отрывок песни   К.Я.Листова  «В землянке»

Муз. рук. -  А этот инструмент вам хорошо знаком – баян, родственник гармони. Кнопок здесь, как вы видите, намного больше, поэтому на нем можно сыграть более сложные произведения. Послушайте, как в наше время звучит баян.

Звучит отрывок пьесы А. Эшпая  «В путь»

Муз. рук. – Однажды во время раскопок ученые нашли целую кучу древних музыкальных инструментов: из костяных трубочек были сделаны дудки и свистки, из костей мамонта – погремушки и трещотки, из сухой кожи животных – бубны. Именно такими были первобытные  музыкальные инструменты. С годами эти инструменты видоизменялись.

Трещотки стали изготавливать из дерева, причем трещотки были разных видов (показ фото и исполнение небольшого ритмического фрагмента на трещотке);

Гусли – древнейший русский инструмент, изготавливали из одного куска дерева, выдалбливая его изнутри, а позже, когда  струны стали делать из металла, гусли зазвенели и стали называться «звончатыми». На гуслях обычно играли древние сказители, рассказывая сказки и легенды (нам известны герои русских сказок и былин - Садко, Добрыня Никитич);

Деревянные ложки до сих пор используются в России как музыкальный инструмент. Музыкальные ложки очень нарядны, их расписывают вручную настоящие художники, а затем покрывают специальным лаком. В старину вся посуда, из которой ели крестьяне, была деревянной, ложками можно было и щи хлебать и музыку сыграть

Ребенок:Эй, кто весел и удал! 
Принесите ложки в зал! 
Пригласите ложкарей! 
Что? Они уж у дверей? 
Заходите, приглашаем, 
Музыку для вас включаем, 
Звонче наших ложек нет! 
И на танец и в обед!

Танец с ложками «Наша ложки знает целый мир»

Частушки  исполняет группа детей.

Дети садятся.

Следующий инструмент – это колокольчик. В старину колокольчики крепили лошадям на дугу, чтобы издалека было слышно, кто едет. А где вы еще слышали звон колоколов? Правильно, в церкви. Вот уже многие века колокола призывают верующих людей к молитве (фонограмма и показ фото).

А я хочу показать вам еще один инструмент – вы его хорошо знаете – это бубен. К некоторым бубнам подвешивают колокольчики или небольшие тарелочки, которые начинают звенеть, когда мы ударяем по бубну или встряхиваем его ( показ небольшого ритмического рисунка на бубне и показ фото).

Игра с бубном.

А давайте поиграем в игру «Определи инструмент».

Музыкально-дидактическая игра «Определи инструмент»

Игровой материал:  4 ложки, 2 колокольчика, 2 бубна.

Ход игры: двое детей сидят спиной друг к другу, перед ними лежат одинаковые инструменты. Один исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же.

Муз.рук  Чаще всего народные инструменты использовали скоморохи - веселые музыканты, которые ходили по Руси и были одновременно певцами, плясунами и музыкантами. Они выступали на ярмарках, свадьбах и народных праздниках.

Звучит веселая музыка. выбегает Скоморох.

Скоморох: - Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

Муз. рук.: - Здравствуй, дорогой гость!  Ребята, это же Скоморох!  А как ты узнал, что мы про тебя говорили?

Скоморох:- А я услыхал знакомые звуки моих любимых инструментов и подумал: «Интересно, а кто это на них играет?»

Муз. рук. : - Мы с ребятами изучаем историю русских музыкальных инструментов, слушаем их звучание, рассматриваем картинки, на которых изображены музыкальные инструменты, и настоящие инструменты у нас есть. Вот, посмотри!        

Скоморох: - Ух, ты! Это просто здорово, что вы интересуетесь русскими народными инструментами!

 Неужели вы запомнили все эти инструменты?

Муз. рук.: - Ребята, я думаю, вы  сможете назвать инструменты, с  которыми   сегодня познакомились?

Скоморох: - А вот я сейчас проверю. Отгадайте загадку:

1.Треугольная доска, а на ней три волоска,

Волосок – тонкий, голосок – звонкий,

Три струны, а звук какой, с переливами, живой.

Узнаю его в момент -  самый русский инструмент! (балалайка)

2.Музыкальным инструментом кашу есть и щи хлебать

Можно запросто, а после для друзей своих сыграть!    (деревянные ложки)  

3. Я сыграю от души ритм очень трудный.

Что звучит? Скорей скажи! Непоседа - …….(бубен).

4.Какой инструмент произошел от общеславянского слова «балакать»?   (балалайка)

5.Жизнь у этого инструмента была нелегкой. Он был очень известен среди простых людей, но однажды царь приказал его уничтожить. О каком инструменте идет речь?                                      (домра) 6.На каком древнем инструменте играли герои русских былин Садко и Добрыня Никитич?                                                (гусли)  

Скоморох: - Какие молодцы!  А у меня есть еще одна игра. Она называется «Найди лишний инструмент ». Вы должны посмотреть на эту картинку и сказать, какой музыкальный инструмент   лишний.

          Музыкально – дидактическая игра «Найди лишний инструмент ».

Муз.рук. : - Это еще что!   Мы сейчас потруднее загадку загадаем!  Ребята с закрытыми глазами смогут на слух определить, что за инструмент сейчас прозвучит!  Сможете отгадать, ребята?

          Слуховой анализ «Угадай, какой музыкальный инструмент звучит»

Муз.рук. : - Ребята, сегодня вы  много нового узнали про музыкальные инструменты. Вы услышали их звучание, увидели, как они выглядят, узнали историю их происхождения, и даже отгадали верно все загадки! А если все эти инструменты будут звучать вместе, что получится? (оркестр). А хотите сыграть в оркестре? Давайте сейчас все вместе  сыграем на музыкальных инструментах.

Шумовой оркестр под фонограмму русской народной песни «Барыня»

Муз. рук:- Ребята, вам понравилось наше занятие? (ответы) Мы с вами уважаем культуру своего народа? (ответы) А что именно вам понравилось? (ответы) А вы хотите дальше изучать  историю русских народных инструментов? (ответы)  Наше занятие окончено, до новых встреч!      

        (Выход детей под русскую народную мелодию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группе "Путешествие по волшебной Стране Знаний"

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. В это время закладываются основы будущей учебной деят...

Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе «Путешествие в сказочную страну»

Закрепить знание геометрических фигур, отношение между числами натурального ряда, представление детей о последовательности дней недели....

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе "Путешествие в волшебную страну математики"

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе "Путешествие в волшебную страну математики" ...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие по разным странам»

Цель занятия -развитие познавательного процесса  у детей дошкольного возраста посредством музыки. Познакомить детей с культурой  различных стран  мира.Задачи: 1.Расширять представл...

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в Серебряную страну"

Логопедическое занятие с элементами цветового игротренинга для детей подготовительной к школе группы.Задачи  реализуются через игровые ситуации. Занятие носит творческий, интегрированный характер...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию на основе православных традиций в подготовительной к школе группе "Путешествие в замечательную страну под именем "Доброта".

Конспект занятия  путешествие в страну "Доброта" расширяет знания детей и их представления о таких нравственных качеств , как доброта, любовь к ближнему, послушание, милосердие, дружба,...

Конспект ООД для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в музыкальную страну загадок»

Организованная образовательная деятельность по развитию творческих способностей у детей во всех видах музыкальной деятельности....