Конспект музыкально-тематического занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну русских народных музыкакльных инструментов»
методическая разработка (подготовительная группа)
Музыкально - тематическое занятие в подготовительной группе "Путешествие в страну русских народных инструментов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_russkih_narodnyh_muzykalnyh_instrumentov.docx | 18.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект музыкально-тематического занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну русских народных инструментов»
Цель:
-познакомить детей с историей русских народных инструментов, учить отличать их звучание;
-формировать у детей основы музыкальной культуры.
Задачи:
- приучать детей внимательно слушать музыкальные произведения в исполнении разных инструментов;
- приобщать детей к народной музыке, высказываться о характере музыке;
- воспитывать интерес к произведениям русского фольклора.
Оборудование:
Бубен, гармонь, колокольчик, деревянные ложки, трещотка, фонограммы звучания музыкальных инструментов, музыкально-дидактическая игра «Четвертый лишний», шумовые инструменты.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением музыкальных инструментов, беседа о русских музыкальных инструментах, слушание фонограмм со звучанием музыкальных инструментов, музицирование в шумовом оркестре.
Ход занятия.
Дети под русскую народную мелодию входят в музыкальный зал, садятся.
Муз. рук. –Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу пригласить вас в необычное путешествие, в страну музыкальных инструментов. А инструменты эти - родом из России. И неслучайно их называют «русские народные инструменты», ведь придумал их русский народ.
Давным – давно жили бедные крестьяне и, чтобы как-то скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого полюбилось людям. Под его веселые звуки пели, танцевали. Но вот как назвать его? Думали-думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», т.е. разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент…как? (балалайка)
Посмотрите – это струнный инструмент, звук у него возникает благодаря игре на трех струнах. Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздика, а детали соединяют специальным клеем. Хотите послушать, как она звучит?
Звучит отрывок русской народной песни «Светит месяц…»
Муз .рук.- А вот еще один русский музыкальный инструмент – домра. У нее бывает три или четыре струныЖизнь нашей русской домры была короткой и нелегкой. Хотите знать, почему? Очень давно на домрах играли скоморохи, это были веселые музыканты, которые в своих песнях высмеивали царя. И тогда царь издал указ изломать и сжечь все музыкальные инструменты. Но домра не погибла, на ней и сегодня играют музыканты. Хотите послушать?
Звучит отрывок русской народной песни «Калинка»
Муз. рук.- Следующий инструмент – это гармонь. Когда-то ручную гармонику изобрел немецкий музыкант, а российские мастера, которым понравилось звучание гармоники, сделали ее более удобной. Без гармони не проходила ни одна свадьба, в каждом селе был свой гармонист, а во время Великой Отечественной войны гармонь помогала людям выстоять и победить.
Звучит отрывок песни К.Я.Листова «В землянке»
Муз. рук. - А этот инструмент вам хорошо знаком – баян, родственник гармони. Кнопок здесь, как вы видите, намного больше, поэтому на нем можно сыграть более сложные произведения. Послушайте, как в наше время звучит баян.
Звучит отрывок пьесы А. Эшпая «В путь»
Муз. рук. – Однажды во время раскопок ученые нашли целую кучу древних музыкальных инструментов: из костяных трубочек были сделаны дудки и свистки, из костей мамонта – погремушки и трещотки, из сухой кожи животных – бубны. Именно такими были первобытные музыкальные инструменты. С годами эти инструменты видоизменялись.
Трещотки стали изготавливать из дерева, причем трещотки были разных видов (показ фото и исполнение небольшого ритмического фрагмента на трещотке);
Гусли – древнейший русский инструмент, изготавливали из одного куска дерева, выдалбливая его изнутри, а позже, когда струны стали делать из металла, гусли зазвенели и стали называться «звончатыми». На гуслях обычно играли древние сказители, рассказывая сказки и легенды (нам известны герои русских сказок и былин - Садко, Добрыня Никитич);
Деревянные ложки до сих пор используются в России как музыкальный инструмент. Музыкальные ложки очень нарядны, их расписывают вручную настоящие художники, а затем покрывают специальным лаком. В старину вся посуда, из которой ели крестьяне, была деревянной, ложками можно было и щи хлебать и музыку сыграть
Ребенок:Эй, кто весел и удал!
Принесите ложки в зал!
Пригласите ложкарей!
Что? Они уж у дверей?
Заходите, приглашаем,
Музыку для вас включаем,
Звонче наших ложек нет!
И на танец и в обед!
Танец с ложками «Наша ложки знает целый мир»
Частушки исполняет группа детей.
Дети садятся.
Следующий инструмент – это колокольчик. В старину колокольчики крепили лошадям на дугу, чтобы издалека было слышно, кто едет. А где вы еще слышали звон колоколов? Правильно, в церкви. Вот уже многие века колокола призывают верующих людей к молитве (фонограмма и показ фото).
А я хочу показать вам еще один инструмент – вы его хорошо знаете – это бубен. К некоторым бубнам подвешивают колокольчики или небольшие тарелочки, которые начинают звенеть, когда мы ударяем по бубну или встряхиваем его ( показ небольшого ритмического рисунка на бубне и показ фото).
Игра с бубном.
А давайте поиграем в игру «Определи инструмент».
Музыкально-дидактическая игра «Определи инструмент»
Игровой материал: 4 ложки, 2 колокольчика, 2 бубна.
Ход игры: двое детей сидят спиной друг к другу, перед ними лежат одинаковые инструменты. Один исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же.
Муз.рук Чаще всего народные инструменты использовали скоморохи - веселые музыканты, которые ходили по Руси и были одновременно певцами, плясунами и музыкантами. Они выступали на ярмарках, свадьбах и народных праздниках.
Звучит веселая музыка. выбегает Скоморох.
Скоморох: - Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
Муз. рук.: - Здравствуй, дорогой гость! Ребята, это же Скоморох! А как ты узнал, что мы про тебя говорили?
Скоморох:- А я услыхал знакомые звуки моих любимых инструментов и подумал: «Интересно, а кто это на них играет?»
Муз. рук. : - Мы с ребятами изучаем историю русских музыкальных инструментов, слушаем их звучание, рассматриваем картинки, на которых изображены музыкальные инструменты, и настоящие инструменты у нас есть. Вот, посмотри!
Скоморох: - Ух, ты! Это просто здорово, что вы интересуетесь русскими народными инструментами!
Неужели вы запомнили все эти инструменты?
Муз. рук.: - Ребята, я думаю, вы сможете назвать инструменты, с которыми сегодня познакомились?
Скоморох: - А вот я сейчас проверю. Отгадайте загадку:
1.Треугольная доска, а на ней три волоска,
Волосок – тонкий, голосок – звонкий,
Три струны, а звук какой, с переливами, живой.
Узнаю его в момент - самый русский инструмент! (балалайка)
2.Музыкальным инструментом кашу есть и щи хлебать
Можно запросто, а после для друзей своих сыграть! (деревянные ложки)
3. Я сыграю от души ритм очень трудный.
Что звучит? Скорей скажи! Непоседа - …….(бубен).
4.Какой инструмент произошел от общеславянского слова «балакать»? (балалайка)
5.Жизнь у этого инструмента была нелегкой. Он был очень известен среди простых людей, но однажды царь приказал его уничтожить. О каком инструменте идет речь? (домра) 6.На каком древнем инструменте играли герои русских былин Садко и Добрыня Никитич? (гусли)
Скоморох: - Какие молодцы! А у меня есть еще одна игра. Она называется «Найди лишний инструмент ». Вы должны посмотреть на эту картинку и сказать, какой музыкальный инструмент лишний.
Музыкально – дидактическая игра «Найди лишний инструмент ».
Муз.рук. : - Это еще что! Мы сейчас потруднее загадку загадаем! Ребята с закрытыми глазами смогут на слух определить, что за инструмент сейчас прозвучит! Сможете отгадать, ребята?
Слуховой анализ «Угадай, какой музыкальный инструмент звучит»
Муз.рук. : - Ребята, сегодня вы много нового узнали про музыкальные инструменты. Вы услышали их звучание, увидели, как они выглядят, узнали историю их происхождения, и даже отгадали верно все загадки! А если все эти инструменты будут звучать вместе, что получится? (оркестр). А хотите сыграть в оркестре? Давайте сейчас все вместе сыграем на музыкальных инструментах.
Шумовой оркестр под фонограмму русской народной песни «Барыня»
Муз. рук:- Ребята, вам понравилось наше занятие? (ответы) Мы с вами уважаем культуру своего народа? (ответы) А что именно вам понравилось? (ответы) А вы хотите дальше изучать историю русских народных инструментов? (ответы) Наше занятие окончено, до новых встреч!
(Выход детей под русскую народную мелодию)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группе "Путешествие по волшебной Стране Знаний"
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. В это время закладываются основы будущей учебной деят...
Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе «Путешествие в сказочную страну»
Закрепить знание геометрических фигур, отношение между числами натурального ряда, представление детей о последовательности дней недели....
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе "Путешествие в волшебную страну математики"
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе "Путешествие в волшебную страну математики" ...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие по разным странам»
Цель занятия -развитие познавательного процесса у детей дошкольного возраста посредством музыки. Познакомить детей с культурой различных стран мира.Задачи: 1.Расширять представл...
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в Серебряную страну"
Логопедическое занятие с элементами цветового игротренинга для детей подготовительной к школе группы.Задачи реализуются через игровые ситуации. Занятие носит творческий, интегрированный характер...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию на основе православных традиций в подготовительной к школе группе "Путешествие в замечательную страну под именем "Доброта".
Конспект занятия путешествие в страну "Доброта" расширяет знания детей и их представления о таких нравственных качеств , как доброта, любовь к ближнему, послушание, милосердие, дружба,...
Конспект ООД для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в музыкальную страну загадок»
Организованная образовательная деятельность по развитию творческих способностей у детей во всех видах музыкальной деятельности....