Конспект занятия по развитию фонематических процессов для старших дошкольников
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Данный конспект может использоваться учителями -логопедами и дефектологами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие фонематических процессов у старших доршкольников | 240.5 КБ |
Развитие фонематических процессов у старших дошкольников | 240.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 262» г. Челябинска
Адрес: г. Челябинск, ул. Шуменская, 45 тел.: (351) 72-48-47
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи
«Звук Б. Буква Б»
с детьми старшей группы комбинированной направленности
с тяжёлыми нарушениями речи.
Подготовила:
учитель-логопед Казакова Н.Н.
г. Челябинск 2022 год
Цели:
Коррекционно-образовательная:
- Познакомить детей со звуком (Б) и научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля.
- Познакомить с образом буквы Б.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать у детей фонематические процессы;
- Упражнять в определении места звука (Б) в словах;
- Упражнять детей в делении слов на слоги;
- Развивать общую и мелкую моторику, дыхательные и голосовые функции.
Коррекционно-воспитательная:
- Воспитывать у детей умение правильно обращаться с раздаточным материалом.
Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Б; буква Б; цветные фишки для выкладывания цветной звуковой схемы; фасоль; дорожка для определения места звука в словах, игра «Бассейн» - ёмкость с водой и игрушками, салфетка для вытирания рук.
ХОД НОД.
- Организационный момент.
Давайте поздороваемся с солнцем, с небом, с друзьями.
Здравствуй, Солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
- Развитие мелкой моторики. Поиграем пальчиками.
Эти пальцы – все бойцы Удалые молодцы | (растопырить пальцы, потом сжать их в кулак) |
Два больших и крепких малых И солдат в боях бывалых | (приподнять 2 больших пальца, другие прижать) |
Два гвардейца – храбреца | (приподнять 2 указательных пальца) |
Два сметливых молодца | (приподнять 2 средних пальца) |
Два героя безымянных Но в работе очень славных | приподнять 2 безымянных пальца) |
Два мизинца - коротышки Очень славные мальчишки. | (приподнять 2 мизинца) |
- Развитие артикуляционной моторики:
- Малыш сосет соску.
- Упражнение «Качели»
- Упражнение «Грибок»
(Все упражнения выполняем без зеркал, потому что дети их знают. Сопровождаем каждое упражнение ладошками рук.)
- Работа над развитием дыхания и голоса
- Упражнение «Дуем на снежинки».
- Упражнение «Ныряльщики»: вдох – развели руки в стороны и присели, опустили руки; на выдохе – встали, развели руки в стороны и произносим «бух»- 2 -3 раза
- Поиграем пальчиками - упражнения
Зайчик – коза
Колечки
Цепочка
Лязгинка
- Объявление темы НОД.
Логопед: Посмотрите внимательно на картинку! Вода в чайнике закипела, крышка стучит вот так: Б-Б-Б-Б;
Какой звук издаёт крышка, когда закипает вода в чайнике? (Б)
Хором дети повторяют звук, который издаёт крышка, когда вода в чайнике закипает.
С этим звуком мы сегодня с вами познакомимся.
- Акустико-артикуляционный образ звука.
Дети хором, а затем индивидуально произносят звук Б.
Логопед: Ребята, что помогает нам произнести звук (Б) (губы).
Значит, звук (Б) мы называем – губным.
- Когда мы произносим звук (Б) воздух, который выходит изо рта встречает преграду или выходит свободно? Что является преградой?
Значит, звук (Б) – согласный.
- А как вы думаете, звук (Б) глухой или звонкий (давайте проверим – тактильно-вибрационный контроль).
- К нам пришёл мальчик. Зовут его БОМ и носит он всегда синюю рубашечку и синие башмаки.
А какие звуки носят синюю рубашку, как мы их называем? (твёрдые)
Значит звук (Б) – твёрдый.
- Давайте вместе повторим характеристику звука (Б) – звук (Б) - губной, согласный, звонкий, твёрдый, обозначается символом синего цвета (опора на цветное пособие).
- Повторение характеристики звука отдельными детьми, с опорой на схему.
- Развитие фонематического слуха.
- Игра «Поймай звук ладошками» из ряда звуков: К, Ш, С, Б и т.д.
- Игра «Выбери правильное слово»
Бобочка, чабочка, бабочка, кабабочка.
Рабабан, бабаран, набараб, барабан
- Закрепление звука в слогах.
Звуковой анализ слогов БА, БУ с выкладыванием графической схемы.
Вызывается к доске один из детей. Остальные работают на своих местах и помогают товарищу у доски.
Разбор звуковой дорожки по обычной схеме:
- Сколько звуков выложили?
- Назови первый звук, дай характеристику, с опорой на схему.
- Назови второй звук, дай характеристику, с опорой на схему.
Попробуем выложить звуковую дорожку имени нашего мальчика. Как его зовут? (БОМ)
Дети выкладывают звуковую дорожку слова «БОМ».
Физкультминутка (речь с движением)
В пограничников играем, Землю нашу охраняем | Ходьба на месте маршируя |
Мы гурьбой садимся в санки, мчимся вихрем в жаркий бой | Бегут друг за другом |
Мы - танкисты, санки – танки, Враг – сугробы над горой | Идут друг за другом, приложив руку к голове (козырьку) или руки «домиком» над головой. |
- Закрепление звука в словах.
- Игра «Бассейн» (сенсорная коробка)
Логопед объясняет правило игры: достаём игрушку из бассейна. Называем её словом. Определяем, есть ли звук (Б) в этом слове и где находится звук (Б) в начале, конце или середине слова.
Ребёнок кладёт игрушку «загорать на пляж»
Ребёнок отправляется на своё место и цепляет прищепку на карточку.
(Выходят к «Бассейну» все дети по очереди).
- Связь звука и буквы.
Логопед: Ребята, а вот это буква звука (Б) – буква БЭ.
- Показ буквы (логопед сопровождает показ буквы со стихотворением)
Был когда-то полукруг,
К палочке пришёл он вдруг
Справа встал, остановился,
Сверху крышею накрылся.
Логопед: Ребята, а как вы думаете, на что может быть похожа буква Б (показ картинок с образами буквы.
Логопед: Давайте, посчитаем, сколько элементов в букве Б. (Считают)
На что похожа буква Б (рассматривают картинки и отвечают)
Логопед объясняет, как печатается буква Б. («спинка» буквы Б всегда смотрит налево, а «брюшко» и «козырёк» направо)
Выкладывание детьми буквы Б фасолью или другими материалами.
12. Логопед:
Ребята, мы с вами забыли про наши игрушки. Они уже перегрелись на солнышке. Давайте ещё поиграем с ними.
Нужно взять любую игрушку. Назвать её словом. Разделить это слово на слоги (части) и поселить в нужный «домик».
Правило: если в названии игрушки 1 слог – помещаем игрушку в домик с одним окошком; если 2 слога – в домик с двумя окошками и т.д. (Выходит каждый ребёнок по очереди).
Итог НОД:
Ребята, давайте вспомним с каким звуком мы сегодня познакомились? (Б).
Кто даст характеристику звука Б (кто-то из детей рассказывает характеристику звука Б).
А как называется буква, звука (Б) (буква БЭ)
Спасибо, ребята. Вы сегодня хорошо поработали. Логопед раздаёт наклейки на тетради. Дети их приклеивают.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 262» г. Челябинска
Адрес: г. Челябинск, ул. Шуменская, 45 тел.: (351) 72-48-47
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи
«Звук Б. Буква Б»
с детьми старшей группы комбинированной направленности
с тяжёлыми нарушениями речи.
Подготовила:
учитель-логопед Казакова Н.Н.
г. Челябинск 2022 год
Цели:
Коррекционно-образовательная:
- Познакомить детей со звуком (Б) и научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля.
- Познакомить с образом буквы Б.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать у детей фонематические процессы;
- Упражнять в определении места звука (Б) в словах;
- Упражнять детей в делении слов на слоги;
- Развивать общую и мелкую моторику, дыхательные и голосовые функции.
Коррекционно-воспитательная:
- Воспитывать у детей умение правильно обращаться с раздаточным материалом.
Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Б; буква Б; цветные фишки для выкладывания цветной звуковой схемы; фасоль; дорожка для определения места звука в словах, игра «Бассейн» - ёмкость с водой и игрушками, салфетка для вытирания рук.
ХОД НОД.
- Организационный момент.
Давайте поздороваемся с солнцем, с небом, с друзьями.
Здравствуй, Солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
- Развитие мелкой моторики. Поиграем пальчиками.
Эти пальцы – все бойцы Удалые молодцы | (растопырить пальцы, потом сжать их в кулак) |
Два больших и крепких малых И солдат в боях бывалых | (приподнять 2 больших пальца, другие прижать) |
Два гвардейца – храбреца | (приподнять 2 указательных пальца) |
Два сметливых молодца | (приподнять 2 средних пальца) |
Два героя безымянных Но в работе очень славных | приподнять 2 безымянных пальца) |
Два мизинца - коротышки Очень славные мальчишки. | (приподнять 2 мизинца) |
- Развитие артикуляционной моторики:
- Малыш сосет соску.
- Упражнение «Качели»
- Упражнение «Грибок»
(Все упражнения выполняем без зеркал, потому что дети их знают. Сопровождаем каждое упражнение ладошками рук.)
- Работа над развитием дыхания и голоса
- Упражнение «Дуем на снежинки».
- Упражнение «Ныряльщики»: вдох – развели руки в стороны и присели, опустили руки; на выдохе – встали, развели руки в стороны и произносим «бух»- 2 -3 раза
- Поиграем пальчиками - упражнения
Зайчик – коза
Колечки
Цепочка
Лязгинка
- Объявление темы НОД.
Логопед: Посмотрите внимательно на картинку! Вода в чайнике закипела, крышка стучит вот так: Б-Б-Б-Б;
Какой звук издаёт крышка, когда закипает вода в чайнике? (Б)
Хором дети повторяют звук, который издаёт крышка, когда вода в чайнике закипает.
С этим звуком мы сегодня с вами познакомимся.
- Акустико-артикуляционный образ звука.
Дети хором, а затем индивидуально произносят звук Б.
Логопед: Ребята, что помогает нам произнести звук (Б) (губы).
Значит, звук (Б) мы называем – губным.
- Когда мы произносим звук (Б) воздух, который выходит изо рта встречает преграду или выходит свободно? Что является преградой?
Значит, звук (Б) – согласный.
- А как вы думаете, звук (Б) глухой или звонкий (давайте проверим – тактильно-вибрационный контроль).
- К нам пришёл мальчик. Зовут его БОМ и носит он всегда синюю рубашечку и синие башмаки.
А какие звуки носят синюю рубашку, как мы их называем? (твёрдые)
Значит звук (Б) – твёрдый.
- Давайте вместе повторим характеристику звука (Б) – звук (Б) - губной, согласный, звонкий, твёрдый, обозначается символом синего цвета (опора на цветное пособие).
- Повторение характеристики звука отдельными детьми, с опорой на схему.
- Развитие фонематического слуха.
- Игра «Поймай звук ладошками» из ряда звуков: К, Ш, С, Б и т.д.
- Игра «Выбери правильное слово»
Бобочка, чабочка, бабочка, кабабочка.
Рабабан, бабаран, набараб, барабан
- Закрепление звука в слогах.
Звуковой анализ слогов БА, БУ с выкладыванием графической схемы.
Вызывается к доске один из детей. Остальные работают на своих местах и помогают товарищу у доски.
Разбор звуковой дорожки по обычной схеме:
- Сколько звуков выложили?
- Назови первый звук, дай характеристику, с опорой на схему.
- Назови второй звук, дай характеристику, с опорой на схему.
Попробуем выложить звуковую дорожку имени нашего мальчика. Как его зовут? (БОМ)
Дети выкладывают звуковую дорожку слова «БОМ».
Физкультминутка (речь с движением)
В пограничников играем, Землю нашу охраняем | Ходьба на месте маршируя |
Мы гурьбой садимся в санки, мчимся вихрем в жаркий бой | Бегут друг за другом |
Мы - танкисты, санки – танки, Враг – сугробы над горой | Идут друг за другом, приложив руку к голове (козырьку) или руки «домиком» над головой. |
- Закрепление звука в словах.
- Игра «Бассейн» (сенсорная коробка)
Логопед объясняет правило игры: достаём игрушку из бассейна. Называем её словом. Определяем, есть ли звук (Б) в этом слове и где находится звук (Б) в начале, конце или середине слова.
Ребёнок кладёт игрушку «загорать на пляж»
Ребёнок отправляется на своё место и цепляет прищепку на карточку.
(Выходят к «Бассейну» все дети по очереди).
- Связь звука и буквы.
Логопед: Ребята, а вот это буква звука (Б) – буква БЭ.
- Показ буквы (логопед сопровождает показ буквы со стихотворением)
Был когда-то полукруг,
К палочке пришёл он вдруг
Справа встал, остановился,
Сверху крышею накрылся.
Логопед: Ребята, а как вы думаете, на что может быть похожа буква Б (показ картинок с образами буквы.
Логопед: Давайте, посчитаем, сколько элементов в букве Б. (Считают)
На что похожа буква Б (рассматривают картинки и отвечают)
Логопед объясняет, как печатается буква Б. («спинка» буквы Б всегда смотрит налево, а «брюшко» и «козырёк» направо)
Выкладывание детьми буквы Б фасолью или другими материалами.
12. Логопед:
Ребята, мы с вами забыли про наши игрушки. Они уже перегрелись на солнышке. Давайте ещё поиграем с ними.
Нужно взять любую игрушку. Назвать её словом. Разделить это слово на слоги (части) и поселить в нужный «домик».
Правило: если в названии игрушки 1 слог – помещаем игрушку в домик с одним окошком; если 2 слога – в домик с двумя окошками и т.д. (Выходит каждый ребёнок по очереди).
Итог НОД:
Ребята, давайте вспомним с каким звуком мы сегодня познакомились? (Б).
Кто даст характеристику звука Б (кто-то из детей рассказывает характеристику звука Б).
А как называется буква, звука (Б) (буква БЭ)
Спасибо, ребята. Вы сегодня хорошо поработали. Логопед раздаёт наклейки на тетради. Дети их приклеивают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы логопеда по развитию фонематических процессов у дошкольников с ОНР.
Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия важные моменты в развитии речи дошкольника.1Уточнение правильного произношения звуков.2. Развитие артикуляционной м...
Представляю несколько дидактических игр, способствующих развитию фонематических процессов у дошкольников, которые могут использоваться на занятиях по развитию речи.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34. Игротренинг для воспитателей....
Особенности развития фонематических процессов у дошкольников и их влияние на овладение письменной речью
Описание работы: Актуальность настоящей работы в том, что развитие фонематических процессов у дошкольников является главным условием профилактики нарушений письменной речи. Таким образом, проблема нас...
Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи.
Материал может быть использован как для практической работы, так и для консультирования родителей....
«Наглядное моделирование — эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»
Доклад на тему: «Наглядное моделирование — эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»....
«Наглядное моделирование — эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»
Доклад на тему: «Наглядное моделирование — эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»....
Дидактические игры для развития фонематических процессов у дошкольников
Дидактические игры:1. Грузовик.Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику.Оборудование: игрушечная грузовая машинка, мелкие игрушки.Задание: загрузи в кузов...