Особенности развития фонематических процессов у дошкольников и их влияние на овладение письменной речью
статья (старшая группа) по теме
Описание работы: Актуальность настоящей работы в том, что развитие фонематических процессов у дошкольников является главным условием профилактики нарушений письменной речи. Таким образом, проблема настоящего исследования: каковы возможности игры в формировании фонематических процессов у старших дошкольников? Для логопедов, воспитателей, учителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности развития фонематических процессов у дошкольников и их влияние на овладение письменной речью
Статья на педагогическую тематику
Описание работы: Актуальность настоящей работы в том, что развитие фонематических процессов у дошкольников является главным условием профилактики нарушений письменной речи. Таким образом, проблема настоящего исследования: каковы возможности игры в формировании фонематических процессов у старших дошкольников? Для логопедов, воспитателей, учителей.
Тема: Особенности развития фонематических процессов у дошкольников и их влияние на овладение письменной речью
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления у ребенка речи. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребенком лепетно, с очень искаженным, неточным звуковым составом. Правильным произношением звуков речи ребенок овладевает лишь постепенно. Ребенок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи. К концу первого года жизни (по данным Н. Х. Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав). Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребенка, что и служит основой совершенствования произношения. Н. Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки. К ним относятся гласные А, О, Э и согласные П, Б, М. Именно из этих звуков и состоят первые слова ребенка: мама, папа, баба. Несколько позднее усваиваются и другие артикуляторно простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, X. Более же сложные по артикуляции согласные звуки (С, 3, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р) примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения звуками. Это явление получило название «возрастного косноязычия», поскольку в определенном возрасте оно бывает свойственно всем без исключения детям. К трем годам дети в основном овладевают звукопроизношением. Однако речь их несовершенна в фонетическом отношении. Для нее характерна общая смягченность (жук – «зюк», шуба – «сюба», нет – «неть» и т. п.) ; замена среднеязычных звуков к, г переднеязычными – т, д («тутолка» вместо куколка «дуси» вместо гуси т. п., иногда замена звонких звуков глухими. Значительная часть трехлетних детей не умеет произносить шипящие звуки, чаще всего заменяя их свистящими («сапка», «коска», «зук»). К началу четвертого года жизни ребенок при благоприятных условиях воспитания усваивает звуковую систему языка. Значительная часть детей овладевает многими звуками, совершенствуется словопроизношение. Речь ребенка становится понятной для окружающих. Вместе с тем в речи детей имеется еще ряд несовершенств. В речевых нарушениях детей наблюдаются индивидуальные различия. Распространено мнение, что к четырем годам произношение детей соответствует возрастным особенностям и требованиям программы, больших отклонений от нормы не наблюдается. Несовершенства произношения детей младшего школьного возраста принято рассматривать как возрастную закономерность, которая изживается сама собой. Отсюда и недооценка необходимости обучения в сфере формирования звуковой стороны речи на этом этапе. На самом деле это кажущееся благополучие, потому что к пяти годам без специального обучения около 50% детей не усваивает всех звуков родного языка. Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни – поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми 6-го и 7-го года жизни начинает занимать подготовка к школе. Здесь можно выделить два аспекта: во-первых, продолжающееся целенаправленное развитие личности ребенка и познавательных психических процессов, лежащих в основе успешного освоения им в будущем собственно учебной программы, а во-вторых, обучение начальным школьным умениям и навыкам (элементам письма, чтения, счета). Несовершенства произношения в старшем дошкольном возрасте нетипичны: при правильной постановке работы дети к этому времени могут овладеть произношением всех звуков. Звукопроизношение совершенствуется, но у части детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие и р). В старшем дошкольном возрасте у детей развивается способность к самоконтролю, осознание несовершенства своей речи и соответственно необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому учебная деятельность приобретает все более серьезный характер. К старшему дошкольному возрасту при правильной постановке работы дети овладевают произношением всех звуков родного языка. У них в достаточной степени развиты речевой слух, артикуляционный аппарат и речевое дыхание. Развиваются фонематическое восприятие и способность к звуковому анализу речи. Ребенок начинает критически относиться к своему произношению, осознает его дефекты, смущается из-за них, иногда отказывается отвечать. Стремление овладеть правильным произношением звуков, интерес к языку, самоконтроль по отношению собственной речи особенно характерны для детей, готовящихся к поступлению в школу. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Письменная речь формируется на основе устной. Письмо – это вид речевой деятельности, основой которого является устная речь. Первостепенное значение для овладения чтением и письмом имеет осознание собственной речи и овладение ею. На ранних этапах развития устной речи формируются практические знания о звуковом и морфологическом составе слова, которые впоследствии, при переходе ребенка к обучению грамоте и правописанию, способствуют осознанному их усвоению. Четкость фонематического восприятия, хорошее звукопроизношение, сформированность фонематического анализа и синтеза являются основой грамотного письма и чтения. И, наоборот, чем беднее процесс формирования речи, тем хуже овладевает ребенок письменной речью. В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Дисграфия (нарушения письма) и дислексия (нарушения чтения) возникают, как правило, у детей с низким уровнем речевого развития. Такие дети недостаточно различают на слух фонемы, близкие по артикуляционным или акустическим признакам. Кроме того, владея крайне ограниченным словарным запасом, ребенок не понимает значений некоторых даже самых простых слов и поэтому искажает их, пропускает, заменяет, смешивает. Наиболее часто встречается фонематическая акустическая дислексия и дисграфия из-за недостатков физического слуха. Детям с этой формой дисграфии трудно услышать звуковой состав слова. Они плохо ориентированы в звучании слов, звуки речи путаются, сливаются между собой в словах и сами слова нередко сливаются друг с другом. Слышимая речь плохо воспринимается. А для правильного письма необходима тонкая слуховая дифференциация звуков, анализ всех акустических смыслоразличительных признаков звука. Проявляется фонематическая дисграфия на письме в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. Ребенок пишет не то, что ему говорят, а то, что он услышал. Слово «щетка» пишется как «четка», слова «копия» и «копья» звучат и пишутся одинаково. Частая ошибка – замена гласных даже в ударном положении. Возникают трудности и при усвоении правил правописания, так как ребенок не слышит всех изменений звука при грамматическом изменении слов, не делает необходимых обобщений и не чувствует связи слов. Ошибки возникают и при чтении: дети путают буквы, пропускают согласные при стечении, переставляют слоги, читают по догадке. Недостатки физического слуха становятся причиной недостатков письменной речи. Даже минимальное снижение слуха будет создавать сложности в овладении письменной речью: письмо и чтение требуют высокой степени развития фонематического восприятия, которое, в свою очередь, может нормально развиваться только на базе хорошего физического слуха. Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи, то есть развития фонематического слуха детей. В исследованиях Р. М. Боскис и Р. Е. Левиной было выдвинуто предположение, что в преобладающем большинстве нарушения письменной речи являются проявлением недоразвития фонематического восприятия - пониженной способности детей с нормальным слухом улавливать звуковые отношения, составляющие систему фонем родного языка. Так была выдвинута и научно обоснована причина дисграфии и дислексии - фонематическое недоразвитие. Эта точка зрения на нарушения письма и чтения в дальнейшем не только получила полное подтверждение, но и развивалась в последующих работах Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой и др. В исследованиях специалистов нарушения письма и чтения трактуются в соответствии с системным подходом к патологии речи как проявлению речевого недоразвития. Исследователи отмечают, что при овладении грамотой у ребенка должна возникнуть новая, высшая степень фонематического слуха – звуковой анализ или фонематическое восприятие: способность установить какие звуки слышны в слове, определить их порядок следования и количество. Это очень сложное умение, оно предполагает способность вслушиваться в речь, держать в памяти услышанное слово, названный звук. К числу наиболее специфических ошибок при чтении и письме, обусловленных нарушением фонематического восприятия, можно отнести замену одних букв другими. Каждая буква может оказаться соотнесенной с двумя-тремя различными звуками. Так, вместо «береза» учащиеся могут читать и писать «пелеса», вместо «белочка» - «белоська». Поэтому целесообразно еще до обучения грамоте дать дошкольникам первоначальные представления о звуковом строении слова, развить интерес к звучащему слову. Итак, в настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей возникают в результате отклонений в развитии устной речи: несформированности в полной мере фонематического восприятия или, что бывает чаще, недоразвития всех ее компонентов (фонетико-фонематического и лексико-грамматического). Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Исследования и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.
Особое значение имеет формирование элементарного осознания чужой и своей речи, когда предметом внимания и изучения детей становится сама речь, ее элементы. Формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий, произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки к обучению письменной речи. Данное качество является составной частью общей психологической готовности к школе. Произвольность и сознательность построения речевого высказывания являются психологическими характеристиками письменной речи. Поэтому развитие произвольности и рефлексии устной речи служит основой для последующего овладения письменной речью. Формирование речевых умений и навыков и осознания явлений языка и речи - взаимосвязанные стороны единого процесса речевого развития. С одной стороны, совершенствование речевых умений и навыков составляет условие последующего осознания явлений языка, с другой - сознательное оперирование языком, его элементами не изолировано от развития практических умений и навыков. Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных знаний о речи повышают уровень ее произвольности и осознания, что, в свою очередь, оказывает влияние на общее речевое развитие, повышение речевой культуры детей. Таким образом, необходима двусторонняя связь между процессом развития речи в детском саду и подготовкой к обучению грамоте. Механизмы чтения и письма в современной психологии рассматриваются как процессы кодирования и декодирования устной речи. В устной речи значение каждого слова закодировано в определенном комплексе звуков речи. В письменной речи используется другой код (буквы, соотнесенный с устной речью. Переход с одного кода на другой называется перекодированием. Чтение - это перевод буквенного кода в звучание слов, а письмо, наоборот, перекодирование устной речи. Все искания на протяжении истории методики обучения чтению были направлены на выяснение механизма воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели, и приемов его формирования. В результате был определен путь обучения грамоте:
путь от изучения звуковых значений к буквам;
путь анализа и синтеза звуковой стороны речи.
Поэтому в современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В большинстве случаев сегодня используются варианты звукового аналитико-синтетического метода. В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т. е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. Например, в словах мал, мел, мял, мыл, мул согласный звук м произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует. При обучении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны:
различать четко все гласные и согласные фонемы;
находить гласные фонемы в словах;
ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы;
усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.
Исследователи приводят следующие ошибки, обусловленные несформированностью языкового анализа и синтеза:
пропуск букв (сильный – «синый») ;
недописки (цель «це»)
добавления (лужи – «лушаи») ;
перестановки (маляр – «марал») ;
слияние двух или нескольких слов (я пил – «япил») ;
раздельное написание двух или нескольких слов (идут – «и дуд») .
Нарушение формирования фонематического анализа проявляется и в специфических ошибка при чтении: побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слова: (пропуски согласных: скамейка – «камейка»; вставки гласных между согласными: таскали – «тасакали»; перестановки звуков: арбуз – «рабуз»; пропуски, перестановки слогов: канава – «кавана» и др.) . Действия звукового анализа не возникают спонтанно. Задача овладения этими действиями ставится взрослым перед ребенком в связи с обучением грамоте, а сами действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. А первичный фонематический слух становится предпосылкой для развития более высоких его форм.
Рассмотрены особенности развития фонематических процессов у дошкольников и их влияния на овладение письменной речью. В младенческом возрасте у ребенка происходит преимущественное развитие речевого слуха и слухового внимания, восприятия и понимания устной речи окружающих. Средством общения язык начинает служить с появления первых слов (к одному году). И далее фонематическое развитие идет бурно, опережая артикуляционные возможности ребенка. В период от 1 года до 4 лет развитие фонематического восприятия идет параллельно с овладением произносительной стороной речи. К пяти-шести годам ребенок должен правильно произносить все звуки. На седьмом году происходит преимущественное развитие фонематического восприятия и звукового анализа речи.
Развитие фонематического слуха, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляют одну из основных задач специальной подготовки к обучению грамоте. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Дети с неразвитым фонематическим слухом испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме. Напротив, обучение чтению идет успешнее на фоне развитого фонематического слуха. Готовность к обучению грамоте заключается также в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности, поскольку уже первоначальный этап овладения навыками чтения и письма требует умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представляю несколько дидактических игр, способствующих развитию фонематических процессов у дошкольников, которые могут использоваться на занятиях по развитию речи.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34. Игротренинг для воспитателей....
Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи.
Материал может быть использован как для практической работы, так и для консультирования родителей....
Тема: «Возрастные особенности формирования фонематических процессов у дошкольников» (средний дошкольный возраст)
Консультация для педагогов Тема: «Возрастные особенности формирования фонематических процессов у дошкольников»(средний дошкольный возраст)...
Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи.
Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи. Для оптимизации кор...
Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи
В дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Использование игровых технологийв развитии фонематических процессовстарших дошкольников с нарушениями речи»...