Система работы логопеда по развитию фонематических процессов у дошкольников с ОНР.
презентация к занятию по логопедии (подготовительная группа) по теме

Филиппова Лариса Валерьевна

Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия важные моменты в развитии речи дошкольника.

1Уточнение правильного произношения звуков.

2. Развитие артикуляционной моторики.

3. Различение звуков на слух.

4. Формирование умения характеризовать звук.

5. Выделение звуков из состава слова.

6. Анализ и синтез слогов, слов; преобразование слогов и слов.

7. Формирование умения соотносить слово и схему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_g.dmitrov.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

                      Тема:   «Система  работы   логопеда  по  развитию

                     фонематических  процессов   у   дошкольников с ОНР».

  Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе,   залог  успешного   освоения  грамоты  и  чтения:  письменная речь формируется  на    основе   устной,   и   дети,   страдающие  недоразвитием фонематического   слуха,   являются   потенциальными   дисграфиками     и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

В ходе преодоления ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ можно выделить следующие    направления   в   моей   работе:   во-первых,   коррекция произношения, т.е. постановка и уточнение артикуляции звуков; во-вторых, развитие  фонематического восприятия,  т.е.  способность  воспринимать  и различать звуки речи (фонемы); в-третьих, последовательное и планомерное развитие  звукового  анализа и   синтеза (сначала  сочетаний  звуков,  потом слогов и слов) на основе развития фонематических процессов.

Всем известно, что работа с дошкольниками должна   осуществляться в игровой форме.    Играя – познавать   мир   звуков  легче  и интереснее.      Поэтому я в коррекционной работе широко использую игровые технологии.

Фронтальные занятия построены либо в виде путешествия, либо в виде соревнования 2-х команд, либо мы отправляемся в сказку и путешествуем по ней вместе со сказочными героями.

А для закрепления материала на подгрупповом и индивидуальных занятиях я использую фонетические сказки, и разнообразные игры (с их помощью дошкольнику легче научиться слушать и слышать звуки родной речи).

Начинаю работу со знакомства с гласными звуками и буквами.

Материал фонетических сказок (игры и задания с демонстрационным и раздаточным  материалом) направлен на закрепление знаний артикуляции гласных звуков, развитие фонематического слуха и общих речевых навыков.

Сначала ребенку предлагаю послушать сказку:

«Сказка первая – о звуке А»    /и демонстрирую красный кружок, который  

                                                          обозначает звук  «А»/

Жил-был  звук  А.    Он  любил  петь,  широко открывая рот: «А_».

Иногда звук А пел очень тихо: «А, А, А.»  Иногда -  очень громко: «А, А, А».

Когда звуку А было грустно, то пел он тихую – тихую, протяжную – протяжную  песню:   - А_А_ А_А_А_А_А_.

Бывали времена, когда звук А играл на барабане:

- ААааа, ААааа.

А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:

- А        А         А               А        А        А

       А         А         А_А_,  А           А            А_А_.

Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

После чтения сказки нужно ответить на вопросы по тексту и выполнить задания, направленные на закрепление и осмысление её содержания. 

                                               Вопросы  и  задания

  1. О каком звуке эта сказка?
  2. Что любил делать звук А? (ПЕТЬ.)
  3. Когда звук  А пел, как он открывал рот? (ШИРОКО.)  Покажи как?
  4. Как умел петь звук  А? (ТИХО, ГРОМКО.)   Спой тихо, спой громко.
  5. Какую песню пел звук  А, когда ему было грустно? (ТИХУЮ-ТИХУЮ, ПРОТЯЖНУЮ-ПРОТЯЖНУЮ.) Спой тихую, протяжную песню звука  А.
  6. На каком инструменте играл звук  А? (НА БАРАБАНЕ.) Прохлопай и спой мелодию, которую звук  А играл на барабане.
  7. Какие песни звук  А  пел детям? (КОЛЫБЕЛЬНЫЕ.) Спой колыбельную звука  А.
  8. За что всем нравился звук  А? (ШИРОКО ОТКРЫВАЛ РОТ  И ПЕЛ НА РАЗНЫЕ ГОЛОСА.)

Знакомство с буквой  А.

Ходил звук по свету,  голосисто  пел и  однажды задумался звук, что у всех  есть  свой  дом,  у  зверей  и  птиц,  и  у людей, а у него дома нет. И решил себе звук  А домик смастерить.  А  нашел три палочки и сделал шалаш с перекладиной. И стал звук  А свой дом буквой называть. С тех пор глядя на домик-букву, все узнают, что здесь звук  А  живет.

/ и демонстрирую  букву  А/

И так дальше на каждый гласный звук

/демонстрирую другие гласные звуки и буквы/

После знакомства со всеми гласными звуками, можно дать задание на фронтальном занятии или индивидуально:

Загадки «поющих» звуков, или  Подскажи словечко:

Цель: закрепление знания артикуляции гласных звуков.

Угадав загадку, дорисуй отгадку.

Шире всех открывает рот звук … .

Губы трубочкой вытягивает звук … .

На вытянутый кружок (овал) губы похожи у звука … .

Самая широкая улыбка у звука … .

Приоткрывает рот и приподнимает язык звук … .

Приоткрывает рот и оттягивает язык назад звук … . 

После знакомства с гласными звуками демонстрационный материал  «живые звуки»  можно использовать в следующих играх:

  1. «Пропой песню гласных звуков»

(ребенку предлагается уже готовая дорожка из звуков)                                     /демонстрирую фото №1/

  1. «Послушай и запиши»                                                                                                 (логопед пропевает «песню» гласных звуков, а ребенок используя символы, самостоятельно «записывает» ритмический рисунок песни)                                                                                          /демонстрирую фото №2/                                                                                           Дорожка может быть из 2-х, 3-х, 4-х звуков, в зависимости от возможностей ребенка  и от занятия к занятию она может удлиняться.
  2. Используя наглядный материал «Живые звуки» можно работать над ритмом :    

/демонстрирую наглядный материал  №3/                                                                                                                *пропевать по схеме                                                                                                      *пропевать по схеме, отхлопывая ритм                                                                    *пропевать по памяти, отхлопывая ритм                                                                  (предварительно объяснить ребенку, что большой кружок – это длинная песня, а маленький кружок короткая песня = краткий (отрывистый) звук)                                                                                                          /демонстрирую наглядный материал   №3/

  1. «Угадай мелодию»  («песню»)                                                                                   На столе «записи» 2-х ритмических рисунков – логопед пропевает мелодию, а дети (или если это на индивидуальном занятии, то ребенок) должны выбрать «запись» ритма, услышанной «песни».                  

/демонстрирую наглядный материал  №4/

В теме согласные звуки добавляются кружки  синего и зеленого цвета    

 /демонстрирую наглядный материал  № 5/

А также я использую «живые звуки» для звукового анализа и синтеза  слогов 

/ фото  №6 /                                                                                                                                  

Для  звукового анализа и синтеза  слов                      

   / фото  № 7  /

Или, например, выставляются две картинки и две звуковые схемы слов, отличающиеся только гласными звуками

/  фото  № 8  /

Детям предлагается подобрать картинки к «зашифрованным» словам, объяснить, чем похожи и чем отличаются эти слова

(стол – стул);  (кот – кит ); (дом – дым ).

/ фото  № 9  /

                   Наглядный материал «Живые звуки» прост и универсален, так как может быть использован на всех этапах работы по изучению звуков с детьми. Он дает возможность многовариативного проведения дидактических игр, позволяет в полном объеме решать задачи коррекционно-развивающего обучения.

Используемая  литература.

  1. Александрова Т.В.        Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
  2. Агранович З.Е.  В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
  3. Новиковская О.А.  100 упражнений для развития речи. – М.: АСТ; СПб.: Сова; Владимир: ВКТ, 2009.
  4. Пожиленко Е.А.  Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2004.
  5. Швайко Г.С.      Игры и игровые упражнения для развития речи: (Из опыта работы) / Под ред. В.В.Гербовой. – М.: Просвещение, 1983.

Здравствуйте!

Меня зовут Филиппова Лариса Валерьевна, работаю я учителем-логопедом в МДОУ ДСКВ № 15 «Солнышко» , Талдомского района.

В нашем Учреждении функционируют группы общеразвивающей и компенсирующей направленности.

В группах общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой Учреждения.

В группах компенсирующей направленности осуществляется квалифицированная коррекция недостатков речевого развития и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

                                      ДОКЛАД

Система     работы    логопеда   по    развитию

фонематических процессов у дошкольников с ОНР.

                                                                          Филипповой Ларисы Валерьевны                                

                                                                          учителя-логопеда  МДОУ ДСКВ                          

                                                         №  15  «Солнышко»  Талдомского р-на

                                 Дмитров  2012

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представляю несколько дидактических игр, способствующих развитию фонематических процессов у дошкольников, которые могут использоваться на занятиях по развитию речи.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34.      Игротренинг для воспитателей....

Особенности развития фонематических процессов у дошкольников и их влияние на овладение письменной речью

Описание работы: Актуальность настоящей работы в том, что развитие фонематических процессов у дошкольников является главным условием профилактики нарушений письменной речи. Таким образом, проблема нас...

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи.

Материал может быть использован как для практической работы, так  и для консультирования родителей....

«Наглядное моделирование — эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»

Доклад на тему: «Наглядное моделирование — эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»....

«Наглядное моделирование — эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»

Доклад на тему: «Наглядное моделирование — эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»....

Дидактические игры для развития фонематических процессов у дошкольников

Дидактические игры:1. Грузовик.Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику.Оборудование: игрушечная грузовая машинка, мелкие игрушки.Задание: загрузи в кузов...

Взаимодействие учителя – логопеда и воспитателя по развитию фонематических процессов старших дошкольников

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок хорошо учился в школе.Как правильно подготовить ребёнка к школьному обучению?         Этот вопрос волнует...