Система работы логопеда по развитию фонематических процессов у дошкольников с ОНР.
презентация к занятию по логопедии (подготовительная группа) по теме
Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия важные моменты в развитии речи дошкольника.
1Уточнение правильного произношения звуков.
2. Развитие артикуляционной моторики.
3. Различение звуков на слух.
4. Формирование умения характеризовать звук.
5. Выделение звуков из состава слова.
6. Анализ и синтез слогов, слов; преобразование слогов и слов.
7. Формирование умения соотносить слово и схему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_g.dmitrov.docx | 23.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Система работы логопеда по развитию
фонематических процессов у дошкольников с ОНР».
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
В ходе преодоления ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ можно выделить следующие направления в моей работе: во-первых, коррекция произношения, т.е. постановка и уточнение артикуляции звуков; во-вторых, развитие фонематического восприятия, т.е. способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы); в-третьих, последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза (сначала сочетаний звуков, потом слогов и слов) на основе развития фонематических процессов.
Всем известно, что работа с дошкольниками должна осуществляться в игровой форме. Играя – познавать мир звуков легче и интереснее. Поэтому я в коррекционной работе широко использую игровые технологии.
Фронтальные занятия построены либо в виде путешествия, либо в виде соревнования 2-х команд, либо мы отправляемся в сказку и путешествуем по ней вместе со сказочными героями.
А для закрепления материала на подгрупповом и индивидуальных занятиях я использую фонетические сказки, и разнообразные игры (с их помощью дошкольнику легче научиться слушать и слышать звуки родной речи).
Начинаю работу со знакомства с гласными звуками и буквами.
Материал фонетических сказок (игры и задания с демонстрационным и раздаточным материалом) направлен на закрепление знаний артикуляции гласных звуков, развитие фонематического слуха и общих речевых навыков.
Сначала ребенку предлагаю послушать сказку:
«Сказка первая – о звуке А» /и демонстрирую красный кружок, который
обозначает звук «А»/
Жил-был звук А. Он любил петь, широко открывая рот: «А_».
Иногда звук А пел очень тихо: «А, А, А.» Иногда - очень громко: «А, А, А».
Когда звуку А было грустно, то пел он тихую – тихую, протяжную – протяжную песню: - А_А_ А_А_А_А_А_.
Бывали времена, когда звук А играл на барабане:
- ААааа, ААааа.
А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:
- А А А А А А
А А А_А_, А А А_А_.
Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.
После чтения сказки нужно ответить на вопросы по тексту и выполнить задания, направленные на закрепление и осмысление её содержания.
Вопросы и задания
- О каком звуке эта сказка?
- Что любил делать звук А? (ПЕТЬ.)
- Когда звук А пел, как он открывал рот? (ШИРОКО.) Покажи как?
- Как умел петь звук А? (ТИХО, ГРОМКО.) Спой тихо, спой громко.
- Какую песню пел звук А, когда ему было грустно? (ТИХУЮ-ТИХУЮ, ПРОТЯЖНУЮ-ПРОТЯЖНУЮ.) Спой тихую, протяжную песню звука А.
- На каком инструменте играл звук А? (НА БАРАБАНЕ.) Прохлопай и спой мелодию, которую звук А играл на барабане.
- Какие песни звук А пел детям? (КОЛЫБЕЛЬНЫЕ.) Спой колыбельную звука А.
- За что всем нравился звук А? (ШИРОКО ОТКРЫВАЛ РОТ И ПЕЛ НА РАЗНЫЕ ГОЛОСА.)
Знакомство с буквой А.
Ходил звук по свету, голосисто пел и однажды задумался звук, что у всех есть свой дом, у зверей и птиц, и у людей, а у него дома нет. И решил себе звук А домик смастерить. А нашел три палочки и сделал шалаш с перекладиной. И стал звук А свой дом буквой называть. С тех пор глядя на домик-букву, все узнают, что здесь звук А живет.
/ и демонстрирую букву А/
И так дальше на каждый гласный звук
/демонстрирую другие гласные звуки и буквы/
После знакомства со всеми гласными звуками, можно дать задание на фронтальном занятии или индивидуально:
Загадки «поющих» звуков, или Подскажи словечко:
Цель: закрепление знания артикуляции гласных звуков.
Угадав загадку, дорисуй отгадку.
Шире всех открывает рот звук … .
Губы трубочкой вытягивает звук … .
На вытянутый кружок (овал) губы похожи у звука … .
Самая широкая улыбка у звука … .
Приоткрывает рот и приподнимает язык звук … .
Приоткрывает рот и оттягивает язык назад звук … .
После знакомства с гласными звуками демонстрационный материал «живые звуки» можно использовать в следующих играх:
- «Пропой песню гласных звуков»
(ребенку предлагается уже готовая дорожка из звуков) /демонстрирую фото №1/
- «Послушай и запиши» (логопед пропевает «песню» гласных звуков, а ребенок используя символы, самостоятельно «записывает» ритмический рисунок песни) /демонстрирую фото №2/ Дорожка может быть из 2-х, 3-х, 4-х звуков, в зависимости от возможностей ребенка и от занятия к занятию она может удлиняться.
- Используя наглядный материал «Живые звуки» можно работать над ритмом :
/демонстрирую наглядный материал №3/ *пропевать по схеме *пропевать по схеме, отхлопывая ритм *пропевать по памяти, отхлопывая ритм (предварительно объяснить ребенку, что большой кружок – это длинная песня, а маленький кружок короткая песня = краткий (отрывистый) звук) /демонстрирую наглядный материал №3/
- «Угадай мелодию» («песню») На столе «записи» 2-х ритмических рисунков – логопед пропевает мелодию, а дети (или если это на индивидуальном занятии, то ребенок) должны выбрать «запись» ритма, услышанной «песни».
/демонстрирую наглядный материал №4/
В теме согласные звуки добавляются кружки синего и зеленого цвета
/демонстрирую наглядный материал № 5/
А также я использую «живые звуки» для звукового анализа и синтеза слогов
/ фото №6 /
Для звукового анализа и синтеза слов
/ фото № 7 /
Или, например, выставляются две картинки и две звуковые схемы слов, отличающиеся только гласными звуками
/ фото № 8 /
Детям предлагается подобрать картинки к «зашифрованным» словам, объяснить, чем похожи и чем отличаются эти слова
(стол – стул); (кот – кит ); (дом – дым ).
/ фото № 9 /
Наглядный материал «Живые звуки» прост и универсален, так как может быть использован на всех этапах работы по изучению звуков с детьми. Он дает возможность многовариативного проведения дидактических игр, позволяет в полном объеме решать задачи коррекционно-развивающего обучения.
Используемая литература.
- Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
- Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
- Новиковская О.А. 100 упражнений для развития речи. – М.: АСТ; СПб.: Сова; Владимир: ВКТ, 2009.
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2004.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: (Из опыта работы) / Под ред. В.В.Гербовой. – М.: Просвещение, 1983.
Здравствуйте!
Меня зовут Филиппова Лариса Валерьевна, работаю я учителем-логопедом в МДОУ ДСКВ № 15 «Солнышко» , Талдомского района.
В нашем Учреждении функционируют группы общеразвивающей и компенсирующей направленности.
В группах общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой Учреждения.
В группах компенсирующей направленности осуществляется квалифицированная коррекция недостатков речевого развития и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.
ДОКЛАД
Система работы логопеда по развитию
фонематических процессов у дошкольников с ОНР.
Филипповой Ларисы Валерьевны
учителя-логопеда МДОУ ДСКВ
№ 15 «Солнышко» Талдомского р-на
Дмитров 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представляю несколько дидактических игр, способствующих развитию фонематических процессов у дошкольников, которые могут использоваться на занятиях по развитию речи.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34. Игротренинг для воспитателей....
Особенности развития фонематических процессов у дошкольников и их влияние на овладение письменной речью
Описание работы: Актуальность настоящей работы в том, что развитие фонематических процессов у дошкольников является главным условием профилактики нарушений письменной речи. Таким образом, проблема нас...
Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи.
Материал может быть использован как для практической работы, так и для консультирования родителей....
«Наглядное моделирование — эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»
Доклад на тему: «Наглядное моделирование — эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»....
«Наглядное моделирование — эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»
Доклад на тему: «Наглядное моделирование — эффективный метод развития фонематических процессов у дошкольников с ФФНР»....
Дидактические игры для развития фонематических процессов у дошкольников
Дидактические игры:1. Грузовик.Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику.Оборудование: игрушечная грузовая машинка, мелкие игрушки.Задание: загрузи в кузов...
Взаимодействие учителя – логопеда и воспитателя по развитию фонематических процессов старших дошкольников
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок хорошо учился в школе.Как правильно подготовить ребёнка к школьному обучению? Этот вопрос волнует...