Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
статья (младшая группа) на тему
Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
средствами дидактических игр
В ходе констатирующего эксперимента были зафиксированы данные, которые стали исходными для следующего, формирующего этапа эксперимента. Главная цель на этом этапе – проверка эффективности применения дидактических игр для развития сенсорных способностей младших дошкольников. При поиске оптимальных методов и средств по повышению сенсорных способностей детей была целенаправленно преобразована экспериментальная педагогическая ситуация в соответствии с предварительно выдвинутой гипотезой для проверки её эффективности. Формирующий этап длился в течение двух месяцев, проводился в виде игр-занятий, концентрированных по своему целевому содержанию, систематизированных в своей последовательности и был направлен на развитие сенсорных способностей.С этой целью мы избрали индивидуальные и групповые занятия, беседы, самостоятельную игровую деятельность и совместную с воспитателем. Совместная со взрослым игровая деятельность – основная база сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Активно использовались дидактические пособия и игры, постепенно становясь разнообразнее и сложнее. Каждая последующая степень трудности выполнения заданий включала в себя материал предыдущей с обязательным ее усложнением.
К основным линиям сенсорного развития детей дошкольного возраста можно отнести: усвоение сенсорных эталонов. Что такое сенсорные эталоны? Как отмечает Л.А. Венгер, В.С. Мухина, это наглядные представления об основных образцах внешних свойств предметов, основные из которых сенсорные эталоны цвета– цвета спектра и их оттенки, формы – геометрические фигуры и их разновидности, величины – единицы метрической системы линейных мер. Поэтому цель педагогического эксперимента: способствовать сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в частности усвоению сенсорных эталонов цвета, формы и величины средствами дидактических игр по составленному перспективному плану.
Дидактические игры на развитие восприятия цвета:
1. Спрячь мышку. Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления о 4 цветах (красный, синий, желтый, зеленый).
2. Подбери по цвету. Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления о 4 основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый), научить классифицировать предметы по форме.
3.Найди такой же. Дидактическая задача: закрепить умение детей выбирать по слову, обозначающему цвет, различать основные 4 цвета.
Дидактические игры на развитие восприятия формы:
1Подбери фигуру. Дидактическая задача: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обследования и накладывания.
2. Кому какая форма. Дидактическая задача: закрепить навыки детей при группировке геометрических фигур.
3 Заплатки для Наташи Дидактическая задача: закрепить умение детей сравнивать форму изображаемого предмета по образцу (геометрическая фигура).
Дидактические игры на развитие восприятия величины:
1. Матрёшки Дидактическая задача: закрепить умения детей устанавливать отношение 2 предметов по величине при составлении матрешки.
3.Сбор фруктов. Дидактическая задача: развить глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.
Комплексная дидактическая игра:
1.Комплексная игра. Лото «Цвет и форма».
Дидактическая задача: закрепить представления детей о 3 геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и 4 основных цветов(красный, синий, желтый, зеленый), научить ориентироваться на 2 признака одновременно(цвет и форма), отвлекаясь от величины.
Дидактические игры проводились 2 - 3 раза в неделю в течение 1,5 месяца, продолжительностью 10-15 минут. Дидактическая игра используется не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в условиях повседневной жизни детей
. В процессе проведенной работы дети не только визуально изменили свое отношение к сенсорной деятельности, но и практически. Анализируя знания воспитанников на данном этапе, мы отмечаем, что дети:
- успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
- большинство умеют группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;
- соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре;
- узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.п.) в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котёнка;
- активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, помидор, цыплёнок и др.);
- отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски-«кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды);
- начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и жёлтый, и зелёный предмет).
Но для достижения устойчивого педагогического и психологического эффекта необходима систематическая работа по сенсорному развитию детей.
Успешным результатам способствовало то, что сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста осуществлялось какнепосредственно в образовательной деятельности, так и в ходе режимных моментов. Например, при приёме детей обязательно обращали внимание на цвет одежды ребёнка, его обуви: "Ксюша, какая красивая жёлтая кепка сегодня у тебя. А ты, Максим, сегодня в зелёной футболке. А давайте посмотрим и найдём у кого ещё зелёная футболка сегодня".В утренние часы проводили индивидуальную работу, предлагая детям разный дидактический материал для игр. Это "Тактильная коробка", "Цветные вкладыши", "Найди чья будка", "Кто большой, кто маленький" и т. д. Во время режимных моментов обращали внимание на цвет полотенец, фартуков, посуду, салфеток и пр. В сюжетных играх обращали внимание на величину, цвет и форму предметов "А суп мы из какой картошки будем варить – большой или маленькой?", "Какого цвета подать тебе кастрюлю?" и т.д.
Сенсорное воспитание, как первая ступень умственного развития, тесно связана с различными сторонами деятельности ребёнка. Поэтому во время непосредственно образовательной деятельности по: ознакомлению с окружающим; конструированию; изобразительной деятельности; коммуникации; формированию двигательной активности мы старались развивать именно сенсорное, чувственное восприятие ребёнка. Так, например, при ознакомлении с окружающим использовали серию игр с куклами, мишками, собачками. В гости к детям приходили куклы Даша и Маша. Куклы были разной величины. Мы приглашали кукол к столу и угощали чаем. Причём нужно было подобрать каждой кукле, соответственно её размера, чайный набор. Воспитатель спрашивала у детей какой величины кукла Даша, а какой Маша. "Стефа, какую чашку мы дадим Даше?" – спрашивала воспитатель, - "А какую, Света, мы поставим Маше?", "Антон, а какого цвета чашка у Маши и Даши?", "А теперь Матвей, поставим куклам тарелки".
- Арсений, какую тарелку ты дашь Даше?
- Большую.
- А почему?
- Потому что она большая.
- Кто большая?
- Кукла.
- Молодец, Арсений, кукла Даша большая и ты ей поставил большую тарелку. А какую ты дал Маше?
- Маленькую.
- Молодец.
- , скажи, а какого цвета тарелки. У Даши какая?
- Синяя.
- Молодец, правильно, эта тарелочка синяя.
- Кирилл, а эта какого цвета?
- Жёлтая.
- Нет, эта тарелка красная. Ребята, давайте вместе скажем, какого цвета тарелка!
- Красная.
- Молодцы.
- А теперь Лиза скажет, что ещё у нас здесь красного цвета?
- Чайник и кастрюля.
- Молодец, Лиза, правильно.
Но, главное были созданы соответствующие условия и развивающая среда в группе детского сада.
Одним из условий, обеспечивающих сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех участников педагогического процесса. Особая роль при этом принадлежит родителям.
С родителями, с целью изучения уровня их компетенции по вопросам сенсорного развития детей была разработана анкета, которая позволила сделать следующие выводы:
- большинство родителей имеет поверхностное представление о сенсорном воспитании и не могут оценить уровень сенсорного развития своего ребёнка;
- все родители заинтересованы в получении квалифицированной помощи по данному вопросу.
В анкетах было отмечено, что дети любят собирать пирамидки, играть с кубиками и с конструктором, но не все родители придают значение развитию различных видов восприятия. По результатам анкетирования было выявлено, что только 30 % родителей владеют знаниями по развитию сенсорных способностей у детей. С целью устранения пробелов в знаниях в работу с родителями были включены разнообразные формы взаимодействия, обобщенные темой "Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома». Был организован «круглый стол» для родителей по данному вопросу, который значительно повысил интерес к сенсорному развитию детей. В уголке для родителей постоянно помещались консультации: "Что такое сенсорика?", "Сенсорное развитие ребенка"
В результате у родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их. Родители проявляют интерес в дальнейшем развитии своих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
Выпускная квалификационная работа...
Приложение к диплому Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
приложение к Выпускной квалификационной работе...
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возрастасредствами дидактических игр...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/20/picture-986307-1710964029.jpg)
"Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр".
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/30/picture-1264704-1598801794.jpg)
Квалификационная работа: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»
Цель: теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить психолого-педагогические условия сенсорного развития младших дошкольников средствами дидактических игр....
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/15/picture-1393653-1647338114.jpg)
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений»
laquo;Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений»Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является зало...
Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
Сенсорное воспитание лежит в основе умственного и физического воспитания ребенка....