ЗАНЯТИЕ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ
опыты и эксперименты (старшая группа)
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Удивитнльный мир песка"
Цель: познакомить детей со свойствами песка; обучать навыкам проведения лабораторных опытов
Задачи:
Развивать наблюдательность, смекалку, мелкую моторику руки, логическое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.
Удетей определять физические свойства песка и делать Выводы по результатам опыта.
Воспитывать умение работать в коллективе, соблюдать меры безопасности.
Материалы и оборудование: Сухой чистый песок, вода чистая и грязная, трубочки, палочки, лупа, воронки, ватные диски, пластиковые ложечки, пластиковые тарелочки, стаканчики, клей, кисточки, цветной песок, картон, салфетки,
Предварительная работа: рассматривание книг, иллюстраций с изображением гор, песка на берегу морей, рек и озёр, изготовление цветного песка (измельчение цветного мела и смешивание с песком), изготовление заготовок для рисования. просмотр познавательных мультфильмов “Приключения Адибу”.
Словарная работа: исследователями, лаборатория, песчинки
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня у нас гости. Давайте поприветствуем их.
Дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются.
Возьмёмся за руки ,друзья!
Друг другу улыбнёмся.
Мы пожелаем всем добра
И скажем: «Здравствуй, солнце!»
Дети: Здравствуйте гости.
Воспитатель: У нас сегодня необычное занятие. Ой, к нам кто-то идет !
Фея: Здравствуйте, ребята. Я фея. А вот что за фея узнаете, если отгадаете загадку.
Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.
(Песок.)
Фея: Правильно, это песок. А я фея песка. Хочу пригласить вас к себе в гости, в страну волшебного песка. Но сначала послушайте стихотворение и правила, которые нужно соблюдать в моей стране.
Страну прошу мою любить.
В ней много волшебства.
Здесь и озера, и моря,
Пустыни и леса.
Здесь строят горы, города,
Вулканы и дома.
Фигурки оживают вдруг,
О чем-то говоря.
Твори, лепи и фантазируй.
Построй свой мир и расскажи,
Кто в нем живет, и кто с кем дружит,
И с кем бы ты хотел дружить.
Но вход в страну закрыт для тех,
Кто любит драться,
В глаза песком кидаться.
Кто не строит, а ломает,
Тот в страну не попадает.
Спасибо, вы очень внимательно меня слушали.
Теперь вы знаете, как нужно вести себя в моей стране. Хотите, ли вы отправится в путешествие в мою страну? (Ответы детей.) Чтобы попасть в волшебную страну, нужно подойти к столу с песком (дети подходят). Сейчас мы нарисуем тропинку, по которой пойдем. Я начну, (воспитатель рисует две параллельные прямые) а вы продолжайте (каждый ребенок продолжает рисовать, получается длинная тропинка). (Звучит спокойная музыка.) Вот какая у нас длинная тропинка получилась, пройдем по ней и окажемся в волшебной стране песка (дети пальчиками идут по тропинке). Вот и пришли в мою страну (музыка стихает).
Хотите быть исследователями?
Дети: Да.
Воспитатель: Кто такие исследователи?
Дети: Кто изучает, проводит исследования чего-либо.
ФЕЯ: Что будем исследовать, узнаете, если отгадаете загадку
Петя замок строит ловко
Маша торт печет ведерком,
Здесь у моря на часок
Всех детей собрал... .
Дети: Песок.
Воспитатель: Хотите узнать, насколько удивителен песок.
Дети: Да.
Фея: Как появился песок?
Дети: Под воздействием окружающей среды воды, ветра, холода и жары горы разрушались и в течение многих лет камни превращались в песок.
Воспитатель: Песок остается лежать на том же месте, где образовался?
Дети: Нет. Реки, моря своим течением постоянно выносят песчинки или вымывают из почвы, поэтому большинство песка скапливается по берегам рек, озёр и морей.
Фея: Кто был на море?
Ответы детей.
Фея: Какого цвета песок был на пляже?
Ответы детей.
Просмотр слайдов.
Посмотрите на эти картинки. Здесь собраны фотографии разноцветных пляжей со всех концов мира. Сравните песок?
Дети: оранжевый, , красный, черный, серый, белый.
Фея: Как вы думаете, почему песок на морских пляжах разный?
Ответы детей.
Фея: Всё зависит, из каких горных пород образовался песок.
Приглашаю в нашу мини-лабораторию.
Давайте наденем фартуки и шапочки
Какие правила надо соблюдать при работе с песком?
Дети:
Не тереть грязными руками глаза.
Не брать песок и грязные пальцы в рот.
Не обсыпаться.
Аккуратно работать за столом.
Фея
Какого цвета песок?
Ответы детей.
ФЕЯ: Сели за стол.
Опыт 1. “Свойства и качества сухого песка”.
Фея : Что в стакане?
Дети: Песок.
Фея: Возьмите песок и пересыпьте его в тарелочку. Песок сыпется -значит он
Деи: Сыпучий.
Фея: Потрите песок между пальчиками. Что ощущаете? Какой песок
Дети: Шершавый.
Фея: Возьмите лупу, рассмотрите песок. Из чего состоит песок?
Дети: Из песчинок.
Фея: Как они выглядят, одинаковые или разные они?
Дети: Разные, маленькие или побольше, темные и светлые.
Фея: Песчинки скреплены между собой?
Дети: Нет, поэтому песок рассыпается.
Фея: Песок может двигаться?
Ответы детей.
Фея: Давайте проверим
Возьмите трубочки, аккуратно подуйте. Что случилось с песком?
Дети: Песок сдувается, двигается.
Фея: Где применяют движение, сыпучесть песка?
Дети: Песочных часах.
Фея: Песочные часы люди использовали в древности. Сейчас, где можно увидеть их?
Ответы детей.
Фея: Попробуйте слепить из сухого песка куличик.
Дети: Не лепится.
Вывод песок состоит из маленьких песчинок, он сыпучий, легкий, желто- оранжевый).
Опыт 2. “Свойства мокрого песка”
Фея: Налейте немного воды и размешайте ложечкой. Рассмотрите через лупу. Какой стал песок?
Дети: Мокрый, липкий, темнее.
Фея: Попробуйте слепить из мокрого песка куличик.
Почему сухой песок не лепится, мокрый – лепится?
Ответы детей, если дети затрудняются, объясняет воспитатель.
Когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга.
Фея: Сравните мокрый и сухой песок.
Дети делают вывод: Сухой песок сыпучий. Мокрый песок нельзя сыпать, но принимает любую форму, становится более тёмным.
Физминутка.
«А часы идут тик так, тик-так, в доме кто умеет так?
Это маятник в часах отбивает каждый такт.
А в часах сидит кукушка, у нее своя избушка,
Прокукует птичка время, снова спрячется за дверью.
Стрелки движутся по кругу, не касаются друг друга,
Повернемся мы с тобой против стрелки часовой.
А часы идут, идут, иногда вдруг отстают.
А бывает, что спешат, словно убежать хотят,
Если их не заведут, то они совсем встают».
Опыт 3 “Фильтр из песка”.
Есть метод очистки воды песком. Возьмите воронку, вниз положите ватный диск и насыпьте песок до половины. Налейте медленно грязную воду.
Что происходит?
Дети: Вода очищается, течёт чистая вода.
Фея: Где остаётся грязь и мусор?
Дети: Грязь и мусор остаётся на песке, а вода проходит сквозь песок.
Фея: Но воду эту нельзя пить, надо прокипятить.
Вывод: Песок-это природный фильтр, он пропускает воду, очищает.
Просмотр слайдов и комментарии детей. (Песок используют для очистки воды, в строительстве, посыпают дороги зимой, входит в состав стекла, песочнице, песочных часах, делают сувениры, применяют в медицине для лечения).
Фея Песком можно ещё рисовать. Как можно получить цветной песок.
Дети Смешать мел или краситель с песком
Фея предлагает нарисовать картинку цветным песком «Весенние цветы».
Для этого предлагается ватман, , трафареты цветов. Дети обводят трафарет весеннего цветка, затем намазывают клеем и заполняют цветным песком. Картина готова.
Фея: Вот такие красивые цветы у нас получились
Пора возвращаться в детский сад.
Подойдите к столу, где мы рисовали тропинку. В детский сад нас должен перенести легкий ветерок. Возьмите трубочки и легонько подуйте на песок. Дуть нужно не сильно, чтобы не засыпать глаза (дети берут трубочки для коктейлей, дуют на песок. Звучит спокойная музыка).
Наше путешествие закончилось. Чем оно вам понравилось ,что запомнилось?
Воспитатель предлагает вспомнить, с какими свойствами песка познакомились. (Сухой песок сыпучий, песчинки не прилипают друг к другу. На мокром песке хорошо рисовать, из него легко лепить.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_opytno_pesok.docx | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Удивитнльный мир песка"
Цель: познакомить детей со свойствами песка; обучать навыкам проведения лабораторных опытов
Задачи:
Развивать наблюдательность, смекалку, мелкую моторику руки, логическое мышление, речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.
Удетей определять физические свойства песка и делать Выводы по результатам опыта.
Воспитывать умение работать в коллективе, соблюдать меры безопасности.
Материалы и оборудование: Сухой чистый песок, вода чистая и грязная, трубочки, палочки, лупа, воронки, ватные диски, пластиковые ложечки, пластиковые тарелочки, стаканчики, клей, кисточки, цветной песок, картон, салфетки,
Предварительная работа: рассматривание книг, иллюстраций с изображением гор, песка на берегу морей, рек и озёр, изготовление цветного песка (измельчение цветного мела и смешивание с песком), изготовление заготовок для рисования. просмотр познавательных мультфильмов “Приключения Адибу”.
Словарная работа: исследователями, лаборатория, песчинки
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня у нас гости. Давайте поприветствуем их.
Дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются.
Возьмёмся за руки ,друзья!
Друг другу улыбнёмся.
Мы пожелаем всем добра
И скажем: «Здравствуй, солнце!»
Дети: Здравствуйте гости.
Воспитатель: У нас сегодня необычное занятие. Ой, к нам кто-то идет !
Фея: Здравствуйте, ребята. Я фея. А вот что за фея узнаете, если отгадаете загадку.
Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.
(Песок.)
Фея: Правильно, это песок. А я фея песка. Хочу пригласить вас к себе в гости, в страну волшебного песка. Но сначала послушайте стихотворение и правила, которые нужно соблюдать в моей стране.
Страну прошу мою любить.
В ней много волшебства.
Здесь и озера, и моря,
Пустыни и леса.
Здесь строят горы, города,
Вулканы и дома.
Фигурки оживают вдруг,
О чем-то говоря.
Твори, лепи и фантазируй.
Построй свой мир и расскажи,
Кто в нем живет, и кто с кем дружит,
И с кем бы ты хотел дружить.
Но вход в страну закрыт для тех,
Кто любит драться,
В глаза песком кидаться.
Кто не строит, а ломает,
Тот в страну не попадает.
Спасибо, вы очень внимательно меня слушали.
Теперь вы знаете, как нужно вести себя в моей стране. Хотите, ли вы отправится в путешествие в мою страну? (Ответы детей.) Чтобы попасть в волшебную страну, нужно подойти к столу с песком (дети подходят). Сейчас мы нарисуем тропинку, по которой пойдем. Я начну, (воспитатель рисует две параллельные прямые) а вы продолжайте (каждый ребенок продолжает рисовать, получается длинная тропинка). (Звучит спокойная музыка.) Вот какая у нас длинная тропинка получилась, пройдем по ней и окажемся в волшебной стране песка (дети пальчиками идут по тропинке). Вот и пришли в мою страну (музыка стихает).
Хотите быть исследователями?
Дети: Да.
Воспитатель: Кто такие исследователи?
Дети: Кто изучает, проводит исследования чего-либо.
ФЕЯ: Что будем исследовать, узнаете, если отгадаете загадку
Петя замок строит ловко
Маша торт печет ведерком,
Здесь у моря на часок
Всех детей собрал... .
Дети: Песок.
Воспитатель: Хотите узнать, насколько удивителен песок.
Дети: Да.
Фея: Как появился песок?
Дети: Под воздействием окружающей среды воды, ветра, холода и жары горы разрушались и в течение многих лет камни превращались в песок.
Воспитатель: Песок остается лежать на том же месте, где образовался?
Дети: Нет. Реки, моря своим течением постоянно выносят песчинки или вымывают из почвы, поэтому большинство песка скапливается по берегам рек, озёр и морей.
Фея: Кто был на море?
Ответы детей.
Фея: Какого цвета песок был на пляже?
Ответы детей.
Просмотр слайдов.
Посмотрите на эти картинки. Здесь собраны фотографии разноцветных пляжей со всех концов мира. Сравните песок?
Дети: оранжевый, , красный, черный, серый, белый.
Фея: Как вы думаете, почему песок на морских пляжах разный?
Ответы детей.
Фея: Всё зависит, из каких горных пород образовался песок.
Приглашаю в нашу мини-лабораторию.
Давайте наденем фартуки и шапочки
Какие правила надо соблюдать при работе с песком?
Дети:
Не тереть грязными руками глаза.
Не брать песок и грязные пальцы в рот.
Не обсыпаться.
Аккуратно работать за столом.
Фея
Какого цвета песок?
Ответы детей.
ФЕЯ: Сели за стол.
Опыт 1. “Свойства и качества сухого песка”.
Фея : Что в стакане?
Дети: Песок.
Фея: Возьмите песок и пересыпьте его в тарелочку. Песок сыпется -значит он
Деи: Сыпучий.
Фея: Потрите песок между пальчиками. Что ощущаете? Какой песок
Дети: Шершавый.
Фея: Возьмите лупу, рассмотрите песок. Из чего состоит песок?
Дети: Из песчинок.
Фея: Как они выглядят, одинаковые или разные они?
Дети: Разные, маленькие или побольше, темные и светлые.
Фея: Песчинки скреплены между собой?
Дети: Нет, поэтому песок рассыпается.
Фея: Песок может двигаться?
Ответы детей.
Фея: Давайте проверим
Возьмите трубочки, аккуратно подуйте. Что случилось с песком?
Дети: Песок сдувается, двигается.
Фея: Где применяют движение, сыпучесть песка?
Дети: Песочных часах.
Фея: Песочные часы люди использовали в древности. Сейчас, где можно увидеть их?
Ответы детей.
Фея: Попробуйте слепить из сухого песка куличик.
Дети: Не лепится.
Вывод песок состоит из маленьких песчинок, он сыпучий, легкий, желто- оранжевый).
Опыт 2. “Свойства мокрого песка”
Фея: Налейте немного воды и размешайте ложечкой. Рассмотрите через лупу. Какой стал песок?
Дети: Мокрый, липкий, темнее.
Фея: Попробуйте слепить из мокрого песка куличик.
Почему сухой песок не лепится, мокрый – лепится?
Ответы детей, если дети затрудняются, объясняет воспитатель.
Когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга.
Фея: Сравните мокрый и сухой песок.
Дети делают вывод: Сухой песок сыпучий. Мокрый песок нельзя сыпать, но принимает любую форму, становится более тёмным.
Физминутка.
«А часы идут тик так, тик-так, в доме кто умеет так?
Это маятник в часах отбивает каждый такт.
А в часах сидит кукушка, у нее своя избушка,
Прокукует птичка время, снова спрячется за дверью.
Стрелки движутся по кругу, не касаются друг друга,
Повернемся мы с тобой против стрелки часовой.
А часы идут, идут, иногда вдруг отстают.
А бывает, что спешат, словно убежать хотят,
Если их не заведут, то они совсем встают».
Опыт 3 “Фильтр из песка”.
Есть метод очистки воды песком. Возьмите воронку, вниз положите ватный диск и насыпьте песок до половины. Налейте медленно грязную воду.
Что происходит?
Дети: Вода очищается, течёт чистая вода.
Фея: Где остаётся грязь и мусор?
Дети: Грязь и мусор остаётся на песке, а вода проходит сквозь песок.
Фея: Но воду эту нельзя пить, надо прокипятить.
Вывод: Песок-это природный фильтр, он пропускает воду, очищает.
Просмотр слайдов и комментарии детей. (Песок используют для очистки воды, в строительстве, посыпают дороги зимой, входит в состав стекла, песочнице, песочных часах, делают сувениры, применяют в медицине для лечения).
Фея Песком можно ещё рисовать. Как можно получить цветной песок.
Дети Смешать мел или краситель с песком
Фея предлагает нарисовать картинку цветным песком «Весенние цветы».
Для этого предлагается ватман, , трафареты цветов. Дети обводят трафарет весеннего цветка, затем намазывают клеем и заполняют цветным песком. Картина готова.
Фея: Вот такие красивые цветы у нас получились
Пора возвращаться в детский сад.
Подойдите к столу, где мы рисовали тропинку. В детский сад нас должен перенести легкий ветерок. Возьмите трубочки и легонько подуйте на песок. Дуть нужно не сильно, чтобы не засыпать глаза (дети берут трубочки для коктейлей, дуют на песок. Звучит спокойная музыка).
Наше путешествие закончилось. Чем оно вам понравилось ,что запомнилось?
Воспитатель предлагает вспомнить, с какими свойствами песка познакомились. (Сухой песок сыпучий, песчинки не прилипают друг к другу. На мокром песке хорошо рисовать, из него легко лепить.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментированию с бумагой «Волшебница бумага» (старшая группа)
Цель: Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни. Познакомить с производством бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из б...
Конспект занятия по экспериментированию,подготовительная группа"Три задания для Иванушки"
Программное содержание:Образовательные задачи:-Обобщить знания детей разновидностей металлов, о свойствах и действия магнита.-Расширить представления детей о том, с какими предметами...
Конспект занятия по экспериментированию «Воздушный океан»
Цель занятия: Продолжать формировать представление о роли воздуха, познакомить с некоторыми его свойствами, расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Развивать с...
Занятие по экспериментированию с песком
Песок, свойства песка, изготовление куличиков....
Открытое интегрированное занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Найди радугу» (конспект ,занятия,презентация гимнастики для глаз по здоровьесберегающей технологии профессора В. Ф. Базарного
Авторская зазработка моего конспекта занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе.В занятии предложены физминутка, карточки для игр и презентация физминутка для глаз...
Конспекты занятий для 2-й младшей группы в период адаптации по ознакомлению с окружающим. Темы:"Вода"- занятие по экспериментированию, "Осень"- ознакомление с природой и рисование, "Мы уже большие"-социально-коммуникативное развитие.
Конспекты занятий для 2-й младшей группы с использованием пальчиковой гимнастики по методике Железновых и упражнений из "Кукляндии". Занятия направлены на адаптацию детей к детскому саду....
Конспект открытого комплексного занятия по экспериментированию с водой детей третьего года жизни Игра - занятие: «Играем с водой».
Знакомство детей раннего возраста со свойствами воды, учить окрашивать воду в разные цвета....