Проект организации образовательной деятельности с использованием современных технологий «Песок и его свойства»
проект (младшая группа)

Садыкова Матрена Александровна

Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит!

И не важно, что пока

Этот домик из песка!

Б. Заходер

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский  сад «Радуга» Рузаевского муниципального района

структурное подразделение «Детский сад №10 комбинированного вида»

Итоговый проект организации образовательной деятельности с использованием современных технологий

«Песок и его свойства»

Работу выполнил:

Садыкова М.А.

воспитатель первой

квалификационной категории

 

                               

Дети не любят игрушек неподвижных, законченных,  которых они не могут изменить по своему желанию …  лучшая игрушка та, которую он может заставить изменяться … для детей лучшая игрушка – куча песка».    

                                                                           (К.Д. Ушинский)

Паспорт проекта

Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит!

И не важно, что пока

Этот домик из песка!

Б. Заходер

Цель: Развитие у детей интереса к познанию и практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – песка.  

Способствовать развитию мыслительной и коммуникативной деятельности.

Развитие речи, познавательных процессов и мелкой моторики рук.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»: расширение представлений у детей о неживой природе (о песке) посредством выполнения экспериментальной деятельности;

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»: развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми; обогащение словарного запаса, развитие связной речи, коммуникативных навыков, развитие умения работать в малых группах;

Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»: приобщение детей к изобразительной деятельности, при использовании нетрадиционной техники изобразительного искусства (пескография).

Тип проекта: обучающий, исследовательский, игровой.

Продолжительность:  2 недели.

Участники проекта: воспитатель, дети второй младшей группы, родители.

Проблема:

Особые трудности дошкольники испытывали при ответах на вопросы о песке. На основании возникшей проблемной ситуации я решила,  приступить к разработке и реализации данного проекта.

Обоснование проблемы:

Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применения в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий.

Одной из таких технологий является метод проектов, который  дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит ему успешно адаптироваться к школьному обучению. В нашем детском саду во второй младшей группе проходит проект «Песок и его свойства». В ходе реализации проекта педагоги и родители познакомятся с новыми приёмами работы с песком.  Дети смогут свободно использовать знания и умения в своей детской деятельности, а не только во время специально организованных занятий.

Идея  песочницы великолепна, поскольку песок является тем удивительным природным материалом, который способен передать  ощущение разнообразия природы, и ощущение возможностей своего тела. Песочница позволяет ребёнку или целой группе детей реально строить свой личный мир, модель своего микрокосма, ощущая себя его творцом.  Песок   нередко  действует на детей  как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.  Песочница не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла. Юнг утверждал, что процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике".

В основе проекта лежат следующие принципы:

1. Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие и обеспечение  единства  воспитательных и развивающих целей и задач. 

2.  Принцип индивидуально дифференцированного подхода предполагает учет индивидуальных  особенностей каждого ребенка, а также особенностей группы в целом.

Предполагаемые результаты:

1. Ребята узнают о свойства песка.

2. Дети будут отличать, и называть характерные признаки песка.

3. Дети научатся проводить простейшие опыты.

4. Ребята будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению в мире  природы.

5. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они будут учиться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

6. У детей повысится уровень развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи.

7.Дети  получают удовольствие от  деятельность с взрослыми и  сверстниками.

Риски.

1. Низкий познавательный интерес детей.

2. Низкая информированность  родителей.

Предупреждение рисков.

Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в группе работу по разъяснению запланированных задач по проекту: «Песок и его свойства», привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.

Этапы реализации проекта:

1 этап.

  1. Выявление первоначальных знаний детей о песке.
  2. Информация для родителей о предстоящей деятельности.
  3. Подбор программно-методического обеспечения.
  4. Пополнение  предметно - развивающей среды группы.

2 этап.

 - Работа с детьми:

1.Проведение  игр с песком.

2.Проведение игровых занятий.

     3.Опытно – экспериментальная деятельность.

-  Работа с родителями:

      1.Семинар-практикум.

      2. Консультация.

- Работа с воспитателями:

1.Семинар-практикум.

На 2 этапе работа построена с целью закрепления у детей  представлений о песке, посредством игровой, коммуникативной, продуктивной, художественной деятельности.  Наряду с детьми,  прослеживается взаимосвязь с педагогами ДОУ и родителями по распространению опыта работы по развитию у дошкольников естественнонаучных представлений о песке через игровую и  экспериментальную деятельность.

 3 этап.

 Организация выставки детских работ, фотовыставка.

Предварительная работа:

  1. Подготовка оборудования для работы с песком.

Библиографический список:

ГрабенкоТ., Зинкевич –Евстегнеева Т. Чудеса на песке.

Зейц М. Пишем и рисуем на песке.

 Кузуб Н. В. Осипук Э. И. В гостях у песочной феи.

Приложения

Приложение 1. Игры с песком.

Игра с песком как способ развития  ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения.

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность. В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. В-пятых, песок  способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с гиперактивными детьми. 

Игра «Найди отгадку». Цель: Учить отгадывать загадки. Развивать  Дети должны найти отгадку   в песке.

Квохчет, кудахчет, детей созывает,

Всех под крылья свои собирает. /Курица/

Маленький, серый пушистый комок,

В лесу под деревьями скачет: прыг-скок./ Заяц/

Голодная мычит, Сытая – жует,

Всем ребяткам Молоко дает. /Корова/

Днем спит, ночью летает,  Прохожих пугает. /Сова/

Скачет зверушка, Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар и мушка. /Лягушка/

Хожу в пушистой шубе,  Живу в густом лесу.

В лесу на старом дубе орешки я грызу. /Белка/

Назовите, кого вы отгадали. (Заяц, корова, курица, сова, лягушка, белка).

А теперь мы можем поиграть с этими игрушками. Сочинить сказку и рассказать ее.

Игра «Рассели животных по домам». Цель: Развивать активную речь детей.

Песочница делится пополам, справа – скотный двор, где  живут домашние животные, а слева – лес, где живут дикие звери! По сигналу «Ищите» дети отбирают фигурки и «поселяют» животных в свои дома.                                            

В конце игры можно пересчитать, сколько диких зверей и домашних животных набрали дети.

Игра «Найди  фигуру». Цель:  Закреплять знание геометрических фигур, цвета. В  песочнице закапываются  геометрические   фигуры разного цвета и размера. Воспитатель даёт задание, дети находят нужную фигуру.

Покажите самую маленькую.

Покажите самую  большую…

Игра «Что нашёл».

Взрослый закапывает игрушку в песок, а ребенок на ощупь должен узнать и назвать игрушку.

Игра «Вершки и корешки». Цель: развивать внимание, наблюдательность, память.

Взрослый называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобное. Если корешки – прячут руки в песок, а если вершки – ставят кулачки на поверхность песка. (Морковь, помидор, лук, огурец, редис, репа, кабачок, картофель, свекла, горох).

Приложение 2 Изобразительная  деятельность, с  использованием пескографии.

Несмотря на кажущуюся простоту, работа с песком требует от детей определенных навыков: точности, аккуратности, усидчивости.


Приложение 3 

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

«Из чего состоит песок»

Цель: выяснить, из чего состоит песок.

Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.

Описание: Насыпьте песок на листок бумаги, с помощью лупы рассмотрите его.

Из чего состоит песок? (песчинок). Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую?

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

 «Теплый - холодный»

Цель: учить детей чувствовать руками разную температуру песка.

Материал: пакеты с теплым и холодным песком.

Описание: Дайте детям теплый и холодный песок, уточните, где какой и песок находится. Предложите поиграть с песком.  С  каким песком было приятнее играть?

Вывод: С  тёплым песком играть приятнее.

 «Сухой песок сыпучий»

Цель: знакомить детей со свойствами песка.

Материал: песочница, сухой песок, формочки.

Описание: Предложите сделать куличики  из сухого песка.   Не получились, рассыпались. Почему?

Вывод: сухой песок сыпучий.

«Слепим куличики»

Цель: выделить свойства мокрого песка.

Материал: песок, вода.

Описание: Предложите ребенку рассмотреть песок  Можно ли из песка лепить? Попробуйте слепить куличики из сухого песка.  Почему не получается? Пробуем слепить из влажного.

Вывод: из влажного песка можно слепить куличики.

«Чьи следы?»

Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей.

Материал: ящик с песком, совки, , детские грабли, лейки.

Описание: Сделайте с ребенком ладошками следы на мокром песке. Почему следы так хорошо видны на песке? Чьи это следы?  Чья ладошка больше? Чья меньше? Повторите эксперимент с сухим песком.

Вывод: на мокром песке следы отпечатываются хорошо, а  на сухом нет.

«Куда исчезла вода»

Цель: показать, что песок легко впитывает воду.

Материал: стаканчики с песком и водой.

Описание: в стаканчик с песком налейте воды. Потрогайте песок. Каким он стал?

Куда исчезла вода?

Вывод: вода быстро впитывается в песок.

 


Приложение 4

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Рисуем песком»

.

Ни для кого не секрет, что любой ребёнок любит играть с песком. Во многих дворах есть песочницы, и возле них всегда собираются детишки с лопаточками, ведёрками. Они подолгу могут ковыряться в песке, раскапывать, закапывать, лепить куличики. Все эти шалости для ребёнка необходимы как игра. Но почему бы любовь ребёнка с игрой в песок не применить в творческом развитии.

Рисование песком психологи относят к очень действенным методам терапии, это полезное занятие не только для детей, но и для взрослых.

Рисование песком  помогает преодолеть стрессовое  состояние у детей, развить мелкую моторику рук ребёнка.  А её развитие очень важно для ребёнка,  улучшается работа мозга, координация, память. К тому же творение из песка успокаивают нервную систему. Песок, обладая приятной текстурой, имеет свойство успокаивать и расслаблять.

Начинать работу по созданию картины нужно с мелких фрагментов. Для основы подойдет лист картона  на него копируется рисунок. Сначала наносим клей на мелкие детали, одного цвета, потом другого цвета. После того как все мелкие фрагменты рисунка будут оклеены, можно приступать к крупным деталям.

Так же, как и в случае с мелкими деталями, сначала наклеиваем песок одного цвета, потом другого цвета и так последовательно один цвет, за другим полностью  покрывая  цветным песком всю картину.  Лишний песок стряхиваем. Подобно краскам, цветной песок можно смешивать между собой в различных пропорциях.

Работа с цветным песком кропотливая, требует большого терпения, но очень интересная и нравится детям. Их привлекает сам по себе красочный цветной песок и процесс творчества, в котором они могут выразить свои эмоции, создать очаровательные картины из песка.

Рисуя песком, у малыша не возникает ощущения, что он может ошибиться и испортить рисунок. Это очень важно для ребёнка. И если вы думаете, что у вашего чада нет фантазии - поверьте, песок поможет её развить в полной мере.

 Рисование  песком приносит удовлетворение и радость. Такие занятия будут полезны не только ребёнку, но и вам. Попробуйте, возможно, вам понравится.


Приложение 5

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ИГРЫ ДЕТЕЙ С ПЕСКОМ»

Как часто мы позволяем своим детям играть с песком на детской площадке во дворе, не боясь, что после прогулки всю одежду придётся стирать? Играть  не просто с песком, а с разным песком. Ведь песок бывает и сухим и мокрым, и  от его состояния зависят и его свойства. Сухой песок не пригоден для строительства, а мокрый для пересыпания.        

А как часто вы уважаемые родители, разрешаете вашему ребёнку готовить вместе с вами, изучать различные крупы, пересыпать их из одной миски в другую, перебирать? А ведь именно с помощью рук ребенок обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде.

         В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами (а так же с крупами, мозаикой, мелкими камешками и другими сыпучими материалами) активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира. Известный педагог Мария Монтессори ещё в начале XX века говорила о том, что в процессе труда ребёнок делает себя сознательным,  с помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным.

Игры с песком   предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка: совместные  действия малыша и взрослого; действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым; самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел ребенка.

Уважаемые родители перед началом работы с песком, его необходимо просеять, а затем и прокалить в обычной домашней духовке. Песка должно быть достаточно много, поэтому после такой обработки  его насыпаем в объёмный ящик, в котором будет удобно играть ребенку.

Игры с сыпучими материалами рекомендуется проводить дома, а в летнее время можно перенести игру и на улицу. Перед занятием необходимо надеть фартук, так вы приучите  ребёнка содержать свою одежду в чистоте. Затем проведём массаж рук ребенка,  используя не только растирание рук, но и различные предметы, карандаш  с гранями,  массажный мячик и прочие приспособления.  Другой вариант - предложить ребёнку перед игрой опустить на несколько минут ладошки в ванночку с тёплой водой, а затем растереть руки полотенцем. Это стимулирует чувствительность кожи, активизирует мышцы рук.

В процессе подготовки к игре дайте ребёнку возможность многократно обследовать песок (или другой сыпучий материал). Покажите ребёнку, какие действия можно с ним производить, выполните совместные действия, направленные на преобразование песка и т. п.

Основная цель проведения  игр с песком - формирование у ребёнка представлений об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формы емкости, в которую он насыпается или накладывается.   Игры с пересыпанием песка из одной емкости в другую с помощью вспомогательного предмета или руками дают возможность малышу на собственном опыте установить свойства и особенности сухого песка или мокрого.     В процессе игр детям так же предлагается определить вес одинаковых объемов песка, находящихся в разном физическом состоянии (сухой и мокрый). Игры с песком  имеют воспитательную и образовательную направленность и призваны решать задачи, познавательного и эмоционального развития, формирования пространственной ориентировки.

Занимайтесь, играйте с детьми и получайте радость от общения с вашим ребёнком.

Приложение 6

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию

во 2 младшей группе

Путешествие  в Песочную страну

Образовательные области:

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Цель: Развивать активность и любознательность детей в процессе познавательной деятельности и игре.

Задачи:

Развивающие задачи:

• развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

• развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память;

Образовательные задачи:

• формировать представления детей о свойствах песка;

• формировать навыки экспериментирования с песком;

• обогащать тактильный опыт детей;

• активизировать словарь детей новыми словами: «влажный», «сыплется», «струйка»;

Воспитательные задачи:

• воспитывать способность сопереживать, сочувствовать;

• воспитывать аккуратность;

• вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная

Используемые современные образовательные технологии:

Игровые, проблемные, ИКТ, исследовательская, личностно – ориентированные, здоровьесберегающие, технология детского экспериментирования

Методы и приёмы:

Беседа, наблюдение, экспериментирование, игровая ситуация, творческая ситуация, погружение в звуки и образы

Демонстрационный материал:

«Домик ощущений» с песком, зонт, мультимедийное оборудование (проектор, компьютер экран), стол для работы с мокрым песком, музыкальное сопровождение (шум дождя, музыка для работы с песком), видеофрагмент мультипликационного фильма «Как львёнок и Черепаха пели песню».

Раздаточный материал:

Ёмкости с сухим песком, разноцветные камешки, влажные салфетки, кинетический песок

Активизация словаря детей: активизировать словарь детей новыми словами: «влажный», «сыплется», «струйка»

Ход занятия

Деятельность детей

Оборудование, примечания

  1. Орг. момент

Воспитатель:  

Игра — приветствие: «Здравствуй, друг».

(Установление эмоционального контакта.)

Подойди ко мне, дружок.

Соберемся все в кружок.

Мы за руки все возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

Здравствуй, друг. Здравствуй, друг.

Здравствуй, весь наш дружный круг!

Ребята, покажите свои ладошки, потрите их друг об друга. Что вы чувствуете? (тепло) Это тепло ваших добрых рук. Давайте подарим это тепло друг другу и нашим гостям. Нежно подуем на ладошки.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие. Согласны?

А вот куда мы отправимся, нам поможет узнать «волшебный домик». Просунув руку в окошечко, попробуем догадаться, что в нём. (Дети определяют на ощупь, что же там лежит).

В домике живёт песочек. А отправимся мы с вами  в Песочную страну. На чём же мы туда поедем? (варианты ответов детей)

У нас есть только ноги, поэтому мы отправимся в волшебную страну песка на «ТОП-ТОБУСЕ».

Приехали и сели за столы с  ёмкостями с сухим песком

Воспитатель:  Вот мы и в волшебной стране Песка. Давайте поздороваемся с нашим волшебным песком. Положите ладошки на песок и давайте поздороваемся каждым пальчиком. Поднимите сначала указательные пальчики и пошевелите ими, поздоровайтесь пальчиками. А теперь пошевелите средними, безымянными…

Песочек тоже хочет поздороваться с нами. Возьмите его в кулачок и медленно пересыпьте струйкой. Слышите, как он с нами разговаривает (с-с-с-с)

Песочек нам хочет что – то сказать: он не любит, когда

Кто мне скажет, какой песок на ощупь? (Холодный, мягкий).

 А как можно песочек согреть? (ответы детей). Давайте согреем песок своими руками, дадим ему частичку своего тепла. Положим его на ладошки и погладим.

 Перемешаем руками песок, перетираем между ладошками.

 Молодцы все хорошо потрудились.

А теперь давайте развеселим наш песочек. Кто мне скажет, как можно его развеселить? Пощекочем его сначала одной рукой, затем другой. А теперь двумя руками.

Поиграйте по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера.

А сейчас сожмите в руках песок крепко-крепко, потихоньку отпустите. Еще раз сожмите в руках крепко-крепко, что бы ни одна песчинка не выпала из кулачков и опять отпустите.

Что ещё можно делать с песком? (вариант ответов детей)

Я предлагаю вам порисовать на песке.

Попробуем слепить что – нибудь? А почему у нас не получается?

Ой, ребятки, что это шумит?

А вы когда – нибудь гуляли  под дождём?

А хотите?

Физкультминутка под музыку «Дождик»

Воспитатель:

Вот так дождик!! Ребятки, посмотрите, что же он сделал с нашим песочком? Намочил!

Давайте потрогаем мокрый песочек. Какой он?  

Ребята, жители Песочной страны – Львёнок и черепаха.

Давайте с ними познакомимся.

Львёнок и Черепаха просят нас сделать для них угощение – песочные пирожные.

Я предлагаю вам украсить ваши пирожные разноцветными камешками.

 Вам понравилось, ребята? Думаю, что Львёнок и черепаха  будут тоже довольны!

А что ещё вам понравилось в песочной стране?

Нам пора ехать обратно в детский сад.

Попрощаемся с жителями песочной страны.

Едем опять на топ-тобусе

дети здороваются с гостями

Дети рассаживаются

Выполняют действия с песком

Здороваются каждым пальчиком, пересыпают струйкой, греют песочек, веселят его, играют пальчиками по песку и по столу, перетирают песок, гладят, сжимают в кулачки

физкультминутка

Подходим к столу с мокрым кинетич. песком

Дети лепят пирожные и украшают их камешками

Домик ощущений

Муз.сопровождение «Топ-тобус»

Звучит тихая музыка

ЗАКАТАЕМ РУКАВА!!!!!!!

Я слышу как песочек просит не обижать его: не бросать в глазки, не брать в ротик.

Для сравнения ощущений можно предложить проделать то же упражнение на поверхности стола.

Дети должны сказать что из сухого песка нельзя лепить

На улице зима, но мы в тёплой песочной стране, в которой даже зимой бывают тёплые дожди

Шум дождя

Фрагмент мультфильма

Предложить камешки

Музыка «Топ-тобус»


Приложение 7

Мастер- класс для педагогов ДОУ

на тему ««Чудеса с песком»

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у воспитателей дошкольного образования по экспериментально-исследовательской деятельности с природным материалом;

Познакомить педагогов со свойствами песка (обычного и гидрофобного), его происхождением, использованием через исследовательскую деятельность.

Ход мастер – класса:

Педагог:

- Здравствуйте уважаемые гости! Улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение? Сегодня мы с вами побываем в волшебной стране. Она не просто волшебная – она песочная! Но чтобы попасть в нее, нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал.

Все встают, берутся за руки, повторяют за педагогом слова:

Ты в ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди,
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать,
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А еще желательно
Делать все внимательно!

Я приглашаю вас сесть на стульчики вокруг стола, на котором вас ждут удивительные предметы.

К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Рисуя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

«Здравствуй песок!»

Что ж, пришла пора поближе познакомиться с песком. А с чего начинается любое знакомство? Конечно, с приветствия. Как? Да просто различными способами дотрагиваемся до песка.

Предложить педагогам дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно — «Здороваются пальчики».

«Ладошка здоровается с песочком» — дотронутся до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной.

«Ручки радуются песочку» — перетираем песок между пальцами, ладонями.

Какой песок на ощупь?

На ощупь песок шершавый.

Что такое песок?

Песок - это полезное ископаемое, который находится в недрах земли. Люди его добывают и используют в различных целях. Но песок добывают не везде, в некоторых странах песок лежит вместо земли. И такие места называют пустынями.

Опыт «Откуда появился песок?»

Материал: камни, лист белого картона, лупа.

Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом картона.

Как вы думаете, что это сыплется?

Возьмите волшебное стекло (лупу), рассмотрите это.

Как мы получили песок?

Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

Опыт «Из чего состоит песок»

Материал: стаканчик с песком, лист белого картона, лупа.

Ход эксперимента:

Насыпьте песок на лист картона, с помощью лупы рассмотрите его.

Из чего состоит песок?

Как выглядят песчинки?

Похожи ли песчинки одна на другую?

Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много таких песчинок.

Вывод: Песок состоит из мелких камушков и кристалликов- песчинок, которые не прилипают друг к другу и имеют свою форму, величину, размер и цвет.

Упражнение «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

В нашей волшебной стране может идти необычный песочный дождик Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь. Смотрите, как это происходит.

Педагоги медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на свою ладонь, положить на песок ладонь с расставленными пальчиками и сыпать песок.

Почему у вас получился такой песочный дождь?

Потому что песок обладает свойством – сыпучесть.

Как вы думаете: может ли песок выйти из воды сухим?

Сейчас проверим!

Я со своими воспитанниками приготовила для вас необычный песок, обладающий волшебными свойствами (гидрофобный).

Гидрофобный песок – это песок, который не смачивается водой, дословно в переводе с древнегреческого гидро – вода, фобос – страх. На ощупь песок абсолютно такой же, как самый обычный песок. На самом деле это и есть обычный песок, на который нанесли гидрофобный слой некоего вещества. Можно сделать гидрофобный песок и в домашних условиях, нанеся самостоятельно на песок гидрофобную пропитку для одежды или обуви. 

Опыты с волшебным(гидрофобным) и обычном песком:

Цель: развивать творчество, фантазию, воображение, умение пальцами изображать задуманное.

Опыт №1

Материал: 2 стаканчика с водой, контейнеры с обычным и гидрофобным песком, пипетки, ложечки

«Сухой палец из воды»:

Насыпать в стакан на поверхность воды песок гидрофобный и обычный

На воде образуется песчаная плёнка, которая не тонет, в неё опускаем палец и вынимаем – он остаётся сухим!

Обычный песок опускается на дно и мутит воду.

«Вода не просачивается через гидрофобный песок»

Опыт №2

Капаем из пипетки капельки воды на гидрофобный песок – капли остаются на поверхности!

Гидрофобный песок не даёт капелькам воды опуститься на дно стаканчика.

Опыт №3

«Узоры из песка»

Засыпаем гидрофобный песок в стакан с водой – группируясь в воде в интересные структуры получаются причудливые формы, похожие на различные узоры и предметы.

Педагоги описывают их.

Обычный песок опускается на дно, становится мокрым, тяжёлым, меняет цвет и из него можно лепить.

Опыт№4

«Сухой из воды»

Вынимаем ложечкой гидрофобный песок со дна стакана с водой, он остаётся сухим!

Гидрофобный песок не мокнет!

Обычный песок остаётся мокрым.

«Прощание с песком»

В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог,

До свидания, песок. До свидания, дружок!


 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности с использованием современных технологий на тему: «Домашние животные»

уточнить знания о домашних животных, их детенышах (корова — теленок, лошадь — жеребенок, свинья — поросенок, овца — ягненок), об их назначении и пользе для человека.-продолжать знакомить с трудом сель...

Конспект образовательной деятельности с использованием современных технологий. Сказкотерапия.

В этом конспекте вы можете ознакомиться как проводить деятельность с использованием сакзкотерапии для детей младшего дошкольного возраста....

Проект непосредственной образовательной деятельности с использованием педагогической технологии здоровьясбережения в образовательной области «музыка» для старшего дошкольного возраста

Проект непосредственной образовательной деятельности с использованием педагогической технологии здоровьязбережения и образовательной области  "музыка" для старшкго дошкольного возраста....

Непрерывно Образовательная Деятельность с использованием современных технологий

Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область  «Развитие речи» Тема: «Вот какие овощи»Современные образовательные технологии:...

Организация профессиональной деятельности с использованием современных технологий.

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования п...

Консультация для родителей «Организация образовательной деятельности с использованием игровой технологии В. В. Воскобовича»

Консультация для родителей на тему «Организация образовательной деятельности с использованием игровой технологии В. В. Воскобовича»...