Консультация для воспитателей: "Эффективные методы и приемы обучения диалогу детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
консультация (старшая группа)
Руководство для педагогов для правильного построения диалоговой речи между детьми, использование игр для развития связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для педагогов, работающих с детьми ТНР | 28.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей: Эффективные методы и приемы обучения диалогу детей старшего дошкольного возраста с ОНР
2 слайд:
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.
Чтобы вести диалог, человек должен научиться правильно пользоваться всеми составляющими родного языка: его звуковой, словарной, грамматической системами.
Необходимо овладеть умением правильно выражать мысли и чувства в форме развернутого высказывания (текста), налаживать речевое взаимодействие с партнером, устанавливать с ним диалогические, личностные отношения
3 слайд:
М.М. Бахтин видел в диалоге суть бытия человека «…Два голоса-минимум жизни, минимум бытия». Как это понять? Один человек сам по себе не может существовать; все в нем - язык, сознание, чувства- возникло и живет вследствие и в процессе общения.
Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагметарной.
Для диалога характерны: разговорная лексика, краткость, недоговоренность, обрывистость, простые и сложные бессоюзные предложения , например: «Иди дай», «Машину води», «Уйди туда» ит.д.
4 слайд:
Дети, поступающие в логопедические группы, не владеют такими умениями и навыками. Они мало активны, редко являются инициаторами общения, не задают вопросы, не оречевляют ситуации. Включение таких детей в активную игровую деятельность достаточно проблематично из-за особенностей их интеллектуального развития (низкого уровня обобщений, несформированности ролевого поведения и отсутствие навыков совместной, особенно сюжетно-ролевой игры) У них наблюдается амимичность и выраженная моторная недостаточность и поведенческие расстройства.
Диалог строится с помощью разнообразных реплик:
Вопросы, чтобы запросить информацию.
Реплики-ответы, чтобы выдать информацию.
Реплики-сообщения, чтобы поделиться с собеседником мыслями, чувствами. Информацией.
Реакция на сообщение, чтобы выразить положительное или отрицательное отношение к обсуждению.
Реплики-побуждения, чтобы стимулировать собеседника.
Реакция на побуждение-выполнение действия. К которому человека побуждали. Оно может быть словесное или молчаливое. Либо отказ от выполнения действия.
Сочетание двух взаимосвязанных реплик: реплики, которые начинают диалог (стимул) и ответной реплики (реакции) называются диалогическим единством.
Выделят три вида диалогических единств-«вопрос-ответ», «сообщение-реакция на сообщение», «побуждение-реакция на побуждение».
5 слайд:
Из всего выше сказанного, у нас появляется цель: Научить детей пользоваться диалогом как формой общения. Из них вытекают следующие задачи:
Анализ Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с
Освоение стимулов | Освоение реакций | Освоение правил поведения | |
Вопрос -ответ | Умение задавать вопросы различного содержания (познавательные и социально-личностные); пользоваться вопросительными словами и местоимениями | Умение отвечать на вопросы коммуникативно целесообразно, в соответствии с темой и ситуацией общения | Умение: - задавать вопросы адресно; - не отвечать вопросом на вопрос; - не оставлять вопрос без внимания; - в общей беседе говорить по очереди |
Сообщение -реакция на сообщение | Умение сообщать собеседникам: - свое мнение, точку зрения; - новые факты; впечатления, события; - изменившиеся представления; - о выполнении обещания, сделанном; - о желаниях; намерениях; - о своих чувствах и переживаниях и т.п. | Умение толерантно реагировать на сообщения, выражать вежливо: - согласие (несогласие); - удивление; - возражение; - добавление; - разъяснение и т.д. | Умение: - сообщать о чем-либо, избегая нескромности и хвастливости; - быть сдержанным при высказывании своих чувств; - избегать категоричности в суждениях; - проявлять толерантность к другому мнению; - обмениваясь мнениями, давать возможность высказываться всем собеседниками |
Побуждение -реакция на побуждение | Умение вежливо выражать в общении со сверстниками и взрослыми: - побуждения к какому-либо действию; - просьбы, советы; - предложения; - приглашения | Умение в социально принятых формах выражать готовность к выполнению побуждения или отказываться от выполнения | Пользоваться средствами речевого этикета при выражении побуждений и реакций на побуждение |
- Слайд:
Чтобы решить все задачи, мы должны создать условия.
Правила ведения диалога:
Соблюдать очередность в разговоре.
выслушивать собеседника, не перебивая;
- поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;
- проявлять уважение и внимание к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо;
- говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;
- строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника
и чтобы оно было понятно ему.
— ознакомление с правилами речевого этикета, их назначением;
- слайд:
Наши дети не умеют длительно поддерживать диалог, соблюдать правила его поведения, недостаточно инициативны. Существуют недостатки в развитии речи.
Важен целостный подход к формированию диалогической речи, а не только обучение ответно-вопросной форме. То есть овладение диалогом невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации, без воспитания культуры речи(чистого произношения, четкой дикции, интонационной выразительности, лексической точности, грамматической грамотности.
Опыт работы по развитию диалогического общения детей, говорит о том, что на разных возрастных этапах первостепенное значение приобретает та или иная задача, и в зависимости о этого воспитатель отбирает содержание, формы и методы обучения.
9 слайд:
Методы и приемы обучения диалогу в разных видах деятельности
1. Метод словесных поручений.
2. Диалог по телефону-бабушке, маме, звонок в поликлинику и т.д
3. Речевое общение в режимных моментах.
3.Чтение художественной литературы.
Во время чтения детям даются образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют детям освоить выше сказанные правила-очередность, разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора. А также правильно использовать заучивание литературных диалогов. Например: в сказках К. Чуковского.
Интересно обыгрывать небылицы-Миша ты пирог ел.-нет не ел. А вкусный был. –Очень. Ит.д.
Вопрос - ответ | Сообщение - реакция на сообщение | Побуждение - реакция на побуждение |
Ты пирог съел? Нет, не я! А вкусный был? Очень | - Я медведя поймал! - Так веди сюда. - Не идет. - Так сам иди. - Да он меня не пускает | - Егор-Егор, укажи свой двор! - А вот мой двор, голубой забор |
Где ты, брат Иван? В горнице. А что делаешь? Помогаю Петру. А Петр что делает? Да на печи лежит | - Я хочу гулять. - Одевайся теплее, там холодно. - Я буду кататься на коньках, не замерзну | - Тит, поди молотить. - Брюхо болит. - Тит, поди кисель есть. - Где моя большая ложка? |
Общедоступная и универсальная форма речевого общения в повседневной жизни, которая используется непосредственно в общении с детьми в режимных моментах (Во время прихода детей в детский сад, умывания, одевания, прогулки, во время еды. Взрослый обращается с общими вопросами к детям, сообщениями и побуждениями.
- Для формирования навыков разговорной речи можно использовать метод словесных поручений.
10 слайд:
Интересными для обыгрывания детьми являются коротенькие фольклорные миниатюры. Тонкий юмор этих произведений раскрывается перед детьми в ходе подготовки небольших театральных этюдов, и они с удовольствием показывают друг другу и малышам сценки по мотивам этих миниатюр.
- Игры (сюжетно-ролевые, дидактические, словесные. Совместные, игры по интересам)
Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей.
Последовательность использования игр, подобранных для работы по каждому диалогическому единству, подчиняется логике развития речевых умений: от восприятия и заимствования речевых форм к самостоятельному их использованию и переносу в новые условия общения.
11-12 слайд:
Заимствование детьми форм диалогического взаимодействия происходит в дидактических и подвижных играх с готовыми диалогическими текстами. В них дети воспроизводят наизусть готовые реплики различных видов и осваивают разные диалогические единства:
единство реплик вопрос — ответ содержится в дидактических играх: «Почта», «Да-нет не говори, черное-белое не бери», «Фанты», «Вот так»; и в подвижных играх: «Глухой телефон», «Коршун», «Краски», «Птицы» и т.д.;
- взаимосвязь реплик сообщение — реакция на сообщение присутствует в играх: «Садовник», «Как у тетушки Ирины», «Колпачок», и т.д.;
- реплики из пары побуждение —реакция на побуждение представ- лены в словесных играх: «Передай письмо», «Вежливые поиски», «Волшебный ключ»; и в подвижных играх: «Змея», «Волк», «Яша», «Хлоп-хлоп, убегай!»,
Задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используются игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными (репродуктивными) репликами, но и самостоятельно построенными (продуктивными). Такие виды театральных игр, как пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений и режиссерские игры по мотивам произведений, используются для постепенного перевода детей от использования готовых реплик к построению своих.
Можно использовать народные сказки и произведения писателей: «Как лечить удава», «Хочу быть слоненком» Г. Остера, «Неладно скроен, да крепко сшит», «Божья коровка» К. Ушинского, «Спор животных» (русская народная сказка), «Приключения Мишки Ушастика» Ч. Янчарского и другие. Желание дошкольников участвовать в играх-инсценировках усиливается, если пригласить на спектакли (кукольные и игровые) детей младших групп, устроить теат
Закрепление умений детей задавать вопросы и отвечать на них происходит в таких играх, как «Да и нет», «Вопросы с подсказкой», «Запрещенные слова», «Смешинка», «Турнир знатоков», «Ты мне - я тебе».
Умения пользоваться репликами из диалогической пары сообщение — реакция на сообщение закрепляются в играх «Кто кого запутает», «Так бывает или нет?» («Небылицы»), «Ошибка», •Отгадай, кто я?», «Любимые места города» и другие. В них дети усиливают реплики, при помощи которых учатся высказывать свою точку зрения, суждение, мнение и т.п., а также реагировать ил высказывание собеседника, доказывать свою правоту, проявлять терпение.
13 слайд: Д/И, словесные игры.
- Работа с закрытой картинкой
Цель: работы с закрытой картиной или спрятанным предметом — научить детей задавать вопросы
В ситуации, когда дети не видят картинку или предмет, их речь (вопросы), обращенная к педагогу, оказывается максимально мотивированной.
Можно использовать можно использовать картинку с действующим персонажем (девочка бросает мяч, мальчик бежит и т. п.) или предмет сложной формы с большим количеством деталей.
В подготовительной группе появляются вопросы о месте действия: «Где стоит девочка? Где стоит медведь? Что расположено справа (слева)? Что находится рядом слева (справа)? Какое время года? Какая погода? Есть солнце (облака) или нет?»
Можно использовать сигнальную систему.
В качестве сигнальной системы можно использовать лист бумаги с изображенными символами (в центре, внизу слева, вверху справа, вверху в центре и т. д.) или фланелеграф и кружки, обозначающие место предмета на картинке (синие кружки — верх (небо), зеленые — низ (травка, земля)).
Если ребенок в процессе рисования что-то забыл, он может или использовать сигналы, или подойти со своим рисунком к фланелеграфу и задать педагогу вопрос, показывая на кружок (место предмета) на листе бумаги: «Напомните мне, что нарисовано слева внизу?» И т. д.
При систематической работе с сигнальной системой у детей развиваются пространственное восприятие, память, разговорная речь.
В подготовительной группе можно использовать прием «Маленький учитель» для развития самостоятельности и активности детей при работе с закрытой картинкой
После выполнения детьми рисунка или лепки обязательно производится анализ работ малышей: сопоставление их с оригиналом и между собой.
Дети сравнивают свои рисунки с картинкой: «Я нарисовал все правильно (точно)... У меня есть ошибки...»
ВЫВОД
Таким образом, игры, подобранные для развития диалогической речи, рассчитаны на то, чтобы:
1) формировать у детей умения пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (правила очередности и тематического единства реплик);
2) отражать естественную логику формирования речевых умений: от восприятия и заимствования образцов диалогических реплик к их использованию в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческому переносу усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику.
Использование игр для развития диалогической речи детей не исключает разговоров и бесед воспитателя с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста
Развитие творческого потенциала личности ребенка происходит в различных видах изобразительной деятельности и осуществляется с раннего детства....
Консультация для воспитателей: Эффективные методы и приемы обучения диалогу детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Чтобы вести диалог, человек должен научиться правильно пользоваться всеми составл...
Методы и приемы обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста
Методы и приемы обучения рисованию детей младшего дошкольного возрастаРазвитие творческого потенциала личности ребенка происходит в различных видах изобразительной деятельности и осуществляется с ранн...
Методы и приемы обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста
Развитие творческого потенциала личности ребенка происходит в различных видах изобразительной деятельности и осуществляется с раннего детства. Дошкольник под руководством педагога овладевает процессом...
«Вариативное использование нетрадиционных методов и приемов развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного об...
Рабочая программа «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ у детей старшего дошкольного возраста». (старшая группа, возраст детей 5-7 лет).
Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшей группы в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и...
Консультация для педагогов "Методы и приемы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовать так, чтобы труд перекликался с игрой, был ее основной частью....