КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Способы урегулирования межличностных конфликтов у дошкольников»
консультация

Для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx371.32 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ БГО Детский сад №21 комбинированного вида

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для педагогов

«Способы урегулирования межличностных конфликтов

у дошкольников»

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0a88/0015c8ef-4234821a/8/hello_html_34de118e.jpg

2022

Способы урегулирования межличностных конфликтов

у дошкольников.

В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и большинство детских ссор обычно разрешаются сами собой. Небольшие стычки – это естественные явления жизни, первые уроки взаимодействия со сверстниками, с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Им нужно научиться самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.http://xn--j1abiaeq3i.xn--80achbdub6dfjh.xn--p1ai/upload/images/public/%D0%93%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D1%8B/%D0%93%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0%206/2%20(1).jpg

В исследованиях были выделены следующие способы воздействия детей на других участников игрового конфликта:

1. «Физическое воздействие» — сюда включены такие действия, когда дети, особенно младшие, толкают друг друга, дерутся, а также отнимают игрушки, разбрасывают их, занимают чужое место в игре и т. д.

2. «Опосредованное воздействие» — в этом случае ребенок воздействует на соперника через других людей. Сюда отнесены жалобы на сверстника воспитателю, плач, крик с целью привлечь внимание взрослого, а также воздействие с помощью других детей, вовлекаемых в конфликт для подтверждения своих притязаний.

3. «Психологическое воздействие» — сюда отнесены такие способы воздействия на соперника, которые адресованы непосредственно ему, но осуществляется это на уровне плача, крика, топанья ногами, гримасничанья и т. д., когда ребенок не объясняет своих притязаний, а оказывает на соперника определенное психологическое давление.

4. «Словесное воздействие» — в данном случае средством воздействия является уже речь, но это главным образом различные указания сопернику, что он должен делать или чего он делать не должен. Это высказывания типа «Отдай», «Уходи», своеобразная маркировка собственных действий — «Я буду врачом», отказ выполнять требуемое партнером действие, а также вопросы, требующие конкретного ответа, например, «Куда ты дел машину?». В последнем случае сверстник также должен выполнить определенное действие, но уже не предметное, а речевое.http://xn--j1abiaeq3i.xn--80achbdub6dfjh.xn--p1ai/upload/images/public/%D0%93%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D1%8B/%D0%93%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0%206/1(1).jpg

5. «Угрозы и санкции» — сюда отнесены такие высказывания, в которых дети предупреждают соперников о возможных негативных последствиях их действий, например, «А я расскажу»; угрозы разрушения игры — «Я с вами не буду играть»;угрозы разрыва отношений в целом — «Я с тобой больше не дружу», а также различные междометия и слова, произносимые с угрожающей интонацией: «Ну!», «Ах, так!», «Понял?» и т. п.

6. «Аргументы» — сюда отнесены высказывания, с помощью которых дети пытаются объяснить, обосновать свои притязания или показать неправомерность притязаний соперников. Это высказывания типа «Я первый», «Это мое», заявления о своем желании — «Я тоже хочу», апелляция к своему положению в игре — «Я учительница и знаю, как надо учить», риторические вопросы типа «Зачем ты все разломал?», «Чего ты сюда пришел?», в которых явно просматривается негативная оценка действий партнера, а также прямые оценки своих действий и действий соперников («Ты не умеешь играть», «Я лучше знаю, как надо лечить») и разнообразные обидные прозвища, дразнилки и т. д. В эту же группу отнесены и случаи, когда дети пытаются апеллировать к определенным правилам, например, «Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым» и т. д.

Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей взаимодействию с другими людьми, умению выражать свои желания, выслушивать желания другого, договариваться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта).

Нужно учить детей объяснять друг другу, чего они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения.

Два способа разрешения конфликта:

  1. Деструктивный – «Уйду, и не буду с ним играть», «Сам буду играть», «Позову воспитателя, и она заставит всех играть», «Всех побью и заставлю играть».
  2. Конструктивный – «Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть».

В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.

Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии: http://xn--j1abiaeq3i.xn--80achbdub6dfjh.xn--p1ai/upload/images/public/%D0%93%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D1%8B/%D0%93%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0%206/3.jpg

1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин. Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей».

2. Оценка целей конфликтной ситуации: утверждение личных притязаний; навязывание своего стиля поведения; умаление достоинств другой стороны; корыстные устремления. Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны.

3. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции. Педагог должен подавить собственные и детские отрицательные эмоции. Воспитатель может использовать позитивное сообщение, которое включает в себя:

- описание произведенного действия («Когда ты…»);

- описание возможного или неизбежного результата этого действия («Может случиться, что…»);

- предложение альтернативного варианта поведения («Лучше…»).

4. Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации:

- применить меры воспитательного воздействия (учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями; оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть; вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску);

- выдвинуть определенные жесткие требования;

- указать на необходимость придерживаться установленных определенных норм поведения не только в период пребывания в детском саду, но и в повседневной жизни.

5. Оценка особенностей участников конфликта.

6. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации. Если проблему нельзя решить «сходу», то определить время и присутствие посредника – родителя, психолога, сменного воспитателя.

При решении конфликтных ситуаций воспитатель должен применять технику активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка. Активно слушать – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Воспитатель принимает позу «глаза в глаза», настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства (т.е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка). Педагог показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его инфо рмацию, старается поставить себя на его место. Важно в беседе держать паузу – это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.C:\Users\User\Desktop\16-06-2022_18-15-06\дети-ссорятся-с-другом-158023456 (1).jpg

В психологии существуют разнообразные  методы коррекции и развития взаимоотношений дошкольников в группе:

  • Игротерапия.

Игра является универсальным средством коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста. Именно через игру, можно решить проблемы замкнутости, агрессивности, скованности, а также двигательное  раскрепощение   детей; игры обучающие сотрудничеству и уважению прав окружающих.

  • Тематическая беседа.

Необходимо обучать понимать свои чувства. Это можно делать как при помощи игр, так и процессе беседы на чувстве гнева можно заострить особое внимание, поговорив с детьми о физических ощущениях, связанных с ним.

В результате такой работы дети научаются понимать свои чувства, эмоциональные состояния. Подобную работу следует практиковать в понимании, ощущении ребенком и других своих чувств, как позитивных, так и негативных.C:\Users\User\Desktop\16-06-2022_18-15-06\depositphotos_65406489-stock-illustration-cartoon-angry-boy.jpg

  • Сказкотерапия или психотерапевтические истории для детей.

Сказка помогает сформировать адекватную «Я» – концепцию ребенка с проблемами, систематизировать хаос, который находиться внутри ребенка. Сказкотерапия может проводиться индивидуально и в группе с использованием разнообразных форм сказкотерапии (песочницы, куклы, волшебные краски, костюмы и т.д.).

  • Проигрывание ситуаций с последующим их анализом. Этот метод работы помогает научиться понимать не только свои чувства, но и чувства других, хотя поначалу он бывает очень сложен, т.к. дети должны приобрести умение проигрывать ситуацию.
  • Метод рисунка.

Он направлен на снижение эмоционального  напряжения, развитие способности понимать и адекватно выражать свое эмоциональное состояние.

  • Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

Позволяет дошкольнику уйти из-под власти конфликта, восстанавливая тем самым свою социальную гибкость. Это помогает ребенку вовремя снизить тон, регулировать свои эмоции и поведение, вместо того,  чтобы отреагировать на нее обидой и уходом от общения.C:\Users\User\Desktop\16-06-2022_18-15-06\kidslittle-boys-girls-standing-holding-260nw-1865601889.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медиация в ДОУ: первые шаги в приобщении дошкольников и их родителей к альтернативным способам урегулирования конфликтов.

Службы школьной медиации новое актуальное направление в современном образовании. Техники и методики помощи в разрешении конфликтных ситуаций актуальны, конечно, и для таких образовательных организаций...

Способы урегулирования межличностных конфликтов у дошкольников

С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте &nda...

Рекомендации педагогам по развитию межличностных отношений у дошкольников во время организации сюжетно-ролевой игры

Рекомендации педагогам по развитию межличностных отношений у дошкольников во время организации сюжетно-ролевой игры....

Влияние игры на развитие межличностных отношений дошкольников (консультация для педагогов)

Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Игра  воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике ...

Мастер - класс для педагогов ДОУ по теме: «Формирование межличностных взаимоотношений дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»

          Цель:Повышение педагогической компетенции воспитателей в    формировании положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со с...

Консультация на тему « Медиация в ОУ - первые шаги в приобщении дошкольников и родителей к альтернативным способам урегулирования конфликтов»

Консультация на тему « Медиация в ОУ - первые шаги в приобщении дошкольников и родителей к альтернативным способам урегулирования конфликтов»...

Девиантное поведение дошкольников на занятиях физической культурой в детском саду. Причины проявления. Влияние на других детей. Способы урегулирования.

Девиантное поведение – это поведение, отличающееся от общепринятых социальных норм. Это несвойственное и нетипичное для большинства людей поведение, которое проявляется самыми разными способами ...