Медиация в ДОУ: первые шаги в приобщении дошкольников и их родителей к альтернативным способам урегулирования конфликтов.
методическая разработка (старшая группа) на тему
Службы школьной медиации новое актуальное направление в современном образовании. Техники и методики помощи в разрешении конфликтных ситуаций актуальны, конечно, и для таких образовательных организаций, как детский сад. Здесь конфликты между участниками образовательного процесса далеко не редксоть. Служба медиации, специалисты в этой сфере, методы, используемые в данной сфере - новый ресурс для создания благоприятной атмосферы как среди детей, так и среди взрослых участников образовательного процесса. В 2015 - 2016 учебном году в ДОУ № 51 города Санкт-Петербурга была проведена совместно с ППМС центром Василеостровского района работа по разрешению конфликта, разворачивовшегося на протяжении двух лет. Психологической службой ДОУ были предпреняты следующие шаги:
1. Собрана информация о противоречиях у родителей-участников конфликта, у воспитателей.
2. Проведены наблюдения за поведением детей в группе (так как причиной конфликта стороны считали поведение одного из воспитанников).
3. Сделан запрос в районный ППМС центр с просьбой о привлечении специалиста районной службы медиации. Получено согласие ППМС центра на проведение медиации в ДОУ с участием внешнего медиатора.
4. Проведена предварительная консультация для обеих сторон конфликта по предстоящей медиации.
5. Медиация с участием обеих сторон конфликта, педагогом-психологом ДОУ, медиатором ППМС центра. Сформулировано соглашение и рекомендации воспитателям и администрации ДОУ, родителям воспитанников, педагогу-психологу ДОУ.
6. Совсместно с администрацией ДОУ разработан ряд мероприятий: - ведение воспитателями "дневника конфликтов и споров" между воспитанниками;
- задания для родителей - создание совместно с ребенком мини-книжки о настоящей дружбе;
- проведение педагогом-психологом ДОУ программы "Споры, ссоры, примерения" по профилактике конфликтов между детьми в группе и формированию коммуникативных навыков у детей, позволяющих договариваться между собой, понимать другую сторону конфликта.
7. Были получены следующие результаты: - воспитатели стали более внимательны к "острым" ситуациям между детьми, а также стали проявлять больше креативности, помогая детям в разрешении конфликтных ситуаций; - у ребят была выявлена положительная динамика в умении управлять своим поведением; - некоторые воспитанники начали в игровых ситуациях и на занятиях проговаривать свои чувства, спрашивать о чувствах и желаниях других ребят, пробовать договариваться.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Хронические» конфликты в ДОУ Не все конфликты удается разрешить стандартными способами Приглашение «внешнего» медиатора позволило Дать родителям еще раз почувствовать заинтересованность ДОУ в решении конфликта, сочувствие и внимание к участникам; Познакомить не только активных участников, но и других родителей с работой службы медиации, как с ресурсом; Выявить всех, включенных в ситуацию, и обозначить возможный вклад каждого в урегулирование конфликта.
ДО Представление о конфл иктной ситуации в группе до медиации Одна сторона конфликта - все родители в группе считают Артема неадекватным и хотят, чтобы его убрали; Семья Артема тоже неадекватна и с ней невозможно ни о чем договориться; И дети, и взрослые считают, что все плохое в группе происходит по вине Артема; Вторая сторона конфликта – некоторые родители настраивают своих детей против Артема, обвиняют его в том, чего он не делал и провоцируют на «плохое» поведение. Единственный способ спасти Артема – уйти в другой сад.
ПОСЛЕ Представление, о конфликтной ситуации, сложившееся у участников в ходе медиации Несколько ребят в группе могут «плохо себя вести». У каждого из них есть на то причина – семейная ситуация, особенности воспитания, состояние здоровья и др. Воспитатели не всегда своевременно доносят информацию о том, что случилось в течении дня. Всем родителям хотелось бы больше внимания с их стороны к происходящему с детьми. Детей, воспитателей и родителей необходимо снабдить ненасильственными способами разрешения конфликтов и выражения негативных эмоций. Сами родители в группе должны обсудить некоторые вопросы и, по-возможности , дома с детьми ввести одинаковые правила (например, в отношении мата).
По результатам медиации определены следующие направления работы Безопасное проявление негативных эмоций; Ненасильственное разрешение конфликтных ситуаций; Внимание к острым, конфликтогенным ситуациям + понимание поступков детей; Введение правил сотрудничества; Трансляция ценности дружбы и примирения; Предотвращение, перехватывание возможных конфликтов; Формирование саморегуляции у детей С ВОСПИТАТЕЛЯМИ С РОДИТЕЛЯМИ С ДЕТЬМИ
Детский сад – СШМ младший брат – особенности и возможности Необходимо и возможно больше привлекать родителей – и с целью профилактики, и в помощь при разрешении конфликтов; Формирование предпосылок для урегулирования конфликтов – признание, что конфликты - часть нашей жизни, готовности к сотрудничеству и поиску решений, профилактике соответствующих страхов; Роль, которую в школе выполняет медиатор-ровесник не способен пока выполнять дошколенок, но может быть активным участников в разрешении споров и ссор при ведущей позиции взрослого.
Воспитатели на службе у медиации Ведение дневника «острых» ситуаций; Проигрывание этих ситуаций перед детьми, с помощью героев; Участие в тренинге «ОН – ИЗ РУК ВОН» - актуализация арсенала занимательных ходов в работе с детьми с нарушением пов.сферы ; Поддержание и повторение в течении дня игровых ходов и навыков, полученных детьми на занятиях с психологом; Организация и проведение работы с родителями – проект «Моя книга о дружбе». Тема дружбы, ссор, споров в книгах, фольклоре, занятиях
Родители на службе у медиации Поиск вместе с ребенком мультиков, стихов, рассказов о дружбе и ссорах; Совместное участие в проекте по созданию «Моей книги о дружбе» Участие в тренинге для родителей: «Как помочь ребенку успешным в общении стать?»
Игровые занятия с детьми Ой и Ай Игровое моделирование конфликтных ситуаций Как-то вместе Ой и Ай заварить решили чай. Ай сказал: «Я первым буду! Я про сахар не забуду!» Ой сказал: «Нет! Первый я! А нето мы не друзья!» Ай толкнул немножко Оя . Ой того облил водою. В общем дрались и толкались, так без чая и остались. Подскажите, как им быть? Как чайку-то им попить? Ну, не ссорьтесь! Помиритесь! Поскорей договоритесь! Ой: «Не хочу я с ним дружить! Он мне должен уступить!» Ай: «Тоже с ним дружить не буду! Пусть вернет назад посуду!» Лучше весело играть, чем сердиться и ворчать! Лучше петь и танцевать, чем друг друга обижать! Лучше вместе мирно жить, чем друг друга больно бить – Вы же можете словами все друг другу объяснить!
«Нет, первый я! А нето мы не друзья!» Отреагирование эмоций; Актуализация тех знаний, которые у детей есть «в пассиве» – научи другого; Возможность посмотреть на ситуацию со стороны и увидеть, в чем ресурс и каковы мотивы участников; Возможность безопасно несколько раз прожить значимую острую ситуацию; Самостоятельный поиск способов урегулирования ситуации в игровом режиме с участием посредника.
Тема – дружба и ссоры Занятие начинается с разминки А ты когда-нибудь ссорился? Из-за чего? Чем друга порадовать? Из-за чего ссоры и драки случаются? Как быть, если не хочешь делиться? Как быть, если на кого-то рассердился? Что любит твой друг?
Формирование коммуникативных навыков - закрепление полученного опыта Как нам всем вместе задание выполнить и мир сохранить? А если нам понадобиться один и тот же фломастер? А если нам всем вместе будет не разместиться вокруг стола? А если кто-то случайно толкнет? А если кто-то первый фломастер возьмет?
Социально приемлемое выражение негативных эмоций Игры на противостояние-сопротивление – Ловишки ; Станция « Обзывалкино » - речь формируем, мебелью (овощами, транспортом…) обзываться тренируемся;
Игры-помощники, старые знакомые Игры на саморегуляцию, удержание запрета – «Зеркало», Паровоз Релаксация
Это только начало!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«LEGO - конструирование и робототехника в ДОУ - первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству»
Адаптации конструкторов нового поколения: Lego Wedo, программируемых конструкторов RoboKids в образовательный процесс ДОУ для детей старшего дошкольного возраста....
Первые шаги в профориентации дошкольников. Анкета для родителей (законных представителей)
Образовательная деятельность в дошкольном учреждении предусматривает развитие ребенка в соответствии с его интересами, индивидуальными особенностями и склонностями, а также предусматривае...
Консультация для родителей На тему: «Робототехника в современном ДОУ — первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству»
Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности – вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые зад...
Мастер-класс для родителей «Лего-конструирования и робототехника в ДОУ - первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству»
Дошкольный возраст — это важный период развития всех психических функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений. В развитии мышления дошкольника существенную рол...
Анкета для родителей «Первые шаги в профориентации дошкольников»
Анкета для родителей «Первые шаги в профориентации дошкольников»...
Консультация на тему « Медиация в ОУ - первые шаги в приобщении дошкольников и родителей к альтернативным способам урегулирования конфликтов»
Консультация на тему « Медиация в ОУ - первые шаги в приобщении дошкольников и родителей к альтернативным способам урегулирования конфликтов»...
Буклет "Первые шаги в профориентации дошкольников"
Советы родителям по формированию представлений о профессиях у детей...