Альтернативная коммуникация в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью
материал
Опыт работы с детьми с интелектуальной недостаточностью по использованию альтернативной коммуникации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alternaivnaya_komuikatsiya_.docx | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
PECS – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточками, система является научно доказанной и исходя из изученного нами опыта, у неговорящих детей может появиться вербальная речь на 4 этапе, а может и не появиться, но тогда у ребенка остается альбом, как средство коммуникации. Система PECS подходит для людей с любыми нарушениями вербальной речи, не зависимо от нозологической категории. Эта система подходит для детей , которые совершенно не готовы к коммуникации. Наши дети мало того, что не имеют возможности коммуницировать, они еще и психологически не готовы к общению и взаимодействию. Для того чтобы начать использовать систему от ребенка не требуется умение различать картинки, он не должен уметь поддерживать глазной контакт или понимать обращенную речь. Нам нужно от ребенка чтобы он чего –ни будь хотел, (нужно найти хотя бы один мотивационный стимул) и мог физически взять карточку со стола в руку. Основная подготовка к использованию системы у нас заключалась в поиске стимулов, наиболее значимых для ребенка. Важным условием для обучения с помощью карточек является наличие у ребёнка собственного желания что-то получить или сделать, то есть наличие мотива деятельности. Сначала мы определяли круг интересов каждого ребенка, выявляли те предметы и действия, которые он обычно предпочитает. Иногда было трудно найти такой стимул, ребенок долгое время не проявлял никакой активности, казалось, что ребенка ничего не интересует, он просто бегает, или ломает постройки. Даже в таком поведении мы отмечаем для себя что ребенок любит бегать, и любит бросать кубики. Именно эти стимулы, изображаем на мотивационных карточках.
Для того чтобы выяснить что любит ребенок мы
1. Наблюдали за детьми в свободное время
2. Беседовали с родителями для получения информации.
3. периодически пополняли мотивационные карточки, проводили систематическое тестирование мотивационных стимулов, так как любой стимул приедается со временем.
После того, как стимулы были определенны, мы перешли к подготовке материалов. В прошлом году на группе был изготовлен планшет с липучками для прикрепления карточек. Карточки заламинировали для того, чтобы дольше служили. Чтобы карточки были понятны детям нашей группы, более узнаваемы, их сделали в виде фотографий. Карточки получились яркими, привлекательными, понятными для детей с нарушением интеллекта. Наши карточки –помощники крупнее размером, чем обычные карточки PECS, так как в группе есть дети имеющие проблемы со зрением. Предметы и лица на них легко узнаваемы, различаемы. Помимо того что у нас есть готовый комплект карточек, мы постоянно пополняем их, есть такие расходные карточки, которые нужны буквально на день. Например ребенок пришел из дома с половинкой апельсина и его на сегодняшний день ничего больше не интересует, быстро на плотный картон приклеивается карточка с апельсином, стимул готов. Карточки можно распечатать, можно вырезать и приклеить на картон изображение с упаковки любимого лакомства ребенка. Тесть изготовление карточки это не всегда долго и затратно, можно использовать такие бюджетные варианты. Можно использовать объемную фигуру, это тоже допускается в системе PECS, чтобы предмет ощущался на ощупь. Мы адаптируем карточки, чтобы нашим детям было удобно захватить ее со стола, Например ламинированную карточку сложно взять со стола, но когда к карточке приклеена липучка, то ее взять довольно просто. Как вариант карточек мы используем крышечки с липучкой, это может быть любая объемная фигура: картонная , пластиковая крышка, кубик и т.д. если у ребенка много самостимуляций, можно уплотнить карточку, приклеив ее на толстый картон
Еще мы в своей работе используем рамку от фотографий, она может быть любого размера удобного для вас, у на с а4. На нижних уголках рамки приклеены липучки для карточек. Предъявляем рамку фронтально, сами смотрим через рамку на ребенка. Озвучиваем картинки, т.е. произносим к примеру чашки – платок, если у ребенка нет указательного жеста, мы ориентируемся на взгляд, внимательно смотрим за взглядом ребенка, куда он направлен. Для того чтобы была чистота эксперимента, мы меняем местами карточки и опять озвучиваем. Таких проб мы должны провести минимум 7 – 8, чтобы мы понимали что хочет ребенок. Для чего это используется, во первых это используется на этапе поиска стимулов. Для того чтобы ребенку было интересно заниматься, он должен заниматься не тем, что интересно нам, а тем что интересно ему.
Эту рамку мы используем еще для формирования ответа да – нет. Мы уже знаем, выяснили на этапе поиска стимулов, что ребенок любит. В прозрачной коробке находится этот предмет. Спрашиваем ребенка: что ты хочешь, шарик? Сначала обучаем, стимулируем ребенка посмотреть на карточку да, подносим предмет к карточке. И опять исключаем привычное расположение карточек, меняем их местами. Тоже самое с карточкой нет. Спрашиваем: ты хочешь салфетку – нет. Подносим предмет к нужной карточке. Таким образом учим ребенка отвечать на вопросы да и нет.
Как мы работаем на первом этапе. Здесь мы учим ребенка что ни будь просить. Например: ребенок любит мыльные пузыри. Я беру пузыри и дую. Мы ничего не говорим, не обращаемся к ребенку, не спрашиваем что ты хочешь, нам важна инициатива ребенка. Ребенок делает попытку дотянуться до пузырей, помощник ничего не говоря, с полной физической помощью, помогает ему взять карточку, это мгновенно делается, чтобы передать ее собеседнику. Собеседник открывает навстречу руку, кода карточка уже переносится. Т.е. я не держу руку перед ребенком, но открываю ее когда он готов отдать карточку. Ка только мы получили карточку в руки, мы говорим «пузыри» и ребенок получает свое поощрение, без секундной задержки. Если ребенок успеет до того как вы отдали стимул качнуться, почесаться, он не поймет, что мы простимулировали, то что он карточку передал или то что он почесался. Исходя их нашего опыта, помощнику лучше находится в положении стоя за ребенком, некоторые дети бьют затылком если им что то не нравится. что бы обезопасить себя, лучше находится выше этого уровня. Очень важно установление руководящего контроля. Т. е. среда должна быть обедненной, мы убираем из доступа ребенка все стимулы, они находятся у взрослого. Что бы их получить ребенок должен их попросить. И ограничиваем по таймеру время игры ребенка со стимулом. Например бросаешь кубики ровно минуту. Ограничиваем так же количество кубиков. К примеру 5 кубиков. Всегда заканчиваем заниматься на положительном моменте.
Мы в своей практике используем визуальную поддержку. Это не только картинки, сюда входит абсолютно все, что помогает осуществлять коммуникацию посредством зрительного анализатора. С помощью визуальной поддержки мы делаем мир для ребенка более понятным, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, для того чтобы не повышалось чувство тревожности. В коммуникативной книги у ребенка визуального расписания быть не должно, там находится только то, что нужно ребенку, а расписание это то что хотим мы.
В детском саду в любой группе пространства изолированы и понятны детям. Дети знают где спальня, игровая, туалетная комната и раздевалка. Мы используем ярлыки на непрозрачных контейнерах с игрушками, детям понятно что где находится. Используем фото на стульчиках и индивидуальных шкафчиках. Пробовали использовать изоленту, приклеивали на стол, чтобы ограничить ребенку пространство, чтобы он понял, что твои руки находятся здесь. Чтобы не нарушал пространство ребенка, сидящего за одним столом.
Также мы используем визуальное групповое расписание, которое сообщает ребенку, что произойдет дальше и в какой последовательности. На липучке размещаются фотографии которые изображают определенные виды деятельности и режимные моменты, которые будут происходить сегодня. Текущий момент деятельности обозначается стрелочкой. Расписание располагается на постоянном месте (на стене в группе). Также мы используем в своей работе фотографии меню, календарь погоды в фотографиях и индивидуальную визуальную поддержку на шкафчике с одеждой. Для занятий есть индивидуальное расписание. Оно небольшое, мобильное и ребенок самостоятельно может менять в нем последовательность заданий.
Наиболее простой вариант визуального расписания - планшет «сначала-
потом»: простая последовательность действий (событий) из двух элементов, выполнил задание – получил игрушку. Сначала всегда берем не очень мотивирующее действие, а потом уже подкрепляющее. Т.е. поработал, получил зарплату.
Также используем рутину – в таком расписании не меняется структура. Т.е. технологические карты определенного действия: мытье рук, посещение туалета.
Вводим карточки разрешающие и запрещающие определенное действие. Используем самодельный таймер, с помощью которого учим ждать ребенка или готовим к тому, что ему нужно расстаться с какой ни будь деятельностью . Говорим жди, и отклеиваем кружочки, переклеиваем на обратную сторону. Чем хорош такой таймер, тем что мы сами можем регулировать время ожидания. Мы не можем
Опыт работы показал, что работа по системе PECS помогает преодолеть многие трудности в процессе их взаимодействия с социальным окружением при условии систематического, последовательного обучения. У ребенка повышается чувство заинтересованности, особенно, когда выполняемые задания доставляют радость и чувство удовлетворения, соответствуют возможностям ребенка.
Работа трудная, но интересная. Мы пока находимся на начальных этапах работы. Один ребенок понимает и выполняет задания по 3 этапа. Остальные дети на первом..
Итоги работы позволяют констатировать, что в результате введения расписаний положительная динамика относительно начальных показателей есть. Мы маленькими шажками двигаемся в правильном направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме: «Использование техники пластилинографии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Данный материал будет интересен педагогам коррекционно-образовательных дошкольных учреждений....
Внедрение технологии альтернативной коммуникации в работу с детьми с ТМНР
Методическая разработка для педогогов, работающих с неговорящими детьми с особыми образовательными потребностями....
Технология составления портфолио в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Составление портфолио дошкольника в ДОУ....
Народные игры в системе оздоровительной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью
Статья предназначена для педагогов коррекционных дошкольных учреждений, а так же для родителей детей с задержкой развития....
Коррекционные возможности игры в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью (из опыта работы учителя-дефектолога)
Представлены особенности работы по развитию игровой деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями. описаны игрушки , практические советы учителя-дефектолога по формированию игрового поведения у...
Альтернативная коммуникация в работе с детьми с РАС.
Альтернативная коммуникация в работе с детьми с РАС....
Презентация к Мастер-классу "Альтернативная коммуникация в работе с детьми с РАС"
Презентация об использовании альтернативных средств коммуникации. Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время растёт количество детей, имеющих такие нарушения развития, при которых речь л...